Форд, Джон (режиссёр)














































Джон Форд
John Ford
John Ford 1946.jpg
Имя при рождении
Шон Алоизиус О'Фини
Дата рождения
1 февраля 1894(1894-02-01)[1][2][…]
Место рождения
Кейп-Элизабет, Мэн, США
Дата смерти
31 августа 1973(1973-08-31)[1][2][…](79 лет)
Место смерти
Палм-Дезерт, Калифорния, США
Гражданство
  • Flag of the United States.svg США

Профессия

кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер

Награды




Presidential Medal of Freedom (ribbon).png
Медаль «Пурпурное сердце»

«Оскар» (1936, 1941, 1942, 1953)

IMDb
ID 0000406
Commons-logo.svg Джон Форд на Викискладе

Джон Форд (англ. John Ford, настоящее имя Джон Мартин Фини, англ. John Martin Feeney[4]; 1 февраля 1894 (1894-02-01), Кейп-Элизабет, Мэн — 31 августа 1973, Палм-Дезерт, Калифорния) — американский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и писатель, крупнейший мастер вестерна, единственный в истории обладатель четырёх «Оскаров» за лучшую режиссуру.




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Режиссёрский почерк


  • 3 Фильмография


    • 3.1 Немые фильмы


    • 3.2 Звуковые фильмы


      • 3.2.1 1920-е


      • 3.2.2 1930-е


      • 3.2.3 1940-е


      • 3.2.4 1950-е


      • 3.2.5 1960-е






  • 4 Награды


  • 5 Примечания


  • 6 Ссылки





Биография |


Уроженец Новой Англии, Форд приехал в Калифорнию в июле 1914 года, чтобы работать дублёром, а затем и оператором на фильмах своего старшего брата Фрэнсиса Форда, который играл во многих лентах Томаса Эдисона, Жоржа Мельеса, Томаса Инса и других пионеров кинематографа.


В 1917 г. Карл Леммле доверил Форду-младшему кресло режиссёра (как вспоминал сам Форд, за то, что он умел громко кричать на членов съёмочной группы). Из 60 картин (в основном вестернов), которые Форд снял в эпоху немого кино, сохранилось меньше дюжины. Многие из них были сняты всего за два-три дня, однако эпический «Железный конь» 1924 года стал вехой в развитии жанра: на съёмках были заняты 5000 человек.


Форд довольно быстро адаптировался к условиям звукового кино. В 1928 г. он снимает драму «Четыре сына» под явным влиянием «Восхода солнца» Мурнау и с использованием тех же декораций. В 1930-е гг. Форд заработал репутацию одного из самых надёжных и «дисциплинированных» режиссёров, у которого «всё под контролем». Именно ему была поручена экранизация нашумевшего романа Джона Стейнбека «Гроздья гнева».


После 10-летнего перерыва Форд решил вернуться к тематике Дикого Запада. Его фильм «Дилижанс» (1939) предопределил пути развития вестерна на годы вперёд. Начиная с этой работы постоянным фоном для вестернов Форда (в каком бы штате ни происходило их действие) становится живописная долина Монументов в штате Юта. Другие режиссёры избегали этих мест, чтобы не быть обвинёнными в имитации фирменного фордовского стиля.


В 1940-е и 1950-е гг. Форд создаёт «золотой фонд» классических вестернов. Над их созданием работала сплочённая съёмочная группа и неизменная труппа актёров во главе с Джоном Уэйном и Генри Фондой[5]. Несмотря на преданность актёров, про жёсткость Форда на съёмочной площадке ходили легенды. Зачастую он провоцировал конфликты между актёрами, чтобы добиться в кадре необходимого эмоционального накала.


Во время Второй мировой войны Форд служил во флоте, принимал участие в высадке на Омаха-бич. По окончании войны ему было присвоено звание контр-адмирала. Вернувшись к режиссуре, Форд реализовал масштабно задуманную «кавалерийскую трилогию» по мотивам произведений Дж. Белла. В 1956 г. снял эпический вестерн «Искатели», ныне признаваемый Американским институтом кино безусловной вершиной жанра.


По воспоминаниям близких к Форду людей, его тяготила репутация «короля вестернов», а интересы вовсе не исчерпывались тематикой Дикого Запада. В 1960-е годы режиссёр стал испытывать серьёзные проблемы со здоровьем. Давали о себе знать пристрастие к курению и выпивке, а также боевое ранение. На какое-то время он даже потерял зрение. В эти годы политические взгляды Форда заметно правеют: вместе со своим старым другом Уэйном он высказывается за продолжение войны во Вьетнаме. Парадоксально, но в своем творчестве Форд, наоборот, полевел. Фильм «Сержант Ратледж» (1960) поднимал тему межрасовых отношений; «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» (1962) был снят в несвойственной «классическому Форду» стилистике «антивестерна»; в картине «Осень шайеннов» (1964) рассказывалось об одном из трагических эпизодов индейских войн.


Незадолго до смерти, когда Форд лежал в онкологической клинике, Американский институт кино объявил его первым обладателем награды за вклад в развитие киноискусства, а президент Никсон наградил его Президентской медалью Свободы и присвоил звание адмирала. В 1998 г. в городе Портленд ему был установлен памятник.



Режиссёрский почерк |




Кадр из фильма «Искатели» (1956).


За свои почти 50 лет режиссёрской деятельности Форд снял приблизительно 130 кинофильмов. Наибольшее внимание уделял трём темам: Ирландии как родине своих предков, освоению американского Запада и будням американской армии. Своих героев, как и бескрайние пейзажи, он предпочитал снимать с низкого угла, что придавало им эпическое величие[6]. Форда мало интересовали женские персонажи; в некоторых его фильмах они почти отсутствуют, за что его обвиняли в женоненавистничестве[7]. В ряде его фильмов фигурирует мистика игральных карт. В одной из своих последних работ, «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» (1962), Форд признаёт, что пресловутый героизм едва ли существует, однако потребность общества в героях неискоренима[8].


Многие исследователи[какие?] отмечали минимализм его творческого стиля: любовь к долгим планам, минимум монтажных склеек, аскетизм движения камеры[9]. По мнению Жана-Люка Годара: «Форд исповедовал мысль, что кино это только кино, что в нем все должно быть просто. Этот человек неизменно обращался к одним и тем же сюжетам. Это обычно свойственно писателям, особенно европейским. И еще меня привлекал документализм его фильмов — лошадь, поющий человек, девушка, пейзаж и… все. Так он поступал всю жизнь. Его можно назвать абсолютным режиссером»[10].


О влиянии Форда на своё творчество говорили такие титаны мирового кинематографа, как Орсон Уэллс, Ингмар Бергман, Акира Куросава и Мартин Скорсезе. Большим почитателем его творчества был мастер спагетти-вестерна Серджио Леоне.



Фильмография |




Немые фильмы |




  • 1917 — «Против Бродвея» / Bucking Broadway


  • 1918 — «Дикие женщины» / Wild Women


  • 1920 — «Просто приятели» / Just Pals


  • 1921 — «Дороги отчаяния» / Desperate Trails (утерян)


  • 1923 — «Камео Кирби» / Cameo Kirby


  • 1924 — «Железный конь» / The Iron Horse (в титрах не указан)


  • 1926 — «Трое негодяев» / 3 Bad Men


  • 1926 — «Синий орёл» / The Blue Eagle


  • 1928 — «Дом вешателя» / Hangman’s House


  • 1928 — «Полицейский Райли» / Riley the Cop (в титрах не указан)



Звуковые фильмы |



1920-е |




  • 1928 — «Четыре сына» / Four Sons


  • 1929 — «Салют» / Salute


  • 1930 — «Вверх по реке» / Up the River



1930-е |




  • 1931 — «Эрроусмит» / Arrowsmith


  • 1932 — «Плоть» / Flesh


  • 1933 — «Доктор Булл» / Doctor Bull


  • 1934 — «Потерянный патруль» / The Lost Patrol


  • 1934 — «Мир движется вперёд» / The World Moves On


  • 1934 — «Судья Прист» / Judge Priest


  • 1935 — «Весь город говорит» / The Whole Town’s Talking


  • 1935 — «Осведомитель» / The Informer


  • 1935 — «Пароход, плывущий по течению» / Steamboat Round the Bend


  • 1936 — «Узник острова акул» / The Prisoner of Shark Island


  • 1936 — «Мария Шотландская» / Mary of Scotland


  • 1936 — «Плуг и звёзды» / The Plough and the Stars


  • 1937 — «Крошка Вилли Винки» / Wee Willie Winkie


  • 1937 — «Ураган» / The Hurricane


  • 1938 — «Приключения Марко Поло» / The Adventures of Marco Polo (совместно с А. Майо, в титрах не указан)


  • 1938 — «Четверо мужчин и помощница» / Four Men and a Prayer


  • 1938 — «Патруль подводной лодки» / Submarine Patrol


  • 1939 — «Дилижанс» / Stagecoach


  • 1939 — «Молодой мистер Линкольн»/ Young Mr. Lincoln


  • 1939 — «Барабаны долины Мохок» / Drums Along the Mohawk


  • 1940 — «Гроздья гнева» / The Grapes of Wrath


  • 1940 — «Долгий путь домой» / The Long Voyage Home



1940-е |




  • 1941 — «Табачная дорога» / Tobacco Road


  • 1941 — «Как зелена была моя долина» / How Green Was My Valley


  • 1945 — «Они были незаменимыми» / They Were Expendable


  • 1946 — «Моя дорогая Клементина» / My Darling Clementine


  • 1947 — «Беглец» / The Fugitive


  • 1948 — «Форт Апачи» / Fort Apache


  • 1948 — «Три крёстных отца» / 3 Godfathers


  • 1949 — «Пинки» / Pinky (через неделю после начала съёмок заменён Э. Казаном)


  • 1949 — «Она носила жёлтую ленту» / She Wore a Yellow Ribbon


  • 1950 — «Когда Вилли марширует домой» / When Willie Comes Marching Home


  • 1950 — «Фургонщик» / Wagon Master


  • 1950 — «Рио-Гранде» / Rio Grande



1950-е |




  • 1952 — «Тихий человек» / The Quiet Man


  • 1952 — «Какова цена славы» / What Price Glory


  • 1953 — «Яркий свет солнца» / The Sun Shines Bright


  • 1953 — «Могамбо» / Mogambo


  • 1955 — «Длинная серая линия» / The Long Gray Line


  • 1955 — «Мистер Робертс» / Mr. Roberts (совместно с М. Лероем)


  • 1956 — «Искатели» / The Searchers


  • 1957 — «Крылья орлов» / The Wings of Eagles


  • 1957 — «Восход луны» / The Rising of the Moon


  • 1958 — «День Гидеона» / Gideon’s Day


  • 1958 — «Последний салют» / The Last Hurrah


  • 1959 — «Кавалеристы» / The Horse Soldiers


  • 1960 — «Сержант Ратледж» / Sergeant Rutledge



1960-е |




  • 1961 — «Два всадника» / Two Rode Together


  • 1962 — «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» / The Man Who Shot Liberty Valance


  • 1962 — «Как был завоёван Запад» / How the West Was Won


  • 1963 — «Риф Донована» / Donovan’s Reef


  • 1964 — «Осень шайеннов» / Cheyenne Autumn


  • 1966 — «7 женщин» / 7 Women



Награды |


Единственный в истории обладатель четырёх «Оскаров» за лучшую режиссуру:




  • 1936 — за фильм «Осведомитель»


  • 1941 — за фильм «Гроздья гнева»


  • 1942 — за фильм «Как зелена была моя долина»


  • 1953 — за фильм «Тихий человек»



Примечания |





  1. 12 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118534319 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q27302"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q304037"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q256507"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q170109"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q36578"></a>



  2. 12 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P268"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837"></a>



  3. 12 SNAC — 2010.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P3430"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q29861311"></a>



  4. В дальнейшем нередко называл себя Шон О’Фини (англ. Sean O´Feeney), переделывая своё имя на ирландский манер, а иногда использовал и более древнюю форму O´Fearna.


  5. В 25 немых фильмах Форда главные роли исполнил Гарри Кэри.


  6. Deep Focus Review — The Definitives — The Searchers (1956)


  7. См., напр., Maggie Humm. Feminism and Film. Edinburgh University Press, 1997. Page 73.


  8. John Ford’s ‘Fort Apache’ on Blu-ray From Warner Home Video — NYTimes.com


  9. Журнал «Сеанс» Штрауб и Юйе: дети Брехта и вестернов (англ.), Журнал «Сеанс». Проверено 7 августа 2017.


  10. Годар‒критик (рус.), Искусство кино. Проверено 7 августа 2017.




Ссылки |



  • Джон Форд (англ.) на сайте Internet Movie Database











Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск