Ясон











































Ясон
Ἰάσων
Pelias Sending Forth Jason - Project Gutenberg eText 14994.png
Пелий отправляет Ясона в путешествие за руном
Мифология
Древнегреческая мифология
Имя на других языках
англ. Jason
Пол
мужской
Отец
Эсон
Мать
Полимеда (или Алкимеда)
Брат
Промах
Супруга
Медея
Дети
Медей, Эриопида, Мермер, Ферет, Фессал, Алкимен, Тисандр
Commons-logo.svg Иллюстрации на Викискладе

Ясо́н (также Язо́н, Иасо́н; др.-греч. Ἰάσων) — в древнегреческой мифологии[1] сын царя Иолка Эсона и Полимеды (или Алкимеды[2]).


Герой, участник Калидонской охоты[3], предводитель аргонавтов, отправившихся на корабле «Арго» в Колхиду за золотым руном[4]. Это задание ему дал единоутробный брат его отца, Пелий, чтобы погубить его. Упомянут в «Илиаде» и «Одиссее» (XII 72).




Содержание






  • 1 Начало


  • 2 Путешествие Ясона за руном


  • 3 Возвращение в Иолк и последующая жизнь


  • 4 Примечания


  • 5 Литература





Начало |


Когда Пелий сверг своего брата Эсона с престола, тот, опасаясь козней узурпатора, отдал Ясона на воспитание кентавру Хирону, жившему на горе Пелион[5], который научил его искусству врачевания (этиологический миф, объясняющий имя Ясон, означающее «целитель», от греч. ιάομαι — лечу, исцеляю).


Согласно Пиндару, Ясон, когда ему исполнилось 20 лет, вернулся в Иолк. Переправляясь через реку Анавр, Ясон потерял сандалию с левой ноги. Либо Гера на реке Евен превратилась в старуху и просила перенести её, а Ясон помог ей[6]. За это Гера помогала Ясону в дальнейшем. Еврипид описывал этолийских воинов, отправлявшихся в поход обутыми только на правую ногу. Аристотель же утверждал, что обували этолийцы именно левую ногу[7], то же делали платейцы, согласно Фукидиду[8].


Когда Пелий увидел Ясона, он испугался, так как ему было предсказано, что его погубит человек, пришедший к нему в одной сандалии. На вопрос о его происхождении Ясон ответил Пелию, что он сын свергнутого царя Эсона, и пришёл вернуть отцу законную власть. Пелий обещал возвратить царство Ясону, но сказал, что прежде (для искупления тяготевшего над родом Эолидов проклятия) надо умилостивить тень Фрикса и вернуть из Колхиды в Иолк золотое руно. По позднейшей версии, сам Ясон на вопрос Пелия, как бы он поступил с человеком, который, как было предсказано, принесёт ему смерть, ответил, что он потребовал бы от него доставить из Колхиды золотое руно. Тогда Пелий приказал Ясону совершить этот подвиг. Согласно Диодору, Ясон отправился в поход не по чьему-либо приказу, а из жажды славы[9].



Путешествие Ясона за руном |




Медея и Ясон


Чтобы помочь Ясону добыть золотое руно, собрались герои со всей Эллады. Был построен корабль, названный в честь его строителя «Арго», и участники похода стали называться аргонавтами. Когда аргонавты во главе с Ясоном[10] во время своего похода за Золотым Руном прибыли на остров Лемнос, управляемый женщинами, царица Гипсипила хотела напасть на них с оружием, но её убедили принять их с миром. В честь прибытия героев Гипсипила учредила состязания по пентатлону. Аргонавты вступили в связи с местными женщинами. Позже Гипсипила родила Ясону сыновей Евнея и Неброфона.


Испытав множество приключений, аргонавты с помощью покровительствовавших им Геры и Афины достигли Колхиды, где правил царь Ээт. Царь согласился отдать золотое руно, если Ясон запряжет в плуг медноногих изрыгающих пламя огромных быков (дар Гефеста), вспашет поле и засеет его зубами дракона (по другой версии, излагаемой в поэме Валерия Флакка, Ээт сначала потребовал от Ясона, чтобы он помог ему в войне против брата Перса). Бог любви Эрот по просьбе Афины и Геры вселил в сердце дочери Ээта волшебницы Медеи любовь к герою. Ясон обещал Медее жениться на ней и с её помощью выполнил все требования. Медея дала ему мазь, спасавшую от огненного дыхания быков[11] (она была сделана из цветка, выросшего на Кавказе из крови Прометея[12]). По одному из истолкований, быки были не огнедышащими, а просто дикими и свирепыми[13].


Хотя Ясон сумел засеять поле зубами дракона и перебить выросших из них воинов, Ээт не отдал руна, а замыслил сжечь Арго и убить аргонавтов. Однако Медея усыпила охранявшего золотое руно дракона и помогла похитить руно. Медея со своим братом Апсиртом и аргонавтами бежала из Колхиды. Доро́гой, чтобы задержать преследователей, Медея убила брата и разбросала куски его тела по морю. Сраженный горем Ээт прекратил погоню, чтобы собрать части тела сына и предать их погребению. Когда Ясон и Медея приплыли к острову феаков, где царствовал Алкиной, их настигли преследователи. По совету жены Алкиноя Ареты, Ясон и Медея поспешно сочетались браком, чтобы у феаков не было оснований возвратить Медею отцу. По Тимонакту, Ясон женился на Медее ещё в Колхиде, в Эе показывали терем Медеи и святилище Ясона[14]. По версии, он прожил в Колхиде 4 года[15].


Ясон принес жертвы 12 богам на азиатском берегу Боспора, отчего это место зовется Гиерон[16]. Воздвиг святилище Геры Аргивской около Левкании в Южной Италии[17] (археологи датируют его начиная с серединой VII века до н. э.[18]). Воздвиг храм Гераклу на Эфалии (Эльба)[19].



Возвращение в Иолк и последующая жизнь |


Вернувшись в Иолк, Ясон узнал, что за время его отсутствия Пелий убил его отца и всех его родственников. Благодаря хитрости Медеи, убедившей дочерей Пелия, что для возвращения отцу молодости его следует разрубить на части, Ясон жестоко отомстил обидчику. Ясон — участник погребальных игр по Пелию, выступал в борьбе[20].


Согласно Гесиоду, у него был сын Медей от жены Медеи[21]. Согласно поэме Кинефона, у Ясона и Медеи были сын Медей и дочь Эриопида[22]. Согласно поэме «Навпактии», после смерти Пелия он переселился из Иолка в Коркиру, его сын Мермер был разорван львицей на охоте, а о Ферете не упоминается[22]. По Диодору, у них было три сына: Фессал, Алкимен и Тисандр[23]


Есть версия, что он вторично отправился к колхам вместе с Медеей и покорил ряд стран, ему воздвигли храмы[24]. У халибов был акрополь Ясония[25]. Его потомки — албанцы[26]. Предполагается, что рассказ о Азоне, легендарном персонаже древней грузинской истории, связан с мифом о Ясоне.


По наиболее распространенной версии, Ясон и Медея были изгнаны из Иолка и поселились в Коринфе у царя Креонта, где счастливо прожили 10 лет (в более ранних версиях Ясон назван царем Коринфа[27] или правителем его гавани Лехея[28]). У них родились два сына Мермер и Ферет[29]. Когда Ясон решил вступить в новый брак с дочерью царя Креонта Главкой (другой вариант — Креусой), возмущённая изменой Медея прислала в дар новобрачной отравленное одеяние, и та умерла в страшных мучениях. Своих малолетних сыновей от Ясона Мермера и Ферета Медея убила на его глазах, а сама унеслась на колеснице, запряжённой крылатыми конями (драконами).


Ясон покончил жизнь самоубийством[30], повесившись, либо он погиб вместе с Главкой[31], либо был убит в святилище Геры в Аргосе, по другой версии, он дожил до старости и погиб под обломками обветшавшего «Арго», заснув в его тени[32].


Действующее лицо трагедий «Медея» Еврипида, Сенеки и Жана Ануя.



Примечания |





  1. Ботвинник, 1988.


  2. Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 45 далее; Гигин. Мифы 3; 13


  3. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 8, 2 далее; Овидий. Метаморфозы VIII 302; Гигин. Мифы 173


  4. Обнорский, 1904.


  5. Гесиод. Перечень женщин, фр.40 М.-У.


  6. Гигин. Мифы 13; 22, у Гигина «башмак»


  7. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.20


  8. Фукидид. История III 22


  9. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 40, 2


  10. Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 9-18; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 16; Гигин. Мифы 14 (с.22)


  11. Пиндар. Пифийские песни IV 222


  12. Софокл. Колхидянки, фр.340 Радт (?); Аполлоний Родосский. Аргонавтика III 840—852


  13. Гераклит-аллегорист. О невероятном 17


  14. Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика IV 1217 // Вестник древней истории. 1947. № 3. С.296


  15. Драконций. Медея 340


  16. Полибий. Всеобщая история IV 39, 6


  17. Страбон. География VI 1, 1 (стр.251); Плиний Старший. Естественная история III 70


  18. Примечания Г. А. Тароняна в кн. Плиний Старший. Об искусстве. М., 1994. С.845


  19. Ликофрон. Александра 871


  20. Павсаний. Описание Эллады V 17, 10


  21. Гесиод. Теогония 999—1002


  22. 12 Павсаний. Описание Эллады II 3, 9


  23. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 54, 1


  24. Юстин. Эпитома Помпея Трога XLII 2, 12 — 3, 5; Тацит. Анналы VI 34


  25. Псевдо-Скилак. Перипл 88 // Вестник древней истории. 1947. № 3. С.243


  26. Солин 15, 5


  27. Евмел Коринфский, фр.20 Уэст = Павсаний. Описание Эллады II 3, 10


  28. Симонид, фр.40 Пейдж = схолии к Еврипиду. Медея. 19


  29. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека


  30. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 55, 1


  31. Драконций. Медея 521


  32. Схолии к Еврипиду. Медея 1386 // Комментарий В. Н. Ярхо в кн. Драконций. Мифологические поэмы. М., 2001. С.118




Литература |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}





  • Ясон / М. Н. Ботвинник // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 687.

  • Обнорский Н. П. Язон, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1904. — Т. XLI.

  • Argonautae // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.

  • Dimitris Michalopoulos, Les Argonautes, Paris: Dualpha, 2013 (ISBN 9782353742516)












Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск