Умма





















Ислам-араб-шрифт.svg
Столпы ислама


  • Свидетельство веры

  • Молитва

  • Пост

  • Милостыня

  • Паломничество


Столпы веры


  • Аллах

  • Ангелы

  • Пророки

  • Писания

  • Судный день

  • Предопределение



История и представители


  • Мухаммед

  • Халифы

  • Сахаба

  • Ансары

  • Мухаджиры

  • Саляфы

  • 12 имамов


Основные течения


  • Суннизм

  • Суфизм

  • Ашаризм

  • Матуридизм

  • Салафизм

  • Ваххабизм

  • Шиизм

  • Зейдизм

  • Исмаилизм

  • Ибадизм


Богословие


  • Коран

  • Тафсир

  • Сунна

  • Акида

  • Калам

  • Шариат

  • Фикх

  • Философия



Культура и общество


  • Страны

  • Брак

  • Женщины

  • Искусство

  • Имена

  • Мечети

  • Календарь

  • Экономика


См. также


  • Единобожие

  • Исламоведение

  • Глоссарий

  • Эсхатология

  • Критика



Портал     Категория     Викисловарь     Викицитатник     Викитека     Викиновости     Викисклад


У́мма (араб. أمة‎ — община, нация‎), в исламе — религиозная община. Значение данного термина складывалось в ходе проповеднической деятельности Мухаммада и окончательно сложилось к концу его пребывания в Мекке (620—622).




Территория Аббасидского халифата и Кордовского эмирата (тёмн.-зел.), VIII век




Содержание






  • 1 Определение


  • 2 История


  • 3 Примечания


  • 4 Литература





Определение |


В Коране этот термин встречается более шестидесяти раз[1], обозначая людские сообщества, составлявшие в своей совокупности мир людей[2]. Так, в 38-м аяте суры аль-Анам («Скот») говорится: «Нет ни одного животного, [ходящего] по земле, ни летающей на крыльях птицы, которые, подобно вам, не объединялись бы в сообщество, — ведь Мы ничего не упустили в [этом] Писании, — а потом все они будут собраны перед своим Господом»[3]. Некоторые толкователи Корана считали, что в этом аяте говорится о том, что человечество некогда было единой уммой верующих, но потом разделилось и перестало быть единой общиной. Другие толкователи считали, что человечество когда-то было единой общиной неверующих, следовательно, понятие уммы можно относить не только к верующим. По их мнению, после прихода пророков из общины неверующих выделилась умма верующих. Большинство исламских богословов придерживается мнения, что к умме можно относить только те общины, которые подчинились пророкам[1]. Основанием для этого служит хадис пророка Мухаммеда: «Каждая умма подчиняется своему пророку»[4].


Отдельные сообщества, объединённые общей религией, Писанием, отсутствием Писания, ниспосланного в прошлом, называлось по имени духовного прародителя и также обозначались термином умма[5]. В доисламские времена этот термин означал «веру». В ассоциативном ряду со словом умма находился глагол амма («предшествовать», «быть впереди»), что говорит о содержании в этом термине представления о духовной преемственности.


Умма может состоять как из одного народа, так и из нескольких народов и рас. Согласно исламу, превосходство одних людей над другими заключается не в происхождении или цвете кожи, а в богобоязненности и искренней вере. Примером этому послужило отношение первых мусульман во главе с пророком Мухаммедом к представителям других народов и рас, обладавших равными правами с арабами. Исламская религия никогда не выступала против национальных языков, а также обычаев и традиций различных народов, если те не противоречили шариату. Арабский язык обязателен только в богослужениях, являясь дополнительным объединяющим фактором мусульманской уммы[1].




Современное расселение мусульман.



История |


В мединских сурах уммой обозначалась главным образом мединская община, состоявшая из уммы мусульман и иудеев. Основой социальной организации мединской общины являлись отношения зависимости/покровительства (валя дживар), которые приобрели абсолютный характер. Все члены общины были связаны этими отношениями[6] и находились при этом под покровительством «верховного» маула (вали) — Аллаха[7]. В доисламские времена существовало представление об отношениях между божеством-покровителем племени и членами племени. Покровителем (вали) членов уммы стал и сам Мухаммад[8], который был передатчиком воли Аллаха[9].


К концу жизни пророка Мухаммада умма включала практически всё население Аравийского полуострова. После его смерти исламская умма стала земным носителем верховного суверенитета. В ходе исламизации, проходившей в течение нескольких веков, термин аль-умма (с определённым артиклем) стал обозначать всё исламское сообщество мусульман, а без артикля мог употребляться и в отношении всего «сообщества немусульман» — населения дар аль-харб или дар аль-куфр[9].


В течение VII века мусульманская община стала отождествляться с местом их обитания (дар аль-ислам) и Халифатом. При этом мусульманин, живущий вне пределов Халифата, также принадлежит к умме. До конца XIX века мусульмане различных государств юридически считались членами одной общины мусульман. Появление и развитие идеологии панисламизма и панарабизма привело к возникновению таких понятий, как умма ислами́я («сообщество мусульман») и умма араби́я («арабская нация»). В трудах египтян, отрицающих панарабизм, зафиксировано выражение умма мисри́я («египетская нация»). Термин умма продолжает употребляться и для обозначения автономных религиозных общин (маронитов и др.)[9].



Примечания |





  1. 123 Али-заде, 2007.


  2. Ислам: ЭС, 1991, с. 241.


  3. аль-Анфаль 8:72 (Османов)


  4. аль-Бухари. Сахих аль-джами.


  5. ан-Нахль 16:120; Худ 11:48—50


  6. аль-Анфаль 8:72


  7. Аль ‘Имран 3:68; Мухаммад 47:11


  8. ан-Ниса 4:75


  9. 123 Ислам: ЭС, 1991, с. 242.




Литература |


на русском языке


  • Али-заде А. А. Умма : [арх. 1 октября 2011] // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.

  • Умма / Бобровников В. О. // Уланд — Хватцев. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 32. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 33). — ISBN 978-5-85270-370-5.

  • Резван Е. А. Умма // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, .mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}
    ГРВЛ,
    1991. — С. 241.


на других языках


  • Umma // Encyclopaedia of Islam.
    2 ed. — Leiden : E. J. Brill, 1960—2005.
     (платн.)










Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск