ИС-7
ИС-7 | |||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ИС-7 в Бронетанковом музее в г. Кубинка. | |||||||||||||||||||||||||||||||
ИС-7 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Классификация | тяжёлый танк | ||||||||||||||||||||||||||||||
Боевая масса, т | 68 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Компоновочная схема | классическая | ||||||||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||||||||||||
Разработчик | ЛКЗ | ||||||||||||||||||||||||||||||
Производитель | |||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1946—1949 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Количество выпущенных, шт. | 6 ходовых прототипов (2 шт. - образец 1946 года, 4 шт. - образец 1947 года) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Основные операторы | |||||||||||||||||||||||||||||||
Размеры | |||||||||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 7380 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Длина с пушкой вперёд, мм | 10000 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина, мм | 3400 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 2480 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс, мм | 450 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Бронирование | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тип брони | стальная литая и катаная | ||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 150/65° | ||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 150/50° | ||||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса (верх), мм/град. | 150/45° | ||||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса (низ), мм/град. | 100/40-65° | ||||||||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса (верх), мм/град. | 60/55° | ||||||||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса (низ), мм/град. | 100/15° | ||||||||||||||||||||||||||||||
Днище, мм | 20 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Крыша корпуса, мм | 20 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб башни, мм/град. | 210/51-60° | ||||||||||||||||||||||||||||||
Маска орудия, мм/град. | 350/0° | ||||||||||||||||||||||||||||||
Борт башни, мм/град. | 150/30-65° | ||||||||||||||||||||||||||||||
Корма башни, мм/град. | 94 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Крыша башни, мм | 50 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Вооружение | |||||||||||||||||||||||||||||||
Калибр и марка пушки | 130-мм С-70 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Тип пушки | нарезная пушка | ||||||||||||||||||||||||||||||
Длина ствола, калибров | 57,2 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Боекомплект пушки | 30 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Пулемёты | 2 х 14,5-мм КПВТ, 6 х СГМТ | ||||||||||||||||||||||||||||||
Подвижность | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тип двигателя |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 1050 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 60, |Скорость поворота башни = 25°./сек. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 32 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 300 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Удельная мощность, л. с./т | 15,4 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | индивидуальная торсионная | ||||||||||||||||||||||||||||||
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,97 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | 30 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | 1,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||
ИС-7 на Викискладе |
ИС-7 (Прототип - Объект 260) — опытный советский тяжёлый танк. Разработан в 1945—1947 годах, выпуск ограничился шестью прототипами и незначительным числом предсерийных машин, произведённых в 1949 году. Подобно предшественникам, предназначенным для прорыва мощных оборонительных полос противника, ИС-7 имел хорошую бронезащиту. Мощнейший танк своего времени и один из самых тяжёлых среди советских танков. На вооружение Советской Армии не принимался, но многие, из впервые применённых на этом танке технических решений, были впоследствии успешно использованы в серийных машинах.
Содержание
1 История создания
2 Описание конструкции
2.1 Броневой корпус и башня
2.2 Вооружение
2.3 Двигатель и трансмиссия
2.4 Ходовая часть
2.5 Машины на базе
3 Примечания
4 Литература
5 Ссылки
История создания |
Проект был осуществлен танковым конструктором Николаем Фёдоровичем Шашмуриным.
Летом 1945 года в г. Ленинграде началось проектирование Объекта 260, получившего индекс ИС-7. Для его детальной проработки было создано несколько узкоспециализированных групп, руководителями которых назначили опытных инженеров, имевших большой опыт в создании тяжелых танков.
Описание конструкции |
Хотя ИС-7 являлся во многом развитием тяжёлого танка ИС-3, на нём было применено множество новейших решений, значительно опередивших своё время. Компоновка танка классическая, отделение управления объединено с боевым. В вытянутой носовой части корпуса, где размещался механик-водитель, удалось рационально и удобно скомпоновать отделение управления. Наведение пушки с пулемётами в маске облегчили силовые электроприводы, управляемые с пульта наводчика. Из-за солидного веса снарядов экипаж танка пополнился вторым заряжающим и состоял из пяти человек: механик-водитель, командир, наводчик и двое заряжающих. Чтобы облегчить и ускорить работу, боекомплект из 25 выстрелов, уложенный в корме башни, подавался по транспортёру.[источник не указан 1604 дня]
Броневой корпус и башня |
Броневой корпус ИС-7 сваривался из катаных гомогенных броневых плит различной толщины. Лобовая часть выполнялась из трёх листов с большими углами наклона по схеме «щучий нос» из 150-мм плит, борта для большей жёсткости сложной формы с обратным уклоном вверху изготавливались (не сваривались, а гнулись под прессом) из двух частей — верхних наклонных толщиной 150 мм и вогнутых внутрь нижних толщиной 100 мм. Кормовая часть состояла из нижней детали 100-мм толщины и сильно наклоненной 60-мм верхней детали. Штампованные крыша и днище имели толщину 30 и 20 мм, соответственно.
Башня танка — литая, четырёхместная, очень больших размеров, но невысокая и с большими углами наклона брони. Броня башни переменной толщины, от 94 мм в кормовой части башни до 210 при суммарном наклоне 51-60 градусов в лобовой, толщина маски орудия достигала 355 мм.
Вооружение |
Основным вооружением танка являлась мощная 130-мм танковая нарезная пушка С-70 с длиной ствола 57,2 калибра и начальной скоростью 33,4-килограммового бронебойного снаряда 900 м/с разработанная на базе 130-мм морской корабельной пушки. Пушка имела вертикальный клиновой полуавтоматический затвор, оборудовалась однокамерным сетчатым дульным тормозом, системой управления огня и механизмом заряжания с электроприводом, по типу морских артиллерийских установок. Система управления огнём при ведении стрельбы автоматически наводила пушку в соответствии с положением прицела и производила выстрел. Боекомплект орудия составлял 30 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с
подкалиберными бронебойными и осколочно-фугасными снарядами, размещавшихся на полу боевого отделения и в надгусеничных нишах.
Помимо пушки, вооружение ИС-7 составляли 8 пулемётов, из них 2 — 14,5-мм КПВТ и 6 — 7,62-мм СГМТ. Один из КПВТ и два СГМТ были установлены в маске пушки, второй КПВТ устанавливался на турели на крыше башни, из оставшихся четырёх СГМТ, два крепились по бортам кормовой части башни для стрельбы назад и два — по бортам корпуса на надгусеничных полках для стрельбы вперёд. Все пулемёты, кроме спаренных с пушкой, оборудовались дистанционным электроприводом и наводились изнутри танка. Боекомплект пулемётов состоял из 400 14,5-мм патронов и 2500 7,62-мм.
Пушка С-70 стала первой отечественной танковой пушкой с механизированной боеукладкой. Механизм представлял собой корпус, в нижней части которого было размещено 6 гильз, а в верхней части — 7 снарядов. В средней части корпуса на цапфах, закрепленных на тумбах, устанавливался качающийся лоток с досылателем. Заряжание осуществлялось движением кареток поперечной подачи и досылающего устройства лотка. Механизированная боеукладка имела электропривод
В ходе испытаний скорострельность пушки с механизированной боеукладкой была 5 выстрелов в минуту, а при ручном заряжании — 1,1 выстрела в минуту. Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом при угле возвышения 15° составляла 16 030 метров.[1]
Двигатель и трансмиссия |
ИС-7 оборудовались V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным дизельным двигателем эжекционного охлаждения М-50Т (Т-танковый) мощностью 1050 л.с, являвшимся танковым вариантом морского дизельного двигателя.
Трансмиссия на первых прототипах состояла из шестиступенчатой коробки передач и двухступенчатого механизма поворота планетарного типа, но на второй серии прототипов и предсерийных машинах устанавливалась восьмиступенчатая планетарная коробка передач и иные механизмы поворота.
Ходовая часть |
Подвеска катков независимая, торсионная. Ходовая часть каждого борта состояла из 7 сдвоенных опорных катков с металлическими ободами и размещёнными в балансирах гидравлическими амортизаторами. Ведущие колёса задние, зацепление гусениц цевочное. Впервые в советском танкостроении на ИС-7 была применена гусеница с резинометаллическим шарниром.
Машины на базе |
Объект 261 — советский проект тяжёлой 152-мм самоходной артиллерийской установки;
Объект 263 — советский проект тяжёлой 130-мм самоходной артиллерийской установки.
Примечания |
↑ М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение. 2009. — № 9. С. 53
Литература |
- М.Барятинский, М.Коломиец, А.Кощавцев. Советские тяжелые послевоенные танки. — М.: Бронеколлекция, выпуск № 3, 1996.
- М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2009. — № 9. — С. 53.
- Журнал «Техника молодёжи». Статья Сергея Грянкина «Т-10».
Ссылки |
ИС-7 на сайте «Русская сила»
ИС-7 на Броне-Сайте Чобитка Василия