Различие между натурфилософией Демокрита и...




Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура (нем. Differenz der demokritischen und epikureischen Naturphilosophie) — докторская диссертация К. Маркса. Написана в 1839—1841 годах. Явилась важным этапом в формировании взглядов Маркса. Выступая в ней в целом с идеалистических, гегельянских позиций, он отстаивает в ней атеистические взгляды и принцип активного отношения философии к жизни. Актуальность диссертации заключалась в том, что Демокрит являлся таким же классиком древней философии, как Гегель — новейшей философии, Эпикур — последователь Демокрита, творчески развивший его учение, аналогично последователям Гегеля в новейшую эпоху. Таким образом, изучив эволюцию взглядов Эпикура по отношению к Демокриту, можно было предвидеть эволюцию взглядов гегельянцев по отношению к Гегелю[1].


В предисловии к ней указано важное значение таких направлений философской мысли древнего мира, как школа Эпикура, стоицизм и скептицизм и провозглашается воинствующий атеизм.
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}



Эти системы составляют ключ к истинной истории греческой философии.[2].mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}






Философия…всегда будет заявлять — вместе с Эпикуром — своим противникам: «Нечестив не тот, кто отвергает богов толпы, а тот, кто присоединяется к мнению толпы о богах»…
Признание Прометея


По правде, всех богов я ненавижу,



есть её собственное признание, её собственное изречение, направленное против всех небесных и земных богов.[2]





Маркс даёт высокую оценку философии великих греческих атомистов Демокрита и Эпикура. В учении Эпикура о самопроизвольном отклонении атомов Маркс выявил элементы диалектики, рассматривая его как диалектический принцип самодвижения.



Так, добро есть бегство от зла, а наслаждение есть уклонение от страдания.[3]


Маркс высказывается за активную роль философии в процессе изменения неразумного мира, отстаивает принцип диалектического единства философии и жизни.





...в той мере, в какой мир становится философским, философия становится
мирской, её осуществление есть вместе с тем её потеря.[4]





Маркс отмечает, что




Доказательства бытия бога представляют собой не что иное, как пустые тавтологии[5]


В диссертации Маркс делает вывод, что вера в богов возникает на первой ступени в развитии человеческого сознания. Её порождает примитивный уровень мышления, не способного ещё понять и объяснить мир окружающих явлений и приписывающего ему поэтому сверхъестественные, иррациональные свойства.




для кого мир неразумен, кто поэтому сам неразумен, для того бог существует.[6]



Примечания |





  1. Лапин, 1976, с. 52.


  2. 12 Из ранних произведений, 1956, с. 24.


  3. Из ранних произведений, 1956, с. 43.


  4. Из ранних произведений, 1956, с. 78.


  5. Из ранних произведений, 1956, с. 97.


  6. Из ранних произведений, 1956, с. 98.




Литература |



  • Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М.: Политиздат, 1956. — 689 с.

  • Лапин Н. И. Молодой Маркс. — М.: Политиздат, 1976. — 415 с.









Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск