Т-10

Multi tool use
Т-10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Т-10М в Музее ВОВ в Киеве | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Т-10М | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Классификация | тяжёлый танк |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Боевая масса, т | 50[1] |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компоновочная схема | классическая |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработчик | ВНИИ-100 ГСКБ-2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Производитель | ![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы разработки | 1944—1953 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1954—1966 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы эксплуатации | 1954—1993 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество выпущенных, шт. | Около 1539[2]http://www.army.lv/files/135.pdf |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные операторы | ![]() ![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Размеры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 7250 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина с пушкой вперёд, мм | 10 560 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина, мм | 3380[1] |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 2585 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
База, мм | 4550 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея, мм | 2660 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс, мм |
460 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бронирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип брони | стальная литая и катаная гомогенная |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (верх), мм/град. |
60 / 78+45°[3] 120 / 55+40°[3] |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (низ), мм/град. |
120 / 50°[3] |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса (верх), мм/град. |
120 / 47°[3] 80 / 62°[3] |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса (низ), мм/град. |
80 / 10°[3] |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса, мм/град. |
50—60 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Днище, мм | 16 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крыша корпуса, мм | 30 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб башни, мм/град. |
250 / 24°[4] 120 / 55+40°[4] |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт башни, мм/град. |
148 / 45°[3], 122 / 55°[3], 102 / 65°[3] |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма башни, мм/град. |
50 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крыша башни, мм | 40 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вооружение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Калибр и марка пушки |
122-мм 2А17 на Т-10М и Д-25 или Д-25ТА на Т-10А или Т-10Б |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип пушки |
нарезная пушка |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина ствола, калибров | 48 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Боекомплект пушки |
30 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Углы ВН, град. | −4...+15° |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Углы ГН, град. | 360° |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прицелы | Т2С-29-14, ТПН-1-29-14, ВК-4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пулемёты | 2 КПВТ, 2 ДШКМТ (Т-10А/Б) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подвижность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип двигателя |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. |
750 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч |
50 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 350 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по пересечённой местности, км | 200 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельная мощность, л. с./т |
15 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески |
индивидуальная торсионная |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельное давление на грунт, кг/см² |
0,77 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | 32° |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемая стенка, м | 0,9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый ров, м | 3,0 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | 1,5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
T-10 (индекс ГАБТУ на стадии разработки и испытаний — Объект 730, первоначальное наименование — ИС-5[5], в 1952—1953 годах переименован в ИС-8[6], 28 ноября 1953 года принят на вооружение и был повторно переименован в Т-10[5]) — советский тяжёлый танк. Производился серийно в 1954—1966 годах. Состоял на вооружении Советской Армии в течение 39 лет, последние Т-10 были сняты с вооружения уже Российской Армии только в 1993 году[7].
Несмотря на то, что в некоторых источниках танку Т-10 приписываются названия на финальных стадиях испытаний ИС-9 и ИС-10[8], эти обозначения ему на самом деле не присваивались. Обозначение Т-10 было дано исходя из того, что ИС-8 — десятый по счёту принятый на вооружение Советской Армии серийный тяжёлый танк[9].
Последний, (десятый по счёту) наиболее совершенный советский серийный тяжёлый танк послевоенного поколения. Разработан в КБ ЧКЗ в 1949—1952 гг., для замены в войсках тяжёлых танков ИС-2, ИС-3 и ИС-4 по причине превосходства в надёжности и маневренности. На различных стадиях доводки опытных образцов «объекту 730» (внутризаводское обозначение) неофициально присваивались обозначения: ИС-5, ИС-8, ИС-9, ИС-10. Принят на вооружение Постановлением СМ СССР № 2860—1215 от 28 ноября и Приказом МО № 244 от 15 декабря 1953 г. под обозначением Т-10. Серийно производился на ЧТЗ (Т-10 (объект 730) и модификации: Т-10А (объект 730А), Т-10Б (объект 730Б), Т-10К (Командирский)и Т-10М (объект 272)) и на ЛКЗ (Т-10М (объект 734)) в период с 1953 по 1966 гг. По данным НАТО было выпущено около 8000 ед. Т-10 всех модификаций. Однако, на самом деле было выпущено около полутора тысяч этих танков.[10]
Содержание
1 История создания и производства
2 Описание конструкции
2.1 Броневой корпус и башня
2.2 Вооружение
2.3 Двигатель и трансмиссия
2.4 Ходовая часть
3 Ранние варианты
4 Модификации
4.1 Серийные образцы
4.1.1 Т-10А
4.1.2 Т-10М
4.2 Опытные образцы
5 Машины на базе Т-10
5.1 «Объект 268»
5.2 «Объект 27»
5.3 Пусковые установки комплексов РТ-15 и РТ-20П
5.4 «Объект 282»
6 Машины на базе Т-10М
6.1 «Объект 271»
6.2 «Объект 273»
7 Оценка проекта
8 Сохранившиеся экземпляры
9 Примечания
9.1 Сноски
10 Литература
11 Ссылки
История создания и производства |
Концептуально проект ИС-5 являлся развитием проекта ИС-3 в направлении повышения надёжности и усиления бронезащиты и развитием проекта ИС-4 в направлении повышения надёжности, проходимости и маневренности. Однако, в условиях военного времени, первоочередными были определены работы по ИС-4, ИС-6, и ИС-7, а разработка ИС-5 — приостановлена. После отклонения проектов ИС-6 и ИС-7 проект ИС-5 был переименован в ИС-8.
Первые проработки танка под наименованием ИС-5 были сделаны ещё в 1944 году. Работы выполнил челябинский Опытный завод № 100 под руководством Ж. Я. Котина. Котин выдвинул несколько концепций нового танка, но практически ни одна из них не несла каких-либо новаторских идей. В металле танк реализован не был. Предпочтение отдали другим танкам — ИС-6 и ИС-7. В конце 1948 года к теме создания танка ИС-5 было решено возвратиться вновь, когда Главным бронетанковым управлением было выдано техническое задание на новый перспективный тяжёлый танк, предназначенный для замены стоявших на вооружении ИС-2 и ИС-3. Опыт проектирования и эксплуатации ИС-4 и ИС-7 повлёк за собой ограничение боевой массы будущего танка в 50 тонн. Работы по танку были заданы постановлением правительства от 18 февраля 1949 года. Главным конструктором был назначен Ж. Я. Котин. Техпроект нового танка был готов в апреле 1949 года, и уже в том же году была выпущена установочная партия из 10 машин. В ходе войсковых испытаний выявилось множество недостатков, таких как недостаточный ресурс двигателя. Доводка танка продолжалась до декабря 1952 года. После смерти Сталина в марте 1953 года название танка сменилось на ставшее уже окончательным Т-10, под которым он и был принят на вооружение 15 декабря 1953 года.
Т-10, неоднократно модернизируясь, производился серийно с 1953 по 1966 год. В 1953—1965 годах он производился в Челябинске и в 1958—1962 и в Ленинграде. Данные о выпуске Т-10 разнятся, в разных источниках от 1539[2] до 8000 произведённых танков. Подавляющее большинство выпущенных (1189 из 1539[2]) модификации Т-10М, а в 1960-х годах все стоявшие на вооружении Т-10 ранних модификаций модернизированы до Т-10М.[5]
Состояли на вооружении: 13-й гв. тяжёлой танковой дивизии и других ТД.
Описание конструкции |
Броневой корпус и башня |
Корпус сваривался из катаных и штампованых броневых плит. Танк с рациональными углами наклона брони, лобовая часть корпуса выполнялась по схеме «щучий нос». Угол наклона верхней лобовой детали толщиной 120 мм 57 градусов к вертикали. Борта из верхних наклонных и нижних гнутых деталей толщиной 80 мм и имели переменный угол наклона от 60 до 0 градусов к вертикали. Башня литая, по форме напоминала перевёрнутое блюдце. Обводы башни оптимизированы для условий прохождения ударной волны ядерного взрыва.[5]
Вооружение |
Основное вооружение Т-10 — 122-мм танковая пушка Д-25ТА с длиной ствола 48 калибров - развитие пушки Д-25Т, устанавливавшейся на танках ИС-2—4, в свою очередь созданной на базе пушки А-19. Пушка с двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным автоматическим клиновым затвором. Также орудие с электромеханическим досылателем снарядов и гильз, позволившим повысить скорострельность до 3—4 выстрелов в минуту против 2—3 на предыдущих моделях ИС. Выстрел производился посредством электромеханического или ручного спуска. Боекомплект орудия из 30 бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов раздельно-гильзового заряжания, размещённых в хомутиковых и лотковых укладках на полу боевого отделения.[5]
Боеприпасы танковой пушки Д-25Т | ||||
Тип |
Обозначение |
Масса выстрела, кг |
Масса снаряда, кг |
Начальная скорость, м/с |
Бронебойный трассирующий тупоголовый снаряд с баллистическим наконечником |
БР-471Б |
45,96 |
25,1 |
795 |
Осколочно-фугасная граната |
ОФ-471 |
47,76 |
27,3 |
? |
Бронебойный снаряд Д-25Т пробивал на дистанции 1000 м около 150 мм брони при угле встречи 90°.
На танках модификации Т-10М устанавливалась новая 122-мм пушка М-62-Т2 (2А17) со значительно лучшими баллистическими характеристиками, начальная скорость её бронебойного снаряда составляла 960 м/с. С 1967 года в боекомплект М-62-Т2 входили также бронебойно-кумулятивные и бронебойно-подкалиберные снаряды.
Таблица ТТХ выстрелов, используемых для стрельбы из пушки 2А17[11][12] | ||||||
Индекс выстрела |
Индекс снаряда |
Индекс заряда |
Масса .mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}} ВВ, кг |
Масса снаряда, кг |
Масса заряда, кг |
Бронепробиваемость, мм/град[сн 1] |
Бронебойно-трассирующие снаряды | ||||||
3ВБР1 |
53-БР-472 |
4ЖН3 |
0,335 |
25,1 |
10 |
214/0 (172/30) |
3ВБР3 |
53-БР-472 |
4Ж15 |
0,335 |
25,1 |
9,15 |
|
Бронебойные подкалиберные снаряды | ||||||
3ВБМ4 |
3БМ11 |
4Ж46 |
— |
7,4 |
9,1 |
320/0 (110/60) |
Бронебойные кумулятивные снаряды | ||||||
3ВБК5 |
3БК9 |
4Ж26 |
1,7 |
7,1 |
6,7 |
200/60 |
3ВБК5М |
3БК9М |
4Ж26 |
1,7 |
7,1 |
6,7 |
|
3ВБК13 |
||||||
3ВБК13М |
||||||
Осколочно-фугасные снаряды | ||||||
3ВОФ2 |
53-ОФ-472 |
4ЖН4 |
3,0 |
27,2 |
10 |
— |
3ВОФ16 |
53-ОФ-472 |
4Ж14 |
3,0 |
27,2 |
9,0 |
— |
Практические снаряды | ||||||
3ВП3 |
— |
Вспомогательное вооружение танка состояло из двух 12,7-мм пулемётов ДШКМ, один из которых был спарен с пушкой, а другой, зенитный, размещался на турели на крыше башни. Боекомплект пулемётов составлял 1000 патронов в лентах по 50 штук. На танках модификации Т-10М они были заменены 14,5-мм пулемётами КПВТ.[5]
Двигатель и трансмиссия |
На Т-10 V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизель жидкостного охлаждения В-12-5 мощностью 700 л.с. при 2100 об/мин. Рабочий объём 38,8 л.
Трансмиссия из коробки передач планетарного типа (8 передач + две заднего хода) с гидравлическим управлением, механизма поворота и двухступенчатых бортовых передач.[5]
Ходовая часть |

Ходовая часть Т-10М

Траки Т-10М
Подвеска катков независимая, торсионная. С каждой стороны корпуса 7 сдвоенных опорных катков с металлическими ободами и три поддерживающих катка. Ведущие колёса задние, зацепление гусениц цевочное. Гусеница стальная мелкозвенчатая, с шагом трака 160 мм и шириной 720 мм.[5]
Ранние варианты |
Ранними вариантами серийного Т-10 были танки ИС-5 и ИС-8, которые незначительно отличались установленными на них агрегатами и компоновкой.
Модификации |
Серийные образцы |
Т-10А |
- Т-10А
Принят на вооружение 17 мая 1956 г. Модернизированный вариант Т-10 с пушкой Д-25ТС с стабилизатором в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган», изменённым затвором и эжектором продувки канала ствола. Т-10А оснащён прибором ночного видения механика-водителя ТВН-1 и гирополукомпасом ГПК-48, перископическим прицелом ТПС-1 и дублирующим телескопическим прицелом ТУП вместо ТШ-2-27. Установка новой пушки повлекла изменение формы башни и маски орудия.
- Т-10Б
Принятый на вооружение в 1957 году вариант Т-10А, отличавшийся установкой двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14 вместо ТШ-2-27.
- Т-10БК
Созданный в 1957 году командирский вариант Т-10Б, на котором за счёт сокращения боекомплекта, дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.
Т-10М |
- Т-10М
Улучшенный вариант Т-10, принятый на вооружение 26 сентября 1957 года, отличавшийся множеством конструктивных изменений:
- Новая 122-мм пушка М-62-Т2 с высокой баллистикой и двухплоскостной стабилизатор 2Э12 «Ливень».
- 14,5-мм пулемёты КПВТ вместо ДШК, с сокращением боекомплекта до 744 патронов.
- Изменённая конструкция башни с усилением её бронирования, дошедшего до 250 мм в лобовой части.
- Установлен досылатель
- Новый двигатель В-12-6 мощностью 750 л.с.
- Комплект приборов ночного видения для всех членов экипажа, кроме заряжающего.
- Противоатомная защита.
ТДА.
Масса танка после внесённых изменений выросла до 51,5 тонн, но благодаря более мощному двигателю и другим усовершенствованиям, максимальная скорость танка по шоссе возросла до 50 км/ч. Т-10М в ходе производства постоянно модернизировался. С декабря 1962 года на него устанавливалась более простая и надёжная шестиступенчатая коробка передач, в 1963 году танк получил систему подводного вождения, позволявшую преодолевать преграды глубиной до 5 м, а с 1964 года танк оборудовался автоматической системой пожаротушения.
- Т-10МК
Командирский вариант Т-10М, на котором, аналогично Т-10БК, за счёт сокращения боекомплекта до 22 снарядов, дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.
Опытные образцы |
«Объект 266» — опытная модификация с установкой гидромеханической трансмиссии ГМТ-266.
Машины на базе Т-10 |
«Объект 268» |
Единственная САУ на базе Т-10, построенная в 1956 году. Напоминавшая по компоновке ИСУ-152 самоходка была с 152-мм пушкой М-64 в просторной броневой рубке.
«Объект 27» |
«Объект 27» или ТЭС-3 — опытная подвижная атомная электростанция мощностью 1,5 МВт, предназначенная для использования на Крайнем Севере. Конструкция состояла из четырёх модулей, перевозившихся на удлинённых до 10 опорных катков шасси Т-10. ТЭС-3 вступила в опытную эксплуатацию в 1960 году.
Пусковые установки комплексов РТ-15 и РТ-20П |
Элементы шасси Т-10 использовались в самоходных пусковых установках ракетных комплексов РТ-15 и РТ-20П.
«Объект 282» |
Опытный советский ракетный танк на базе танка Т-10.
«Объект 272М» — танк Т-10 с ПТРК «Малютка»
Машины на базе Т-10М |
«Объект 271» |
2А3 «Конденсатор» —
советская самоходная артиллерийская установка особой мощности, первый образец построен в 1957 году. Вооружение состояло из 406-мм пушки. Предназначалась для стрельбы ядерными боеприпасами. Выпущено 4 экземпляра.
«Объект 273» |
2Б1 «Ока́» — советская самоходная 420-мм миномётная установка для стрельбы ядерными зарядами на базе Т-10М. Первый опытный образец готов в 1957 году.
Оценка проекта |
Т-10 был последним тяжелым танком СССР. В последней модификации он не уступал в огневой мощи таким западным танкам, как м103 и Конкэрор. При этом превосходил их в подвижности и маневренности. Имел лучшую круговую защиту и небольшие габариты. Обладал двухплоскостным стабилизатором и более мощным вспомогательным вооружением, включающим в себя спаренный и зенитный пулеметы КПВТ. Также танк был выпущен в бо́льших объёмах, чем его более тяжелые аналоги, что указывает на его большую технологичность. Танк имел большой модернизационный потенциал. В случае установки новой системы управления огнем и навесной динамической защиты, он мог оставаться конкурентоспособным даже на конец восьмидесятых годов. В качестве минуса можно отметить небольшие углы вертикального наведения, по сравнению с аналогами.
ТТХ первых основных и последних тяжёлых танков[13] | |||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||
Общие данные | |||||||||
Экипаж |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
|||
Боевая масса, т |
37,0 |
51,0 |
46,2 |
56,6 |
65,0 |
50,0 |
|||
Ширина, м |
3,30 |
3,63 |
3,63 |
3,36 |
3,99 |
3,51 |
|||
Высота, м |
2,40 |
2,94 |
3,26[сн 2] |
3,56 |
3,35 |
2,59 |
|||
Приборы ночного видения[сн 3] |
ПНВ механика-водителя и командира, ночной прицел |
ПНВ механика-водителя и командира, ночной прицел |
ПНВ механика-водителя и командира, ночной прицел |
ПНВ механика-водителя и командира, ночной прицел |
— |
ПНВ механика-водителя и командира, ночной прицел |
|||
Система защиты от ОМП |
автоматическая коллективная, с противорадиационным подбоем |
— |
коллективная |
коллективная |
— |
коллективная |
|||
Вооружение | |||||||||
Марка пушки |
115-мм 2А20 |
105-мм L7A1 |
105-мм M68 |
120-мм M58 |
120-мм L1 |
122-мм М-62-Т2 |
|||
СУО |
телескопический ТШ2Б-41 (3,5/7×), двухплоскостной стабилизатор |
перископический прицел (8×), пристрелочный пулемёт, двухплоскостной стабилизатор |
перископический прицел (8×), оптический дальномер, баллистический вычислитель |
перископический прицел (8×), оптический дальномер, баллистический вычислитель |
перископический прицел (6×), одноплоскостной стабилизатор, оптический дальномер |
телескопический прицел Т2С-29-14, двухплоскостной стабилизатор |
|||
Боекомплект пушки |
40 |
70 |
57 |
38 |
35 |
30 |
|||
Пулемёты |
1 × 7,62-мм ПКТ |
1 × 12,7-мм L21, 1 × 7,62-мм M1919A4 |
1 × 12,7-мм M2HB, 1 × 7,62-мм M73 |
1 × 12,7-мм M2HB, 1 × 7,62-мм M1919A4E1 |
2 × 7,62-мм M1919 |
2 × 14,5-мм КПВТ |
|||
Бронирование, мм[сн 4] | |||||||||
Верхняя лобовая деталь |
102 / 60° (204) |
121 / 57° (222) |
93 / 65° (220) |
127 / 60° (254) |
130 / 60° (260) |
120 / (55°+40°) (270) |
|||
Нижняя лобовая деталь |
100 / 55° (174) |
76 / 46° (109) |
85—143 / 55° (148—249) |
114 / 50° (177) |
76 / 60° (152) |
120 / 50° (186) |
|||
Лоб башни |
(220)[сн 5] |
200 / 0° (200) |
178 / 0° (178) |
127 / 50° (197) |
176 / 30° (203) |
(250)[сн 5] |
|||
Борт корпуса |
80 / 0° (80) |
51 / 12° + 10[сн 6] (52+10) |
(51…74)[сн 5] |
44…51 / 30…40° (51…67) |
51 / 0° + 6[сн 7] (51+6) |
80 / 10…62° (81…170) |
|||
Борт башни |
165 |
112 / 0…10° (112…114) |
(140)[сн 5] |
70…137 / 20…40° (75…179) |
89 / 0…30° (89…102) |
(200…208)[сн 5] |
|||
Подвижность | |||||||||
Тип двигателя |
V-образный, дизельный, жидкостного охлаждения, 580 л. с. |
V-образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, 650 л. с. |
V-образный, дизельный, воздушного охлаждения, 750 л. с. |
V-образный, карбюраторный, воздушного охлаждения, 810 л. с. |
V-образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, 810 л. с. |
V-образный, дизельный, жидкостного охлаждения 750 л. с. |
|||
Удельная мощность, л. с./т |
15,7 |
12,5 |
16,2 |
14,3 |
12,5 |
15,0 |
|||
Тип подвески |
индивидуальная торсионная |
сблокированная попарно пружинная типа Хорстмана |
индивидуальная торсионная |
индивидуальная торсионная |
сблокированная попарно пружинная типа Хорстмана |
индивидуальная торсионная |
|||
Максимальная скорость по шоссе, км/ч |
50 |
35 |
48 |
34 |
34 |
50 |
|||
Запас хода по шоссе, км |
450 |
190 |
480 |
129 |
150 |
350 |
|||
Удельное давление на грунт, кг/см² |
0,75 |
н/д |
0,77 |
0,9 |
0,84 |
0,77 |
Сохранившиеся экземпляры |

Т-10А, установленный на Площади Победы, г. Кагарлык, Киевская область, Украина
Т-10М в экспозиции Национального музея «Музей истории Украины во Второй мировой войне» на правом берегу Днепра, г. Киев, Украина

Т-10М в Парке Победы, г. Нижний Новгород
Белоруссия:
- два танка Т-10М находятся в открытой экспозиции ИКК «Линия Сталина»
- возле Кургана Славы в г. Минске.
- на постаменте в д. Короватичи, (Речицкий район, Гомельская область);
Россия:
- в Центральном Музее Вооружённых Сил в г. Москве в экспозиции на открытой площадке;
- в музее техники Вадима Задорожного в г. Москве в экспозиции на открытой площадке;
- на постаменте в г. Ульяновске на территории Ульяновского гвардейского суворовского военного училища (бывшее Ульяновское гвардейское ГВТКУ им. В. И. Ленина);
- на постаменте в г. Омске при въезде на территорию Омского автобронетанкового инженерного института;
- на постаменте в г. Москве на территории академии физкультуры;
- на постаменте в с. Большая Рига (Шумихинский район, Курганская область);
- в парке Победы на Соколовой горе, г. Саратов;
- на постаменте в пгт. Сатис (Нижегородская область);
- на постаменте на площади Победы в г. Магнитогорске (Челябинская область);
- в парке Победы, г. Нижний Новгород, установлен танк Т-10М.
- на постаменте при въезде в г. Благодарный (Ставропольский край)
- на постаменте в г. Городец Нижегородской области
- на постаменте на территории 240 танкового полка (г.Хабаровск-43)
Украина:
- В экспозиции Национального музея «Музей истории Украины во Второй мировой войне» на правом берегу Днепра, г. Киев, Украина
- г. Луцк — Волынский региональный музей украинского войска и военной техники;
- на площадке техники в г. Горишние Плавни (Полтавская область) установлен танк Т-10М;
- 21 октября 2010 года танк Т-34/85 заменён на танк Т-10М, г. Кривой Рог (Днепропетровская область);
- на постаменте в г. Кагарлыке (Киевская область);
- на постаменте в с. Криворожье (Донецкая область);
- на постаменте в с. Шахово (Добропольский район, Донецкая область);
- на постаменте в с. Зелёное Поле (Великоновосёлковский район, Донецкая область);
- на постаменте в с. Терны (Юрьевский район, Днепропетровская область);
- на постаменте в пгт. Черкасское (Днепропетровская область);
- на постаменте в пгт. Гвардейское (Днепропетровская область);
- на постаменте в пгт. Покровское (Днепропетровская область);
- на постаменте в г. Апостолово (Днепропетровская область);
- на постаменте в г. Синельниково (Днепропетровская область);
- на постаменте в с. Червоная Каменка (Александрийский район, Кировоградская область);
- на постаменте в г. Путивле (Сумская область);
- на постаменте в пгт. Буки (Черкасская область);
- на постаменте в пгт. Драбов (Черкасская область);
- на постаменте в пгт. Гончаровское (Черниговская область);
- на постаменте на территории 51-й отдельной механизированной бригады, г. Владимир-Волынский (Волынская область).
- в музее техники Богуслаева в г. Запорожье.
- В экспозиции Национального музея «Музей истории Украины во Второй мировой войне» на правом берегу Днепра, г. Киев, Украина
Примечания |
↑ 12 Боевая и техническая характеристика // Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-10М / Под ред. Почтарева Н. Ф. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1960. — С. 10. — 540 с.
↑ 123 Павлов и др., 2009, с. 49.
↑ 123456789 Павлов и др., 2009, с. 45.
↑ 12 Энциклопедия танков мира 1915—2000 гг. — Составитель Г. Холявский.
↑ 12345678 Павлов и др., 2009, с. 45—49.
↑ Павлов и др., 2009, с. 51.
↑ 12 Барятинский и др., 1996, с. 32.
↑ Шумилин С. Э. Военно-техническое обозрение: Тяжелый танк Т-10. — М.: Наука и техника выпуск № 4, 2011.
↑ Павлов и др., 2009, с. 52.
↑ Бронеколлекция 2000 № 3 стр.7,8
↑ Описание устройства 122-мм стабилизированной в двух плоскостях танковой пушки «М-62Т2», стр. 265, 266
↑ Лещинский Ю. М., Телегин Н. Н. и др. Справочник артиллерийских боеприпасов, подлежащих утилизации и уничтожению / Под общей редакцией Каллистова А. А. — "Nova". — ISBN 5-87265-001-9.
↑ Бронированные машины, 2010, с. 24.
↑ С. Устьянцев, Д. Колмаков. Т-54/55. — Нижний Тагил: Уралвагонзавод / Медиа-Принт, 2006. — С. 216—218. — (Боевые машины Уралвагонзавода № 3). — 4500 экз. — ISBN 5-98485-026-5.
↑ Павлов и др., 2009, с. 39—40.
↑ R. P. Hunnicutt. Patton: A History of American Medium Tank Volume I. — 1st ed. — Novato, CA: Presidio Press, 1984. — P. 440. — ISBN 0-89141-230-1.
↑ Dunstan, 2003, p. 10.
Сноски |
↑ Пробиваемость для подкалиберных снарядов указана при воздействии на гомогенную стальную броню на дальности 2000 м
↑ По командирскому перископу
↑ На всех танках, на которых они есть — активные инфракрасные
↑ В скобках указана
приведённая толщина брони
↑ 12345 Литая броневая деталь сложной формы; указана эквивалентная толщина
↑ 10-мм стальной противокумулятивный экран
↑ 6-мм стальной противокумулятивный экран
Литература |
- М. Барятинский, М. Коломиец, А. Кощавцев. Советские тяжелые послевоенные танки. — Техника и вооружение. — М.: Техинформ, 1996. — (Бронеколлекция).
Карпенко А. В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905—1995 гг.). — СПб.: Невский Бастион, 1996.- М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение. — М.: Техинформ, 2009. — № 8. — С. 56.
- Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-10М. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1960. — 540 с.
- Солянкин А. Г., Желтов И. Г., Кудряшов К.Н. 1946—1965 // Отечественные Бронированные Машины XX век / А. Гусев. — М.: Цейхгауз, 2010. — Т. 3. — 672 с. — (Научное издание). — 1000 экз. — ISBN 978-5-9771-0106-6.
- Dunstan, Simon. Centurion Universal Tank 1943-2003. — Osprey Publishing (UK), 2003. — ISBN 978-1-84176-387-3.
Ссылки |
- Т-10 (неопр.). Русская сила.
- М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение. 2008. — № 9. С. 39-40, 45-49
qI 485 mHB7H,WOYS6 AzV5 ubjFIJ l