Мухаккимиты
Мухаккими́ты (араб. .mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}
مُحَكِّمة — предоставляющие решение [Аллаху]) — одно из ранних хариджитских течений. Получили такое название из-за того, что они отвергли третейский суд между Али ибн Абу Талибом и Муавией ибн Абу Суфьяном и выдвинули лозунг: «Решение (хукм) принадлежит только Аллаху!». Некоторые суннитские ересиографы считают мухаккимитов отступниками и неверующими. Ибн Тахир аль-Багдади писал, что религией (дин) мухаккимитов является признание неверующими Усмана ибн Аффана, Али, Муавии, их соратников, третейских судей и всех мусульман-грешников.
Ранние мухаккимиты это те, кто выступили против халифа Али ибн Абу Талиба и собрались в местечке Харура (от того и другое прозвище хариджитов —харуриты) близ Куфы (совр. Ирак). Лидерами мухаккимитов были Абдуллах ибн аль-Кавва, ’Аттар ибн аль-А’вар, Абдуллах ибн Вахб ар-Расиби, ’Урва ибн Худайр, Язид ибн ’Асим аль-Мухариби и Харкус ибн Зубайр аль-Баджали (Зу-с-Судаййа). Они были во главе 12 тысячного войска, которое сражалось против Али при Нахраване и потерпели поражение[1].
Мухаккимиты и ибадиты |
Ибадиты — единственная, сохранившаяся до наших дней группа, которая связывает своё происхождения с мухаккимитами. По мнению ведущих учёных из числа ибадитов, все претензии в адрес мухаккимитов, такие как обвинение ими в неверии своих противников из числа мусульман, включая Али ибн Абу Талиба, как и их причастность к его, так и Абдуллаха ибн Хаббаба убийству необоснованны. Авторы этих преступлений — Мисар аль-Фидаки и Абдуррахман ибн Мульджам не были связаны с мухаккимитами и людьми из Нахравана — Мисар аль-Фидаки пытался со своим отрядом присоединиться к мухаккимитам, но был изгнан лидером мухаккимитов Абдуллахом ибн Вахбом ар-Расиби, когда стало известно, что он совершил, а Абдуррахман ибн Мульджам вообще никогда не был мухаккимитом. Ибадиты утверждают, что мухаккимиты относились к своим противникам точно также, как Али ибн Абу Талиб к Тальхе и Аз-Зубайру во время их противостояния. Появление же подобных воззрений, как обвинения в неверии своих противников и т. п. среди радикальных сект хариджитов связано уже с более поздним этапом их формирования и не имеет ничего общего с позицией самих мухаккимитов[2][3][4].
Примечания |
↑ МУХАММАД ИБН 'АБД АЛ КАРИМ АШ-ШАХРАСТАНИ. ХАРИДЖИТЫ (ХАРИДЖИТЫ, МУРДЖИИТЫ, ВА'ИДИТЫ) // КНИГА О РЕЛИГИЯХ И СЕКТАХ.
↑ http://ru.scribd.com/doc/18524549/Acknowlegements-General-Notes Al-IBADHIYA CHAPTER I стр.18-46 THE FOUNDATION OF THE IBADHIAH, AND THE IBADHI VIEWS ON THE KHARIJITE, Ennami Amr Khalifa
↑ http://www.academia.edu/4096153/Historical_Memory_and_Imagined_Communities_Modern_Ibadi_Writings_on_Kharijism Historical Memory and Imagined Communities: Modern Ibāḍī Writingson Khārijism* Valerie J. Hoffman
стр. 194—197
↑ Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Проверено 7 июля 2016. Архивировано 22 декабря 2014 года. Al-Khawarij wal-Haqiqa Al-Gha’eba (Kharijites and the Absent Truth), Sheikh Nasser Suleiman Al-Sabi’ei
Литература |
- The Muhakkimah and New Theological Issues (англ.) // ICRO.
- Энциклопедия сект: хариджитские секты: мухаккимиты (ар.). Проверено 22 сентября 2014.
Это заготовка статьи об исламе. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |