Военно-воздушные силы КОНР


















































ВВС РОА/ВС КОНР
ROA chevron.svg
Шеврон РОА
Годы существования
19 декабря 1944 — 12 мая 1945
Страна
Андреевский флаг КОНР
Подчинение
Андреевский флаг РОА / ВС КОНР
Входит в
Андреевский флаг РОА / ВС КОНР
Тип
Авиация
Численность
5 тысяч человек[1]
Дислокация
Эгер[2]
Снаряжение
Немецкая авиация
Участие в


  • Вторая мировая война

    • Боевые действия против РККА на плацдарме «Эрленгоф»

    • Пражское восстание




Командиры
Известные командиры
генерал-майор ВС КОНР Виктор Мальцев




















⚙️  Naval Ensign of Russia.svg Русский коллаборационизм

Вторая мировая война
Основные понятия


  • Коллаборационизм во Второй мировой войне

  • Русское освободительное движение


Идеология


  • Непримиримость

  • Пораженчество


История


  • Гражданская война в России

  • Белая эмиграция

  • Коллективизация

  • Политические репрессии в СССР

  • Вторая мировая война

  • Операция «Барбаросса»

  • Смоленская декларация

  • Пражский манифест

  • Комитет освобождения народов России

  • «Апрельский ветер»

  • Пражское восстание

  • Репатриация

  • (Выдача казаков


  • Операция «Килхол»)


Персоналии


  • А. Власов

  • В. Малышкин

  • К. Воскобойник

  • Б. Каминский

  • П. Краснов

  • А. Шкуро

  • В. Науменко

  • К. Кромиади

  • И. Благовещенский

  • С. Буняченко

  • Г. Жиленков

  • Д. Закутный

  • Г. Зверев

  • М. Шаповалов

  • В. И. Мальцев

  • Б. Штейфон

  • А. Туркул

  • Т. Доманов

  • Ф. Трухин

  • М. Меандров

  • В. Штрик-Штрикфельдт

  • С. Клыч

  • Н. Козин


Вооружённые формирования


  • РННА

  • РОА

  • РОНА

  • Казачий стан

  • Отдельный казачий корпус

  • ВВС КОНР

  • 15-й казачий кавалерийский корпус СС

  • 1-я казачья дивизия

  • 30-я гренадерская дивизия СС (2-я русская)

  • 30-я гренадерская дивизия СС (1-я белорусская)

  • Дивизия «Руссланд»

  • Русский корпус

  • Хиви

  • Боевой союз русских националистов

  • 1-я русская национальная бригада СС «Дружина»

  • Русская национальная народная армия

  • Добровольческий полк СС «Варяг»

  • Русский отряд 9-й армии вермахта

  • Отряд Николая Козина


Национальные образования


  • Локотское самоуправление

  • Республика Зуева


Организации

  • Русская национально-трудовая партия




Портал:Вторая мировая война


Военно-воздушные силы Русской освободительной армии (ВВС РОА) — военно-воздушные силы Комитета освобождения народов России, входившие в состав Вооруженных Сил КОНР.




Содержание






  • 1 Предыстория


  • 2 Авиагруппа Хольтерса


  • 3 История создания


  • 4 Интернирование


  • 5 Структура ВВС РОА


    • 5.1 Штаб ВВС КОНР


    • 5.2 Первый авиационный полк




  • 6 Примечания


  • 7 Ссылки





Предыстория |


Командование военно-воздушных сил Вермахта поддерживало идею создания добровольческих частей из военнопленных для использования их в своей структуре. Весной 1942 года при военном аэродроме в Заднепровье (Смоленск) была создана рота аэродромного обслуживания. Численность роты достигала 200 человек, являвшихся добровольцами из числа советских военнопленных. В состав роты входили авиационные специалисты, такие как авиамеханики, мотористы и прочие специалисты наземных служб. Лётчики в роту не включались[3]. Количество служащих в подобных формированиях возрастало. В итоге, к концу 1944 года в Люфтваффе служило 22,5 тысяч русских добровольцев, а в формированиях, обслуживающих средства ПВО — 120 тысяч военнопленных[4]. Совместными усилиями «Гитлерюгенда», СС и Люфтваффе на оккупированных территориях проводилась вербовка молодого населения (в возрасте от 15 до 20 лет) в ряды «помощников Люфтваффе и ПВО» (с 4 декабря 1944 г. «Воспитанники СС») численность которых достигла 14 тысяч человек[5].
Первая попытка создания добровольческой авиационной части относится к августу 1942 г. При формировании РННА (Русская национальная народная армия) был поднят вопрос о организации в её составе авиазвена из пленных советских лётчиков под командовании майора Филатова[4]. Авиазвено было создано, но самолётов не получило, так как его существование не было оговорено с немецким командованием. К идее создания русской добровольческой авиачасти вернулись только осенью 1943 г.



Авиагруппа Хольтерса |


Заметный вклад в строительство добровольческих военно-воздушных сил внёс подполковник Люфтваффе Г. Хольтерс — начальник пункта обработки разведывательных данных «Восток» в штабе командования Люфтваффе. Хольтерс, в результате анализа показаний советских лётчиков, предложил создать русское авиационное подразделение[6]. Его соратником стал пленный советский полковник ВВС РККА В. И. Мальцев. Для приёма лётчиков-добровольцев был создан специальный лагерь в Сувалках (Польша). Люди проходили в нём медицинское обследование, психологические тесты. Этот отборочный лагерь пополнял личным составом авиагруппу Хольтерса, находившуюся Морицфельде около Истенбурга. Летчики переучивались на немецких машинах. Некоторые принимали участие в перегонке самолётов с заводских площадок на аэродромы Восточного фронта. Вскоре авиагруппа приняла участие в воздушных боях на Восточном фронте[6][7].



История создания |


19 декабря 1944 года рейхсмаршал Герман Геринг подписал приказ о создании Военно-воздушных сил РОА, которые 4 февраля 1945 года перешли в непосредственное подчинение генерала Андрея Власова. Командующим ВВС был назначен полковник (с 2 февраля 1945 г. — генерал-майор) В. И. Мальцев[8]. К апрелю в Мариенбаде удалось сформировать 1-й авиационный полк (командир — полковник Л. И. Байдак) в составе 5-й истребительной (16 самолётов Bf.109), 8-й бомбардировочной (12 Ju 87) и 5-й учебно-тренировочной (2 — Bf.109, 1 — Ju 87, 2 — Fi 156, 2 — У-2, 1 — He.111 и 1 — Do l7) эскадрилий. В стадии формирования находились ещё одна эскадрилья бомбардировщиков, разведывательная и транспортная эскадрильи. В составе ВВС РОА были также сформированы полк зенитной артиллерии, парашютно-десантный батальон и рота связи. В связи с ухудшением военного положения и отсутствием условий для специального обучения наземных частей было решено готовить их к использованию в качестве пехоты, а также создать условия для объединения этих подразделений и частей аэродромного обслуживания, насчитывавших в общей сложности до 5 тыс. человек, в боевое формирование в виде бригады или дивизии. Были предприняты попытки создания собственных опознавательных знаков, но ОКЛ отказалось от этой идеи, так как официальная маркировка самолётов требовала международной регистрации на которую не было времени. Но было дано согласие скомбинировать германскую эмблему с андреевским крестом, по образцу маркировки самолётов итальянских ВВС.[9].



Интернирование |




Командующий ВВС РОА Генерал-майор Мальцев инструктирует пилотов


В конце войны Мальцев принял решение о переходе в американскую зону. Сдача оружия 27 апреля 1945 года в Лангдорфе, между Цвизелем и Регеном, прошла организованно, в полном порядке. Американцы немедленно отделили офицеров от рядовых и распределили военнопленных на три категории (так, что военные организационные формы сразу распались). В первую группу вошли офицеры авиаполка и часть офицеров парашютно-десантного и зенитного полков. Эта группа, состоявшая из 200 человек, после временного интернирования во французском городе Шербуре была в сентябре 1945 г. передана советским властям. В их числе оказались командир истребительной эскадрильи майор С. Т. Бычков (во время службы в РККА получивший звание Героя Советского Союза) и начальник учебного штаба лётной школы, командир транспортной эскадрильи майор М. Тарновский[10] (последний, будучи старым эмигрантом, не подлежал выдаче, но он настоял на том, чтобы разделить судьбу своих товарищей)[10].


Вторая группа — около 1 600 человек — некоторое время провела в лагере для военнопленных под Регенсбургом. Третья группа — 3 000 человек — ещё до окончания войны была переведена из лагеря для военнопленных в Каме в Нирштейн, к югу от Майнца — очевидно, это было вызвано желанием бригадного генерала Кенина спасти русских от насильственной репатриации. Действительно, обе эти группы в большинстве своём избежали выдачи, так что судьба частей военно-воздушных сил КОНР оказалась не столь трагична, как судьба 1-й и 2-й дивизий РОА.



Структура ВВС РОА |



Штаб ВВС КОНР |



Начальник штаба — полковник авиации А. Ванюшин.

Адъютант штаба — капитан Н. Башков.

Офицер для особых поручений — майор авиации Б. Климович.



  • Оперативный отдел — начальник: майор авиации А. Меттль.

  • Отдел безопасности — начальник: майор В. Д. Тухольников.

  • Отдел кадров — начальник: капитан Науменко.

  • Отдел пропаганды — начальник: майор А. П. Альбов, редактор газеты «Наши Крылья»: Ар. Усов, военный корреспондент: подпоручик Жюно.

  • Юридический отдел — начальник: капитан Крыжановский.

  • Интенданская служба — начальник: подпоручик интенданской службы Г. М. Голеевский.

  • Санитарная служба 6 начальник: подполковник санитарной службы д-р В. А. Левицкий, капитан санитарной службы д-р Добасевич, капитан санитарной службы д-р В. А. Мандрусов, санитарный фельдфебель А. Мандрусов.



Первый авиационный полк |



  • Командир полка — полковник авиации Л. И. Байдак.

  • Начальник штаба — майор авиации С. К. Шебалин.

  • Адъютант — подпоручик авиации Г. Школьный.

  • Истребительная эскадрилья имени полк. Казакова.


Командир эскадрильи — майор авиации С. Т. Бычков.


  • Штурмовая эскадрилья (позже- эскадрилья ночных бомбардировщиков)

Командир эскадрильи — капитан авиации Б. Р. Антилевский.


  • Разведывательная эскадрилья

Командир эскадрильи — капитан авиации С.Артемов


  • Транспортная эскадрилья (в стадии формирования)

Командир эскадрильи — майор авиации М.Тарновский.


  • Школа лётчиков

Начальник школы — полковник авиации Л. И. Байдак;
Начальник учебной части — майор авиации М.Тарновский



  • Инженерно-техническая служба.

  • Служба аэродромного обслуживания.



Примечания |





  1. ГЕНЕРАЛ ВЛАСОВ. РОА – власовцы. Военно-воздушные силы РОА Архивная копия от 3 мая 2012 на Wayback Machine


  2. Кирилл Александров. "Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945". 2001 г.


  3. Борис Плющов. Генерал Мальцев. История Военно-Воздушных Сил Русского Освободительного Движения в годы Второй мировой войны (1942—1945).


  4. 12 Дробязко С., Романько О., Семенов К. Иностранные формирования Третьего рейха. 2011 г. — 470 с.


  5. Дробязко С. И. Вторая мировая война 1939—1945. Русская освободительная армия. — М.: ООО «Издательство АСТ».Военно-историческая серия «СОЛДАТЪ».


  6. 12 Хоффманн, Йоахим. История власовской армии. Глава 3. Военно-воздушные силы РОА.


  7. Сергей Чуев "Власовцы - пасынки Третьего рейха". М. "Яуза" "ЭКСМО" 2006 г.


  8. Офицерский корпус армии генерал-лейтенанта ал. Власова. К. М. Александров. — 204 с.


  9. Йоахим Хоффманн — ИСТОРИЯ ВЛАСОВСКОЙ АРМИИ


  10. 12 Биография М.Тарновского на hrono.ru




Ссылки |



  • Русские добровольцы в люфтваффе

  • Структура КОНР

  • Военно-воздушные силы РОА

  • Крылья РОА Военно-воздушные силы ВС КОНР // Сергей Чуев «Власовцы — пасынки Третьего рейха». М.. «Яуза» «ЭКСМО» 2006, C. 374—395













Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск