СУ-14






































































































































СУ-14
Изображение
СУ—14
Классификация
САУ
Боевая масса, т
48 (Б-4), 64 (БР-2)

Экипаж, чел.

7
История
Производитель
завод №185
Годы разработки
1931—1940
Годы производства
1934—1940
Годы эксплуатации
1940—1941
Количество выпущенных, шт.
2
Основные операторы
Флаг СССР
Размеры
Ширина, мм
3200

Клиренс, мм

530
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град.

20
Вооружение

Калибр и марка пушки

203-мм гаубица образца 1931 года Б-4 или 152-мм пушка образца 1935 года БР-2

Боекомплект пушки

8
Углы ВН, град.
+0° до + 60°[1]
Углы ГН, град.
±4°[1]
Дальность стрельбы, км
18
Прицелы
панорама Герца
Пулемёты
3 × 7,62-мм ДТ
Подвижность
Тип двигателя

форсированный М-17Т
Мощность двигателя, л. с.

680
Скорость по шоссе, км/ч

22
Тип подвески

сблокированная попарно, на горизонтальных пружинах
Ширина гусеницы, мм
526
Преодолеваемая стенка, м
1,2
Преодолеваемый ров, м
3,5
Преодолеваемый брод, м
1
Commons-logo.svg СУ-14 на Викискладе

СУ-14 — опытная советская самоходная артиллерийская установка, разработанная в 1931—1940-х годах на базе тяжёлого танка Т-35 инженерами завода № 185 под руководством П. Н. Сячинтова. Всего было выпущено две машины.




Содержание






  • 1 История создания


  • 2 Описание конструкции


    • 2.1 Броневой корпус


    • 2.2 Вооружение


    • 2.3 Средства наблюдения и связи


    • 2.4 Двигатель и трансмиссия


    • 2.5 Ходовая часть


    • 2.6 Специальное оборудование




  • 3 Судьба и боевое применение


  • 4 Модификации СУ-14


    • 4.1 Самоходная установка СУ-14-1


    • 4.2 Самоходная установка СУ-14-2




  • 5 СУ-14 в массовой культуре


    • 5.1 Компьютерные игры




  • 6 Примечания


  • 7 Литература





История создания |


17 сентября 1931 года Спецмаштресту было дано задание разработать средства механизации артиллерии большой и особой мощности. Эскизные проекты были рассмотрены в июле 1932 года и в целом одобрены. На проработку были поданы два варианта: гаубичный вариант с 203-мм орудием Б-4 и пушечный вариант с 152-мм орудием БР-2. Корпус был изготовлен из катаной брони толщиной 10—20 мм, которые соединялись при помощи сварки и заклёпок. Механик-водитель располагался в передней части корпуса у левого борта, остальные члены экипажа размещались в кормовой части. Для облегчения процесса заряжания гаубицы использовались два крана, грузоподъёмностью 200 кг. Стрельба производилась только с места, и для большей устойчивости машина закреплялась на грунте с помощью двух сошников. Скорострельность приблизительно составляла 1 выстрел за 6 минут. Время перевода гаубицы из походного положения в боевое — 10 минут.



Описание конструкции |



Броневой корпус |


Корпус машины был изготовлен из листов катаной брони толщиной 10 — 20 мм, которые соединялись между собой при помощи сварки и заклепок.



Вооружение |


В качестве основного оружия использовалась 203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4) с верхним станком, подъёмным и поворотным механизмами без каких-либо переделок. Для прицельной стрельбы использовалась панорама Герца. В качестве вспомогательного оружия применялись три 7,62-мм пулемёта ДТ, которые могли устанавливаться в шести бугельных установках (по три на борт). Кроме того, для одного пулемёта ДТ была предусмотрена зенитная турель, расположенная справа в передней части палубы самохода. Возимый боекомплект установки составлял 8 выстрелов раздельного заряжания и 2268 патронов (36 дисков) к пулемётам ДТ.



Средства наблюдения и связи |


Триплекса у самоходки не было — функцию наведения орудия на цель производил командир орудия из укрытия или ДЗОТа, находившегося неподалёку от орудия и на возвышенности. Команды офицер подавал голосом или по радиостанции.



Двигатель и трансмиссия |


На установке использовался 4-тактный 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17 мощностью 500 л. с. (368 кВт) с двумя карбюраторами «Зенит» (КД-1). Пуск двигателя производился с помощью стартера «Сцинтилла» мощностью 6 л. с. (4,4 кВт) и напряжением 24 В. В системе зажигания использовались два магнето «Сцинтилла 12Д» и пусковое магнето. Ёмкость топливных баков составляла 861 л. Запас хода установки по шоссе достигал 100—120 км.


Трансмиссия включала в себя: многодисковый главный фрикцион сухого трения стали по феродо, 5-ступенчатую коробку передач (заимствованную у среднего танка Т-28), два многодисковых бортовых фрикциона сухого трения (24 диска) с плавающими ленточными тормозами, два бортовых редуктора оригинальной конструкции и редуктор отбора мощности на вентилятор. Забор охлаждающего воздуха осуществлялся осевым вентилятором через заборное окно в верхнем лобовом листе корпуса и выбрасывался через боковые люки, закрытые решётками.



Ходовая часть |


Свечная, пружинная подвеска машины, крепившаяся к бортам корпуса, имела механизм выключения для её разгрузки при стрельбе. В ходовой части использовались (применительно к одному борту) восемь опорных катков среднего диаметра, шесть поддерживающих катков, направляющее колесо заднего расположения с винтовым механизмом натяжения и ведущее колесо со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления с гусеницей. Узлы ходовой части были заимствованы у тяжелого танка Т-35. Опорные, поддерживающие катки и направляющие колёса имели наружную амортизацию. При испытаниях машины были использованы направляющие колеса с металлическим бандажом, которые зарекомендовали себя более надёжными в работе, чем колеса с резиновым бандажом.



Специальное оборудование |


Для облегчения процесса заряжания гаубицы с грунта и подачи снарядов в кокорах (специальных люльках) машина оборудовалась двумя кранами (лебёдками) грузоподъёмностью 200 кг. Стрельба производилась только с места, при этом машина закреплялась на грунте с помощью двух сошников, имевших ручной и электрический привод гидроцилиндров.



Судьба и боевое применение |




СУ-14 во дворе завода № 185 (1934 год)


После расстрела Сячинтова в 1937 году все работы по проекту были прекращены, а сами самоходки сдали на хранение на склад № 37 в Москве.


«Вспомнили» о СУ-14 лишь в декабре 1939 года. Было принято решение спешно доставить машины в Ленинград, отремонтировать и забронировать бронёй в 30-50 мм, а затем отправить на фронт. Предполагалось их использовать для стрельбы по ДОТам прямой наводкой. В феврале 1940 года обе самоходки поступили на завод № 185. Но из-за ряда трудностей бронировка их была закончена только в конце марта 1940 года, когда Зимняя война уже закончилась.[2]


В апреле 1940 года оба экземпляра проходили испытания на НИАПе, а в июле — в Киевском военном округе. В сентябре 1940 года обе машины были переданы на хранение НИБТ Полигону. Осенью 1941 года, в ходе битвы за Москву, обе СУ-14 использовались в районе станции Кубинка для стрельбы по наступавшим немецким войскам. На этом их участие в войне закончилось.


В 1960-е годы одна из самоходок, вооружённая 203-мм орудием Б-4, была пущена на металлолом, а вторая, вооружённая 152-мм орудием БР-2, в настоящее время находится в Кубинке.



Модификации СУ-14 |



Самоходная установка СУ-14-1 |


По результатам испытаний СУ-14 конструкторы завода № 185 спроектировали модернизированный вариант установки, получивший индекс СУ-14-1. В начале 1936 года был закончен опытный образец установки СУ-14-1. Основные изменения в СУ-14-1 по сравнению с СУ-14 были в ходовой части, в коробке передач, главном фрикционе, бортовых передачах и т. д. Был убран механизм выключения подрессоривания при стрельбе. Вместо двигателя М-17 был установлен форсированный до 680 л. с. двигатель М-17Т. 15 мая 1936 года опытный образец СУ-14-1 с 203-мм гаубицей Б-4 был подан на полигонные испытания на НИАП. Позже 203-мм гаубица Б-4 была заменена 152-мм орудием БР-2.



Самоходная установка СУ-14-2 |




















САУ СУ-14-2 в Бронетанковом музее в Кубинке





Разработана в 1937 году на базе шасси танка Т-28 с использованием отдельных агрегатов танка Т-35, в 1940 году оснащена дополнительным броневым экранированием. Изначально предназначалась для разрушения долговременных укреплений противника. Вооружение: 152-мм пушка БР-2, четыре пулемёта ДТ. Экипаж — 7 человек. СУ-14-2 принимала участие в боевых действиях при обороне Москвы, где использовались для стрельбы с закрытых позиций возле станции Кубинка по наступающим войскам немцев.
Основным отличием СУ-14-2 от СУ-14-1 было наличие 152-мм орудия БР-2 в бронированной рубке..



СУ-14 в массовой культуре |



Компьютерные игры |


Модификации СУ-14 (СУ-14-1 и СУ-14-2) можно встретить в игре «World of Tanks», которые представляют собой САУ 7-го и 8-го уровня соответственно в Советской ветке развития. На игровом сленге имеет название «холодильник», а также ряд других названий[3].



Примечания |





  1. 12 Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1905–1941. — М.: «Экспринт», 2002. — Т. 1. — С. 276-279. — 344 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-030-1.


  2. М. Коломиец. Зимняя война. "Ломят танки широкие просеки...". — "Яуза", "Эксмо", 2017. — С. 278. — 1500 экз.


  3. СУ-14-1 (рус.). Проверено 11 ноября 2018. Архивировано 15 сентября 2013 года.
    СУ-14-2 (рус.). World of Tanks Wiki. Проверено 29 августа 2013. Архивировано 16 сентября 2012 года.





Литература |



  • Коломиец М., Свирин М. «Триплексы» СУ-14 (рус.) // Танкомастер. — 1997. — № 3.

  • Исмагилов Р., Корнюхин Г., Проказов Б. Артиллерия и минометы XX века. — Смоленск: Русич, 2001. — ISBN 5-8138-0373-4.

  • Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1905–1941. — М.: «Экспринт», 2002. — Т. 1. — 344 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-030-1.









Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск