Детерминизм
Детермини́зм (от лат. determinare — ограничивать, очерчивать, определять границы, определять) — учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов[1], доктрина о всеобщей причинности.
Согласно детерминизму, все происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом (учение о предопределении, теологический детерминизм), либо природой (космологический детерминизм), либо человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), либо развитием общества (социальный детерминизм).
На этой основе определяется понимание свободы, в том числе делается вывод, согласно которому для выбора и, соответственно, личной ответственности у людей, по существу, нет места.
В таком виде детерминизм может быть определён как утверждение, согласно которому имеется только одно, точно заданное возможное будущее.
Детерминизм может пониматься и как фатализм.
Противоположностью детерминизма является индетерминизм[2].
Приверженцем абсолютного детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. Он постулировал, что если бы какое-нибудь разумное существо смогло узнать положение и скорость всех частиц в мире, оно могло бы совершенно точно предсказать все события Вселенной. Впоследствии такое гипотетическое существо было названо демоном Лапласа.
Содержание
1 История детерминизма
2 Принцип детерминизма в науке
3 Детерминизм и индетерминизм
4 Литература
5 См. также
6 Примечания
История детерминизма |
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Принцип детерминизма в науке |
Детерминизм как представление о взаимосвязи всех явлений и процессов является важнейшей составной частью научной методологии, нацеливающей исследователей на выявление причинности и закономерностей в природе, обществе и мышлении[1].
На принципе детерминизма построена классическая физика. Особый вопрос представляют собой в этой связи термодинамика и молекулярная физика. Детерминизм не подразумевает обратимость времени, исходя из предположения, что частица не обязательно придёт в исходное состояние при обращении времени, имея в виду, что траектория не всегда будет однозначно определяться конечными условиями.[источник не указан 189 дней]
Детерминизм и индетерминизм |
Между детерминизмом и индетерминизмом имеются переходные учения, например, у Лютера, Цвингли и Канта: так, если детерминизм полностью распространяется на эмпирически данную "естественную" природу человека, то его моральная природа рассматривается в этом случае как разновидность индетерминизма.
Литература |
- Хёфер, Карл. Причинный детерминизм // Стэнфордская энциклопедия философии (версия весны 2016 года) / Ред. Эдвард Н. Залта. Пер. с англ. А.В. Мерцалова.
Иванов В. Г. Детерминизм в философии и физике. — Л., 1974. — 183 с.
Ивин А. А. Логическое исследование детерминизма // Философия и культура. — 2008. — № 9.
Ивин А. А. Истина, время, детерминизм // Полигнозис. — 2008. — № 3.
Купцов В. И. Детерминизм и вероятность. — М., 1976. — 256 с.
Лебедев C. А., Кудрявцев И. К. Детерминизм и индетерминизм в развитии естествознания // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 2005. — № 6. — С. 3—20.
Лукасевич Я. О детерминизме // Философия и логика Львовско-Варшавской школы. — М., 1999. — С.179—198.
Орланов Г. Б. Идея детерминизма: исторические тенденции развития // Детерминизм и современная наука. — Воронеж, 1987. — С. 9—23.
Пахомов Б. Я. Детерминизм и принцип развития. // Вопросы философии. — 1979. — № 7.
Сокулер З. А. Спор о детерминизме во французской философской литературе // Вопросы философии. — 1993. — № 2.- Спонтанность и детерминизм / В. В. Казютинский, Е. А. Мамчур, Ю. В. Сачков, А. Ю. Севальников и др.: Ин-т философии РАН. — М., 2006. — 323 с.
Бунге М. Причинность: Место принципа причинности в современной науке. — М.: Издательство иностранной литературы, 1962. — 513 с.
См. также |
- Предопределение
- Провидение
- Фатализм
- Необходимость (философия)
- Случайность
Примечания |
↑ 12 Сачков Ю. В. Детерминизм // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
↑ Философский словарь: Основан Г. Шмидтом. 22-е, новое, переработ. изд. под ред. Г.Шишкоффа /Пер. с нем./ Общ. ред. В. А. Малинина. — М.: Республика, 2003. — 575 стр.