Фронтовые бригады (театры)






Содержание






  • 1 Фронтовые бригады (театры)


    • 1.1 Специальное оборудование фронтовых бригад




  • 2 Известные люди


  • 3 Известные концертные организации


  • 4 См. также





Фронтовые бригады (театры) |


  • профессиональные театральные коллективы в годы Великой Отечественной войны, выезжавшие с представлениями в части РККА и РККФ на фронтах и в прифронтовых районах, военизированные учреждения в тылу (эвакопункты, госпитали и др.).

За годы войны артисты провели для советских воинов 1 миллион 350 тысяч спектаклей, концертов, творческих встреч — не было ни одной части, где бы ни побывали фронтовые театры и бригады.


Вместе с Красной Армией артисты прошли весь путь войны.


Из самых знаменитых артистов Вахтанговского, Малого, Ленинградского театра драмы им А. С. Пушкина, Ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького и др. были созданы фронтовые филиалы.



  • Фронтовой оперный театр.

  • В спектаклях и концертах фронтовых театров принимали участие национальные коллективы, артисты всех поколений, представители всех жанров.

  • Фронтовые театральные коллективы в действующей армии.

  • Ведущая роль в деле создания фронтовых бригад, а затем и фронтовых театров принадлежала Всероссийскому театральному обществу (ВТО). У истоков этих театров стояли видные деятели советского сценического искусства — А. А. Яблочкина, Ю. А. Завадский, А. Д. Дикий, С. М. Михоэлс, А. А. Гончаров, И. М. Туманов, Е. Ф. Дзиган, Н. П. Акимов.


  • 21 июня 1941 года артисты Малого театра во главе с Н. А. Анненковым играли шефский концерт в красноармейском гарнизоне под Ковелем, где 22-го уже шли бои, и актёры, продолжая работу в войсках, стали фактически передвижной фронтовой бригадой.

  • На положение фронтовой бригады перешла группа артистов Театра Красной Армии.

  • Деятельностью фронтовых бригад руководил штаб, созданный в Москве при Центральном Доме работников искусств (ЦДРИ).

  • К работе фронтовых бригад предъявлялись требования в духе военного времени: мобильность, готовность и способность выступать в непосредственной близости к передовой, играть везде — на палубах военных кораблей, под открытым небом, на аэродромах, в землянках, в блиндажах, на вокзалах, в агитпунктах, в медсанбатах, на лесных полянах, в оврагах.

  • Всего работало около 4 тысяч фронтовых бригад.
    • Во фронтовых бригадах принимали участие 42 тысячи актёров, многие выступали на фронтах по 300 раз.


  • Кроме концертов, некоторые бригады создавали публицистические представления, подчиненные конкретной боевой задаче.

    • Использовались отрывки из сочинений и речей государственных деятелей, сводки Совинформбюро, приказы Верховного главнокомандующего и эпизоды из новых военных пьес.

    • Для фронтового театра было написано около 700 одноактных пьес.




В работе фронтовых бригад участвовали ведущие мастера советского искусства: Н. К. Черкасов, М. И. Царёв, Н. П. Хмелёв, В. И. Качалов, Е. Н. Гоголева, А. Ф. Борисов, Б. Г. Добронравов, И. В. Ильинский, А. П. Зуева, И. М. Москвин, А. К. Тарасова, П. М. Садовский, Е. Д. Турчанинова, А. А. Остужев, Е. П. Корчагина-Александровская, В. Н. Пашенная, В. Н. Рыжова, М. М. Тарханов, К. В. Скоробогатов и другие.



Специальное оборудование фронтовых бригад |



  • Вначале фронтовые театры и бригады не имели специального оборудования.

  • Позже у них появились грузовики с откидными бортами, грим, костюмы, реквизит.

  • В репертуаре были и многоактные пьесы, их сокращали, чтобы действие не длилось более полутора часов:

    • «Парень из нашего города» К. М. Симонова,

    • «Профессор Мамлок» Фр. Вольфа и др.

    • А. Н. Толстой для фронтового театра написал антифашистский памфлет «Фюрер».



  • Программы фронтовых бригад строились по принципу сборного концерта:

    • сценки

    • монологи

    • отрывки из драматических спектаклей

    • номера артистов цирка

    • сатирические скетчи

    • оперные арии, кукольники

    • чтецы.




  • Фронтовые театры, обосновавшиеся в прифронтовой полосе, были менее оперативны.
    • Располагая сильными и сравнительно стабильными труппами, они обычно получали «базу», где можно было днем репетировать, а вечером играть спектакли, но кроме этих спектаклей в войсках шла основная концертная работа этих коллективов.



  • Фронтовыми театрами становились и театральные коллективы городов, в которые пришла война.

    • Театром Западного фронта стал Смоленский областной театр во главе с режиссёром Е. Асеевым.

    • Как фронтовые театры продолжили свою работу Театр Киевского военного округа под руководством Б. Норда

    • Театр Северного флота под руководством В. Плучека

    • Театр Краснознаменного Балтийского флота под руководством А. Пергамента.




  • 20 июля 1941 года в Ленинграде возник театр Народного ополчения.
    • Актёры этого театра были вооружены, в дни блокады некоторые участники труппы погибли.



  • 18 октября 1942 года в Ленинграде открылся Городской театр (Блокадный).
    • Труппа состояла из оставшихся актёров разных коллективов.




Известные люди |


Владимир Петрович Бата́лов (6 (19) сентября 1902 — 14 марта 1964) — советский режиссёр и актёр.


Во время Великой Отечественной войны возглавлял фронтовые бригады.


Евге́ний Проко́пьевич Бусы́гин (22 декабря 1913/2 января 1914, Казань — 15 февраля 2008, там же) — казанский этнограф, профессор Казанского университета, музыкант-мультиинструменталист.
В ноябре 1940 года Евгений Бусыгин был призван в армию и направлен в 93-ю стрелковую дивизию (Читинская область), где он служил в музыкальном взводе — играл на трубе. В 1941 году 93-я дивизия участвовала в Битве за Москву. Музыканты были прикреплены к штабу дивизии, исполняя обязанности курьеров и адъютантов, иногда и санитаров. В феврале 1942 года Е. П. Бусыгин был принят в ВКП(б), и вскоре под Малоярославцем был ранен в голову. После выздоровления был прикреплён к Ансамблю песни и пляски 20-й Армии. Ансамбль обслуживал фронтовые бригады артистов и много гастролировал.



Известные концертные организации |


Пермская краевая филармония — концертная организация. Имеет задачи: расширять круг любителей музыкального искусства, формировать культурную среду и насыщать её новыми культурными событиями.


В годы Великой Отечественной войны около 20 артистов давали концерты в сельских районах области, были созданы две фронтовые концертно-агитационные бригады.



См. также |


  • Фронтовые бригады



Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск