КВ-220
КВ-220 | |
---|---|
КВ-220 | |
Классификация | тяжёлый танк, танк прорыва, штурмовой танк |
Боевая масса, т | 62,7 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 6 (механик-водитель, стрелок-радист, наводчик, командир, заряжающий, младший механик-водитель) |
История | |
Разработчик | СКБ-2 |
Производитель | Кировский завод |
Годы производства | 1940-1941 |
Годы эксплуатации | 1941 |
Количество выпущенных, шт. | 1 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 8830 |
Ширина, мм | 3410 |
Высота, мм | 3110 |
Клиренс, мм | 430 |
Бронирование | |
Тип брони | гомогенная катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 80-100 |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 80 |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 100 |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 80 |
Борт корпуса, мм/град. | 100 |
Корма корпуса, мм/град. | 100 |
Днище, мм | 30-40 |
Крыша корпуса, мм | 30 |
Лоб башни, мм/град. | 90 |
Борт башни, мм/град. | 75 |
Корма башни, мм/град. | 75 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | длинноствольная 85-мм. танковая пушка (Ф-30) |
Тип пушки | танковая |
Боекомплект пушки | 91 снарядов |
Прицелы | телескопический ТОД-6 перископический ПТ-6и ПТК, командирская панорама ПТ-1 |
Пулемёты | 3 × 7,62-мм ДТ (4032 патронов) |
Другое вооружение | радиостанция 71-ТК-3, переговорное устройство ТПУ-4 |
Подвижность | |
Тип двигателя | дизельный В-5, В-2СН [1] |
Мощность двигателя, л. с. | В-5 - 700 (515 кВт) В-2СН - 850 (625 кВт) |
Скорость по шоссе, км/ч | 33 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 21,2 |
Запас хода по шоссе, км | 200 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 150 |
Удельная мощность, л. с./т | В-2СН - 13,5 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,85 |
Преодолеваемый подъём, град. | 36 |
Преодолеваемая стенка, м | 1,2 |
Преодолеваемый ров, м | 3 |
Преодолеваемый брод, м | 1,6 |
КВ-220 — советский опытный тяжёлый танк. Единственный образец был произведён в 1941 году. Танк также классифицировался как танк прорыва и штурмовой танк. Проходил по документам как Объект 220 и Т-220. Разрабатывался в 1940—1941 годах инженерами СКБ-2 Кировского завода под руководством Ж. Я. Котина, ведущим инженером машины был назначен Л.Е. Сычёв, позже Б.П. Павлов.
Содержание
1 История создания
2 Боевое применение
3 Машины на базе
4 КВ-220 в массовой культуре
4.1 Компьютерные игры
5 Примечания
6 Ссылки
История создания |
Летом 1940 года по итогам Зимней войны и сравнительных испытаний было решено закрыть работы по темам тяжёлых танков СМК и Т-100, и сконцентрироваться на развитии и модернизации танка КВ-1, запущенного в серийное производство. 17 июня 1940 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление № 1288-495сс, в котором Кировскому заводу указывалось создать на базе танка КВ два танка с бронёй 90-мм (один с 76-мм пушкой Ф-32, другой с 85-мм пушкой), два танка с бронёй 100-мм (один с 76-мм пушкой Ф-32, другой с 85-мм пушкой) и одну самоходную установку с 152-мм пушкой БР-2.
Разрабатываемый танк с броней 100-мм на Кировским заводе обозначался как "Т-220", "КВ-220", или "Объект 220". Ведущим инженером машины был назначен Л.Е. Сычёв, позже Б.П. Павлов. Корпуса предполагалось изготовить на Ижорском заводе, первый планировалось передать на Кировский в конце октября, а второй в ноябре. 5 декабря 1940 года танк был закончен, хотя по плану должен был быть изготовлен к 1 декабря 1940 года.
По сравнению с обычным КВ бронирование данного танка достигало 100-мм. Для Т-220 разработали новую башню, в которой установили 85-мм пушку Ф-30.[2] Данное орудие было специально спроектировано для этого танка в КБ завода № 92 под руководством Грабина и осенью 1940 года успешно прошло испытания в танке Т-28. Это увеличило массу танка, что привело к удлинению шасси (7 опорных катков и 4 ролика на один борт). В качестве силовой установки вместо 500-сильного В-2К использовался опытный четырёхтактный 12-цилиндровый V-образный 700-сильный (515 кВт) В-5, или по другим данным В-2Ф (В-10) мощностью 850 л.с. Экипаж танка и приборное оборудование не изменились. 30 января 1941 года опытный образец КВ-220 поступил на испытания, но на следующий день испытания были прекращены, из-за выхода из строя двигателя.
В марте 1941 года руководство Красной Армии получило от разведки информацию о том, что в Германии разработаны танки с мощным бронированием, уже поступающие на вооружение Вермахта. Было решено принять ответные меры.
7 апреля 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняло постановление №827-345сс. В нём определялись новые параметры для танка КВ-3. Так, танк должен был иметь броню 115-120-мм, новую башню с вооружением 107-мм пушкой ЗИС-6. Новый танк получил заводское обозначение объект 223 и разрабатывался на базе Т-220. Ранее название КВ-3 планировалось дать танку Т-150, с бронёй 90-мм и 76-мм пушкой Ф-34.
Для ускорения работ по испытанию новых узлов и агрегатов нового танка КВ-3 решено было использовать КВ-220. 20 апреля 1941 года КВ-220 догруженный до 70 тонн (расчетной массы КВ-3) и новым двигателем, вышел на испытания. 20 мая танк был отправлен на капитальный ремонт. Помимо текущих доработок на него установили форсированный двигатель В-2СН, который мог развивать максимальную мощность до 850 л.с. Последний этап испытаний проходил с 30 мая по 22 июня и был прерван в связи с начавшейся войной. К этому времени танк прошёл 1985 км.
После нападения Германии на Советский Союз танкостроительные программы были серьёзно пересмотрены. Так 26 июня 1941 года вышел приказ №253сс Наркомата Тяжёлого Машиностроения, согласно которому, подготовка производства КВ-3 с Кировского завода снималась и переносилась на Челябинский тракторный завод. Однако Т-220 не был эвакуирован в Челябинск, а находился на Кировском заводе. И только в начале октября 1941 года было принято решение передать опытные танки в войска. Танк прошёл необходимый ремонт, на нём была уставлена башня от серийного КВ с 76,2-мм пушкой ЗИС-5 (по другим данным - 76,2-мм пушка Ф-32) и отправили на фронт.
Боевое применение |
16 октября 1941 года танк отправился в распоряжение 124-й танковой бригады. Командир бригады Д. И. Осадчий в своих воспоминаниях пишет:
Осенью 1941 года наша бригада получила на пополнение несколько танков КВ, один из которых назывался «За Родину». Он был изготовлен в единственном экземпляре на Кировском заводе. Он обладал теми же возможностями, что и танк КВ, но имел усиленную броневую защиту, вес более 100 тонн и более мощный двигатель с турбиной. При движении на высших передачах двигатель свистел и этот свист был очень похож на свист пикирующих «юнкерсов». Первое время после получения танка при его движении в бригаде даже подавали сигнал «Воздух!» Танк поступил в мою роту и сначала хотели назначить его командиром меня, но потом его командиром стал мой заместитель, опытный танкист лейтенант Яхонин. Танк считался практически неуязвимым для артиллерии противника и предназначался для штурма укрепленных позиций.
В декабре 1941 года (точной даты я не помню) наша бригада получила задачу прорвать оборону немцев на участке Усть-Тосно — железнодорожный мост, форсировать р. Тосна и во взаимодействии с частями 43-й стрелковой дивизией развить наступление на Мгу. В первом эшелоне атаковал 2-й танковый батальон под командованием майора Панкина, танковый взвод 1-го батальона и танк «За Родину» моей роты. В данном бою танк получил задачу захватить железнодорожный мост через р. Тосна и удержать плацдарм до подхода основных сил. Бой развернулся на открытой местности. Промерзший верхний слой торфяника с трудом выдерживал танк. Когда он подошел вплотную к мосту, то был встречен огнём немецких тяжелых орудий и с ним пропала радиосвязь. Я находился в это время на КП батальона. Когда с танком «За Родину» прервалась связь, я попытался пробраться к месту боя вдоль железнодорожной насыпи. Когда мне удалось подползти к танку, я увидел, что с него сбита башня, а весь экипаж погиб.
Согласно архивным данным ЦАМО РФ[3] танк «За Родину» изготовленный в единственном экземпляре это именно КВ-220. Определяя массу танка, Осадчий немного ошибся, так как масса КВ никогда не превышала 100 тонн. По всей видимости, танк был поражен снарядом 150-мм немецкой пушки sFH18, в результате чего на нём сдетонировал боекомплект.[источник не указан 2075 дней]
Машины на базе |
На базе Т-220 проектировалась и создавалась опытная САУ «212», однако уже в мае 1941 года в качестве базы, вместо КВ-220, уже упоминается КВ-3.
Шасси САУ «212», планировалось использовать для создания 107-мм и 130-мм самоходных установок тяжелых артиллерийских систем. Разрабатываемая 130-мм самоходная установка обозначалась как СУ-Б-13, и должна была быть вооружена 130-мм морской пушкой Б-13, ранее с таким вооружением, на базе танка Т-100, была создана тяжёлая самоходная артиллерийская установка СУ-100-Y. Проекта же, создания самоходной установки вооружённой новой разрабатываемой 107-мм пушки М-75 так и не последовало.
КВ-220 в массовой культуре |
Компьютерные игры |
КВ-220 можно встретить в игре «World of Tanks»[4], а также в War Thunder[5]
Примечания |
↑ Свирин М.Н. Танковая мощь СССР / Свирин М.Н.. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — С. 319. — 640 с. — ISBN 978-5-699-31700-4.
↑ Тяжелый танк КВ-3 и тяжелый танк прорыва КВ-220
↑ ЦАМО РФ, фонд 3674, опись 47417, дело № 2, стр.17 Архивировано 4 мая 2013 года.
↑ КВ-220 (рус.). World of Tanks Wiki. Проверено 20 марта 2012. Архивировано 11 июля 2012 года.
↑ War Thunder - бесплатная онлайн-игра про войну! (неопр.). warthunder.ru. Проверено 22 июля 2016.
Ссылки |
Валерий Потапов. КВ-3, КВ-4, КВ-5, КВ-7, КВ-9, КВ-220. The Russian battlefield, 20.09.2005 — 27.09.2011.
Тяжёлые танки Т-150, КВ-220 и КВ-3 (об. 223). Энциклопедия бронетехники РККА.
КВ-220. Танк прорыва. Aviarmor.- Опытный танк с боевой биографией. История советского опытного тяжёлого танка Т-220: создание, испытания и боевое применение. Юрий Пашолок, Warspot.ru
Тяжёлые танки ИС и КВ на YouTube
- Объект 212 Несостоявшийся истребитель ДОТов. (Из книги Ю. Пашолка «Самоходные установки на базе КВ»)