Музыка эпохи классицизма







































История академической музыки

Средневековье
(476—1400)

Ренессанс
(1400—1600)

Барокко
(1600—1750)

Классицизм
(1750—1820)

Романтизм
(1820—1900)

Модернизм
(1890—1930)

XX век
(1901—2000)

XXI век
(2001 — н. в.)

Музыка эпохи классицизма (или музыка классицизма) — академическая музыка XVII—XVIII веков[1].




Содержание






  • 1 Определение


  • 2 История Классицизма


  • 3 Примечания


  • 4 Ссылки





Определение |


В развитии классицизма отмечают два исторических этапа. Выросший из искусства Возрождения классицизм XVII века развивался одновременно с барокко, отчасти в борьбе, отчасти во взаимодействии с ним, и в этот период наибольшее развитие получил во Франции. Поздний классицизм, связанный с Просвещением, приблизительно с середины XVIII до начала XIX века, ассоциируется прежде всего с венской классической школой[1].


Сложные взаимоотношения классицизма и барокко ещё в начале XX века породили дискуссию: многие музыковеды, прежде всего в Германии, рассматривают барокко как единый стиль европейской музыки между Возрождением и Просвещением — приблизительно до середины XVIII века, до И. С. Баха и Г. Ф. Генделя включительно[2]. Во Франции, на родине классицизма, некоторые музыковеды, напротив, склонялись к чрезмерно расширительному толкованию этого понятия, рассматривая стиль барокко как одно из частных проявлений классицизма[3].


Периодизация эпох осложнена тем обстоятельством, что в различных национальных культурах музыкальные стили получали распространение в разное время; бесспорным является то, что в середине XVIII века классицизм восторжествовал практически повсеместно. К этому направлению принадлежат, в частности, реформаторские оперы К. В. Глюка, ранняя венская и мангеймская школы[1]. Высшие достижения классицизма в музыке связаны с деятельностью венской классической школы — с творчеством Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена[1].



История Классицизма |






Классицизм, как художественное направление, сложился во Франции в первой половине XVII века: возникший ещё в эпоху Возрождения интерес к античной культуре, породивший в различных видах искусства подражания античным образцам, в абсолютистской Франции превратился в нормативную эстетику, основанную на «Поэтике» Аристотеля и дополнившую её рядом специальных жёстких требований[4][1].





Начало до мажорной сонаты Моцарта, К.545


Эстетика классицизма основывалась на убеждении в разумности и гармоничности мироустройства, что проявилось во внимании к сбалансированности частей произведения, тщательной отделке деталей, разработке основных канонов музыкальной формы. Именно в этот период окончательно сформировалась сонатная форма, основанная на разработке и противопоставлении двух контрастных тем, определился классический состав частей сонаты и симфонии.



Примечания |





  1. 12345 Классицизм / Келдыш Ю. В. // Гондольера — Корсов. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1974. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 2).


  2. Шаповалова О. А. Барокко // Шаповалова О. А. Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. — С. 66. — ISBN 5-7905-1809-5.


  3. Барокко / Брянцева В. Н. // А — Гонг. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1973. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 1).


  4. Классицизм. Большой энциклопедический словарь (2000). Проверено 22 июня 2013.




Ссылки |



  • Основные художественные принципы Венского Классицизма сайте Ars Longa

  • Музыка эпохи Классицизма















Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск