Абу Бакр
Абу Бакр | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
араб. أبو بكر | ||||||
Каллиграфическое написание имени Абу Бакр по-арабски | ||||||
| ||||||
Предшественник | Мухаммад | |||||
Преемник | Умар | |||||
Вероисповедание | ислам | |||||
Рождение | 573(0573) Мекка | |||||
Смерть | 22 августа 634(0634-08-22) Медина | |||||
Место погребения | Масджид ан-Набави, Медина | |||||
Отец | Усман Абу Кухафа[d] | |||||
Мать | Сальма Уммуль-Хаир[d] | |||||
Супруга | Кутайла бинт Абд аль-Узза[d], Умм Руман, Хабиба бинт Хариджа[d] и Асма бинт Умайс | |||||
Дети | Аиша бинт Абу Бакр, Абдуллах ибн Абу Бакр[d], Абдуррахман ибн Абу Бакр[d], Мухаммад ибн Абу Бакр, Асма бинт Абу Бакр и Умм Кульсум бинт Абу Бакр[d] | |||||
Абу Бакр на Викискладе |
В Википедии есть статьи о других людях с куньей Абу Бакр , именем Абдуллах и нисбой Кураши.
Ас-Сидди́к Абу́ Бакр Абдулла́х ибн ’Усма́н аль-Курайши, известный как Абу́ Бакр ас-Сидди́к (араб. أبو بكر الصديق; 572, Мекка, Аравия — 23 августа 634, Медина, Праведный халифат) — первый праведный халиф, сподвижник и один из тестей пророка Мухаммада. Друг Мухаммеда, защищавший его во время хаджа и воевавший вместе с ним. После его смерти был избран халифом. Проводил политику расширения границ Халифата и исламского мира. Воевал с арабами, пытавшимися вернуться к язычеству, а также с Византией и Сасанидской империей. Скончался после двух лет правления.
Содержание
1 Жизнь в Мекке
2 Жизнь в Медине
3 Халифат
3.1 Избрание халифом
3.2 Войны с вероотступниками
3.3 Война с Византийской империей и государством Сасанидов
4 Смерть
5 Характер
6 Примечания
7 Литература
8 Ссылки
Жизнь в Мекке |
Абу Бакр ас-Сиддик родился в 572 году в Мекке в семье Усмана (более известен как Абу Кухафа) и Сальмы (более известна как Умм аль-Хайр). До принятия ислама он был одним из богатейших купцов Мекки. Составил себе значительное состояние торговыми предприятиями; занимал место судьи, пользовался в Мекке большим уважением, благодаря основательному знакомству с историей своего племени и искусному толкованию снов.
- Принятие ислама
Абу Бакр ас-Сиддик был другом Мухаммада и считается третьим из мужчин, после Али ибн Абу Талиба и Зейда ибн Хариса, принявшим ислам. Традиционная арабская историография разделяет лиц, принявших ислам на «до прихода Мухаммада в дом аль-Аркама» (всего 24 человека) и «после дома аль-Аркама» — и Абу Бакр относится к первой группе, к самому тесному кругу последователей Мухаммада. Более того, Абу Бакр был третьим мужчиной, не относящимся к семье Пророка, принявшим ислам — первым и вторым были Зейд ибн аль-Хариса и Али. Если же учесть жену Мухаммада, Хадиджу бинт Хувайлид, то Абу Бакр считается четвёртым человеком, принявшим ислам. На этом этапе Абу Бакр и сменил своё языческое имя на Абдуллах («раб Божий»). Благодаря своему мягкому и кроткому нраву он способствовал обращению в веру таких выдающихся сподвижников, как Усман ибн Аффан, Тальха ибн Убайдулла, аз-Зубайр ибн аль-Аввам, Саад ибн Абу Ваккас, Абдуррахман ибн Ауф, Усман ибн Мазун и других. Будучи богатейшим членом общины с первых дней её существования, он всячески оказывал ей финансовую поддержку и выкупал рабов-мусульман. Арабские историки крайне трепетно относились к подобным показателям, поскольку именно они обуславливали место того или иного человека в мусульманской общине обществе и уровень дохода.
- Хиджра
Во время хиджры в Медину Абу Бакр укрывал пророка Мухаммада от преследований и сопровождал в пути. Так, они укрывались от преследователей в пещере в окрестностях Мекки[1]. Поздние историки — особенно шиитского толка — отводили эту роль Али, однако подобная трактовка событий не соответствует действительности.
Жизнь в Медине |
В 624 г. н. э. Абу Бакр выдал свою дочь Аишу за пророка Мухаммада и тем самым ещё более сблизился с ним. Свадьба была оговорена ещё в мекканский период; в Медине брак был скреплён фактически. По воспоминаниям самой Аиши, никаких свадебных торжеств не было[2].
Абу Бакр принял участие во всех боевых походах пророка Мухаммада и был знаменосцем в битве при Табуке. Абу Бакр ас-Сиддик сам не возглавлял ни одной значительной политической или военной акции — если не считать совершённого в 631 г. хаджа и молитв в Мекке в последние дни жизни Пророка, когда тот сам уже не мог стоять на минбаре. Когда же Мухаммад скончался, а часть арабов отказалась поверить в его смерть, именно Абу Бакр предотвратил драку в мечети, обратившись к разгорячённым соплеменникам со словами: «О люди! Кто поклоняется Мухаммаду, так [знайте, что] он умер. А кто поклоняется Аллаху — так [знайте, что] он вечен и не умрёт. А Мухаммад — только посланник, до которого были посланники. Неужто вы повернёте назад? Кто поворачивает назад, ничем не навредит Аллаху, а благородным — Аллах воздаст».
Халифат |
Избрание халифом |
Со смертью Мухаммада в 632 году встал вопрос о новом главе мусульманской общины. Собравшиеся под навесом в квартале рода бану Саида ансары избрали Сада ибн Убаду, но после того, как туда пришли Умар ибн аль-Хаттаб, Абу Убайды и Абу Бакр, халифом избрали последнего[3]. Ансары в споре отстаивали свои права до последнего — так, выносились предложения избрать двух халифов, по одному для мухаджиров и ансаров. Прочие члены общины даже не пытались претендовать на право в выборе нового главы — для них это представлялось немыслимым. Так, во вполне конкретном противостоянии и борьбе за верховную власть, был решён принципиальный вопрос — будет ли сосредоточена в одних руках и военная, и духовная власть.
По мнению шиитов, Абу Бакр узурпировал власть, которая должна была принадлежать Али ибн Абу Талибу. По некоторым источникам, Али и другие хашимиты в течение шести месяцев не присягали Абу Бакру, что скорее всего является поздней шиитской трактовкой тех событий[1]. Будучи одним из ближайших сподвижников Пророка, одним из немногих, присутствовавших при его кончине, Абу Бакр мог бы при желании сфальсифицировать завещание Мухаммада — но не сделал этого. По аналогичной причине он мог объявить себя продолжателем миссии — как это сделали шииты в отношении Али и Хасана — однако не сделал этого. Абу Бакр постоянно подчёркивал, что является всего лишь исполнителем воли Мухаммада. Для подчёркивания этого статуса он даже принял соответствующий титул — «заместитель посланника Аллаха» (халифа рассули-л-Лях), в упрощённом виде халиф.
Войны с вероотступниками |
После смерти пророка Мухаммада многие племена, некогда обращенные в ислам, отпали, и их пришлось возвращать избранному халифу[1]. Несмотря на начавшиеся на Аравийском полуострове мятежи, Абу Бакр приказал Усаме ибн Зейду готовиться к маршу против Византии, и 26 июня 632 года армия Усамы вышла в поход в направлении северных границ халифата. После отправки в поход отряда Усамы Абу Бакр не мог вести полноценную войну; он начал тянуть время, принимая делегации племен и отправляя к ним своих представителей. Несмотря на это, через три дня после отправки армии Усамы Медина подверглась нападению со стороны групп вероотступников. Нападение удалось отразить, и это событие подняло моральный дух мусульман. Через два с лишним месяца вернулось войско Усамы с победой и большим количеством трофеев, а Абу Бакр, оставив вместо себя в Медине Усаму, решил сразиться с вероотступниками. После победы над ними близ Рамзы он вернулся в Медину[4].
После своего возврашения в Медину Абу Бакр разделил отдохнувшее войско Усамы на 11 боевых отрядов, командирами которых стали: Халид ибн аль-Валид, Икрима ибн Абу Джахль, Шурахбил ибн Хасан, Мухаджир ибн Абу Умейя, Амр ибн аль-Ас, Халид ибн аль-Валид ибн аль-Ас, Хузайфе ибн Мухсину, Арфаджа ибн Харсама, Тарифа ибн Харджиз, Сувейд ибн Мукаррин, Аль-Ала ибн аль-Хадрами[4].
Сам Абу Бакр отправился в направлении аль-Абрака, нанёс поражение племенам абс и зубьян и отправился в местечко Бузаха, где находился лжепророк Тулайха. Тем временем Халид ибн аль-Валид без боя покорил племя Тай и двинулся в направлении Бузахи. В Бузахе он, понеся потери, разгромил племя фазара. После этого Халид ибн аль-Валид, вернув в ислам асадитов, амиритов и гатафанцев, по приказу халифа двинулся в Битах против Бану Ярбу[4].
Икрима ибн Абу Джахль отправился в Ямаму, после чего должен был двинуться в Оман и соединиться там с силами Хузайфы ибн Мухсина и Арфаджи ибн Харсамы. После этого они должны были соединиться с войсками Мухаджира ибн Абу Умаййи, который после завершения операции в Йемене должен был подойти к ним со стороны Хадрамаута. Икрима потерпел поражение от племени бану ханифа, к которому принадлежал лжепророк Мусайлима. Следовавший за Икримой Шурахбил ибн Хасан решил подождать подкрепления, однако прибывший через некоторое время в Ямаму Халид ибн аль-Валид обнаружил, что Шурахбил ибн Хасан, не дождавшись подкрепления, перешел в наступление и потерпел поражение. Мусайлима, собрав свои силы, пошел в наступление на мусульман со стороны Акрабы и Джубайла, однако мусульмане ответили контрнаступлением и нанести поражение противнику. Сам Мусайлима после неудачной попытки бегства был схвачен и убит[4].
Мусульманам пришлось столкнуться с трудностями и в Омане. Потеснённые Лакитой аль-Язди мусульманские войска, которыми командовали Джафар и Убада, были вынуждены отступить в горы и на побережье. Абу Бакр отправил в Оман Хузайфу ибн Мухсина, Афраджа ибн Харсама и Икриму ибн Абу Джахля. Мусульмане встретились с войсками под командованием Лакита в Дабе, и если бы не вовремя подоспевшее подкрепление, то они были бы разгромлены. В конце концов мусульманам удалось победить вероотступников и захватить много трофеев[4].
В Йемен были отправлены Тахир ибн Абу Хала, Мухаджир ибн Абу Умайя и Халид ибн Усаййид. Против взбунтовавшихся племён ук и ашар был послан Тахир ибн Абу Хала. Ему удалось добиться успеха, и после этого Абу Бакр послал его на помощь мусульманам Саны. Мухаджир ибн Абу Умайя вместе с отрядом Икримы установили контроль над Хадрамаутом[4].
В Бахрейне было два влиятельных племени — племя абдулкайс и бану бакр. Племя абдулкайс сохранило верность исламу, а бану бакр отступило от веры. Посланные в Бахрейн отряды под командованием Ала ибн аль-Хадрами и Джаруда выступили против вероотступников и разгромили их[4].
Проявляя бескомпромиссность по отношению к отступникам, Абу Бакр в течение года вернул отпавшие от ислама арабские племена[1].
Война с Византийской империей и государством Сасанидов |
Чёткого перехода от походов в Аравии на арабские племена, не принявшие ислам, к завоеванию Сирии и Ирака[1] не прослеживается. Переход этот представляется скорее стихийным, совершённым в силу обстоятельств, а не тщательно спланированным. Ни Мухаммад, ни Абу Бакр не высказывали конкретных суждений относительно распространения ислама и границ этого распространения. Ранняя мусульманская традиция не пытается вкладывать в уста Мухаммада идеи завоевания мира, не вкладывает она их и в уста Абу Бакра. Вследствие этого приводимые поздними историками призывы Пророка к византийскомй (ромейскому) императору и иранскому шахиншаху принять ислам представляются мистификацией (эти сведения, что немаловажно, не пересекаются также и с римскими источниками).
К началу вторжений в другие государства Халифат представлял собой рыхлое объединение племён, скреплённое исключительно верностью наместников лично главе общины и свежими воспоминаниями ранее мятежных вождей о недавних поражениях. Сила, безоговорочно верная халифу, составляла едва ли 3-4 тысячи мухаджиров и ансаров и 2-3 тысячи воинов наиболее верных племён. Халифат не имел ни регулярной армии, ни стабильного источника средств к её содержанию. Единственное средство обеспечения — садака — на тот момент выплачивалась скотом и составляла около 50-70 тыс. голов верблюдов, 100 тыс. голов мелкого рогатого скота и 300—400 тыс. динаров. При этом основная часть скота, находящаяся на периферии, использовалась для поддержания местных же мусульман и не могла быть использована для поддержания боеспособности армии. Наконец, судя по воспоминаниям, сами участники походов не делали особой разницы между ними.
Учитывая всё вышеперечисленное, наиболее близкой представляется версия, согласно которой Абу Бакр собирался не завоёвывать Византийскую (Ромейскую) империю и государство Сасанидов, а распространить ислам на арабские племена, вассальные двум этим державам. Бросается в глаза, что наиболее жёстко мусульмане обращались не с персами или ромеями, но с арабами, отказывавшимися принимать ислам. Лишь впоследствии характер войны изменился — главным образом потому, что оба крупных государства были крайне истощены войной друг с другом.
Согласно ат-Табари, битвы при Мазаре, ал-Валадже и Уллайсе состоялись в сафаре 12 г.х. или в промежутке между 17.04. и 15.05. 633 г. н. э.; в это же время был заключён мирный договор с Бехкубадом. Боевые действия вокруг Хиры и заключение мира относятся, предположительно, к маю-июню того же года. К сентябрю были покорены арабские племена калб, тамим и танух, центром которых являлся Думал ал-Джандал. Уже в рамадане 12 г.х. (9.11-8.12 633 г. н. э.) были покорены племена таглибитов. Лишь после этого можно говорить о возникновении общеарабского государства и начале военных действий против двух империй.
Мусульмане и сами были осведомлены о высоких боевых качествах византийской и персидской армий, а потому до начала 644 г. н. э. не вступали в бои с регулярными армиями этих держав, ограничиваясь подчинением вассальных им арабских племён. По ал-Базури, войско формировалось в течение мухаррама 13 г.х. (7.03-5.04 644 г. н. э.), а в походы выступило 1 сафара (06.04). Поскольку вожди племён были крайне своевольны и не желали подчиняться друг другу, Абу Бакр разбил войско на три колонны, которые возглавили Язид ибн Абу Суфьян, Шурахбиль ибн Хасан и Абу Убайда ибн аль-Джаррах. Халид б. ал-Валид со своей армией в это время автономно действовал в Междуречье. Отправляя войска, Абу Бакр будто бы дал командирам наставления о том, как вести себя на вражеских территориях; хотя поручиться за достоверность информации об этом наставлении крайне сложно, оно, несомненно, несёт отпечаток раннемусульманских представлений и потому заслуживает упоминания: «Когда встретишь врага, и Аллах даст тебе победу, то не злобствуй и не уродуй [тела врагов], не будь вероломным и не трусь. Не убивай ни ребёнка, ни старого старика, ни женщину. Не сжигай пальм и не обдирай с них кору, не срубай деревьев и не убивай скота больше, чем надо для еды. Вы будете проходить мимо людей в кельях, которые говорят, что посвятили себя Аллаху — оставляйте же в покое их и то, чему они себя посвятили. А есть другие, в головах у которых рылся шайтан, так что стали их макушки, как гнездо куропатки. Ударяйте их по этим местам, чтобы обращались в ислам или собственноручно с унижением платили [джизъю]»[2].
Смерть |
Перед битвой при Ярмуке Абу Бакр тяжело заболел и, чувствуя приближение смерти, обратился к ближайшим сподвижникам с предложением выбрать себе нового халифа. Сподвижники, не выдвинув кандидатуру, предложили Абу Бакру самому назначить преемника. Тогда Абу Бакр предложил обсудить кандидатуру Умара ибн аль-Хаттаба, и подавляющее большинство поддержало это предложение. Об избрании нового халифа объявили публично, и народ поддержал этот выбор. Халиф Абу Бакр умер 23 августа 634 года — дожив, как и Мухаммад, до 63 лет, что арабские классические историки подчеркивают как особую награду за благочестие. В завещании, оставленном Абу Бакром, 1/5 часть его собственного земельного участка возле Медины, все личное имущество и денежные средства были переданы
государству в качестве пожертвования[4]. Абу Бакра похоронили в комнате Аиши возле пророка Мухаммада.
Характер |
Абу Бакр был мягким человеком, лишенным властолюбия. Согласно классической арабской историографии вообще и воспоминаниям Аиши в частности, он вел необычайно скромный образ жизни; источником его существования были лишь земельный участок возле Медины и скудное жалованье.
Абу Бакр всячески подчеркивал, что является исполнителем заветов пророка Мухаммада и не вносит ничего нового[1].
Примечания |
↑ 123456 Ислам: ЭС, 1991.
↑ 12 Большаков, О. Г. История Халифата, т.1: Ислам в Аравии. — Москва: "Восточная литература" РАН, 2000.
↑ А. А. Али-заде. Хроники мусульманских государств I-VII вв. хиджры. — 2003. — 539 с.
↑ 12345678 Али-заде А., 2004.
Литература |
- Али-заде А. А. Абу Бакр ас-Сиддик (11/632 - 13/634) // Хроники мусульманских государств I-VII вв. Хиджры. — Умма, 2004. — 445 с. — ISBN 5-94824-111-4.
- Абу Бекр / Орлов В. В. // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 46. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X.
- Большаков О. Г. Абу Бакр ас-Сиддик // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, .mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}
ГРВЛ,
1991. — С. 8-9. - Большаков О. Г. История Халифата. — М.: Восточная литература, 1993. — Т. 2. Эпоха великих завоеваний (633—656). — 294 с. — ISBN 5-02-017376-2.
- Абу-Бекр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ссылки |
- Абу Бакр — первый праведный халиф (неопр.). Радио ЭХО Москвы. Проверено 18 мая 2013. Архивировано 18 мая 2013 года.
- Шамиль Аляутдинов. Абу Бакр (неопр.). Проверено 18 мая 2013. Архивировано 18 мая 2013 года.