Климент (Друмев)
Митрополит Климент | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||
Предшественник | Иларион (Михайловский) | ||||||
Преемник | Анфим (Кынчев) | ||||||
| |||||||
Монарх | князь Александр I Баттенбергский | ||||||
Предшественник | Петко Каравелов | ||||||
Преемник | Петко Каравелов | ||||||
| |||||||
Монарх | князь Александр I Баттенбергский | ||||||
Предшественник | Тодор Бурмов | ||||||
Преемник | Драган Цанков | ||||||
| |||||||
Монарх | князь Александр I Баттенбергский | ||||||
Предшественник | Георгий Атанасович | ||||||
Преемник | Иван Гюзелев | ||||||
Вероисповедание | православие | ||||||
Рождение | 1841[1] Шумен (Османская империя) | ||||||
Смерть | 10 (23) августа 1901[1] София (Княжество Болгария) | ||||||
Партия |
| ||||||
Образование | Одесская Духовная Семинария (1865), Киевская Духовная Академия (1869) | ||||||
Климент на Викискладе |
Митрополи́т Кли́мент Ты́рновский (в миру Васи́л Ни́колов Дру́мев[2]; 1841, Шумен — 10 [23] июля 1901, София) — епископ Болгарского экзархата (в период схизмы); видный деятель болгарского национального возрождения, политический деятель Болгарского княжества, писатель.
Содержание
1 Биография
2 Писатель
3 Примечания
4 Литература
5 Ссылки
Биография |
Васил Друмев родился около 1840 года (точная дата неизвестна[3]) в Шумене, в семье мелкого ремесленника Николы Друмева. Его мать Керуша, воспитанная албанцами-христианами, считала себя албанкой. Учился Васил в своём родном городе с 1847 по 1856 год, среди его учителей были деятели болгарского национального возрождения Сава Доброплодный и Сава Филаретов. Учитель Доброплодни способствовал развитию у своих учеников любви к истории, литературе, театру и мотивировал учеников продолжать образование. Под его влиянием, Васил Друмев стал участвовать в театральных постановках в городе, сыграл главную роль во время премьеры комедии Доброплодного «Михал Мишкоед». Играл на флейте в оркестре Михая Шафрана. В 1856—1857 годы Васил Друмев был помощником учителя[2].
В 1858 году Друмев уехал в Константинополь, где при помощи Драгана Цанкова получил стипендию для обучения в России, после чего поступил в Одесскую духовную семинарию[4].
Летом того же года познакомился с надзирателем пансиона Георгием Раковским. В Одессе Друмев пишет свои первые стихи «Светливо слънце ся роди…» и «Милно и жално към въсток гледа…», напечатанные в «Цариградском вестнике». В 1860 году написал повесть «Нещастна фамилия» — первую болгарскую оригинальную повесть. Это произведение произвело огромное впечатление на болгарских читателей[5]. Публикует переводы с русского и на болгарский язык.
В 1862 году на время прервал учёбу и отправился в Белград, где вступил в созданную Раковским Первую Болгарскую легию и был секретарём Раковского[2]. Там он познакомился с Василом Левским и Стефаном Караджей, Хаджи Димитром[4]. После провала Легии вернулся в Одессу и продолжил обучение в семинарии[2]. Под влиянием сокрушительных неудач, он поменял национально-романтические взгляды на более умеренные.
В Одессе Васил Друмев пишет свою вторую повесть «Ученик и благодетели» (1864—1865). В 1865 году окончил духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1869 году.
В 1869 году уехал в Галац (Румыния), а затем в Браилу, где стал директором болгарской школы. Там он 1 октября 1869 года, вместе с Василом Стояновым, Марином Дриновым и другими болгарскими деятелями, основывает Болгарское литературное общество (болг. Българско книжовно дружество) и становится его действительным членом, бухгалтером и заместителем председателя. С 1870 по 1873 год был редактором периодического издания Болгарского литературного общества[2].
В 1872 году — после долгой церковно-политической борьбы — было провозглашено создание Болгарского экзархата, что не было признано Константинопольским Патриархатом и другими греческим церквами. Новой национальной Болгарской церкви требовались пастыри. В 1873 году Друмев ушёл с поста директора Браильской болгарской школы, чтобы всецело посвятить себя церковному служению.
16 июня 1873 года в селе Башкёй (ныне Николае-Бэлческу, жудец Тулча, Румыния) митрополитом Доростольским и Червенским Григорием Григорием (Немцовым) был пострижен в монашество с именем Климент и рукоположён в сан иеродиакона. 24 июня того же года в монастире «Чилик» митрополитом Григорием рукоположен в сан иеромонаха, а 18 июля 1873 года в Тулче был возведён и в сан архимандрита[2].
С июля 1873 по апрель 1874 года архимандрит Климент служил протосинкеллом Доростоло-Червенской митрополия[2].
21 апреля 1874 года в кафедральном храме Святой Троицы в городе Русе поставлен викарным епископом Доростоло-Червенской митрополии Болгарского экзархата с титулом Браницкий[2].
С 1875 по 1876 год Климент находился в Тулче. Во время Русско-турецкой войны Климент спас город Русе (Рущук) от уничтожения, а болгарское население — от резни. После заключения Сан-Стефанского договора, Климент составил благодарственный адрес императору Александру II. В сентябре 1878 года Климент основал и стал ректором Петропавловской духовной семинарии в Тырновской епархии Болгарского экзархата. Возглавлял семинарию вплоть до мая 1884 года.
Климент активно участвовал в политической жизни Болгарии, выступая за некоторое ограничение избирательных прав и поддерживая русофильский курс в возрождённой Болгарии. В 1878—1879 годы — депутат Учредительного собрания. Он дал учредительному Тырновскому Великому Собранию характеристику трех кандидатов на Болгарский престол. Был депутатом I Великого Народного собрания 1879 года, I и II созывов Обыкновенного Народного собрания. Участвовал в выработке конституции, причём выражал взгляды, сближавшие его с консерваторами.
После падения первого министерства Бурмова в ноябре 1879 года князь поручил ему составить кабинет. Он обратился к консерваторам (Начевич, Греков, Икономов). Занимал пост премьер-министра Княжества Болгария от Консервативной партии и одновременно министра народного просвещения. Его министерство продержалось до 24 марта 1880 года[2] и уступило место либеральному министерству Цанкова[6].
С 27 мая 1884 года — митрополит Тырновский, а осенью того же года ему было поручено временное управление Софийской епархией[2]. В своих проповедях владыка решительно осуждал «религиозный индифферентизм» и «модное безверие множества молодых интеллигентов», обличал «интриги католических и протестантских пропагандистов»[7].
C 1885 по 1887 год был председателем Болгарского Красного Креста[2].
Позже Климент стал сближаться с Цанковым, а в 1886 году вместе с ним принял горячее участие в тех событиях, которые привели к отречению князя Александра I Батенберга. 9 августа 1886 году вечером он вошёл в премьер-министром временного правительства, но 10 августа утром это министерство должно было уступить место другому[6].
После этого митрополит Климент удаляется в Тырново, где ведёт борьбу против либерального премьер-министра Стефана Стамболова. Когда Стамболов подготовил отмену ст. 38 от Тырновской Конституции, в коей подчёркивалось, что потомки болгарского князя «не могут исповедовать другой веры, кроме православной», — митрополит Климент открыто противустал инициативе премьера, не убоявшись гонений.
14 февраля 1893 года в день рождения князя Фердинанда I (с 1908 года — царя) он произнёс в Тырновском соборе Св. Богородицы проповедь, взяв за основу апостольский текст, приходящийся на тот день («Верою Моисей великъ бывъ…», Евр. 11:24-40). В том вдохновенном слове, одновременно духовно-поучительном и общественном по своему характеру, митрополит Климент восславил Св. Православие, и призвал слушателей свято хранить веру и жить согласно её заповедям и предписаниям. Он сурово осудил врагов Православной веры, подчеркнув что «все кто посягант у нас на Православие, посягают на самое существование народа» и завершил свою речь словами: «Има Православие у нас, има български народ; няма Православие — няма български народ!» Эта смелая проповедь была объявлена «противонародной», «противодержавной» и нацеленной против личности монарха. Почти сразу после произнесения проповеди, митрополит Климент был атакован группой фанатичных приверженцев Стамболова, а затем насильственно увезён в Гложенский монастырь.
В начале июня 1893 г. Климент за эту проповедь был предан суду по обвинению в оскорблении князя и в призыве к бунту. Полный текст этой речи неизвестен, так как окружной суд, допросив свидетелей обвинения, отказался допросить свидетелей защиты. На суде адвокат Теодор Теодоров произнёс блестящую речь в защиту гонимого Владыки. После процесса в двух инстанциях, проходившего с вопиющими нарушениями, митрополит Климент был приговорён к 3 годам тюремного заключения, но помилован князем[6]. Стамболов, однако, выслал в административном порядке его сначала в Петропавловский монастырь, а затем — снова в Гложенский монастырь[2], где митрополит Климент провёл 15 месяцев. Питался он, в основном, солёной рыбой, которую ему тайно передавали монахи.
Эти гонения сделали Климента очень популярным; когда после переворота 18 мая 1894 года, низвергшего Стамболова, он приехал в Софию, повсюду по дороге его встречали громадные толпы народа, устраивая ему овации[6].
Когда летом 1895 г. председатель VIII Народного собрания Теодор Теодоров выступил за восстановление дипломатических отношений с Россией, — митрополит Климент возглавил направленную в Санкт-Петербург болгарскую делегацию. В ноябре 1896 г. болгаро-русские переговоры увенчались успехом.
В 1894—1898 годы Климент был председателем Болгарского литературного общества.
Писатель |
Все его литературные произведения светского характера написаны до пострижения в монашество и принятия духовного сана. Литературную известность он приобрел с выходом из печати повести «Несчастная фамилия» (1860 год) и драмы «Иванко, убийца Асеня» (1872 год)[5].
Повесть «Несчастная фамилия», написанная в духе сентиментализма, посвящена горькой участи болгарской семьи, ставшей жертвой мести турецкого бека. Это произведение произвело огромное впечатление на болгарских читателей. Сентиментальная повесть соответствовала вкусам болгарского «третьего сословия»[5].
Драма «Иванко, убийца Асеня» почерпнута из истории средневековой Болгарии XII века. Вельможа при дворе болгарского царя Асеня I, Иванко, убивает Асеня I по наущению «коварного грека» Исака и его дочери. Несмотря на свой исторический сюжет, Васил Друмев вложил в «Иванко» много злободневного[5]. Это произведение тематически гармонировало с национально-освободительным движением (длительная борьба против греческой церковной иерархии за болгарскую церковную независимость, явившаяся значительным этапом на пути к политическому освобождению)[5]. «Иванко» стал первым значительным драматическим произведением в болгарской литературе. Критики отметили и недостатки пьесы — недостаточная психологическая мотивировка, внешние эффекты и риторичность[3].
В архиве Васила Друмева хранятся незавершённые драмы, повести, рассказы, а также воспоминания из жизни студентов в России и т. д[3].
В дальнейшем и под его пера выходили уже церковные тексты: проповеди, послания, и др.
Примечания |
↑ 12 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118672495 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q27302"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q304037"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q256507"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q170109"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q36578"></a>
↑ 123456789101112 Борис Цацов. Архиереите на Българската православна църква: Биографичен сборник, стр. 153
↑ 123 Васил Друмев Биографични бележки
↑ 12 Ташев, Ташо. Министрите на България 1879—1999. София, АИ «Проф. Марин Дринов» / Изд. на МО, 1999. ISBN 978-954-430-603-8 / ISBN 978-954-509-191-9.
↑ 12345 Друмев (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [971 день]) // «Литературная энциклопедия»
↑ 1234 Климент, митрополит тырновский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ Цитаты из его письма Врачанскому Митрополиту Константину.
Литература |
- Водовозов В. В. Климент, митрополит тырновский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Трифонов Ю. В. Друмев — Климент Браницки и Търновски. — София. 1927.
С. Бобчев Митрополит Климент («Бълг. Сбирка», 1901, VII).
Д. Мишев Митрополит Климент («Летопись на бълг. книж. друж.», II, 1902).- Климент Търновски — Васил Друмев. За 25 годишнината от смърта му / под ред. на проф. Арнаудов М. — София. 1928.
Смольянинова М. Г. Творчество Васила Друмева и становление болгарской национальной литературы. — София, 1987.
Смольянинова М. Г. Нови документи за Васил Друмев (Ръкописи на Друмев от периода 1874—1882) // Литературна мисъл. — София, 1976, № 6.
Смольянинова М. Г. Към въпроса за просветителството на Васил Друмев. Според новооткрити документи в архивите на Велико Търново и Силистра // Литературна мисъл. — София, 1977. № 6.
Смольянинова М. Г. Педагогическата дейност на Васил Друмев // Литературна мисъл. — София, 1979. № 3.
Борис Цацов Архиереите на Българската православна църква: Биографичен сборник, стр. 153.
Ташев, Ташо Министрите на България 1879—1999. — София, АИ «Проф. Марин Дринов» / Изд. на МО, 1999.
I. Dimitrov Bulgarian Christianity. (red. K. Parry) — The Blackwell Companion to Eastern Christianity. Blackwell Publishing, Victoria 2007.
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Климент (Друмев) на Викискладе |
- Тырновский Митрополит Климент — священноисповедник многострадального болгарского Православия
- Послание на Търновския митрополит Климент до Всеросийския синод
Слово о мире Христовом и о светском мире.