Дорический ордер

Multi tool use

Греко-дорический ордер. Парфенон.

Римско-дорический ордер. Театр Марцелла.
Дори́ческий о́рдер — один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорический ордер. Последний имеет разновидности — римский с мутулами и римский с зубцами (дентикулами).
Местом возникновения считаются берега Эгейского моря как с европейской, так и с азиатской стороны в VI веке до н. э.. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Лаконичный, мужественный, монументальный — во времена античности считался «мужским» ордером.
Древнейший пример использования дорического ордера (определённый Шампольоном как «протодорический») — колонны некоторых гробниц некрополя Бени-Хасан в Египте. Вырубленные в скале открытые портики состоят из двух фланкирующих вход в усыпальницу колонн с 16 каннелюрами каждая, на абаках которых лежит массивный скальный архитрав; своды внутренних залов поддерживаются четырьмя колоннами того же ордера.
Содержание
1 Характерные черты
2 Пропорции
2.1 Закономерности построения [источник не указан 1885 дней]
3 Галерея
4 Литература
Характерные черты |
Классическая дорическая колонна была без базы, с очень сильным утончением, украшена каннелюрами, заканчивалась капителью. В отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода — 16 — 20 штук. Капитель — верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов.Состоит из эхина — круглой подушки криволинейного профиля и квадратной абаки. В греко-дорическом ордере капитель отделяется от ствола колонны горизонтальными бороздками, которых бывает от 1 до 5. Верхняя часть ствола (шейка или трахелий), в свою очередь, отделяется от нижней части колонны: в греко-дорическом ордере — небольшой бороздкой (гипотрахелием), а в римско-дорическом — выпуклым профилем-ремешком. В римском варианте ордера трахелий, как правило, не канеллирован и может нести дополнительные украшения, а эхин зачастую украшен иоником.
База есть только у колонн римско-дорического ордера, в остальных случаях колонна устанавливается непосредственно на стилобат.
Архитрав дорического ордера гладкий, в некоторых вариантах римско-дорического ордера разделен на два уступа — фасции. Небольшой полочкой, называемой тения, архитрав отделяется от фриза, поверхность которого представляет чередование триглифов и метоп. Карниз поддерживается мутулами, реже — дентикулами. Под триглифами, а также на нижней поверхности мутул размещаются каплеобразные элементы — гутты.
Пропорции |
Высота дорической колонны составляет, по Витрувию, 14 модулей (нижних радиусов колонны), а по Виньоле и более поздним авторам — 16 модулей (это ближе к древнеримским образцам). Высота базы и капители (до опоясывающего ремешка) — по 1 модулю. Архитрав имеет высоту 1 модуль, фриз — 1,5 модуля. Насчет высоты карниза единства у авторов нет, она может составлять 1,5 модуля или менее. Ширина триглифов — 1 модуль, метоп — 1,5 модуля.
Закономерности построения [источник не указан 1885 дней] |
За единицу измерения элементов ордера принят модуль, равный половине диаметра колонны. Модуль дорического ордера, в свою очередь, делится на 12 парт (частей).
Карниз антаблемента модульонного ордера

Обломы |
Высота |
Выступ |
---|---|---|
Полочка |
1 парта |
34 парты |
Гусёк |
3 парты |
34-31 парта |
Полочка |
0,5 парты |
31 парта |
Каблучок |
1 парта |
30,75-30,25 парты |
Слезник |
3,5 парты |
30 парт |
Каблучок |
1 парт |
29,5-28,75 парт |
Модульон |
3 парты |
28,5 парт |
Капельки модульона |
0,5 парты |
26-14 парт |
Четвертной вал |
2 парты |
13,5 парт |
Полочка |
0,5 парты |
11,5 парты |
Капитель триглифа или ровная полоска |
2 парты |
11 парт |
Архитрав
Обломы |
Высота |
Выступ |
---|---|---|
Полочка |
2 парты |
12 парт |
Узкая полочка |
0,5 парты |
11,5 парт |
Капельки |
1,5 парты |
11-11,5 парт |
Пояс |
8 парт |
10 парт |
Капитель зубчатого ордера
Обломы |
Высота |
Выступ |
---|---|---|
Полочка |
0,5 парты |
15,5 парты |
Каблук |
1 парта |
15,5-14,5 парт |
Абак |
2,5 парты |
14 парт |
Четвертной вал |
2,5 парты |
13,75-11,5 парты |
Верхняя полочка |
0,5 парты |
11,5 парты |
Средняя полочка |
0,5 парты |
11 парт |
Нижняя полочка |
0,5 парты |
10,25 парты |
Шейка |
4 парты |
10 парт |
Стержень колонны
Обломы |
Высота |
Выступ |
---|---|---|
Валик |
1 парта |
12 парт |
Полочка |
0,5 парты |
11,25-10 парт |
Выкружка |
1,5 парта |
11,25-10 парт |
Стержень колонны |
13 модулей, 7 парт |
12 парт |
Выкружка |
2 парты |
12-13,5 парты |
База колонны
Обломы |
Высота |
Выступ |
---|---|---|
Полочка |
1 парта |
13,5 парт |
Валик |
1 парта |
14,5 парты |
Вал |
4 парты |
17 парт |
Плинт |
6 парт |
17 парт |
Карниз пьедестала
Обломы |
Высота |
Выступ |
---|---|---|
Полочка |
0,5 парты |
23 парты |
Четвертной вал |
1 парта |
22,5-21,5 парт |
Полочка |
0,5 парты |
21,5 парты |
Слезник — широкая полка |
2,5 парты |
21 парта |
Каблук |
1,5 парты |
18,5-17,5 парт |
Стул
Обломы |
Высота |
Выступ |
---|---|---|
Стул |
47 парт |
17 парт |
Выкружка |
1 парта |
17 — 18,5 парты |
База пьедестала
Обломы |
Высота |
Выступ |
---|---|---|
Полочка |
0,5 парты |
18,5 парты |
Валик |
1 парта |
19 парт |
Каблук |
2 парты |
19-20,5 парты |
Плинт |
2,5 парты |
21 парта |
Цоколь |
4 парты |
21,5 парты |
Галерея |
Храм Гефеста в Афинах
Храм Афеи на острове Эгина
Храм Посейдона на мысе Сунион
Парфенон
Литература |
- Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. — М.: Архитектура-С, 2005. — 168 с. — ISBN 5-9647-0058-6.
- Михаловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. — М.: Архитектура-С, 2014. — 288 с. — ISBN 978-5-9647-0248-1.
SZP,hq,VJ B4SK H gdWtZ Ze hRFVLbOvn xX9g0CfFKw qhU5eZ0xBSKNaEKi1x8KxXvXWy4c14aPxYlzPY0eH9ZsGE,0,ieaQ3TYWUkhg