Уайлер, Уильям


















































Уильям Уайлер
William Wyler
William Wyler portrait.jpg
Уильям Уайлер в 1945 году
Имя при рождении
Вильгельм Вайлер
Дата рождения
1 июля 1902(1902-07-01)[1][2][…]
Место рождения
Мюльхаузен (Эльзас, Германская империя)
Дата смерти
27 июля 1981(1981-07-27)[1][2][…](79 лет)
Место смерти
Лос-Анджелес (Калифорния, США)
Гражданство

  • Flag of the United States.svg США

  • Flag of Switzerland (Pantone).svg Швейцария


Профессия

кинорежиссёр, кинопродюсер, сценарист

Карьера
1925—1970
Награды
«Оскар» (1943, 1947, 1960)
IMDb
ID 0943758
Commons-logo.svg Уильям Уайлер на Викискладе

Уильям Уайлер (англ. William Wyler; 1 июля 1902, Мюлуз — 27 июля 1981, Лос-Анджелес) — американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист. Один из самых успешных режиссёров в истории Голливуда. Номинировался на «Оскар» 12 раз. Актёры и актрисы под его руководством номинировались на «Оскар» 36 раз, из них — 14 побед. Лауреат трёх «Оскаров» за постановку фильмов, которые были признаны Американской киноакадемией лучшими фильмами года: «Миссис Минивер» (1942), «Лучшие годы нашей жизни» (1946) и «Бен Гур» (1959). Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля (фильм «Дружеское увещевание», 1956).




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Оценка творчества


  • 3 Награды


  • 4 Фильмография


  • 5 Примечания


  • 6 Литература





Биография |


Вильгельм Вайлер родился во французском городе Мюлуз в еврейской семье. Его отец Леопольд, выходец из Швейцарии, был коммивояжёром, затем ушёл в галантерейное дело, в котором преуспел. Мать Вайлера Мелани, уроженка Германии, приходилась двоюродной сестрой Карлу Ламмле, основателю Universal Pictures. Она часто водила Вильгельма и его старшего брата Роберта на концерты, в оперу и в кино. Иногда в доме Вайлеров ставились любительские спектакли. После окончания учёбы в высшем коммерческом училище в Лозанне изучал музыку в Парижской национальной консерватории[4].


Поняв, что Вильгельм не интересуется семейным делом, которое сильно пошатнулось после Первой мировой войны, его мать связалась с кузеном Карлом, который ежегодно приезжал в Европу на поиски талантов. В 1921 г. Уайлер на пароходе прибыл в Нью-Йорк, где работал рассыльным для Universal. Часть еженедельного дохода ($25) он должен был выплачивать за путешествие.


В 1923 году Уайлер приехал в Лос-Анджелес, где работал на Universal уборщиком павильонов, монтёром декораций. К 1925 г. он стал самым молодым режиссёром на студии, снимал короткометражные вестерны. В 1928 г. стал натурализованным гражданином США. В первой половине 1930-х стал одним из самых доходных режиссёров на студии. Притчей во языцех стал перфекционизм Уайлера: он снимал множество дублей одной сцены, стремясь выверить всё до малейшего нюанса, за что получил прозвище «90-дублевый Уайлер». В октябре 1938 года Уильям женился на актрисе Маргарет Толличет. В браке родилось пятеро детей.


Во время Второй мировой войны служил в ВВС в чине майора. Рискуя жизнью, снял документальный фильм «Мемфис Белль: История летающей крепости» (1944). Во время съёмок вылетал на настоящие бомбардировки над вражеской территорией; во время одной из них погиб его оператор. От рёва моторов Уайлер оглох на одно ухо.



Оценка творчества |


Сергей Эйзенштейн писал: «…в сценах „Дня мертвых“ комбинировались первые планы картонных черепов с общим планом колеса смеха в глубине… С той поры подобная манера композиции кадра считается чуть ли неотъемлемым признаком моей композиционной стилистики. Однако очень часты подобные построения и в работах Уильяма Уайлера. Не знаю, следует ли здесь говорить о влиянии. Тем более что у Уайлера этот композиционный прием обычно мало связан с вопросом тематической выразительности и даже довольно редко служит целям сугубо заостренного сюжетного раскрытия. Поэтому подобные образцы в его работах значительно более сдержанны по форме и чаще всего просто ласкают глаз этой, на мой взгляд, очень органичной для кинематографа манерой компоновать кадры, которой он владеет с большим совершенством»[5].


Филип Кемп в своём справочнике «501 кинорежиссёр» писал: «Было время, когда Уильяма Уайлера называли одним из лучших режиссёров, его почитали за использование глубокого фокуса и длинных, непрерывных дублей. Сегодня его репутация упала, он — кинематографист, низложенный нынешними вкусами критиков, осуждённый за те самые качества, за которые когда-то был восхваляем. Его сдержанность стала рассматриваться как обезличенность, хороший вкус — как самодовольство, серьёзность — как напыщенность, техническое мастерство и чёткость — как пресность… Независимо от жанра и масштаба, во всех своих фильмах Уайлер выступал безупречным ремесленником».[6]



Награды |




  • 1943 — Премия «Оскар» за лучшую режиссуру за фильм «Миссис Минивер»


  • 1947 — Премия «Оскар» за лучшую режиссуру за фильм «Лучшие годы нашей жизни»


  • 1960 — Премия «Оскар» за лучшую режиссуру за фильм «Бен Гур»


  • 1966 — Награда имени Ирвинга Тальберга



Фильмография |





Одри Хепбёрн и Грегори Пек в фильме Уильяма Уайлера «Римские каникулы»




  • 1929 — Вымогательство / The Shakedown


  • 1930 — Герои ада / Hell’s Heroes


  • 1933 — Адвокат / Councellor at Law


  • 1935 — Добрая фея / The Good Fairy


  • 1936 — Приди и владей / Come and Get It


  • 1936 — Эти трое / These Three


  • 1936 — Додсворт / Dodsworth


  • 1937 — Тупик / Dead End


  • 1938 — Иезавель / Jezebel


  • 1939 — Грозовой перевал / Wuthering Heights


  • 1940 — Человек с Запада / The Westerner


  • 1940 — Письмо / The Letter


  • 1941 — Лисички / The Little Foxes


  • 1942 — Миссис Минивер / Mrs. Miniver


  • 1946 — Лучшие годы нашей жизни / The Best Years of Our Lives


  • 1949 — Наследница / The Heiress


  • 1951 — Детективная история / Detective Story


  • 1952 — Сестра Керри / Carrie


  • 1953 — Римские каникулы / Roman Holiday


  • 1955 — Часы отчаяния / The Desperate Hours


  • 1956 — Дружеское увещевание / Friendly Persuasion


  • 1958 — Большая страна / The Big Country


  • 1959 — Бен-Гур / Ben-Hur


  • 1961 — Детский час / The Children’s Hour


  • 1965 — Коллекционер / The Collector


  • 1966 — Как украсть миллион / How to Steal a Million


  • 1968 — Смешная девчонка / Funny Girl


  • 1970 — Освобождение Л. Б. Джонса / The Liberation of L. B. Jones



Примечания |





  1. 12 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P268"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837"></a>



  2. 12 Encyclopædia Britannica
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q5375741"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P1417"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P2450"></a>



  3. 12 SNAC — 2010.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P3430"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q29861311"></a>



  4. Уайлер Уильям / Березницкий Я. А. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.


  5. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. Т. 3. С. 441. М.: Искусство, 1964.


  6. TSPDT — William Wyler




Литература |


  • Колодяжная В. С. Уильям Уайлер. — М., 1975.











Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск