Гражданин Кейн
Гражданин Кейн | |
---|---|
Citizen Kane | |
Жанр | драма |
Режиссёр | Орсон Уэллс |
Продюсер | Орсон Уэллс |
Автор сценария | Орсон Уэллс Херман Манкевич |
В главных ролях | Орсон Уэллс |
Оператор | Грегг Толанд |
Композитор | Бернард Херрманн |
Кинокомпания | RKO Radio Pictures |
Длительность | 119 мин. |
Бюджет | 839 727 $[1] |
Сборы | 1 585 634 $ (США) |
Страна | США |
Язык | английский |
Год | 1941 |
IMDb | ID 0033467 |
Официальный сайт |
«Гражданин Кейн» (англ. Citizen Kane) — американский драматический кинофильм 1941 года, первый полнометражный фильм 25-летнего Орсона Уэллса, который сыграл в нём главную роль. Финансировала съёмки кинокомпания «РКО Радио Пикчерс» («RKO Radio Pictures»). На протяжении нескольких десятилетий регулярно побеждал в масштабных опросах кинопрофессионалов как «лучший фильм всех времён и народов»[2][3].
Фильм рассказывает историю жизни медиамагната Чарльза Фостера Кейна, прототипом которого послужил Уильям Рэндольф Хёрст. Изначально Кейн посвящает свою жизнь идее о службе обществу через предоставление ему новостей, но неумолимо эволюционирует в человека, использующего свои громадные деньги и власть для постоянного удовлетворения желаний или прихотей собственного эго. Полностью построенное на принципе флешбэков действие фильма разворачивается на фоне журналистского расследования, которое ведёт репортёр, получивший задание выяснить историю предсмертного слова Кейна: «rosebud» («розовый бутон»).
Содержание
1 Сюжет
2 В ролях[4]
3 История создания
3.1 В прокате
4 Художественные особенности
5 Интерпретации
6 Критика
7 Значение
8 Награды и номинации
9 Примечания
10 Литература
11 Ссылки
Сюжет |
Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. |
Одинокий газетный медиамагнат миллиардер Чарльз Фостер Кейн умирает в своём гигантском замке, наполненном бесценными произведениями искусства. В миг смерти из его руки выпадает стеклянный шар со снежным пейзажем, и богатей произносит только одно слово: «rosebud» («розовый бутон»). Газеты и кинохроника сразу же подхватывают это событие, и на протяжении двенадцати минут перед зрителем предстаёт в виде некролога жизнь Кейна. В частности, становится известно, что его называли коммунистом и фашистом, что он был замешан в двух войнах, перед смертью был парализован, построил замок Ксанаду, был дважды женат и неудачно баллотировался в губернаторы.
Журналист Томпсон получает задание выяснить, почему Кейн произнёс перед смертью это загадочное слово. Так начинается странствие корреспондента и встречи с людьми, которые когда-либо встречались с Кейном.
Сьюзен Александер, вторая жена Кейна, поначалу отказывается говорить с Томпсоном. Затем журналист знакомится с дневником банкира Уолтера Паркса Тэтчера в мемориальной библиотеке последнего. В первом за фильм флешбэке зритель узнаёт о случае из детства обычного и весёлого мальчика Кейна: несмотря на сопротивление доброго и слабого мужа, любящая и волевая мать отдала маленького сына «ради его же блага» в другой город, на воспитание банкиру Тэтчеру.
Последующие флешбэки демонстрируют начало предпринимательства Кейна в медиабизнесе с полученного от банкира контроля над небольшой газетой. Начиная с газеты, вся жизнь Кейна хорошо задокументирована. Чарльз поначалу старается служить читателям и правде. Но работать начинает всё больше в лживом бездоказательном стиле «жёлтой журналистики», поначалу чтобы сопротивляться более крупным конкурентам, потом всё более втягиваясь в политическую подковёрную борьбу и в неправедную личную жизнь. Кейн расчетливо женится на племяннице президента США и баллотируется на пост губернатора. Богатея и авторитарно управляя растущей медиаимперией, он теряет своего лучшего друга и коллегу, всё больше увязая во лжи и не желая слышать от друга правду. Романтический скандал с будущей второй женой, Сьюзен Александер, «певичкой», положил конец как браку по расчёту, так и политической карьере.
По ходу развития сюжета зрителям показывают, как постепенно Кейн богатеет, преуспевает, но и черствеет, теряет друзей и теряет себя.
Любовь к Сьюзен быстро перерастает в гордыню, эгоизм и самообман: магнат сначала дарит ей мир театра и пения, но не хочет принять её бесталанность. Когда даже сама простушка Сьюзен понимает позор и отказывается от попыток оперного пения, Кейн в тупом упорстве и амбициях теряет и любовь, и жену, как когда-то потерял друга и любимую профессию. Сьюзен самоотверженно старается помочь мужу вновь обрести себя, выбраться из пут властолюбия, эгоизма, жадности, но терпит поражение и покидает мрачный пустынный замок.
К концу фильма, несмотря на многочисленные интервью с близкими Кейну людьми, журналист Томпсон так и не разрешает загадку «розового бутона». Он приходит к выводу, что это может быть всё что угодно — нечто потерянное или так и не купленное за всю стяжательскую жизнь Кейна. Но в последние моменты фильма камера демонстрирует зрителю рабочих, сжигающих кое-какие не представляющие ценности вещи Кейна. Среди них в печь попадают и старые детские санки Кейна с надписью «Розовый бутон». Для журналиста Томпсона и остальных героев, тем не менее, это так и остаётся загадкой.
Фильм заканчивается тем же планом, которым и начинался: знак «Проход запрещён» на заборе вокруг замка Ксанаду.
В ролях[4] |
Актёр | Роль |
---|---|
Орсон Уэллс | Чарльз Фостер Кейн богатый издатель газет Чарльз Фостер Кейн |
Джозеф Коттен | Джедедайя Лиланд лучший друг Чарльза, репортёр «The Inquirer» Джедедайя Лиланд |
Дороти Камингор | Сьюзан Александер Кейн любовница Чарльза и его вторая жена Сьюзан Александер Кейн |
Агнес Мурхед | Мэри Кейн мать Чарльза Мэри Кейн |
Рут Уоррик | Эмили Монро Нортон Кейн первая жена Чарльза Эмили Монро Нортон Кейн |
Рэй Коллинз | Джеймс Геттис политический конкурент Чарльза и действующий губернатор Нью-Йорка Джеймс Геттис |
Эрскин Сэнфорд | Герберт Картер редактор «The Inquirer» Герберт Картер |
Эверетт Слоун | мистер Бернштайн друг Чарльза и сотрудник «The Inquirer» мистер Бернштайн |
Уильям Олланд | Джерри Томпсон репортёр Джерри Томпсон |
Пол Стюарт | Рэймонд дворецкий Чарльза Рэймонд |
Джордж Кулурис | Уолтер Паркс Тэтчер банкир, ставший законным опекуном Чарльза Уолтер Паркс Тэтчер |
Фортунио Бонанова | Signor Matiste педагог по вокалу для Сьюзан Кейн Signor Matiste |
Гас Шиллинг | Джон метрдотель в ночном клубе Джон |
Филип Ван Зандт | мистер Ролстон мистер Ролстон |
Джорджия Бакус | мисс Берта Андерсон сотрудник библиотеки мисс Берта Андерсон |
Гарри Шеннон | Джим Кейн отец Чарльза Джим Кейн |
Сонни Бапп | Чарльз Фостер Кейн III сын Чарльза Чарльз Фостер Кейн III |
Бадди Суон | Чарльз Фостер Кейн (в возрасте 8 лет) Чарльз Фостер Кейн (в возрасте 8 лет) |
История создания |
Президент фирмы «RKO Pictures» Джордж Шеффер, задумал вывести компанию на новый уровень и считал, что фирму нужно омолодить, влив в неё новую кровь. Учитывая успехи и известность Уэллса был подписан необычный по тем временам контракт, который предоставлял бы творческую самостоятельность в выборе темы, написании сценария, подборе актеров, визуальном решении, монтаже и остальных вопросах. При этом предполагалось, что Уэллс являлся бы одновременно автором сценария, и актёром, и режиссёром, и продюсером, а студия не имела права контролировать его работу во время съемок и даже просматривать материал, если проект укладывался в бюджет [5][6][7].
В качестве первого фильма он выбрал адаптацию повести «Сердце тьмы» Джозефа Конрада[8].
Получив согласие на постановку «Гражданина Кейна» по сценарию, созданному им совместно с Херманом Дж. Манкевичем (инициатора взятия за основу биографии Уильяма Хёрста и написавшего самостоятельно две первых версии сценария), режиссёр приступил к работе над фильмом. Следует отметить, что над сценарием, который первоначально имел название «Американец», также работали Джозеф Колен и Джон Хаузмен (в титрах не указаны)[9].
О приоритете в создании сценария картины полемика ведётся до сих пор. В своём эссе, которое вызвало бурную дискуссию — «Выращивая Кейна» (The New Yorker, 1971), крупнейший американский критик Полин Кейл подробно исследуя историю создания фильма, оспаривала абсолютное авторство Орсона Уэллса и приписывала как минимум половину заслуг этой картины её сценаристу Манкевичу[10]. Считается, что символика «бутона розы» идея Манкевича, а Уэллс говорил, что идея «бутона розы» менее всего нравится ему в фильме: «Она действительно неудачна — какой-то упрощённый, расхожий фрейдизм»[9].
Из фильма при начале монтажа, по цензурным соображениям, был удалён двухминутный эпизод, в котором Кейн появлялся в публичном доме, который следовал за вечеринкой с танцами, а завершался тем, что он выходил из публичного дома[11].
На все основные роли Уэллс пригласил актёров театра «Меркюри». Съёмки происходили в основном в павильонах студии, начались 30 июля 1940 года и продолжались четыре месяца, затем режиссёр монтировал и озвучивал фильм. В январе «Гражданин Кейн» был закончен. 9 апреля 1941 года в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе состоялся предпоказ фильма для прессы, а премьера для публики состоялась в Нью-Йорке 1 мая 1941 года[9].
За несколько месяцев режиссёр просмотрел около тысячи фильмов, интересуясь особенно немецкими экспрессионистами и французским «авангардом»[12]. Прежде чем приступить к постановке картины, он по его словам, более сорока раз просмотрел вестерн Джона Форда «Дилижанс»[13].
Фильм во многом основан на биографии американского бизнесмена Уильяма Рэндольфа Хёрста (1863—1951), газетного магната, создателя сенсационности как критерия продажи газет, основателя «жёлтой журналистики». Предполагается также, что прототипом послужил Брулятуре, наживший миллионы для своей фирмы «Кодак», причем в биографии обоих бизнесменов проявились схожие черты (также называются Бэзил (Василий) Захарофф, Говард Хьюз, Гарольд Маккормик и др.)[14][15].
Хотя биографии персонажа и прототипа полностью не совпадают, в картине присутствуют дословные цитаты Хёрста. К примеру, Кейн слово в слово повторяет телеграмму Хёрста своему корреспонденту на Кубу: «Не уезжайте. Вы обеспечиваете иллюстрации, а я обеспечу войну» («Please remain. You furnish the pictures, and I’ll furnish the war»). «Гражданин Кейн» взял за основу и роман Хёрста с актрисой Мэрион Дэвис.
Особое значение в фильме имеет сам замок Кейна Ксанаду, прототипом которого послужила пышная резиденция Хёрста в Калифорнии.
В прокате |
Не желая выхода фильма на экран, Хёрст с помощью своей медиаимперии начал настоящую войну с Уэллсом. Уэллс потерял много сил и нервов, чтобы снять фильм, но ещё больше — чтобы добиться от кинокомпании РКО выхода своей картины на экран. Фильм не принёс большого зрительского успеха во многом из-за антирекламной кампании Хёрста. «Гражданина Кейна» посмотрели в главных городах Америки, но в провинции, особенно на Юге, сила была на стороне газет Хёрста. Кроме того, большинство газет Хёрста поступили ещё проще — они объявили фильму бойкот. Так как крупные кинотеатры и сети его не демонстрировали, то первоначально фильм потерпел финансовый крах и стал прибыльным лишь после серии повторных прокатов.
Художественные особенности |
Многие сцены в различных флэшбеках фильма дополняют друг друга, а также дублируют одно и то же событие, показывая его с разных точек зрения, используется художественный приём сообщения информации так называемым «ненадежным рассказчиком». Оператор Грегг Толанд получил возможность применить те приёмы, о которых он давно мечтал, например широкоугольные объективы, позволяющие строить глубинный кадр, объединяющий разные действия в едином потоке, короткий фокус, съёмки с верхней и нижней точки, присутствие в кадре потолка, предметы на границе кадра, использование внутрикадрового монтажа. Толанд, по словам режиссёра, под влиянием Джона Форда, всё время повторял ему: «Снимай каждый эпизод целиком, не делай ничего другого». То есть, необходимо разыгрывать всю сцену, ничего не вырезая, не снимая альтернативных версий и т. д., что во многом стало возможным благодаря качеству актёрской игры[11].
Интерпретации |
Примечательно, что в поэме английского поэта Роберта Геррика «Девственницам: спешите наверстать упущенное»[16], символ розы олицетворяет радость молодости и быстротечность жизни:
«Срывайте розы поскорей,
Подвластно всё старенью,
Цветы, что ныне всех милей,
Назавтра станут тенью.»
Поэма отсылает к крылатому латинскому выражению «Carpe diem», и трактуется как призыв проживать каждый день с удовольствием, не откладывая полнокровную жизнь на неопределённое и неизвестное будущее. Таким образом, детские санки Кейна с надписью «Rosebud», можно понимать как символ утраченного времени, счастья, самой жизни, прожитой зря.
Критика |
- Влиятельный критик Босли Краузер (в 1940—1967 руководил киноразделом The New York Times) написал, что фильм
«близок к тому, чтобы называться самой блестящей картиной из когда-либо снятых в Голливуде»[17].
- В 1946 году французский историк кино Жорж Садуль, пытаясь подорвать сложившуюся у Уэллса репутацию новатора, назвал фильм «энциклопедией старых приемов»[17].
Жан-Поль Сартр, статья[18] которого привлекла внимание к фильму, критикуя картину за излишнюю интеллектуализацию и эстетство писал:
«Технические новшества фильма изобретены не для того, чтобы придать ему жизни. Встречаются примеры великолепной операторской работы... Но слишком часто возникает впечатление, что изображение ставится превыше всего; нас заваливают перегруженными кадрами, неестественными и вымученными. То же бывает и в романах, когда на первый план выдвигается стиль, а персонажи настолько блёклы, что забываются через мгновение».
- Полин Кэйл в своём нашумевшем эссе отмечала, что успех картины стал
«результатом того, что Уэллс открыл для себя радость создания кино и наслаждался этим».
- В книге Джона Кобала «Сто лучших фильмов» (“The Top 100 Movies”, London, Pavilion Books, 1989), картине «Гражданин Кейн» была отведена первая позиция[19].
Значение |
Роберт Оттосон в предисловии к «Справочнику по американскому нуару, 1940–1950» (Robert Ottoson, Reference Guide to the American Film Noir 1940–1950, Scarecrow Press, 1981) указывает, что появление картины является одним из главных факторов, предопределивших рождение жанра «нуар» (фр. film noir — «чёрный фильм») в кино.
В рейтинге десяти самых значительных фильмов мирового кино, который публикуется британским журналом Sight & Sound каждые десять лет, начиная с 1952 года, и основывается на мнении более чем ста киноведов и (с 1992 года) режиссёров из разных стран мира[20], «Гражданин Кейн» пять раз подряд занимал первое место. В 2012 году его сместило «Головокружение» Альфреда Хичкока[21].
В 1999 году режиссёром Бенджамином Россом был снят художественный фильм «Проект 281» (RKO 281) о съёмках «Гражданина Кейна», в котором роль Орсона Уэлса исполнил Лев Шрайбер, а также снялись Джон Малкович, Джеймс Кромвелл, Мелани Гриффит, Рой Шайдер, Дэвид Суше и другие.
В 1998 году Американский киноинститут (American Film Institute) составил список из 100 лучших американских фильмов, в котором «Гражданин Кейн» занял 1-е место[22]. В обновлённом списке 2007 года фильм также занял первое место.
В 2015 году по опросу компании BBC «Гражданин Кейн» был назван самым лучшим американским фильмом. В опросе приняли участие 62 кинообозревателя.[23]
К числу поклонников фильма относятся такие фигуры кинематографа, как Роджер Корман, Кристофер Нолан, Тео Ангелопулос, Терри Гиллиам, Нил Джордан, Дэвид Линч, Кшиштоф Кеслёвский, Джон Шлезингер, Пол Шредер, Мартин Скорсезе, Оливер Стоун, Кинг Видор, Джон Ву, Кшиштоф Занусси, Роджер Эберт[источник не указан 2311 дней].
В фильме Мартина Скорсезе "Волк с Уолл-стрит" воспроизведена сцена, в которой Кейн организует вечеринку для сотрудников своей газеты, зазвав в редакцию марширующий оркестр и кордебалет с канканом.
Награды и номинации |
1941 — премия Национального совета кинокритиков США за лучший фильм
1942 — премия «Оскар» за лучший сценарий (Орсон Уэллс, Херман Манкевич). 8 номинаций на премию «Оскар»: за лучший фильм, режиссуру (Орсон Уэллс), главную мужскую роль (Орсон Уэллс), операторскую работу (Грегг Толанд), монтаж (Роберт Уайз), музыку (Бернард Херрманн), декорации (Перри Фергюсон, Ван Нест Полглэйз, Роланд Филдс, Даррелл Сильвера), запись звука (Джон Олберг)
Примечания |
↑ The American Film Institute Catalog of Motion Pictures Produced in the United States: Feature Films, 1941 - 1950. — University of California Press. — P. 433–435. — ISBN 978-0520215214.
↑ BFI Critics' Top Ten Poll [1], 5 сентября 2006
↑ AFI’s 100 Years… 100 Movies [2], русский вариант новости [3], 20 июня 2007
↑ Detail view of Movies Page. www.afi.com. Проверено 23 января 2016.
↑ Орсон Уэллс. СКАНДАЛИСТ. ТИТАН. СТОИК (15 ноября 1995). Проверено 8 октября 2017.
↑ Юткевич С. И. От гражданина Кейна до сэра Джона Фальстафа, или краткая история величия и падения мистера Орсона Уэллса. rus-shake.ru. Проверено 8 октября 2017.
↑ Кристиан Бловель Би-би-си. 10 величайших фильмов, которые так и не были сняты. BBC Русская служба. Проверено 8 октября 2017.
↑ На основе данной повести был снят фильм «Апокалипсис сегодня» Ф.Ф. Копполы.
↑ 123 100 великих зарубежных фильмов - «ГРАЖДАНИН КЕЙН» (Citizen Kane) (рус.). www.booklot.ru. Проверено 7 октября 2017.
↑ Евгений Жаринов. Сериал как искусство. Лекции-путеводитель. — Litres, 2017-09-05. — 366 с. — ISBN 9785457911130.
↑ 12 Богданович П. «Знакомьтесь – Орсон Уэллс». Отрывок из книги (рус.). cineticle.com. Проверено 26 марта 2018.
↑ Юткевич С. И. От гражданина Кейна до сэра Джона Фальстафа, или краткая история величия и падения мистера Орсона Уэллса. rus-shake.ru. Проверено 7 октября 2017.
↑ Stagecoach (1939) - John Ford | Review | AllMovie. AllMovie. Проверено 7 октября 2017.
↑ Энциклопедия фильмов (Жак Лурселль) | ГРАЖДАНИН КЕЙН (Citizen Kane) Орсон Уэллс, 1941 (рус.). www.cinematheque.ru. Проверено 7 октября 2017.
↑ Мадам Вальска: Как девочка из Бреста стала одной из самых богатых и модных женщин мира. charter97.org. Проверено 7 октября 2017.
↑ http://www.englishpoetry.ru/Herrick_St131.html. www.englishpoetry.ru. Проверено 22 августа 2017.
↑ 12 Чем так хорош "Гражданин Кейн", и почему раньше кино было лучше. BBC Русская служба. Проверено 7 октября 2017.
↑ Sartre, Jean-Paul (August 1, 1945). "Quand Hollywood veut faire penser: 'Citizen Kane' film d'Orson Welles". Paris, France: L'Ecran francais, number 5. .
↑ Евгений Жаринов. Сериал как искусство. Лекции-путеводитель. — Litres, 2017-09-05. — 366 с. — ISBN 9785457911130.
↑ Коммерсантъ: Из всех кино для нас главнейшим является «Гражданин Кейн»
↑ 10 Best Films of All Time Polls by Sight & Sound Magazine
↑ 100 Movies—10th Anniversary Edition (англ.). Американский институт киноискусства. Проверено 30 ноября 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
↑ BBC — Culture — The 100 greatest American films
Литература |
Лурселль Ж. Авторская энциклопедия фильмов. Т. I-II. — СПб.-М.: Rosebud Publishing, 2009. — ISBN 978-5-904175-02-3
Мусский И. А. 100 великих зарубежных фильмов. — Москва: Вече, 2008. — 480 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9533-2750-3.
Юткевич С. От гражданина Кейна до сэра Джона Фальстафа, или краткая история величия и падения мистера Орсона Уэллса // Юткевич С. Шекспир и кино. М.: Наука, 1973. С.71—113.- Уэллс об Уэллсе / Сост., комментарий, перевод Н. Цыркун. М.: Радуга, 1990.
Peter Noble. Orson Welles, le magnifique. Paris, Ed. Pierre Horay, 1957.
Ссылки |
«Гражданин Кейн» (англ.) на сайте Internet Movie Database
Гражданин Кейн (англ.) на сайте allmovie
PBS: Citizen Kane (англ.)
Bright Lights Film Journal Essay (англ.)
Roger Ebert: Citizen Kane (англ.)
Time Magazine Top 100 (англ.)
Greatest films (англ.)
DVD Review (англ.)
- Дмитрий Кузнецов «Гражданин Кейн или Видение во Сне. (Ксанаду как метафора)»
Фотографии со съемок (рус.)