Сфинкс




















Сфинкс
Jardin El Capricho Sfinxs at Plaza de los Emperadores05 cropped.jpg
Пол
женский
Отец
Тифон или Орф
Мать
Ехидна или Химера
Commons-logo.svg Иллюстрации на Викискладе



Эдип и сфинкс в древнегреческой вазописи



Сфинкс (др.-греч. Σφίγξ, Σφιγγός, сфинга, собств. «душительница» — переосмысление древнеегипетского названия сфинкса «шепсес анх» — «живой образ») — зооморфное мифическое существо.


В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана.


В древнегреческой мифологии — чудовище с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка, персонаж легенды об Эдипе.




Гора Rocca Salvatesta выглядит сфинксом на Фондакелли-Фантина, Сицилия




Содержание






  • 1 Египетский сфинкс


  • 2 Греческий сфинкс


    • 2.1 Индия




  • 3 Новое время


    • 3.1 «Французский сфинкс»


    • 3.2 Сфинкс в искусстве классицизма




  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Ссылки





Египетский сфинкс |





Сфинкс Хатшепсут (Новое царство, XV век до н. э.)


Древнейшие изображения человекольва были обнаружены при раскопках Гёбекли-Тепе и датируются 10-м тыс. до н. э.[1]


Статуи сфинксов стали атрибутом древнеегипетского искусства ещё в период Древнего царства, наиболее ранние изображают, вероятно, царицу Хетепхерес II. Одна из самых больших монолитных статуй мира — изваяние сфинкса (Большой сфинкс), которое охраняет пирамиды фараонов в Гизе.


Существовало три распространенных варианта сфинксов:



  • Классическим вариантом египетского сфинкса был андросфинкс с лицом человека, как правило, высокопоставленной особы — например, фараона.

  • Храмы бога Гора украшали сфинксами с головой сокола — иеракосфинксами

  • Близ храмов Амона устанавливались сфинксы с мордой барана — криосфинксы.


Поминальный храм Аменхотепа III включает изображения сфинксов с телами крокодила.



Греческий сфинкс |




Аттическая мраморная стела (ок. 530 г. до н. э.)


Древние греки, вероятно, заимствовали мотив сфинкса из Египта. В греческой мифологии бескрылый египетский сфинкс обретает женский пол и крылья грифона.


В греческой мифологии[2][3] «сфинга» считается порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны[4][5] (по другой версии — Химеры и Ортра), злобным демоном разрушения. Чудовище с телом собаки, крыльями птицы, женской головой и лицом[6]. Крылатая дева убивала юношей[7].


Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа. Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала её на Фивы. Узнав загадку от Муз, Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать её фиванцам.




Загадка Сфинкса звучит так: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время». Ответ таков: это человек. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости — опирается на трость.






Римский сфинкс повторял греческого.


После того как Эдип разгадал загадку Сфинкса, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть[8][9]. По одной версии, загадка была стихотворной, и Сфинкс съедала не разгадавших её[10][11]. Её изображение было на шлеме Афины[12]. В Олимпии изображены «фиванские дети, похищенные сфинксами»[13].


Есть версия, что она была побочной дочерью Лая, и он сообщил ей тайну изречения дельфийского бога, данного Кадму. От наложниц у Лая было много сыновей, и все они не могли ответить на вопрос и гибли[14].


По другому истолкованию, она была морской разбойницей, блуждавшей по морям с войском и флотом, захватив гору, занималась разбоем, пока Эдип с войском из Коринфа не победил её[15]. По ещё одному истолкованию, это амазонка, первая жена Кадма, укрепилась на горе Фикион и стала воевать с Кадмом[6].


Действующее лицо сатировской драмы Эсхила «Сфинкс», пьесы неизвестного автора «Сфинкс», комедии Эпихарма «Сфинкс»[16].



Индия |




Пурушамрига.


В период эллинизма мотив «человекольва» распространился далеко на восток Азии. В Индии для обозначения таких скульптурных изображений используют целый ряд терминов, например, «пурушамрига». Обереги с телом льва и лицом человека находят на юге Азии повсюду вплоть до Филиппин и Цейлона. С каждым новым веком азиатские изображения становятся всё более самобытными и всё менее напоминают греческие прототипы.



Новое время |




«Французский сфинкс» |




Сфинкс XVIII века у дворца Сан-Ильдефонсо в Испании.


Мотив сфинкса вернулся в европейское искусство в эпоху маньеризма, когда его систематически использовали художники школы Фонтенбло, работавшие при дворе Франциска I. У сфинкса Нового времени, как правило, поднятая голова, обнажённая женская грудь и жемчужные сережки. Это своего рода фантастический штрих, которым архитекторы XVII—XVIII вв. освежали строгие регулярные парки королевских и аристократических резиденций.


Подобные сфинксы вдохновлялись гротескными фресками Domus Aurea — нероновского дворца, найденного в XV веке. Мотив легко был включен в иконографический корпус классических мотивов арабесков, и распространился по Европе посредством гравюр в XVI—XVII веках. Сфинксы украшают фрески ватиканской лоджии Рафаэля (1515-20). Во французском искусстве сфинксы впервые появляются в искусстве Школы Фонтенбло в 1520-30-х годах, и прослеживаются в эпоху барокко и позднего Регентства (1715—1723). Благодаря французскому влиянию сфинкс становится повсеместным садово-парковым украшением по всей Европе (Бельведер (Вена), Сан-Суси (Потсдам), Дворец Браницких (Белосток), Ла-Гранха (Испания) и вариант позднего рококо в португальском Дворце Келуш).



Сфинкс в искусстве классицизма |




«Эдип и сфинкс», картина Энгра (1808)


Изображения сфинкса изобилуют в искусстве классицизма начиная с интерьеров Роберта Адама и заканчивая ампирной мебелью эпохи романтической «египтомании».


Сфинксы являлись атрибутом неоклассического убранства, причем произошло возвращение к упрощённому раннему варианту, более похожему на роспись гротесок. Масоны считали их символом мистерий и использовали их в своей архитектуре, рассматривая как стражей врат храма. В масонской архитектуре сфинкс — частая деталь декора, например, даже в варианте изображения его головы на бланке документов.


Именно в этот период многочисленными изображениями сфинкса украсился Санкт-Петербург (см., например, Египетский мост). В 1832 г. на набережной Невы перед Академией художеств были установлены парные сфинксы, перевезённые из Египта. Тот же мотив использован при проектировании памятника жертвам политических репрессий.
С 1800 года в Петербурге под руководством А. Ф. Лабзина действовала масонская ложа «Умирающий сфинкс». В США сфинксы до сих пор устанавливают у входа в залы масонских собраний как олицетворение тайны и призыв к молчанию.



См. также |



  • Большой Сфинкс

  • Тетраморф


  • Человеколев — древнейшее скульптурное изображение животного.

  • В честь Сфинкса назван астероид (896) Сфинкс (англ.), открытый в 1918 году.



Примечания |





  1. 7,000 years older than Stonehenge: the site that stunned archaeologists | Science | The Guardian. Проверено 24 марта 2013. Архивировано 27 марта 2013 года.


  2. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.479-480


  3. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.321


  4. Гесиод. Теогония 326


  5. Гигин. Мифы 151


  6. 12 Палефат. О невероятном 4


  7. Еврипид. Финикиянки 805—811; 1019—1029


  8. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 5, 8


  9. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 64, 3


  10. Гигин. Мифы 67


  11. текст загадки см. Софокл. Драмы. М., 1990. С.456


  12. Павсаний. Описание Эллады I 24, 5


  13. Павсаний. Описание Эллады V 11, 2


  14. Павсаний. Описание Эллады IX 26, 3-4


  15. Павсаний. Описание Эллады IX 26, 2


  16. См. Сенека. Эдип 94-102.




Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}















  • Сфинксы в мифологии; Сфинксы в Петербурге.








Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск