Горьковский автобусный завод


























Горьковский автобусный завод
Основание
1929
Упразднена
январь 1952
Расположение
Флаг СССР Нижний Новгород/Горький
Отрасль
автомобилестроение
Продукция
легковые и грузовые автомобили, автобусы, военная техника

Горьковский автобусный завод (сокращённо «ГЗА») — советское автомобилестроительное предприятие, производитель автобусов и мелкосерийных модификаций автомобилей марки ГАЗ. Известен также как Государственныый автосборочный завод №1[1][2]. Находился в Нижнем Новгороде (с 1932 — Горький) в Канавинском районе.




Содержание






  • 1 История


  • 2 Продукция


    • 2.1 Легковые автомобили


    • 2.2 Грузовые автомобили


    • 2.3 Автобусы


    • 2.4 Военная техника




  • 3 Примечания





История |


31 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи по организации и налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей. Основой производственной программы были выбраны модели Ford-A и Ford-АА. Местом для строительства завода производительностью 100 тыс. автомобилей в год был выбран Нижний Новгород. Не дожидаясь окончания строительства, было принято решение организовать сборку автомобилей из американских машинокомплектов. В качестве одной из площадок для сборочного завода был выбран посёлок Канавино Нижегородской губернии (ныне в составе Нижнего Новгорода). В июле 1929 года директор завода «Гудок Октября» получил указание построить корпус завода и выделить его в самостоятельное производство[3]. Новый завод получил название 1-го автосборочного. Входил в подчинение Наркомату тяжёлой промышленности.


1 февраля 1930 года из ворот завода вышли первые 10 грузовиков Ford-AA. Затем была освоена сборка легковых Ford-A. С 1931 года часть грузовиков оснащалась задними двухосными тележками фирмы Timken. Трёхосные грузовики получили обозначение Ford-Timken. В том же году заводу, помимо сборки автомобилей, было поручено освоить производство танкеток Т-27.


В 1932 году был пущен в строй Нижегородский (позже Горьковский) автозавод. 1-й автосборочный фактически становится его филиалом (но юридически это было оформлено только 1 января 1940 года). В начале года завод дособирает последние Форды, после чего занимается подготовкой кадров для ГАЗа.


В 1932 году конструкторами ГАЗа разрабатывается автобус на шасси ГАЗ-АА. В ноябре на 1-м автосборочном строится опытный образец. Но затем было принято решение взять за образец американский школьный автобус на базе Ford-AA. В апреле 1933 года начинается его производство под обозначением ГАЗ-3[4]. В том же году освоено производство пикапов ГАЗ-4 и седанов ГАЗ-6.


В последующие годы разрабатываются различные автобусы, фургоны, санитарные автомобили. Осваивается производство одних (ГАЗ-05-193, ГАЗ-05-194, ГАЗ-55, ГАЗ-410), другие же остаются в опытных образцах. Выполнялись также разовые заказы на изготовление автомобилей специального назначения, производился капитальный ремонт кузовов.


Во время Великой Отечественной войны завод продолжал выпуск штабных и санитарных автобусов, причём объёмы производства были увеличены. Кроме того было освоено производство полевых кухонь и походных кузниц.


В соответствии с Постановлением СНК СССР от 17.02.1946 завод становится самостоятельным предприятием и получает название Горьковский автобусный завод (ГЗА). Аббревиатура ГЗА выбрана, чтобы не путать с ГАЗом. В то время это был единственный в СССР специализированный завод по производству автобусов. По принятой тогда системе индексации автомобилей ГЗА получает диапазон индексов от 650 до 700[5]. С обретением независимости возникли финансовые трудности — теперь за шасси ГАЗа надо было вносить предоплату, а денег не хватало даже на зарплату рабочим. На освоение новых моделей средств уже не было. Поэтому вплоть до 1950 года в производстве оставались довоенные ГАЗ-03-30 и ГАЗ-55.


В 1949 году создаются несколько моделей капотных и бескапотных автобусов на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-63. Для производства выбирают капотный автобус ГЗА-651 и санитарный ГЗА-653. Их выпуск начинается в конце 1950 года.


15 декабря 1951 года выходит Постановление СМ СССР о перепрофилировании ГЗА на выпуск средств связи. Всё оборудование, оснастку и документацию на производство автобусов было предписано передать на Павловский завод им. Жданова. С января 1952 года ГЗА становится Горьковским заводом радиоаппаратуры (п/я 680). В 1975 году ему присвоено имя А. С. Попова.



Продукция |



Легковые автомобили |



  • Ford-A (1930) — легковой автомобиль

  • ГАЗ-6 (1933) — вариант ГАЗ-А с закрытым кузовом «седан»

  • ГАЗ-67-420 (1945) — вариант ГАЗ-67 с закрытым деревянным кузовом.



Грузовые автомобили |




  • Ford-AA (1930—1932) — грузовой автомобиль

  • Ford-Timken (1931) — трёхосный (6x4) грузовой автомобиль на базе Ford-AA


  • ГАЗ-4 (1933—1936) — пикап на базе ГАЗ-А

  • ГАЗ-14 (1935) — опытный газогенераторный грузовик


  • ГАЗ-410 (ГАЗ-С1) (1936—1942) — самосвал на базе ГАЗ-ММ



Автобусы |



  • ГАЗ-3 (ГАЗ-03-30) (1933—1950) — 17-местный автобус на базе ГАЗ-AA (ГАЗ-ММ)

  • ГАЗ-5 (ГАЗ-05-193) (1936—1944) — штабной автобус на базе ГАЗ-AAA

  • ГАЗ-05-194 (1936—1944) — санитарный автобус на базе ГАЗ-AAA

  • ГАЗ-13 (1935) — опытный 13-местный автобус

  • ГАЗ-13В (1935) — опытный автобус


  • ГАЗ-55 (1938—1950) — санитарный автомобиль на базе ГАЗ-ММ

  • ГАЗ-71 (1948) — опытный автобус вагонной компоновки на базе ГАЗ-ММ

  • ГЗА-650 (1949) — опытный автобус вагонной компоновки на базе ГАЗ-51


  • ГЗА-651 (1950—1951) — автобус капотной компоновки на базе ГАЗ-51

  • ГЗА-652 (1949) — опытный автобус вагонной компоновки на базе ГАЗ-51

  • ГЗА-653 (1951) — санитарный автомобиль на базе ГАЗ-51

  • ГЗА-654 «Сочи» (1949) — опытный курортный автобус с открытым кузовом



Военная техника |



  • ГАЗ-ТК («трёхоска Курчевского») (1934—1935) — трёхосный автомобиль на базе ГАЗ-А с безоткатной пушкой системы Л. В. Курчевского


  • Т-27 (1931—1934) — танкетка



Примечания |





  1. История Горьковского автозавода: «Государственный автосборочный завод № 1 в Нижнем Новгороде»


  2. «Гудок Октября» или Первый автосборочный? // Грузовик Пресс. - 2012. - №4. - С. 78-82.


  3. История Горьковского автозавода: завод «Гудок Октября»


  4. Служебный микроавтобус ГАЗ-03-30


  5. Шугуров Л.М., Ширшов В.П. Автомобили страны Советов. Изд. 2-е. - М.: Издательство ДОСААФ, 1983.









Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск