Алатырь-камень





Ала́тырь-ка́мень (ла́тырь, бел-горю́ч ка́мень, синий камень) — в русских средневековых легендах и фольклоре священный камень, «всем камням отец»[1], пуп земли, содержащий сакральные письмена и наделяемый целебными свойствами[2]. Часто упоминается в русских заговорах, главным образом, приворотных, любовных, как «сила могучая, которой конца нет»[3].


В стихе Голубиной книги алатырь ассоциируется с алтарём, расположенным в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит мировое дерево или трон мирового царствования. Камень наделён целебными и волшебными свойствами. В духовных стихах описывается, как «из-под бел-алатырь-камня» вытекает чудесный источник, дающий всему миру «пропитание и исцеление». Алатырь охраняют мудрая змея Гарафена и птица Гагана[1].



Происхождение слова |




Цветовое разнообразие балтийского янтаря. По мере фотостарения цвет камня меняется от белого до оранжевого и даже бурого.


Этимология слова «алатырь» вызывает трудности. Слово объясняли через алтарь, Алатырь (город), латыгор (латыш). В статье «Алатырь в местных преданиях Палестины и легенды о Граале» А. Н. Веселовский исследовал легенды о почитаемых (сионских) камнях (в русской народной поэзии алтарный камень стал камнем Алатырем)[4][5]. По мнению О. Н. Трубачёва, слово алатырь славянского происхождения и родственно слову янтарь. Согласно точке зрения В. В. Мартынова, алатырь происходит от иран. *al-atar, букв. «бел-горюч», то есть эпитет камня является таким образом прямой славянской калькой его названия.


По словам Р. Якобсона в рецензии на Этимологический словарь русского языка М. Фасмера: «Самый драгоценный и чудодейственный камень (всем камням камень) русского фольклора ала́тырь или ла́тырь несомненно является альтернантом слова ла́тыгорь от Latýgora „Latgalia“ и означает „Латвийский (камень)“, то есть „янтарь“»[6].



Примечания |





  1. 12 Мелетинский, 1990, с. 33.


  2. СМЭС, 1995, с. 31.


  3. МЭСБЕ, 1907—1909, с. 31.


  4. Брокгауз и Ефрон, 1890—1907.


  5. Веселовский. www.pravenc.ru. Проверено 20 февраля 2016.


  6. Фасмер, 1986, с. 69.




Литература |



  • Алатырь // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 333. — ISBN 5-85270-032-0.

  • Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Русские легенды и предания / Н. Арановская. — М.: Эксмо, 2008. — С. 7. — 208 с.: ил. с. — ISBN 978-5-699-06209-6.

  • Алатырь // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М.: Эллис Лак, 1995. — С. 31. — ISBN 5-7195-0057-X.

  • Голубиная книга // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Алабор // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.

  • Алатырь (в русской мифологии) // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.

  • Алатырь // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986. — Т. I : А—Д. — С. 69.















Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск