Су-27М
Су-27М | |
---|---|
Сy-27М девятый экземпляр КНААЗ б/н 709 | |
Тип | экспериментальный многоцелевой истребитель |
Разработчик | / ОКБ Сухого |
Производитель | / КнААПО |
Главный конструктор | М. П. Симонов |
Первый полёт | 28 июня 1988 года (Т-10М-1) |
Статус | проект закрыт |
Единиц произведено | 16 (включая Су-35УБ и Су-37)[1] |
Базовая модель | Су-27 |
Варианты | Су-37 |
Изображения на Викискладе |
- Если Вы ищете статью об обновленном истребителе Су-35 — см. Су-35.
Су-27М (заводской шифр Т-10М; по кодификации НАТО: Flanker-E) — экспериментальный реактивный самолёт, модернизация советского/российского истребителя Су-27. Разработан в ОКБ Сухого (генеральный конструктор — М. П. Симонов).
Имеет переднее горизонтальное оперение (ПГО). Основное боевое применение — многоцелевой истребитель большого радиуса действия.
Первый полёт совершён 28 июня 1988 года (прототип Т-10М-1). Вылет первого серийного самолёта состоялся 1 апреля 1992 года.
В первой половине 1990-х годов было выпущено 12 прототипов и три серийных образца. Затем программа была закрыта.
На международный рынок самолёт предлагался под наименованием «Су-35», что впоследствии породило путаницу с самолётом Су-35С более поздней разработки.
Под фирменным обозначением «35» (Су-35) разрабатывались перспективные варианты модификаций самолёта Су-27: многофункциональный истребитель Су-27М, палубный истребитель Су-27К и ударный самолёт Су-27ИБ.
Содержание
1 История создания
2 Отличия от Су-27
3 Модификации
4 Экземпляры Су-27М
4.1 Су-27М
4.2 Су-37
4.3 Су-35УБ
5 Современное состояние и перспективы
6 Тактико-технические характеристики
6.1 Технические характеристики
6.2 Лётные характеристики
6.3 Вооружение
7 См. также
8 Примечания
8.1 Видео
История создания |
В 1977 г. в ОКБ П. О. Сухого были начаты предварительные исследования возможных путей увеличения боевых возможностей истребителя Су-27, который в то время являлся самым мощным в мире серийным тяжёлым истребителем завоевания господства в воздухе. В Су-27 удалось удачно совместить хорошо отработанные конструктивные элементы самолётов 1970-х гг. и достижения аэродинамики, двигателестроения и БРЭО первой половины 1990-х гг. Одним из ключевых направлений совершенствования самолёта явилось повышение его маневренных характеристик (несмотря на, то что Су-27 являлся самым маневренным в мире истребителем 4-го поколения, прогнозируемые тенденции развития зарубежных истребителей не позволили останавливаться на достигнутом) путём совершенствования аэродинамики при условии тесного сотрудничества с ЦАГИ.
Работы по созданию истребителя Су-27М, получившего «фирменное» обозначение «35» или «Су-35», возглавил главный конструктор Н. Ф. Никитин, при общем руководстве генерального конструктора М. П. Симонова.
Для перспективных модификаций Су-27 — многофункционального истребителя Су-27М, палубного Су-27К и ударного самолёта Су-27ИБ была разработана аэродинамическая компоновка с передним горизонтальным оперением (ПГО), которое служило для формирования мощных вихревых жгутов, управляющих пограничным слоем, «набухающем» на крыле при движении самолёта на больших углах атаки. Вихревые генераторы, по рекомедации ЦАГИ, были применены приблизительно в то же время (на рубеже 1970-80-х годов) и при модернизации истребителя МиГ-23: последняя и наиболее маневренная версия этого самолёта — МиГ-23МЛД — была снабжена небольшими вырезами («клыками») на корневой части крыла.
Первые продувки в аэродинамических трубах различных вариантов ПГО для Су-27, проведенные совместно со специалистами ЦАГИ, выявили наличие ряда проблем, связанных с обеспечением управляемости самолёта в продольном канале на некоторых углах атаки.
К весне 1982 г. был отработан вариант ПГО, пригодный для установки на истребитель.
В мае 1985 г. опытная машина Т10-24 с передним горизонтальным оперением, пилотируемая лётчиком-испытателем В. Г. Пугачёвым, совершила первый полёт. Её испытаниями руководил ведущий инженер Г. С. Кузнецов. Полёты подтвердили ожидаемое улучшение характеристик устойчивости и управляемости на больших углах атаки, а так же взлётно-посадочных характеристик.
28 июня 1988 г. Поднялся в воздух первый из пяти истребителей, переоборудованные из Су-27 в рамках программы Су-27М.
Отличия от Су-27 |
- Усовершенствованное БРЭО
- Переднее горизонтальное оперение (ПГО)
- Носовая часть увеличенного объёма и диаметра для размещения нового радара
- Усиленная носовая стойка шасси с двумя колёсами
- Новое крыло с увеличенной относительной толщиной, позволяющее разместить больший объем топлива
- Кили увеличенной площади и толщины с углепластиковыми кессонами, позволили использовать их в качестве топливных баков
- Штанга дозаправки (за исключением первых прототипов)
- Больший мидель и запас топлива
- Под крылом добавлено два узла внешней подвески (их общее число доведено до 14), что позволило увеличить вес вооружения с 6000 до 8000 кг.
Большинство изменений связаны с установкой нового радара — более совершенного и, как следствие, более тяжёлого. Новый радар расширил номенклатуру применяемых ракет класса воздух-земля и позволял эффективно поражать наземные и надводные цели. ПГО улучшило управляемость на больших углах атаки и компенсировало смещение аэродинамического фокуса из-за изменившейся аэродинамики носовой части самолёта.
Модификации |
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
Су-35УБ | Двухместный вариант Су-27М (первый полёт 7 августа 2000 года)[2] |
Су-37 | Вариант Су-27М с УВТ (первый полёт 2 апреля 1996 года). |
Экземпляры Су-27М |
Су-27М |
- Т-10М-1 (б/н 701) — первый опытный экземпляр Су-27М (1988 год)[3]. Создан на базе серийного Су-27. Первый полёт 28 июня 1988 года. Во второй половине 1990-х, после завершения испытаний, передан в экспозицию Центрального музея ВВС в Монино.
- Т-10М-2 (б/н 702) — второй опытный экземпляр (1989 год). Создан на базе серийного Су-27[3].
- Т-10М-3 (б/н 703) — головной предсерийный образец[3]. Первый полёт 1 апреля 1992 года. Самолёт принял участие в I Международном авиационно-космическом салоне МАКС-1993 в Жуковском, в международном авиасалоне в Фарнборо в 1994 году. В июле 2003 года передан в состав АГВП «Русские витязи» и получил новый б/н 1[2].
- Т-10М-4 (б/н 704) — экземпляр для статических испытаний[3].
- Т-10М-5 (б/н 705) — опытный экземпляр. Создан на базе серийного Су-27[3].
- Т-10М-6 (б/н 706) — опытный экземпляр. Создан на базе серийного Су-27. В 1992 году на аэродроме Мачулищи (Белоруссия) был представлен министрам обороны стран СНГ[3].
- Т-10М-7 (б/н 707) — опытный экземпляр. Создан на базе серийного Су-27[3].
- Т-10М-8 (б/н 708) — предсерийный экземпляр[3].
- Т-10М-9 (б/н 709) — предсерийный экземпляр. Создан по образцу Т-10М-8[3].
- Т-10М-10 (б/н 710) — предсерийный экземпляр. Создан по образцу Т-10М-8[3]. С 2004 года использовался как летающая лаборатория для испытаний двигателей АЛ-41Ф1 .
- Т-10М-11 (б/н 711) — предсерийный экземпляр. Создан по образцу Т-10М-8. Известен под обозначением Су-37. Оснащён двигателями с УВТ. Потерян в аварии 19 декабря 2002 года.
- Т-10М-12 (б/н 712) — предсерийный экземпляр. Создан по образцу Т-10М-8[3]. Использовался как летающая лаборатория для испытаний РЛС Н011 Барс. В июле 2003 года передан в состав АГВП «Русские витязи» и получил новый б/н 2[2].
- 12-02 (б/н 86) — серийный самолёт. Построен в 1995 году, в 1996 передан в состав ГЛИЦ в Ахтубинске[3]. В июле 2003 года передан в состав АГВП «Русские витязи» и получил новый б/н 3[2].
- 12-03 (б/н 87) — серийный самолёт. Построен в 1995 году, в 1996 передан в состав ГЛИЦ в Ахтубинске[3]. В июле 2003 года передан в состав АГВП «Русские витязи» и получил новый б/н 4[2].
- 12-04 (б/н 88) — серийный самолёт. Построен в 1995 году, в 1996 передан в состав ГЛИЦ в Ахтубинске[3]. В июле 2003 года передан в состав АГВП «Русские витязи» и получил новый б/н 5[2].
Су-37 |
Заводской шифр Т-10М-11 (б/н 711). По кодификации НАТО: Flanker-F.
Вариант Су-27М оснащённый двигателями с УВТ, усовершенствованной системой управления, цветными жидкокристаллическими МФИ, боковой малоходовой РУС и неподвижной тензометрической ручкой управления двигателем (РУД).
Произведён в 1993 году. Первоначально был подготовлен для участия в тендере ВВС ОАЭ, для которого был назван Су-37. После тендера самолёт стал летающей лабораторией по отработке двигателей с системой управления вектором тяги. Самолёт принимал участие в международном авиасалоне в Фарнборо в 1996 году, в международном авиасалоне в Ле Бурже в 1997 году, в III Международном авиационно-космическом салоне МАКС-1997, а также в авиашоу в Кубинке, Тушино и т. д.[3] В 2001 на самолёт были установлены обычные двигатели АЛ-31Ф.[2] 19 декабря 2002 года самолёт под управлением лётчика-испытателя Юрия Ващука потерпел аварию в 80 км от аэродрома Раменское.[4][5]
В ходе лётных испытаний, благодаря наличию УВТ, Су-37 продемонстрировал уникальные маневренные возможности. Впервые были отработаны новые маневры, связанные с выходом на сверхбольшие углы атаки и околонулевые скорости:
- «Чакра Фролова»: разворот в плоскости симметрии на 360° (на Западе этот манёвр также известен как «Кульбит»);
- форсированный (за время, меньшее 10 секунд) боевой разворот;
- поворот на вертикали;
«Кобра» с углами атаки 150—180°;- переворот на «Колоколе».
Су-35УБ |
- Т-10УБМ (б/н 801) — двухместный вариант Су-27М. Создан на базе серийного Су-30МКК[2]
По идее конструкторов, самолет вобрал в себя самое лучшее, что было достигнуто на Су-30МК и
Су-37. И это произошло — по проекту Су-35УБ отличался от Су-30МКК двигателями, наличием ПГО и более совершенной бортовой РЛС, а от Су-30МКИ — двигателями и килями увеличенной высоты, толщины и площади (как на Су-27М и Су-30МКК), что позволяло увеличить дальность полета по сравнению с Су-30МКИ. Установка более совершенного оборудования, в частности, бортовой РЛС Н011М, позволит применять на Су-35УБ всю номенклатуру серийных и перспективных ракет и бомб классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Самолёт имеет 12 точек подвески вооружения, оснащён системой дозаправки топливом в воздухе и самой современной авионикой.
Интересно, что впервые на КнААПО проектирование Су-35УБ и выпуск рабочих чертежей велись со значительным использованием компьютерных технологий. Первый полет опытного самолета состоялся в 2000 году. Ожидается, что после проведения первого цикла заводских лётных испытаний новую опытную машину продемонстрируют на одном из международных авиасалонов в 2001 году.
1 ноября 2000 года южнокорейские летчики завершили в подмосковном Жуковском летные испытания многоцелевого истребителя Су-27М. Всестороннюю оценку Су-27М проводила группа из 5 южнокорейских летчиков, совершивших в течение месяца 18 полетов на двухместном учебно-боевом истребителе Су-35УБ. Вместе с ними в воздух поднимались летчики-испытатели «ОКБ Сухого» Игорь Вотинцев, Вячеслав Аверьянов и Игорь Соловьев. В ходе испытаний сравнивались заявленные АНПК «Сухой» ЛТХ самолета с его реальными пилотажными возможностями.
Этот самолет был показан в российском кинофильме «Зеркальные войны. Отражение первое» — в съемках использовался самолет Су-35УБ, № 801.
Современное состояние и перспективы |
ВВС России — 3 серийных машины переданы в 1996 году, 2 предсерийные переданы в 2003 году из состава ОКБ Сухого. Все самолёты Су-27М Военно-воздушных сил России в настоящее время находятся в составе авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи», где на них было совершено несколько полётов, после чего было принято решение машины не использовать (из-за различий в оборудовании между всеми экземплярами). Впоследствии самолёты были разукомплектованы (то оборудование, что можно было использовать для обычных Су-27 группы, было снято). Во время праздников и дней открытых дверей один-два экземпляра выставляют на статическую экспозицию. В остальное время - все пять машин не используются, ожидая списания.
Тактико-технические характеристики |
Технические характеристики |
Экипаж: 1 человек
Длина: 22,18 м
Размах крыла: 14,70 м
Высота: 6,43 м
Площадь крыла: 62,04 м²
Угол стреловидности по передней кромке: 42°
Масса:
пустого: 18400 кг
нормальная взлётная масса: 25700 кг
максимальная взлетная масса: 34000 кг
Двигатель:
тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги на Су-37
модель: АЛ-31Ф / АЛ-31ФМ / АЛ-31ФП / АЛ-31ФУ / АЛ-35МЛ
тяга:
максимальная: 2 × 7670 кгс
на форсаже: 2 х 12500 / 12800 / 12500 кгс
масса двигателя: 1520 кг
управление вектором тяги:
углы отклонения вектора тяги: ±16° в любом направлении, ±20° в плоскости
скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с
Лётные характеристики |
Максимальная скорость:
на высоте: 2400 км/ч
у земли: 1400 км/ч (М=1,17)
Крейсерская скорость: 800—950 км/ч (М=0,75—0,9)
Дальность полета:
без дозаправки: 3400 км
с одной дозаправкой: 6300 км
боевой радиус: 1600 км
Практический потолок: 18000 м
Скороподъёмность: >280 м/с
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 g
Нагрузка на крыло:
при нормальной взлётной массе: 414 кг/м²
при максимальной взлётной массе: 548 кг/м²
Тяговооружённость:
при нормальной взлётной массе: 0,97
при максимальной взлётной массе: 0,74
Вооружение |
Пушечное: 1 × 30-мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 патронов
Боевая нагрузка: 8000 кг
Точки подвески: 12
- Подвесные вооружения: возможна подвеска 8 УРВВ - Р-27РЭ, Р-27ТЭ, Р-77), а также малой дальности и ближнего боя (Р-73, Р-73М, Р-60М)и 6 УРВП С-25ЛД, Х-29, Х-59М, Х-31А и П, а также бомб - КАБ-500Кр, ФАБ-500, -250, ОФАБ-100 и НАР С-8, С-13, С-25.
См. также |
- Су-35
- Су-57
- радар основанный на использовании фазированной антенной решётки
Примечания |
↑ Су-35 / Су-35С – FLANKER-E (рус.). Military Russia (December 2012). Проверено 8 декабря 2012.
↑ 12345678 Андрей Фомин. Су-35. В шаге от пятого поколения (PDF-файл, 2,6 МБ)
↑ 123456789101112131415 А. Фомин. Су-27. История истребителя.
↑ В Подмосковье разбился самолет Су-35
↑ КБ «Сухой» создает «Терминатора» с искусственным интеллектом
Видео |
- RuTube.ru: ОАО "КНААПО" - Су-35