Абу-ль-Фатх аш-Шахрастани


















































Абу-ль-Фатх аш-Шахрастани
араб. أبو الفتح الشهرستاني
Личная информация
Имя при рождении
Мухаммад ибн Абдул-Карим аш-Шахрастани
Профессия, род деятельности
философ, богослов, историк
Дата рождения
1086[1]
Место рождения
  • Афганистан

Дата смерти
1153[1][2][3]
Страна
  • Black flag.svg Аббасидский халифат

Вероисповедание
ислам и ашаризм
Богословская деятельность
Направление деятельности
ашаризм
Труды
Аль-Милал ва ан-Нихал

Wikidata-logo S.svg Информация в Викиданных .mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}
?



Таджудди́н Абу́ль-Фатх Муха́ммад ибн Абдул-Кари́м аш-Шахраста́ни (араб. أبو الفتح الشهرستاني‎;
1075
, Шахрастан, Хорасан — 1153, Шахрастан) — шафиитский богослов и факих, историк религии и историко-философских систем[4].


Родился на севере Хорасана в городе Шахрастан в 1075 году. Образование получил в Нишапуре и Гургандже[4]. Много путешествовал, активно участвовал в теологических диспутах, но вместе со славой приобрел и порицание за приверженность к аргументации философов и доктринам исмаилитов. Около 1116 г. Шахрастани в течение трех лет преподавал в медресе ан-Низамийа[5].




Содержание






  • 1 Учение и наследие


    • 1.1 Публикации сочинений




  • 2 Примечания


  • 3 Литература


  • 4 Ссылки





Учение и наследие |


Философские позиции аш-Шахрастани невозможно определить однозначно. С одной стороны, он принадлежал к ашаритам (обстоятельно ашаритская доктрина изложена им в его труде Китаб нихайат ал-икдам фи илм ал-калам — «Предел отваги в науке калама»)[5][6]; с другой — он симпатизировал исмаилитам, о чём свидетельствуют как его ученики и проповеди, так и некоторые его труды. В частности, таковым является трактат Китаб ал-мусара‘а («Борьба»), направленный против Ибн Сины. Шахрастани дискутирует с Ибн Синой по семи метафизическим вопросам, изложенным в его трудах. Шахрастани приводит мнение Ибн Сины, опровергает его и дает собственное видение вопроса. Идеи и терминология, которую при этом использует Шахрастани, заимствованы у исмаилитов[5].


Аш-Шахрастани — автор многочисленных трудов. До наших дней дошло упоминание свыше десяти его трактатов, среди которых «Ясные пути и доказательства», «Хроника мудрецов», «Сомнения Аристотеля и Ибн Сины и опровержение их», «О неделимой частице» и др. Самое известное произведение аш-Шахрастани — Китаб ал-милал ва-н-нихал («Книга о религиях и сектах»), написанное в 1127 г. Этот труд доксографического характера, посвящённый описанию различных сект (в их числе — и различных философских учений в рамках калама) и их истории, носит выраженный историко-философский характер и является уникальным источником сведений о первых шагах философской рационалистической мысли в исламе[5].


Помимо этого, заслуга Шахрастани состоит в том, что он определил главные теологические проблемы и положил их в основу своей систематизации известных сект и философских доктрин. В отличие от книги аль-Багдади Аль-фарк бэйн аль-фирак («Различия между сектами»), также посвященной исламским сектам, Шахрастани стремился избегать полемики и концентрировался преимущественно на дескриптивном и вполне логичном изложении материала[5].



Публикации сочинений |



  • Аш-Шахрастани Мухаммад ибн Абд, ал-Карим. Книга о религиях и сектах / Пер. с араб., введ. и коммент. С. М. Прозорова. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1984. Ч. 1. Ислам.

  • Мухаммад б. ʿАбд ал-Карим аш-Шахрастани: Книга о религиях и религиозно-философских учениях. Гл.2: Маги / пер. С. М. Прозорова // Ишрак : ежегодник исламской философии: 2011, № 2. М.: «Восточная литература», 2011, с. 150—188.



Примечания |





  1. 12 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P268"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837"></a>



  2. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #102371881 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q27302"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q304037"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q256507"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q170109"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q36578"></a>



  3. LIBRIS
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P1182"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q1798125"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P5587"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P906"></a>



  4. 12 Ислам. Энциклопедический словарь. — М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1991. — 315 с. — ISBN 5-02-016941-2 — с.297-298.


  5. 12345 Вольф М. Н. Средневековая арабская философия: ашаритский калам. Учебное пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2008. — с. 80, 82.


  6. Статья о Шахрастани в Новой философской энциклопедии.




Литература |



  • Шахрастаний // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Фролова Е. А. Проблема веры и знания в арабской философии. М.: Наука, 1983.

  • A History of Muslim Philosophy / Ed. M. M. Sharif. Pakistan, 1963.

  • Wolfson H. A. The Philosophy of Kalam. Cambridge, 1976.



Ссылки |




  • Статья о Шахрастани в Новой философской энциклопедии на сайте Института Философии РАН


  • Вольф М. Н. Средневековая арабская философия: ашаритский калам: Учебное пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2008. 152 с.


  • Русский перевод 2-х глав книги Wolfson H. A. The Philosophy of the Kalam. Harvard University Press, 1976. 810 p.









Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск