Анаксагор
Анаксагор | |
---|---|
др.-греч. Ἀναξαγόρας | |
Дата рождения | ок. 500 до н. э.[1] |
Место рождения |
|
Дата смерти | ок. 428 до н. э.[1] |
Место смерти |
|
Научная сфера | астрономия, математика и философия |
Известные ученики | Метродор из Лампсака |
Цитаты в Викицитатнике | |
Анаксагор на Викискладе |
Анаксаго́р (др.-греч. Ἀναξαγόρας) из Клазомен (ок. 500 до н. э. — 428 до н. э.)[2] — древнегреческий философ, математик и астроном. Основоположник афинской философской школы.
Содержание
1 Жизнь и учение
2 Примечания
3 Литература
3.1 Книги
3.2 Статьи
3.3 Энциклопедии
4 Ссылки
Жизнь и учение |
Анаксагор — один из самых выдающихся ионийских философов, сын богатых и знатных родителей. Родился в Клазоменах, в Малой Азии около 500 до н. э. С ранних лет он отказался от удовольствий, на которые мог рассчитывать по своему богатству, и пристрастился к философии.
Привлечённый кипучей умственной жизнью Афин, начавшейся после блестящих побед над персами, 45-летний Анаксагор переселился туда, вступил в близкие отношения с Периклом и первый стал излагать философию в общедоступной форме. Кроме самого Перикла, его учениками были Фукидид, физик Архелай и Еврипид.
Анаксагор учил о вечных элементах мира, «семенах» (или «гомеомериях»), которые включают в себя всю полноту мировых качеств и управляются космическим Умом. Стараясь объяснять естественными причинами такие явления, как солнечное и лунное затмение, землетрясения и т. п., он навлёк на себя обвинение в оскорблении богов (как утверждает Мария Солопова, — за утверждение, что солнце является раскалённой глыбой[3]). Его судили и приговорили к смерти, от которой спасло его только красноречие Перикла. Смертный приговор заменён был изгнанием. Анаксагор поселился в Лампсаке, где и умер в 428 году до н. э.. «Не я потерял Афины, а афиняне потеряли меня» — гордо говорил он.
Вначале тела́ стояли [неподвижно], божественный ум же привёл их в порядок и произвёл возникновение вселенной… Бог был, есть и будет… Будучи умом, он привёл в порядок все бесчисленные вещи, бывшие [раньше] смешанными… Он [ум] – тончайшая и чистейшая из всех вещей, он обладает совершенным знанием обо всём и имеет величайшую силу[4].
В противоположность милетцам, для объяснения бесконечного разнообразия видимых явлений, он принимал не одну первичную стихию, вроде воды, воздуха или огня, а бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек, гомеомерий (однородных частичек), которые не созданы и не могут ни разрушаться, ни переходить друг в друга. Но за такие первичные стихии, из которых состоят все вещи, он признавал не эмпедокловы элементы, а основные, первобытные тельца, отличающиеся друг от друга по своим качествам, и однородные тела, которые из них образуются. Впрочем, гомеомерии Анаксагора не похожи и на атомы в нашем смысле, то есть на простые химические тела, потому что в числе их у него приведены, между прочим, мясо, дерево и т. п. Гомеомерии, сами по себе лишённые движения, были первоначально выведены из покойного, хаотического состояния другим, тоже вечным, материально мыслимым началом-разумом (νοῦς, ум), и этим движением, отделением разнородного и соединением однородного, был создан мир.
По всей видимости, Анаксагор первым предположил, что Солнце — вовсе не бог, а «большой, величиною с Пелопоннес, раскалённый камень», которому слишком плотная атмосфера Земли мешает продвигаться дальше тропиков[5].
Многообразие тел в природе он сводит к различным неизменным, неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира («семена вещей», «гомеомерии»), которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали хаос. Мировой «ум» (др.-греч. νοῦς) — тончайшее и легчайшее вещество — приводит их в движение и упорядочивает: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются — так возникают вещи. При этом ум заключён в материи, в которой он творит; однако не смешиваясь с ней, является чем-то «несоединимым» (др.-греч. ἄμυκτον, лат. immissibile). Этот взгляд имеет большое значение для схоластики. Ни одна вещь не возникает, а также не исчезает, а образуется из соединения уже существующих вещей, в результате отделения этих вещей друг от друга она обращается в ничто, распадается. Познано может быть только неодинаковое и противоречивое.
Примечания |
↑ 1234 Roux P. d. Nouveau Dictionnaire des œuvres de tous les temps et tous les pays — 2 — Éditions Robert Laffont, 1994. — Vol. 1. — P. 86. — ISBN 978-2-221-06888-5<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q28924058"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q2696397"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q3372503"></a>
↑ Энциклопедия
↑ Солопова М. А. Анаксагор // Энциклопедия Кругосвет.
↑ Мельникова Ю. В. История и миф в творческом наследии А. Ф. Лосева. — Бийск: Изд-во БТИ Алт. гос. тех. ун-та, 2005. — 140 с. — ISBN 5-9257-0070-8.
↑ Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая религия. — Петроград: Огни, 1918.
Литература |
Книги |
- Анаксагор // Фрагменты ранних греческих философов / Отв. ред. И. Д. Рожанский. — М.: Наука, 1989. — Т. 1. От эпических космогоний до возникновения атомистики. — С. 505-535. — 576 с. — (Памятники философской мысли). — 50 000 экз. — ISBN 5-02-008030-6.
- Асмус В. Ф. Анаксагор // Античная философия. — 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1976. — С. 74-97. — 543 с. — 80 000 экз.
- Маковельский А. О. Анаксагор // Досократики: Первые греческие мыслители в их творениях, в свидетельствах древности и в свете новейших исследований. — Казань: Книгоизд-во М. А. Голубева, 1919. — Т. 3 (Пифагорейцы, Анаксагор и др.). — С. 104-161. — XXXII, 226 с.
- Рассел Б. Анаксагор // История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. — 5-е изд. — Новосибирск: Сиб. университетское изд-во, 2007. — С. 100-102. — 992 с. — 3 100 экз. — ISBN 978-5-379-00305-0.
- Рожанский И. Д. Анаксагор: У истоков античной науки. — М.: Наука, 1972. — 320 с. — 6 200 экз.
- Рожанский И. Д. Анаксагор. — М.: Мысль, 1983. — 142 с. — (Мыслители прошлого).
- Трубецкой С. Н. Анаксагор и последние натурфилософы V в. // История древней философии. — М.: Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1906. — Т. 1. — С. 137-150. — 212 с.
- Graham D. W. Explaining the Cosmos: the Ionian Tradition of Scientific Philosophy. — Princeton, NJ: Princeton University Press, 2006.
- Graham D. Science Before Socrates: Parmenides, Anaxagoras, and the New Astronomy. — Oxford University Press, 2013.
- Gregory A. Ancient Greek Cosmogony. — London: Duckworth, 2007.
- Sedley D. Creationism and Its Critics in Antiquity. — University of California Press, 2008.
Статьи |
Хакимов Р. З. «Разум» как детерминирующий фактор в философской системе Анаксагора // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 1993. — № 3. — С. 56-64.
Янков В. А. Геометрия Анаксагора. Историко-математические исследования, 8(43). — 2003. — С. 241—267.
Янков В. А. Строение вещества в философии Анаксагора // Вопросы философии. — М., 2003. — № 5. — С. 135—149.
Энциклопедии |
- Анаксагор / Рожанский И. Д. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
- Колчинский И. Г., Корсунь А. А., Родригес М. Г. Астрономы: Биографический справочник. — 2-е изд., перераб. и доп.. — Киев: Наукова думка, 1986. — 512 с.
Храмов Ю. А. Анаксагор // Физики: Биографический справочник / Под ред. А. И. Ахиезера. — Изд. 2-е, испр. и дополн. — М.: Наука, 1983. — 400 с. — 200 000 экз. (в пер.)- Curd P., Anaxagoras // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2011 Edition)
Ссылки |
Джон Дж. О’Коннор и Эдмунд Ф. Робертсон. Анаксагор (англ.) — биография в архиве MacTutor.- Graham D. W., Hintz E. Anaxagoras and the solar eclipse of 478 BC
- Patzia M., Anaxagoras // The Internet of Philosophy