Абу-ль-Фатх аш-Шахрастани
Абу-ль-Фатх аш-Шахрастани | |
---|---|
араб. أبو الفتح الشهرستاني | |
Личная информация | |
Имя при рождении | Мухаммад ибн Абдул-Карим аш-Шахрастани |
Профессия, род деятельности | философ, богослов, историк |
Дата рождения | 1086[1] |
Место рождения |
|
Дата смерти | 1153[1][2][3] |
Страна |
|
Вероисповедание | ислам и ашаризм |
Богословская деятельность | |
Направление деятельности | ашаризм |
Труды | Аль-Милал ва ан-Нихал |
Информация в Викиданных .mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}} ? |
В Википедии есть статьи о других людях с лакабом Таджуддин, куньей Абуль-Фатх и именем Мухаммад .
Таджудди́н Абу́ль-Фатх Муха́ммад ибн Абдул-Кари́м аш-Шахраста́ни (араб. أبو الفتح الشهرستاني;
1075, Шахрастан, Хорасан — 1153, Шахрастан) — шафиитский богослов и факих, историк религии и историко-философских систем[4].
Родился на севере Хорасана в городе Шахрастан в 1075 году. Образование получил в Нишапуре и Гургандже[4]. Много путешествовал, активно участвовал в теологических диспутах, но вместе со славой приобрел и порицание за приверженность к аргументации философов и доктринам исмаилитов. Около 1116 г. Шахрастани в течение трех лет преподавал в медресе ан-Низамийа[5].
Содержание
1 Учение и наследие
1.1 Публикации сочинений
2 Примечания
3 Литература
4 Ссылки
Учение и наследие |
Философские позиции аш-Шахрастани невозможно определить однозначно. С одной стороны, он принадлежал к ашаритам (обстоятельно ашаритская доктрина изложена им в его труде Китаб нихайат ал-икдам фи илм ал-калам — «Предел отваги в науке калама»)[5][6]; с другой — он симпатизировал исмаилитам, о чём свидетельствуют как его ученики и проповеди, так и некоторые его труды. В частности, таковым является трактат Китаб ал-мусара‘а («Борьба»), направленный против Ибн Сины. Шахрастани дискутирует с Ибн Синой по семи метафизическим вопросам, изложенным в его трудах. Шахрастани приводит мнение Ибн Сины, опровергает его и дает собственное видение вопроса. Идеи и терминология, которую при этом использует Шахрастани, заимствованы у исмаилитов[5].
Аш-Шахрастани — автор многочисленных трудов. До наших дней дошло упоминание свыше десяти его трактатов, среди которых «Ясные пути и доказательства», «Хроника мудрецов», «Сомнения Аристотеля и Ибн Сины и опровержение их», «О неделимой частице» и др. Самое известное произведение аш-Шахрастани — Китаб ал-милал ва-н-нихал («Книга о религиях и сектах»), написанное в 1127 г. Этот труд доксографического характера, посвящённый описанию различных сект (в их числе — и различных философских учений в рамках калама) и их истории, носит выраженный историко-философский характер и является уникальным источником сведений о первых шагах философской рационалистической мысли в исламе[5].
Помимо этого, заслуга Шахрастани состоит в том, что он определил главные теологические проблемы и положил их в основу своей систематизации известных сект и философских доктрин. В отличие от книги аль-Багдади Аль-фарк бэйн аль-фирак («Различия между сектами»), также посвященной исламским сектам, Шахрастани стремился избегать полемики и концентрировался преимущественно на дескриптивном и вполне логичном изложении материала[5].
Публикации сочинений |
- Аш-Шахрастани Мухаммад ибн Абд, ал-Карим. Книга о религиях и сектах / Пер. с араб., введ. и коммент. С. М. Прозорова. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1984. Ч. 1. Ислам.
- Мухаммад б. ʿАбд ал-Карим аш-Шахрастани: Книга о религиях и религиозно-философских учениях. Гл.2: Маги / пер. С. М. Прозорова // Ишрак : ежегодник исламской философии: 2011, № 2. М.: «Восточная литература», 2011, с. 150—188.
Примечания |
↑ 12 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P268"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837"></a>
↑ Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #102371881 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q27302"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q304037"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q256507"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q170109"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q36578"></a>
↑ LIBRIS<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P1182"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q1798125"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P5587"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P906"></a>
↑ 12 Ислам. Энциклопедический словарь. — М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1991. — 315 с. — ISBN 5-02-016941-2 — с.297-298.
↑ 12345 Вольф М. Н. Средневековая арабская философия: ашаритский калам. Учебное пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2008. — с. 80, 82.
↑ Статья о Шахрастани в Новой философской энциклопедии.
Литература |
- Шахрастаний // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Фролова Е. А. Проблема веры и знания в арабской философии. М.: Наука, 1983.
- A History of Muslim Philosophy / Ed. M. M. Sharif. Pakistan, 1963.
- Wolfson H. A. The Philosophy of Kalam. Cambridge, 1976.
Ссылки |
Статья о Шахрастани в Новой философской энциклопедии на сайте Института Философии РАН
Вольф М. Н. Средневековая арабская философия: ашаритский калам: Учебное пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2008. 152 с.
Русский перевод 2-х глав книги Wolfson H. A. The Philosophy of the Kalam. Harvard University Press, 1976. 810 p.