Мазут




Мазу́т (возможно, от арабского «мазхулат» — «отбросы») — жидкий продукт тёмно-коричневого цвета, остаток после выделения из нефти или продуктов её вторичной переработки бензиновых, керосиновых и газойлевых фракций, выкипающих до 350—360°С.




Содержание






  • 1 Свойства


  • 2 Применение


  • 3 Экспорт из России


  • 4 Литература


  • 5 Примечания


  • 6 Ссылки





Свойства |


Мазут представляет собой смесь углеводородов (с молекулярной массой от 400 до 1000), нефтяных смол (с молекулярной массой 500—3000 и более), асфальтенов, карбенов, карбоидов и органических соединений, содержащих металлы (V, Ni, Fe, Mg, Na, Ca). Физико-химические свойства мазута зависят от химического состава исходной нефти и степени отгона дистиллятных фракций и характеризуются следующими данными : вязкость 8—80 мм²/с (при 100 °C), плотность 0,89—1 г/см³ (при 20 °C), температура застывания 10—40°С, содержание серы 0,5—3,5 %, золы до 0,3 %, низшая теплота сгорания 39,4—40,7 МДж/моль. Типичное распределение смолисто-асфальтеновых веществ в мазуте представлено в таблице 1.




























Смолы

Асфальтены
Карбены и карбоиды
Мазут атмосферной перегонки



*Малосернистая нефть
14,0
0,1
0,03
Мазут вторичной переработки
10,2
8,4
0,9

Зольность мазутов преимущественно обусловлена содержанием кислородсодержащих соединений, содержащих катионы металлов. Некоторая доля золы образуется из взвешенных частиц (преимущественно силикаты и диоксид кремния). При переходе к более вязким мазутам содержание взвешенных частиц и коллоидных частиц повышается. Зола является крайне нежелательным компонентом продуктов сгорания мазутов, так как, забивает форсунки, ускоряет коррозию оборудования, ухудшает экологическую обстановку в регионе и требует периодической остановки и чистки оборудования котельных установок. Наибольшей опасностью отличаются соединения ванадия (в золе представлены пятиоксидом ванадия V2O5), резко снижающие стойкость большинства сталей к высокотемпературной коррозии. Содержание оксида ванадия в золе большинства мазутов составляет порядка 5—50 %, и увеличивается по мере повышения содержания в мазуте серы. Сернистые соединения при сгорании образуют оксиды серы, которые так же ядовиты и ускоряют коррозию за счет образования с водяным паром серной и сернистой кислот[1].



Применение |


Мазуты применяются в качестве топлива для паровых котлов, котельных установок и промышленных печей (см. Котельные топлива), для производства флотского мазута, тяжелого моторного топлива для крейцкопфных дизелей и бункерного топлива. Выход мазута составляет около 50 % по массе в расчете на исходную нефть. В связи с необходимостью углубления её дальнейшей переработки мазут во все большем масштабе подвергают дальнейшей переработке, отгоняя под вакуумом дистилляты, выкипающие в пределах 350—420,
350—460, 350—500 и 420—500°С. Вакуумные дистилляты применяют как сырье для получения моторных топлив, в процессах каталитического крекинга, гидрокрекинга и дистиллятных смазочных масел. Остаток вакуумной перегонки мазута используют для переработки на установках термического крекинга и коксования, в производстве остаточных смазочных масел и гудрона, затем перерабатываемого на битум.


Примерный компонентный состав товарного мазута может включать в себя:

1. Мазут атмосферной перегонки нефти

2. Гудрон

3. Вакуумные газойли

4. Экстракты масляного производства

5. Керосино-газойлевые фракции (первичные и вторичные)

6. Тяжелые газойли каталитического крекинга и коксования

7. Битумы

8. Остатки висбрекинга

9. Тяжелая смола пиролиза


Основные потребители мазута — промышленность, флот и жилищно-коммунальное хозяйство.



Экспорт из России |


Мазут занимает четвёртое место после нефти, газа и дизельного топлива в структуре экспорта России (в денежном выражении).



  • В 2005 году из России было экспортировано 45,8 млн тонн мазута на 10,2 млрд долл.[1].

  • В 2006 — 47,5 млн тонн на 13,7 млрд долл. [2].

  • В 2007 — 55,6 млн тонн на 18,2 млрд долл. [3].



Литература |



  • Сергиенко С. Р., Высокомолекулярные соединения нефти, 2 изд., М., 1964.

  • Энглин Б. А. Применение жидких топлив при низких температурах, 3 изд., М., 1980.

  • ГОСТ 10585-99 Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия, Минск (протокол № 15-99 от 28 мая 1999 г.)



Примечания |





  1. Состав и свойства топочных мазутов (неопр.). Химия и химическая технология в жизни (31.10.2014 г.).




Ссылки |




  • Мазут на "Инженерной энциклопедии"

  • ГОСТ 10585-99. Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия (неопр.). Проверено 31 мая 2013.

  • Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (неопр.). Проверено 31 мая 2013.









Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск