Императорская Академия художеств
Достопримечательность | |
Императорская Академия художеств | |
---|---|
59°56′15″ с. ш. 30°17′24″ в. д.HGЯO | |
Страна |
|
Местоположение | Санкт-Петербург |
Основатель | Иван Иванович Шувалов |
Дата основания | 1757 |
Статус | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520248120006 (ЕГРОКН). Объект № 7810186000 (БД Викигида) |
Сайт | rah.ru |
Императорская Академия художеств на Викискладе |
Императорская Академия художеств — высшее учебное заведение в области изобразительных искусств Российской империи, существовавшее в Российской Империи в период с 1757 до его упразднения в 1918 году правительством Российской Советской Республики.
Содержание
1 Основание академии
2 Век академизма
3 Академия в конце XIX века
4 1893—1917 годы
5 Звания выпускников Императорской Академии художеств
6 Преобразования после Октябрьской революции
7 Призрак Академии Художеств
8 Персоналии академии
8.1 Президенты Академии
8.2 Ректоры Высшего художественного училища при Академии
8.3 Преподаватели
8.4 Вольнослушатели академии (своекоштные)
9 Академия в филателии
10 См. также
11 Примечания
12 Литература
13 Ссылки
Основание академии |
За год до своей смерти Пётр I подписал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам». Проект «учреждения Академии разных художеств» царю представил механик-изобретатель Андрей Константинович Нартов, а на плане будущего города Санкт-Петербурга, составленном Ж.-Б. А. Леблоном (1717), близ усадьбы генерал-губернатора А. Д. Меншикова на Васильевском острове предусматривалось здание «Академии всех искусств и ремёсел». В проекте Нартова наряду с подготовкой «архитекторов цивилис» подчеркивалась необходимость создания классов гравировальных, иконописных, токарных, обучение «мастеров фонтанных дел», слесарных, плотников, литейщиков, оптиков, оловянщиков, медников[1]. Такой подход соответствовал эстетике того времени: неразделённости искусств на «изящные» и «механические». Это петровское начинание после его смерти было воплощено в жизнь как художественное отделение Академии наук. Проект Академии до отъезда в 1716 году для обучения в Италию предлагал архитектор П. М. Еропкин. Свой проект Академии художеств предлагал и французский живописец Луи Каравакк, с 1716 года работавший в России. Однако со смертью императора Петра Великого в 1725 году эти начинания прервались.
С 1724 года в составе Петербургской Академии наук действовала Гравировальная палата. Проект Академии ремёсел разрабатывал русский историк В. Н. Татищев. В 1730 году, в царствование императрицы Анны Иоанновны план Татищева был утверждён. Возглавить Академию должен был Татищев, он же назначался руководителем «отделения механики». Архитектурный отдел должен был возглавить П. М. Еропкин, живописный — Л. Каравакк, скульптурный — К. Б. Растрелли Старший. Однако этот проект, как и многие другие начинания аннинского времени, успешно похоронили. В конце 1738 года Я. Штелин организовал Рисовальную палату Академии наук, а с 1747 года в связи с преобразованием Академии наук в Академию наук и художеств фактически руководил её «художественным департаментом»[2].
К середине XVIII века возникла мысль о создании отдельной гравёрно-рисовальной школы. Эту мысль развил И. И. Шувалов, который представил императрице Елизавете Петровне предложение о необходимости завести «особую трёх знатнейших художеств академию». Он предполагал открыть её в Москве, при задуманном им университете, но в результате академия художеств была учреждена в 1757 году в Санкт-Петербурге, хотя первые шесть лет числилась при Московском университете.
Академия первоначально была размещена в особняке Шувалова на Садовой улице. С 1758 года здесь начались учебные занятия. Средства академии предоставлены были сначала весьма скудные: указано было отпускать ей всего по 6 тысяч рублей в год. Но на личные средства Шувалову удалось сразу высоко поднять авторитет академии. Шувалов пригласил из-за границы педагогов — художников из Франции и Германии, набрал первых учеников и подарил Академии свою художественную коллекцию, положив начало академическим библиотеке и музею. Со вступлением в академию для преподавания архитектуры А. Ф. Кокоринова стала возможной надлежащая организация академии.
Учебный курс длился девять лет и включал изучение искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры и т. п. С 1760 года лучших выпускников на казённые средства стали отправлять на стажировку за границу (по примеру французской Римской премии).
В 1764 году Екатерина II утвердила Устав и штаты Академии художеств; её бюджет был увеличен до 60 тысяч рублей. И в этом же году на Васильевском острове началось строительство для академии специального здания (Университетская набережная, 17; архитекторы А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот). Постройка продолжалась до 1788 года; отделка интерьеров затянулась до 1817 года.
Курс обучения для художников всех специальностей делился на пять разрядов, или классов. Низшей, пятой ступенью обучения было рисование орнаментов и «оригинальных голов» (копирование «оригиналов»), в четвёртом разряде рисовали с «оригинальных фигур», в двух следующих, гипсовых, — с гипсовых голов и гипсовых фигур, после чего ученики допускались в первый, высший разряд — натурный класс. Два низших разряда составляли Воспитательное училище, три высших — собственно Академию художеств; с переходом в собственно Академию начиналась специализация по классам живописи, скульптуры и гравирования. Кроме этого, следуя в целом программам, принятым во всех учебных заведениях Европы, в Академии много внимания уделяли общеобразовательным предметам: географии, иностранным языкам, истории, мифологии, астрономии. В каждом разряде учились три года, поэтому и приём в Академию (точнее, в Воспитательное училище) осуществлялся раз в три года. В низший, пятый разряд принимались мальчики пяти-шестилетнего возраста. Таким образом полный курс обучение составлял пятнадцать лет (но бывали, конечно, отступления от этого порядка, обусловленные индивидуальными особенностями ученика); позднее, в начале XIX века, в училище поступали в восемь-девять лет, а срок обучения сократился до двенадцати лет.
Пока действовал Кокоринов, силы академии развивались, но длинный период президентства И. И. Бецкого (1764—1794), сменившего И. И. Шувалова в 1763 году, был периодом весьма плохой администрации и упадка первых задатков академической деятельности.[3]
Век академизма |
В 1800 году академию возглавил богатый меценат А. С. Строганов, поднявший её на новый уровень. При нём появились медальерный и реставрационный классы, в качестве вольноприходящих слушателей в академию стали допускать крепостных. Подготовленные Строгановым в 1802 году распоряжения предусматривали коренную реформу академии, включая устройство картинной галереи и учреждение премий, но эти планы не осуществились, кроме разве только посылки молодых художников за границу.
В 1812 году Академию художеств причислили к министерству народного просвещения. Президентом академии А. Н. Олениным (с 1817 г.) с целью оправдать своё управление «от носившихся в городе слухов» было издано «Краткое историческое сведение о состоянии Императорской академии художеств с 1764—1829 г.». При Оленине учреждение становится бастионом эстетики академизма.
Финансовое положение академии упрочилось после её передачи в ведение министерства императорского двора. Увеличившиеся средства позволили более регулярно отправлять пансионеров за границу, где (в Риме) было устроено попечительство для них. Воспитательное училище было в 1843 году закрыто. В 1830-е годы Константин Тон занялся обновлением интерьеров и спроектировал новые пышные залы — Рафаэлевский и Тициановский.
Новым Уставом 30 августа (9 сентября) 1859 года изменено преподавание наук сообразно двум отделениям академии: одно по живописи и скульптуре, другое по архитектуре. Общие науки, на которые до тех пор обращалось мало внимания, заняли видное место в обоих отделениях. Для архитекторов введено преподавание математики, физики и химии. Также было установлено три степени звания классных художников. Получивший первую золотую медаль стал приобретать вместе с званием классного художника 1-й степени чин Х класса и право быть посланным за границу.
Иерархия жанров, введенная французской Академией, определяла приоритеты преподавания и в России — то есть главным считался исторический жанр. Учащиеся создавали картины на программы, сюжеты которых были взяты из достойных источников — таких произведений, как Библия, «Метаморфозы» Овидия, «Илиада» Гомера. Древнерусские полотна на раннем этапе классицизма базировались, главным образом, на трех изданиях — «Синопсис, или Краткое описание от различных летописцев о начале славенскаго народа, о первых киевских князех и о житиии… великого князя Владимира… и о его наследниках… до… царя… Феодора Алексиевича…» (5-е изд., 1762), «Древняя российская история…» Михаила Ломоносова (1766), «История российская…» Михаила Щербатова (1770—1771)[4].
Характерная программа 1793 года:
.mw-parser-output .ts-Цитата-container{margin:auto;border-collapse:collapse;background-color:transparent;border-style:none}.mw-parser-output .ts-Цитата-quote{font-style:italic}.mw-parser-output .ts-Цитата-container cite{display:block;float:right;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote,.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{width:30px;padding-right:10px}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote{vertical-align:top}.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{vertical-align:bottom}.mw-parser-output .ts-Цитата-container .ts-oq .NavFrame{padding:0.25em 0 0}
Александр, чувствуя великую жажду, отказывается, однако, пить воду, принесенную ему в каске, сказав, что не довольно воды для всех его солдат, претерпевающих равную с ним жажду. |
Академия в конце XIX века |
В 1859 году Академия превратилась в открытое заведение, был разрешен доступ вольнослушателям, было обращено особое внимание на прохождение курса наук. Впрочем, метод преподавания остался прежний, схоластический, ложноклассический: те же аллегории, то же рабское изучение антиков, трактование библейских сюжетов в стиле Ренессанса. В начале 1860-х гг. в Академии появилась плеяда молодых талантов, которые стали работать в духе народного, реального направления, уже обнаружившегося в то время в литературе. Ho Академия по-прежнему не признавала работ, исполненных в современном духе.
В 1870-е П. П. Чистяков создал условия для воспитания нового поколения блестящих художников. Среди его учеников — такие крупные имена, как В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. А. Серов, В. Д. Поленов, М. А. Врубель.
Отступление от догм академизма началось в России с т. н. «бунта четырнадцати». 9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль обратились в совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек демонстративно покинули Академию и организовали «Санкт-Петербургскую артель художников», которая позже (в 1870) была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок»[5]. Товарищество ежегодно устраивавало выставки, имевшие огромный успех. Эти «передвижники» скоро приобрели симпатии общества, в то время как престиж Академии стал быстро падать.
Сложившаяся ситуация привела к реформированию Академии, произошедшему в 1893 году. По новому Уставу Академия ведала всем художественным делом в империи, а Высшее художественное училище — только учебным делом. Академия управлялась «Собранием» с президентом и вице-президентом во главе, а Высшее училище — Советом из профессоров с ректором во главе.
1893—1917 годы |
Деятельность Императорской Академии художеств продолжалась до Октябрьской революции 1917 года. Открывались художественные школы, учреждались общества художников, а преподавание живописи сделалось предметом, входящим в программу общего образования.
Звания выпускников Императорской Академии художеств |
В начальные годы деятельности Академии выпускники Архитектурного отделения получали звания художников архитектуры. Воспитанники, удостоенные за работы серебряной медали 2-й степени, получали звание неклассного или свободного художника, что не давало права на классный чин при поступлении на государственную службу. Серебряная медаль первой степени давала право на получение звания классного художника 3-й степени, обладателям золотой медали 2-й степени присваивалось звание классного художника 2-й степени, золотая медаль 3-й степени давала выпускнику Академии звание классного художника 1-й степени. При этом получить медали, а вместе с ними и звания, могли зодчие, не учившиеся в Академии[6]. Выпускники, получившие золотую медаль 1-й степени, заслуживали, как правило, право на совершение пенсионерской поездки за границу, в ходе которой они изучали памятники архитектуры и готовили проекты на получение звания академика. Во второй четверти XIX века решением Совета Академии присваивалось промежуточное звание — назначенный в академики.
Выдающимся российским художникам, получившим образование за пределами академии, могло быть присвоено почётное звание вольного общника.
В 1885 году была введена новая система получения званий: всем выпускникам Архитектурного отделения присваивалось звание художника-архитектора. Статус звания академика был существенно повышен: с тех пор оно стало присуждаться лишь за выдающиеся работы.[6]
Преобразования после Октябрьской революции |
12 апреля 1918 года указом Совнаркома Академия художеств была полностью упразднена, а академический музей перестал функционировать. Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Петрограде в 1918 году преобразовано в ПГСХУМ — Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские,
- В 1921 году переименованы в Петроградские государственные художественно-учебные мастерские при воссозданной Академии художеств.
- В 1922 году преобразованы в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН, ЛВХТИ).
- В 1930 году ВХУТЕИН реорганизован в Институт пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ). Архитектурный факультет упразднён, его учащиеся были переведены в Ленинградский Институт инженеров коммунального строительства (ЛИИКС, бывш. Институт гражданских инженеров).
- В 1932 г. ИНПИИ был преобразован в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, которому в 1944 году было присвоено имя Ильи Ефимовича Репина. Название сохранял до 1990-х годов, когда был преобразован в Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
Призрак Академии Художеств |
В 1870 году в журнале «Нива» вышла статья[7], в которой рассказывалось о том, что первый ректор Академии Художеств Александр Филиппович Кокоринов не просто умер от водянки (официальная версия), а повесился на чердаке Академии Художеств. С тех пор по Петербургу гуляет легенда о призраке первого ректора, являющегося время от времени нерадивым студентам Академии[8].
Персоналии академии |
Президенты Академии |
- 1757—1763 И. И. Шувалов — основатель и первый главный директор
- 1764—1794 И. И. Бецкой
- 1795—1797 А. И. Мусин-Пушкин
- 1797—1800 Г. А. Шуазёль-Гуфье
- 1800—1811 А. С. Строганов
- 1811—1817 П. П. Чекалевский (вице-президент, фактически руководивший академией)
- 1817—1843 А. Н. Оленин
- 1843—1852 Максимилиан Лейхтенбергский, зять Николая I
- 1852—1876 великая княгиня Мария Николаевна, вдова предыдущего
- 1876—1909 великий князь Владимир Александрович
- 1909—1917 великая княгиня Мария Павловна, вдова предыдущего
Ректоры Высшего художественного училища при Академии |
- (в хронологическом порядке)
Шебуев, Василий Козьмич (1832)
Мартос, Иван Петрович (до 1835 г.)
Демут-Малиновский, Василий Иванович (1835—1846 гг.)
Репин, Илья Ефимович (1898—1899 гг.)
Померанцев, Александр Никанорович (1899—1900 гг.)
Беклемишев, Владимир Александрович (1906—1911 гг.)
Бенуа, Леонтий Николаевич (1903—1906 гг., 1911—1917 гг.)
Преподаватели |
Беклемишев, Владимир Александрович — профессор-руководитель мастерской, ректор.- Белелюбский, Николай Аполлонович
Бенуа, Леонтий Николаевич — профессор-руководитель мастерской архитектурного отделения и действительный член (1893) Академии художеств
Бенуа, Альберт Николаевич — русский академик-художник, архитектор и преподаватель акварельной живописи
Беретти, Викентий Иванович — профессор архитектуры (с 1831 по 1837 годы)- Киприан Ксаверьевич (Савельевич) Годебский
Гомзин, Иван Григорьевич — профессор архитектуры; выпускник ИАХ.- Екимов, Василий Петрович
Кокоринов, Александр Филиппович (с 1761 по 1772 год)
Котов, Григорий Иванович — преподаватель истории искусств.
Лебедев, Клавдий Васильевич (с 1894 по 1898 годы)
Мунц, Оскар Рудольфович — преподаватель общих классов
Матэ, Василий Васильевич (с 1894 по 1917 годы)
Орловский Борис Иванович (с 1831 года, академик, назначен исправляющим должность профессора в скульптурном классе академии, а в 1836 году утверждён в этом звании)- Перетяткович, Мариан Марианович
Покровский, Владимир Александрович (1912—1917 гг., помощник Л. Н. Бенуа)
Покрышкин, Пётр Петрович (с 1900 г. — лектор, с 1901 по 1917 г. — преподаватель начертательной геометрии)
Преображенский, Михаил Тимофеевич (с 1888 года — преподаватель, с 1894 — профессор)
Пучинов, Матвей Иванович — профессор исторического жанра
Резанов, Александр Иванович — профессор с 1852 года, ректор Академии по архитектуре в 1871—1887 годах
Рубо, Франц Алексеевич (с 1903 по 1912 годы)
Самокиш, Николай Семёнович (с 1912 по 1918 годы)
Солнцев, Фёдор Григорьевич — русский живописец-археолог и реставратор, профессор Императорской Академии художеств[9]
Тома де Томон, Жан (начало XIX века, перспектива)- Чистяков, Павел Петрович
Яковлев, Иван Еремеевич — профессор исторической живописи
- Ниже следует случайный набор имён. Для более полных сведений см. Категория:Выпускники Императорской Академии художеств
Алексеев, Николай Иванович — архитектор-художник (1903 г.)
Алёшин, Павел Федотович — архитектор-художник (1917 г.)
Андерсон, Карл Карлович — архитектор (1851 г.), академик архитектуры (1858 г.)
Анисимов, Николай Яковлевич — архитектор (1815 г[10].)
Апышков, Владимир Петрович — архитектор-художник (1905 г.)
Адамсон, Амандус Генрих — эстонский скульптор, академик, один из основателей эстонского национального искусства.
Айвазовский, Иван Константинович — художник-маринист
Аскназий, Исаак Львович — российский академик (с 1885 г.) художник
Афанасьев, Василий Филиппович — русский архитектор
Балашов, Пётр Иванович — живописец-пейзажист и гравер.
Барановский, Александр Федорович — архитектор-художник (1901 г.)
Бархин, Григорий Борисович — архитектор-художник (1908 г.)
Басин, Николай Петрович — архитектор (1869 г.), академик архитектуры (1874 г.)
Бауманис, Артур — латышский художник
Безпалов, Иннокентий Фёдорович — архитектор-художник (1910 г.) и скульптор
Белогруд, Андрей Евгеньевич — архитектор-художник (1910 г.)
Бенуа, Александр Николаевич — русский художник, историк искусства, художественный критик
Бенуа, Альберт Николаевич — русский академик-художник, архитектор и преподаватель акварельной живописи в Академии Художеств
Бенуа, Леонтий Николаевич — архитектор (1879 г.), академик архитектуры (1885 г.), профессор (1892 г.), действительный член (1893 г.) Академии художеств
Бенуа, Юлий Юльевич — архитектор (1875 г.), академик архитектуры (1885 г.) и специалист по сельскому хозяйству
Беретти, Викентий Иванович — архитектор
Блюменталь, Юлий Юльевич — русский художник
Бобров, Виктор Никанорович — архитектор
Бобровский, Константин Семёнович — архитектор-художник (1904 г.)
Болотнов, Василий Демьянович — русский художник
Борисов, Александр Алексеевич- русский художник-пейзажист
Бродский, Исаак Израилевич — русский советский живописец и педагог
Брюллов, Карл Павлович — русский художник
Бурышкин, Давид Петрович — архитектор-художник (1916 г.)
Бучкин, Пётр Дмитриевич — русский советский живописец, график, книжный иллюстратор, педагог
Вайтенс, Андрей Петрович — архитектор-художник (1904 г.)
Васильев, Николай Васильевич — архитектор-художник (1904 г.)
Васильковский, Сергей Иванович — художник-пейзажист
Васнецов, Виктор Михайлович — русский художник, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты
Вейгельт, Роберт Карлович — академик Императорской академии художеств
Веснин, Леонид Александрович — архитектор-художник (1909 г.)
Визель Эмиль Оскарович — художник, хранитель музея и действительный член Академии Художеств (с 1914), организатор международных художественных выставок
Витберг, Александр Лаврентьевич — русский художник и архитектор, автор первоначального проекта Храма Христа Спасителя
Воронин, Лука Алексеевич — первый российский арктический живописец.
Врубель, Михаил Александрович — русский художник
Габашвили, Георгий Иванович — грузинский живописец
Гартман, Виктор Александрович — архитектор (1861 г.), академик архитектуры (1871 г.)
Гевирц, Яков Германович — архитектор-художник (1906 г.)
Гельфрейх, Владимир Георгиевич — архитектор-художник (1914 г.)
Глинка, Василий Алексеевич — архитектор, академик архитектуры (1830).
Гоген, Александр Иванович фон — архитектор (1883 г.), академик архитектуры (1895 г.), действительный член ИАХ (1896 г.), архитектор Высочайшего Двора (1903 г.)
Горелов, Гавриил Никитич — русский художник
Грабарь, Игорь Эммануилович — советский художник, искусствовед
Гребёнка, Николай Павлович — архитектор
Греков, Митрофан Борисович — советский художник-баталист
Гримм, Герман Давидович — архитектор (1890 г.)
Гужавин, Михаил Маркелович — художник-пейзажист
Гуржиенко, Антон Михайлович — архитектор-художник (1901 г.)
Дмитриев, Александр Иванович — архитектор-художник (1903 г.), гражд. инженер.
Долгинов, Иосиф Исаакович — архитектор
Дубинский Михаил Хаимович — архитектор-художник (1904 г.)
Живаго, Семён Афанасьевич — исторический живописец
Жолтовский, Иван Владиславович — архитектор-художник (1898 г.)
Захаров, Андреян Дмитриевич — архитектор.
Захаров, Иван Дмитриевич — русский неклассный художник с 1849 года, автор «Путевых записок русского художника».
Зауервейд, Николай Александрович — художник
Калмыков, Григорий Одиссеевич — русский художник
Канделаки, Николай Порфирьевич — скульптор и педагог, основатель грузинской монументальной скульптуры, мастер скульптурного портрета
Катонин, Евгений Иванович — архитектор-художник (1918 г.)
Кизеветтер, Георг Иванович — первый городской архитектор Нижнего Новгорода (1836—1846)- Кипренский, Орест Адамович
Колесников, Иван Фёдорович — русский советский живописец, график
Косяков, Георгий Антонович — архитектор-художник (1900 г.)
Кошелев, Николай Андреевич — художник-передвижник, академик Императорской Академии художеств, автор эскизов и росписей Храма Христа Спасителя (Москва), храма Спаса на Крови (Санкт-Петербург), Александро-Невского собора (Варшава), а также ряда других
Котарбинский, Александр Васильевич ( Милош ) — российский и польский художник
Корицкий, Николай Дмитриевич — епархиальный архитектор, надворный советник.
Котов, Григорий Иванович — архитектор (1882 г.)
Кржижановский, Конрад Марцеллович — российский и польский художник
Крыжановский, Дмитрий Андреевич — архитектор-художник (1896 г.)
Кузнецов, Иван Сергеевич — архитектор-художник (1897 г.)
Кукевич, Константин Фаддеевич — российский и белорусский художник
Ладыженский, Геннадий Александрович — русский художник и педагог
Лангбард, Иосиф Григорьевич — архитектор-художник (1914 г.)
Лансере, Николай Евгеньевич — архитектор-художник (1904 г.)
Лидваль, Фёдор Иванович — архитектор-художник (1896 г.)
Лосев, Николай Дмитриевич — русский живописец
Лукомский, Георгий Крескентьевич — архитектор-художник (1915 г.)
Лунский, Владимир Иванович — русский прибалтийский архитектор
Лялевич, Марьян Станиславович — архитектор-художник (1901 г.)
Максимов, Владимир Николаевич — архитектор-художник (1912 г.)
Манизер, Матвей Генрихович — скульптор, вице-президент Академии художеств СССР.
Месмахер, Максимилиан Егорович — архитектор (1866 г.)
Митурич, Пётр Васильевич — художник, теоретик искусства.
Мунц, Оскар Рудольфович — архитектор-художник (1896 г.)
Мульханов, Павел Михайлович — архитектор.
Мурашко, Николай Иванович — украинский художник и педагог, основатель и руководитель Киевской рисовальной школы.
Мыльников, Андрей Андреевич — советский, российский живописец, монументалист, педагог.
Николаев, Владимир Николаевич — киевский архитектор, академик архитектуры (1892 г.)
Николаев, Ипполит Владимирович — киевский архитектор
Ноаковский, Станислав — польский архитектор и график.
Овсянников, Сергей Осипович — архитектор-художник (1909 г.)
Олещинский, Антоний — польский художник-график, мастер портретной резцовой гравюры XIX века.
Орловский, Борис Иванович — скульптор.
Павлов, Капитон Степанович — русский художник XIX века.
Парланд, Альфред Александрович — архитектор (1871 г.), академик архитектуры (1881 г.)
Пархоменко, Иван Кириллович — русский художник, автор портретной галереи писателей России, насчитывавшей свыше 90 полотен.
Перетяткович, Мариан Марианович — архитектор-художник (1906 г.)
Пиратский, Карл Карлович — живописец-баталист, академик (1855 г.), профессор (1869 г.)
Плавов, Петр Сергеевич — архитектор (1815 г.)
Покровский, Владимир Александрович — архитектор-художник (1898 г.), академик (1907 г.), действительный член ИАХ.
Покровский, Владимир Николаевич — архитектор-художник.
Покрышкин, Пётр Петрович — архитектор-художник (1895 г.), реставратор, академик.
Полещук, Александр Артемьевич — архитектор-художник (1896 г.), академик архитектуры (1911 г.)
Померанцев, Александр Никанорович — архитектор (1878 г.), академик архитектуры (1887 г.)
Претро, Ипполит Александрович — архитектор-художник (1901 г.)
Пруссаков, Василий Агатонович — русский архитектор.
Репин, Илья Ефимович — русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен.
Рерих, Николай Константинович — русский художник, философ, писатель, археолог, путешественник, общественный деятель.
Ромазанов, Николай Александрович — скульптор, художник, литератор, профессор, академик Императорской Академии художеств.
Романов, Константин Константинович — архитектор-художник (1909 г.)
Рославлев, Мирон Ильич — архитектор-художник (1914 г.)
Руднев, Лев Владимирович — архитектор-художник (1915 г.)
Савинский, Василий Евмениевич — русский живописец, график, педагог.
Самокиш, Николай Семёнович — российский (украинский) и советский художник-баталист.
Сапунов, Николай Николаевич — русский живописец, театральный художник, мастер натюрморта.
Семирадский, Генрих Ипполитович — русский и польский художник.
Серафимов, Сергей Саввич — архитектор-художник (1910 г.)
Солнцев, Фёдор Григорьевич — русский художник, архитектор и историк.
Соколов, Павел Петрович — русский скульптор, мастер декоративной скульптуры классицизма.
Степанов, Александр Николаевич — русский художник анималист, жанрист, акварелист, пейзажист.
Суриков, Василий Иванович — русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.
Сюзор, Павел Юльевич — архитектор (1866 г.)
Таманов, Александр Иванович — архитектор-художник (1904 г.)
Теребенёв, Александр Иванович — русский скульптор.
Тильбергс, Янис — латышский советский художник, скульптор
Толстой, Фёдор Петрович — русский живописец, рисовальщик, медальер и скульптор, представитель стиля классицизма.
Томишко, Антоний Осипович — архитектор (1874 г.), академик архитектуры (1879 г.), профессор ИАХ (1888 г.)
Трояновский, Викентий Войцехович — художник и медальер.
Туганов, Махарбек Сафарович — осетинский и советский живописец и график, педагог. Ученик Ильи Репина.
Удаленков, Александр Петрович — архитектор-художник (1917 г.)
Фельдман, Валентин Августович — русский архитектор, художник-акварелист, педагог
Фешин, Николай Иванович — живописец
Фомин, Иван Александрович — архитектор-художник, академик
Френц, Рудольф Рудольфович — русский советский живописец, график, педагог
Ционглинский, Ян Францевич — польский российский художник, преподаватель Императорской Академии художеств
Цисс, Григорий Иванович — украинский художник
Чернышев, Сергей Егорович — архитектор-художник (1907 г.)
Чикин, Александр Андреевич — русский и советский оптик и общественный деятель
Шапошников, Иван Иванович — архитектор, академик архитектуры
Шарлемань, Адольф Иосифович — живописец, академик; автор самого известного в России рисунка игральных карт.
Шаров, Пётр Алексеевич — архитектор
Шебуев, Василий Козьмич — русский живописец, академик, заслуженный ректор живописи и ваяния Императорской Академии художеств
Шевченко, Тарас Григорьевич — украинский поэт и художник
Шибнёв, Дамиан Васильевич — русский художник
Шмидт, Карл Карлович — архитектор
Шовкуненко, Алексей Алексеевич — художник, академик (1917 г.)
Шретер, Людвиг Людвигович — архитектор-художник (1904 г.)
Штальберг, Эрнест Яковлевич — архитектор-художник (1914 г.)
Щуко, Владимир Алексеевич — архитектор-художник (1904 г.), академик архитектуры.
Щурупов, Михаил Арефьевич — архитектор (1836 г.)
Щусев, Алексей Викторович — архитектор-художник (1897 г.), академик архитектуры.
Яковлев, Александр Александрович — архитектор-художник (1902 г.)
Яковлев, Всеволод Иванович — архитектор-художник (1912 г.)
Яковлев, Иван Иванович — архитектор-художник (1900 г.)
Вольнослушатели академии (своекоштные) |
- Галямин, Валериан Емельянович
- Захаров, Дмитрий Иринархович
Клодт, Пётр Карлович, с 1830 года
- Захаров-Чеченец, Пётр Захарович
- Скотти, Михаил Иванович
- Хетагуров, Коста Леванович
- Куинджи, Архип Иванович
Академия в филателии |
К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. И. Суриков. (ЦФА (ИТЦ) #2098; Mi #2029)
Скульптура Е.В. Вучетича «Советский воин-освободитель». (ЦФА (ИТЦ) #2099; Mi #2030)
Скульптура В.М. Мухиной «Рабочий и колхозница». (ЦФА (ИТЦ) #2100; Mi #2031)
Здание Императорской Академии художеств, старинный герб академии. (ЦФА (ИТЦ) #1183; Mi #1415 (Block 142))
См. также |
- Академия художеств СССР
- Ленинградский высший художественно-технический институт
- Российская академия художеств
- Институт имени Репина
- Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова
250-летие Академии художеств — памятная монета Банка России- Виртуальная выставка «К 255-летию Российской академии художеств»
Примечания |
↑ Гизе М. Э. Нартов в Петербурге. — Л.:Лениздат, 1988. — С.69-78.
↑ Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. В 3 Т. СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. Т. 2. С.229-231
↑ Академия художеств // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ А. А. Карев. Классицизм в русской живописи. М., 2003. С. 59
↑ Николай Троицкий Культура: Искусство // Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997. С. 398
↑ 12 Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 295—296. — 295 с. — ISBN 5-900395-17-0.
↑ П. П. Александр Филиппович Кокоринов // Нива. 1870. № 52. С. 53-59
↑ Нежинский Ю. В., Пашков А. О. Мистический Петербург: историческое расследование. — Montreal: Т/О «НЕФОРМАТ» Издат-во Accent Graphics Communications, 2013. С. 43-45. — ISBN 9-78130155-498-0
↑ Федор Григорьевич Солнцев (неопр.). Проверено 8 марта 2015.
↑ Анисимов, Николай Яковлевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
Литература |
- Академия художеств // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Академия художеств // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
Оленин А. Н. Избранные труды по истории и деятельности Императорской Академии художеств / БАН; сост., авт. вступ. ст и примеч. Н. С. Беляев; науч. ред. Г. В. Бахарева. — СПб. : БАН, 2010.- Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской Академии художеств (1765, 1767—1770, 1772—1774, 1776, 1779, 1794, 1802—1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н. С. Беляев; БАН. — СПб.: БАН, 2016
- Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской Академии художеств (1817—1859) / БАН; сост., авт. вступ. ст и примеч. Н. С. Беляев. — СПб. : БАН, 2015.
Беляев Н. С. История Научной библиотеки Российской академии художеств (1757—2000) / СПбГУКИ. — СПб. : Лема, 2005.- Временный устав Императорской академии художеств, высочайше утверждённый в 15 день октября 1893 года
Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764—1914. — Спб.: Т-во Голике и Вильборг, 1914—1915. — Часть 1-я — историческая. Часть 2-я — Список русских художников.- Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. / Сост. С. Б. Алексеева; научн. ред. Ю. Г. Бобров. — СПб.: РАХ, 2007.
Ульянов О. Г. Римский topos Образа: художники Императорской Академии художеств XVIII–XX вв. и «новая Сикстинская капелла XXI века» (Redemptoris Mater, Ватикан) // Академия художеств в прошлом и настоящем. Международная научная конференция РАХ к 260-летию со дня основания. СПб., 2018. С. 312-321.- Пронина И. А. Декоративное искусство в Академии художеств: Из истории русской художественной школы XVIII — первой половины XIX века (К 225-летию Академии художеств СССР) / АХ СССР. Научно-исслед. ин-т теории и истории изобр. искусств. — М.: Искусство, 1983. — 312, [104] с. — 20 000 экз.
Ссылки |
Светлана Володина. «…Наблюдение за делом художественного образования и воспитания в России.» // Журнал «Третьяковская галерея», #4 2017 (57), выпуск посвящен 260-летию Российской Академии художеств- Петербургская академия художеств: история, основатели, академики