Умма
У́мма (араб. أمة — община, нация), в исламе — религиозная община. Значение данного термина складывалось в ходе проповеднической деятельности Мухаммада и окончательно сложилось к концу его пребывания в Мекке (620—622).
Содержание
1 Определение
2 История
3 Примечания
4 Литература
Определение |
В Коране этот термин встречается более шестидесяти раз[1], обозначая людские сообщества, составлявшие в своей совокупности мир людей[2]. Так, в 38-м аяте суры аль-Анам («Скот») говорится: «Нет ни одного животного, [ходящего] по земле, ни летающей на крыльях птицы, которые, подобно вам, не объединялись бы в сообщество, — ведь Мы ничего не упустили в [этом] Писании, — а потом все они будут собраны перед своим Господом»[3]. Некоторые толкователи Корана считали, что в этом аяте говорится о том, что человечество некогда было единой уммой верующих, но потом разделилось и перестало быть единой общиной. Другие толкователи считали, что человечество когда-то было единой общиной неверующих, следовательно, понятие уммы можно относить не только к верующим. По их мнению, после прихода пророков из общины неверующих выделилась умма верующих. Большинство исламских богословов придерживается мнения, что к умме можно относить только те общины, которые подчинились пророкам[1]. Основанием для этого служит хадис пророка Мухаммеда: «Каждая умма подчиняется своему пророку»[4].
Отдельные сообщества, объединённые общей религией, Писанием, отсутствием Писания, ниспосланного в прошлом, называлось по имени духовного прародителя и также обозначались термином умма[5]. В доисламские времена этот термин означал «веру». В ассоциативном ряду со словом умма находился глагол амма («предшествовать», «быть впереди»), что говорит о содержании в этом термине представления о духовной преемственности.
Умма может состоять как из одного народа, так и из нескольких народов и рас. Согласно исламу, превосходство одних людей над другими заключается не в происхождении или цвете кожи, а в богобоязненности и искренней вере. Примером этому послужило отношение первых мусульман во главе с пророком Мухаммедом к представителям других народов и рас, обладавших равными правами с арабами. Исламская религия никогда не выступала против национальных языков, а также обычаев и традиций различных народов, если те не противоречили шариату. Арабский язык обязателен только в богослужениях, являясь дополнительным объединяющим фактором мусульманской уммы[1].
История |
В мединских сурах уммой обозначалась главным образом мединская община, состоявшая из уммы мусульман и иудеев. Основой социальной организации мединской общины являлись отношения зависимости/покровительства (валя дживар), которые приобрели абсолютный характер. Все члены общины были связаны этими отношениями[6] и находились при этом под покровительством «верховного» маула (вали) — Аллаха[7]. В доисламские времена существовало представление об отношениях между божеством-покровителем племени и членами племени. Покровителем (вали) членов уммы стал и сам Мухаммад[8], который был передатчиком воли Аллаха[9].
К концу жизни пророка Мухаммада умма включала практически всё население Аравийского полуострова. После его смерти исламская умма стала земным носителем верховного суверенитета. В ходе исламизации, проходившей в течение нескольких веков, термин аль-умма (с определённым артиклем) стал обозначать всё исламское сообщество мусульман, а без артикля мог употребляться и в отношении всего «сообщества немусульман» — населения дар аль-харб или дар аль-куфр[9].
В течение VII века мусульманская община стала отождествляться с местом их обитания (дар аль-ислам) и Халифатом. При этом мусульманин, живущий вне пределов Халифата, также принадлежит к умме. До конца XIX века мусульмане различных государств юридически считались членами одной общины мусульман. Появление и развитие идеологии панисламизма и панарабизма привело к возникновению таких понятий, как умма ислами́я («сообщество мусульман») и умма араби́я («арабская нация»). В трудах египтян, отрицающих панарабизм, зафиксировано выражение умма мисри́я («египетская нация»). Термин умма продолжает употребляться и для обозначения автономных религиозных общин (маронитов и др.)[9].
Примечания |
↑ 123 Али-заде, 2007.
↑ Ислам: ЭС, 1991, с. 241.
↑ аль-Анфаль 8:72 (Османов)
↑ аль-Бухари. Сахих аль-джами.
↑ ан-Нахль 16:120; Худ 11:48—50
↑ аль-Анфаль 8:72
↑ Аль ‘Имран 3:68; Мухаммад 47:11
↑ ан-Ниса 4:75
↑ 123 Ислам: ЭС, 1991, с. 242.
Литература |
- на русском языке
- Али-заде А. А. Умма : [арх. 1 октября 2011] // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.
- Умма / Бобровников В. О. // Уланд — Хватцев. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 32. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 33). — ISBN 978-5-85270-370-5.
- Резван Е. А. Умма // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, .mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}
ГРВЛ,
1991. — С. 241.
- на других языках
Umma // Encyclopaedia of Islam.
2 ed. — Leiden : E. J. Brill, 1960—2005. (платн.)