Бар-мицва






Празднование бар-мицвы у Стены Плача в Иерусалиме


Бар-мицва́ (ивр. ‏בַּר מִצְוָה‏‎, буквально — «сын заповеди»), бат-мицва́ (ивр. ‏בת מצוה‏‎ — «дочь заповеди», в ашкеназском произношении бас-ми́цва) — термины, применяющиеся в иудаизме для описания достижения еврейским мальчиком или девочкой религиозного совершеннолетия.




Содержание






  • 1 Законы и обычаи


  • 2 Права и обязанности


  • 3 История


  • 4 Вторая бар-мицва


  • 5 Подарки


  • 6 См. также


  • 7 Ссылки





Законы и обычаи |


Согласно законам иудаизма, когда еврейский ребёнок достигает совершеннолетия (13 лет и 1 день для мальчиков и 12 лет и 1 день для девочек), он становится ответственным за свои поступки и становится, соответственно, бар- или бат-мицва. Во многих консервативных или реформистских синагогах девочки празднуют бат-мицву вместе с мальчиками в 13 лет и 1 день.
До этого момента ответственность за соблюдение ребёнком законов и традиций иудаизма несут родители. После достижения этого возраста дети берут всю ответственность за соблюдение этических, ритуальных и других норм иудаизма на себя и получают право участвовать во всех сферах жизни еврейской общины.


В современной практике достижение возраста бар-мицва (в неортодоксальном иудаизме также бат-мицва) обычно связано с вызыванием молодого человека к чтению отрывка Торы и/или Хафтары во время Шаббата или другого богослужения, может включать привлечение его к обучению Торе, в том числе обсуждение недельной главы. Что конкретно должен делать бар-мицва во время службы, варьируется в зависимости от направления иудаизма, а также зависит от традиций конкретной общины. Независимо от характера самого празднования, после достижения 13 лет и 1 дня мужчины становятся полностью ответственными за соблюдение законов иудаизма (женщины — после 12 лет и 1 дня).


Большинство представителей ортодоксального иудаизма отвергают идею публичного чтения женщинами Торы и ведение ими богослужения. Однако публичное празднование достижения девочкой возраста бат-мицва другими способами достаточно сильно проникло в среду харедим и в некоторые направления ортодоксального иудаизма. В этих общинах женщины могут, например, прочитать небольшую лекцию на еврейские темы, выучить одну из глав Танаха, прочитать фрагменты других текстов (например, из Книги Эстер, Псалмов) или молитвы из сиддура.



Права и обязанности |


С момента достижения евреем возраста бар- или бат-мицва он несёт перед еврейским законом ответственность как взрослый. Приобретаемые права и обязанности включают:



  • моральную ответственность за свои действия;

  • право быть вызванным к чтению Торы и участвовать в миньяне;

  • право обладать собственностью;

  • право жениться;

  • обязанность соблюдения всех 613 законов Торы.



История |


Современная практика празднования становления бар-мицва не существовала во времена Танаха, Мишны и Талмуда. В книгах Исход и Числа возраст совершеннолетия для службы в армии устанавливается на 20 лет. 13 лет указывается в Мишне как возраст, после достижения которого человек обязан соблюдать законы Торы: «С пяти лет — изучают Письменную Тору, с десяти — Мишну, с тринадцати лет — исполняют все заповеди».


Термин «бар-мицва» впервые появляется в Талмуде (V в.) для обозначения человека, к которому применимы законы Торы. В Талмуде сказано, что после достижения 13 лет и 1 дня клятвы мальчика приобретают юридическую силу, и говорит, что это результат его становления «мужчиной». Термин «бар-мицва» в современном смысле не прослеживается ранее XIV века. Более старыми терминами были «гадоль» («взрослый») и «бар-оншин» (сын наказания), то есть могущий подвергаться наказанию за собственные проступки.



Вторая бар-мицва |


В среде религиозных евреев существует обычай праздновать вторую бар-мицву после достижения человеком 83-х лет. Логика состоит в том, что «обычная» продолжительность жизни составляет 70 лет, поэтому 83-летний человек может рассматриваться как 13-летний в «добавочном времени». Эта практика получает всё большее распространение.



Подарки |


Празднующему бар-мицву принято преподносить подарки. Традиционными подарками являются книги, имеющие религиозную или образовательную ценность, предметы религиозного обихода, вечные перья, сберегательные облигации (чтобы использовать их для дальнейшего образования) и подарочные сертификаты. В последнее время всё чаще дарят наличные. Как и в случае благотворительности, становится популярным давать сумму, кратную восемнадцати (гематрия слова «хай» — жизнь). Принято, чтобы из денежных подарков бар-мицва делал свою первую личную мицву (пожертвование) на благотворительные нужды. В сефардской традиции от родителей бар-мицва получает первый талит гадоль (молитвенное облачение в иудаизме).



См. также |


  • Совершеннолетие


Ссылки |



  • бар-мицва — статья из Электронной еврейской энциклопедии

  • Бар и Бат мицва. Идеи, источники и традиции




Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск