Венецианский кинофестиваль



















Венецианский международный кинофестиваль
Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica
65th venice film festival.jpg
65-й венецианский кинофестиваль
Дата проведения
с 1932 года
Место проведения
ИталияFlag of Italy.svg Италия, Венеция

Официальный сайт фестиваля (итал.) (англ.)

Biennale logo small.png

Венецианский международный кинофестиваль (итал. Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica) — старейший международный кинофестиваль мира[1], основан в 1932 году по инициативе итальянского диктатора Бенито Муссолини, ежегодно проводится на острове Лидо с 1934 года (за исключением 1943—1945 и 1973—1978) во второй половине года (чаще в августе-сентябре).


Главный приз — «Золотой лев». По итогам работы всех секций фестиваля вручается также приз Луиджи Де Лаурентиса.


Фестивальный показ состоит из следующих основных частей:




  • Основная программа

    • Главный конкурс

    • Программа «Горизонты» (Orizzonti)

    • Конкурс короткометражных фильмов (Corto Cortissimo)

    • Внеконкурсный показ



  • Кинорынок


  • Секция независимого и параллельного кино

    • Международная неделя критики (Settimana Internazionale della Critica)

    • Конкурс авторского кино (Giornate degli Autori)






Содержание






  • 1 История


    • 1.1 1940-е годы


    • 1.2 Развитие и спад


    • 1.3 Возрождение




  • 2 Основная программа


    • 2.1 Главный конкурс


    • 2.2 Программа «Горизонты» (Orizzonti)


    • 2.3 Конкурс короткометражных фильмов (Corto Cortissimo)


    • 2.4 Внеконкурсный показ




  • 3 Кинорынок


  • 4 Секция независимого и параллельного кино


  • 5 Приз Луиджи Ди Лаурентиса


  • 6 Дополнительные призы


  • 7 Российские/советские/постсоветские лауреаты фестиваля


  • 8 Примечания


  • 9 Ссылки





История |


Первый Венецианский кинофестиваль был проведен с 6 по 21 августа 1932 год.


Фестиваль появился по идее Джузеппе Вольпи ди Мисураты и Лучано Де Фео. Фестиваль считался первым международным мероприятием такого типа, получившим сильную поддержку со стороны властей. Он состоялся на террасе отеля Excelsior на Венецианском Лидо, и на тот момент, фестиваль проводился не в соревновательной форме, а с целью показать своё творчество другим людям. Первым представленным фильмом был «Доктор Джекилл и Мистер Хайд» Рубена Мамулян, который был показан в 9:15 вечера 6 августа 1932 года.


Следующий фестиваль проводился с 1 по 20 августа 1934 года. Теперь уже фестиваль носил соревновательный характер. Представители 19 стран съехались, чтобы показать свои работы. Это мероприятие было масштабным событием, поэтому более 300 корреспондентов со всего мира приехали на него. «Кубок Муссолини» был вручен режиссерам лучшего зарубежного фильма и лучшего итальянского фильма; однако фактического жюри не было. Вместо этого награды были назначены Президентом Биеннале после обсуждения фильмов с  экспертами и аудиторией. «Большая Золотая медаль Национальной фашистской ассоциации развлечений» была вручена лучшим актерам и актрисе. Приз за лучший зарубежный фильм достался Роберту Дж. Флаэрти за фильм «Человек из Арана» , именно этот документальный фильм стал отражением действительности того времени


Начиная с 1935 года, Фестиваль стал ежегодным мероприятием под руководством Оттавио Крозе. Премия актеров была переименована в «Кубок Вольпи». В 1936 году впервые было назначено международное жюри, а в 1937 году был открыт новый Дворец кино, спроектированный архитектором Луиджи Кваглиатой



1940-е годы |


1940-е годы представляют собой один из самых трудных моментов в истории Венецианского фестиваля


Пересмотр итогов Второй Мировой войны делит десятилетие на два этапа. До 1938 года политическая ситуация негативно отражалась на проведение фестиваля. С появлением военного конфликта ситуация деградировала до такой степени, что показы 1940, 1941 и 1942 гг. остались незамеченными, потому что они проводились в местах, удаленных от Лидо. Кроме того, участвовало немного стран, и была абсолютная монополия институтов и режиссеров, которые были членами Римско-Берлинской оси. Так, например, нацистский фильм «Хеймкэр» был впервые показан в 1941 году и «вне конкурса» получил лучшую награду от Министерства культуры Италии.


Фестиваль снова обрел популярность в  1946 году, после войны. Тогда впервые Венецианский Фестиваль был проведен в сентябре в соответствии с соглашением с Каннским кинофестивалем, который весной того же года провел свой дебют. С возвращением к нормальной жизни Венеция снова стала великой иконой мира фильмов.


В 1947 году фестиваль состоялся в Дворце Дожей, что является самым великолепным местом для размещения рекордных 90 тысяч участников. Фестиваль 1947 года считается наиболее успешным и имеет отдельное место в истории фестиваля.



Развитие и спад |


В течение следующих двадцати лет фестиваль продолжил свое развитие и расширение в соответствии с культурным планом, начатым после войны.


В 1963 году, во время руководства Луиджи Кьярини, фестиваль претерпел некоторые изменения. В годы своего президентства Кьярини стремился усовершенствовать структуру фестиваля, добиваясь полной реорганизации всей системы. В течение шести лет фестиваль проводился в соответствии с жесткими критериями, установленными для отбора работ в конкурсе, Кьярини выступал против политического давления и вмешательства, а также предпочитал художественные качественные фильмы  коммерческому кинематографу


Социальные и политические беспорядки 1968 года сильно повлияли на Венецианскую биеннале. С 1969 по 1979 год премии не были присуждены, и фестиваль стал неконкурентоспособным среди других развивающихся фестивалей. В 1973, 1977 и 1978 годах фестиваль даже не проводился. Золотой Лев не возвращался до 1980 года.



Возрождение |


Долгожданное возрождение произошло в 1979 году благодаря новому режиссеру Карло Лиццани, который решил восстановить имидж фестиваля и исправить все допущенные ошибки при его организации. Показ 1979 года заложило основу для восстановления международного престижа. В попытке создать более современный образ фестиваля нео-директор создал комитет экспертов для оказания помощи в выборе произведений и увеличении разнообразия представлений на фестивале.



Основная программа |



Главный конкурс |


В главном конкурсе фестиваля принимают участие не более 20 фильмов, никогда ранее не показывавшихся публике и не участвовавших в других фестивалях. Отбором фильмов занимается директор фестиваля при помощи комиссии из пяти экспертов, а также группы иностранных консультантов. Список отобранных фильмов держится в секрете до официального объявления.
В международное жюри главного конкурса входят от 7 до 9 человек, занимающихся кино или другими видами искусства.
Жюри главного конкурса присуждает следующие награды:




  • Золотой лев — главный приз лучшему фильму фестиваля (в период с 1934 по 1942 год — «Кубок Муссолини»).


  • Серебряный лев — лучшему режиссёру


  • Приз Большого жюри — является третьей по значимости премией на кинофестивале


  • Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль (Coppa Volpi) — лучшему актёру


  • Кубок Вольпи за лучшую женскую роль (Coppa Volpi) — лучшей актрисе


  • Специальный приз жюри — вручается по желанию жюри режиссёру, актёру или актрисе (работавшим над фильмом конкурсной программы) за совокупный вклад в киноискусство


  • Золотая Озелла — приз за лучший сценарий, операторскую работу, выдающиеся технические достоинства, оригинальную музыку (номинации на этот приз определяются индивидуально для каждого фестиваля)


  • Приз Луиджи Ди Лаурентиса – Лев Будущего — награда за лучший дебютный фильм


  • Премия Марчелло Мастроянни — лучшему молодому актёру или актрисе


  • Голубой лев — награда Венецианского кинофестиваля, вручаемая с 2007 года лучшим фильмам, посвященным темам ЛГБТ и квир-культуры.


  • Приз молодым кинематографистам — награда Венецианского кинофестиваля, вручаемая фильмам, снятыми режиссёрами в возрасте 18—25 лет.


По условию конкурса фильмы, получившие Золотого льва, не номинируются на Кубок Вольпи.


С 1934 по 1942 год главным призом фестиваля был Кубок Муссолини.


Современные правила фестиваля не разрешают делить премии между несколькими фильмами.



Программа «Горизонты» (Orizzonti) |


В программе участвуют игровые и документальные фильмы, представляющие новые тенденции в развитии кинематографа. Жюри конкурса состоит из 3 или 5 человек, деятелей кино или других видов искусства.
Призы программы «Горизонты»:



  • Orizzonti — за лучший игровой фильм программы

  • Orizzonti DOC — за лучший документальный фильм программы



Конкурс короткометражных фильмов (Corto Cortissimo) |


Конкурс игровых и анимационных короткометражных (до 20 минут) фильмов. Жюри из трех человек присуждает призы:



  • Лев Corto Cortissimo — за лучший короткометражный фильм

  • Награда UIP (совместное предприятие Paramount Pictures и Universal Studios) за лучший европейский короткометражный фильм

  • Special Mention — специальный приз жюри



Внеконкурсный показ |


В этой части программы фестиваля демонстрируются наиболее выдающиеся фильмы, вышедшие в текущем году. Во внеконкурсном показе участвуют до 6 фильмов. Обычно это работы режиссёров, отмеченных призами фестиваля в прошлые годы. Киносеансы традиционно начинаются около полуночи. В программу допускаются только мировые премьеры.



Кинорынок |


Проводится в течение всего фестиваля. Крупнейшие торговые компании предлагают прокатчикам со всего мира последние новинки кинопроизводства. Фестиваль предоставляет кинорынку свою инфраструктуру.



Секция независимого и параллельного кино |


Состоит из двух программ, фильмы на которые отбирают Национальный союз кинокритиков Италии и Национальная ассоциация итальянских кинопроизводителей. Правила проведения и награды в секции определяются этими союзами самостоятельно.



Приз Луиджи Ди Лаурентиса |


Любая дебютная работа, участвовавшая в основной и независимой программе фестиваля, может быть номинирована на приз Луиджи Ди Лаурентиса. В жюри приза входят семь деятелей кино и культуры из разных стран, включая одного кинопродюсера. Денежная часть награды (100 000 долл.) делится между режиссёром и продюсером фильма. Ранее режиссёр также мог получить сертификат фирмы Kodak на киноплёнку для будущих работ.



Дополнительные призы |


По согласованию с организаторами фестиваля, общественные и прочие организации могут учреждать дополнительные призы. Они вручаются конкурсным работам вне церемонии награждения официальных победителей. Это различные награды, учрежденные ФИПРЕССИ, ассоциациями критиков, другими общественными организациями.


С 2007 года по инициативе президента ассоциации CinemArte Даниэля Казагранде на фестивале вручается Голубой лев — специальная награда за лучшие фильмы, посвященные теме гомосексуальности.



Российские/советские/постсоветские лауреаты фестиваля |



  • «Рай» Андрея Кончаловского («Серебряный лев» за лучшую режиссуру) в 2016 году.

  • «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского («Серебряный лев» за лучшую режиссуру) в 2014 году.

  • «Фауст» Александра Сокурова («Золотой лев» — главный приз) в 2011 году.

  • «Овсянки» Алексея Федорченко («Золотая Озелла» за лучшее изобразительное решение оператору-постановщику Михаилу Кричману, Приз FIPRESCI, Приз Экуменического жюри) в 2010 году.

  • «Бумажный солдат» Алексея Германа-мл. («Серебряный лев» за лучшую режиссуру и «Золотая Озелла» за работу операторов-постановщиков Максима Дроздова и Алишера Хамидходжаева) в 2008 году.


  • Никита Михалков (Специальный лев — Special Lion for the Overall Work) в 2007 году.

  • «Первые на Луне» Алексея Федорченко (Приз за лучший документальный фильм в программе «Горизонты») в 2005 году.

  • «Возвращение» Андрея Звягинцева («Золотой лев» — главный приз и приз Луиджи Ди Лаурентиса) в 2003 году.

  • «Нефть» Рустама Ибрагимбекова («Серебряный лев» за лучший короткометражный фильм) в 2003 году.

  • «Последний поезд» Алексея Германа-мл. (приз Луиджи Ди Лаурентиса — Special mention) в 2003 году.

  • «Дом дураков» Андрея Кончаловского (Специальный гран-при жюри) в 2002 году.

  • «Клоун» Ирины Евтеевой («Серебряный лев» за лучший короткометражный фильм) в 2002 году.

  • «Урга — территория любви» Никиты Михалкова («Золотой лев» — главный приз) в 1991 году.


  • Вадим Юсов («Золотая Озелла» за работу оператора-постановщика в фильме «Чёрный монах» Ивана Дыховичного) в 1988 году.

  • «Чужая Белая и Рябой» Сергея Соловьёва (Специальный гран-при жюри) в 1986 году.

  • «Танго нашего детства» Галя Новенц (Особое упоминание — лучшая женская роль, Премия Пазинетти за лучший фильм) в 1985 году.

  • «Фавориты Луны» (Франция-Италия-СССР) Отара Иоселиани (Специальный гран-при жюри) в 1984 году.


  • Михаил Ульянов (Специальный приз жюри за исполнение главной роли в фильме Юлия Райзмана «Частная жизнь») в 1982 году.


  • Сергей Юткевич («Золотой лев» за вклад в киноискусство) в 1982 году.

  • «Спасатель» Сергея Соловьёва (Специальный диплом жюри) в 1980 году.


  • Анатолий Головня («Золотой лев» за вклад в киноискусство) в 1972 году.

  • «Звонят, откройте дверь» Александра Митты (Гран-при «Лев Святого Марка» за лучший фильм для детей) в 1966 году.

  • «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева (Специальный приз жюри) в 1965 году.

  • «Морозко» Александра Роу (Гран-при «Лев Святого Марка» за лучший фильм для детей) в 1965 году.

  • «Зачарованные острова» Александра Згуриди («Лев Святого Марка» за лучший документальный фильм для детей) в 1965 году.

  • «Верность» Петра Тодоровского (Приз За лучший дебют) в 1965 году.

  • «Гамлет» Григория Козинцева (Специальный приз жюри) в 1964 году.

  • «Живёт такой парень» Василия Шукшина («Лев святого Марка» за лучший фильм для детей) в 1964 году.

  • «Вступление» Игоря Таланкина (Специальный приз жюри) в 1963 году.

  • «Иваново детство» Андрея Тарковского («Золотой лев» — главный приз) в 1962 году.

  • «Мир входящему» Александра Алова и Владимира Наумова (Специальный приз жюри) в 1961 году.

  • «Попрыгунья» Самсона Самсонова («Серебряный лев» и приз кинокритиков Pasinetti Award) в 1955 году.

  • «Садко» Александра Птушко («Серебряный лев») в 1953 году.

  • «Весна» Григорий Александров, Александр Раскин, Морис Слободской (приз за лучший сценарий) в 1947 году.


  • «Клятва» Михаил Чиаурели (Золотая медаль) в 1946 году

  • Программа советского кино, куда вошли картины Г. Рошаля «Петербургская ночь» и «Гроза», документальный фильм В. Микоши «Челюскин», музыкальная комедия «Веселые ребята» («Москва смеется») Г. Александрова, «Окраина» Б. Барнета, получила главный приз — Кубок Муссолини[2] в 1934 году.

  • «Путёвка в жизнь» Николая Экка (приз за лучшую режиссуру) в 1932 году.


Обладателями Кубка Вольпи как лучшие актёры становились:




  • Ксения Раппопорт за роль Сони в фильме «Двойное время» (режиссёр — Джузеппе Капотонди) в 2009 году.


  • Олег Борисов за роль в фильме «Единственный свидетель» в 1990 году.


  • Наталья Аринбасарова за роль Алтынай в кинофильме «Первый учитель» в 1966 году.


  • Дзидра Ритенберга за роль Мальвы в кинофильме «Мальва» в 1957 году.


Также в 1979 году Евгений Леонов получил приз за лучшую мужскую роль (кубок Вольпи с 1969 по 1979 не вручался) за созданный им образ Харитонова в фильме «Осенний марафон».[3]



Примечания |





  1. 29 августа стартует Венецианский кинофестиваль (неизв.). Российская газета. Проверено 18 июля 2017. Архивировано 18 июля 2017 года.


  2. 80-летие Венецианского международного кинофестиваля (неизв.). ProfiCinema.ru (30 августа 2012). Проверено 15 августа 2013. Архивировано 15 сентября 2013 года.


  3. 威尼斯电影节历届获奖名单1(1936~1984)Venice International Film Festival Results Summary




Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}












  • Официальный сайт Венецианского фестиваля (итал.) (англ.)


  • Венецианский кинофестиваль (англ.) на сайте Internet Movie Database

  • История кинофестиваля. Премии и награды.










Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск