Катастрофа Ан-10 под Харьковом

















































































Рейс 1491 Аэрофлота
Борт Ан разбившийся в Харькове.JPG
Ан-10А борт СССР-11215
Общие сведения
Дата
18 мая 1972 года
Время
11:53 EET
Характер
Разрушение в воздухе
Причина
Усталость металла, недостатки в конструкции
Место
Союз Советских Социалистических Республик близ села Русская Лозовая (Дергачевский район Харьковской области), в 24 км от аэропорта Харькова (УССР, СССР)
Координаты
50°09′11″ с. ш. 36°20′53″ в. д.HGЯO
Погибшие
122 (все)
Воздушное судно
Модель
Ан-10А
Авиакомпания
Украинская Советская Социалистическая Республика Аэрофлот (Украинское УГА, Харьковский ОАО)
Пункт вылета
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Внуково, Москва (РСФСР)
Пункт назначения
Украинская Советская Социалистическая Республика Харьков (УССР)
Рейс
SU-1491
Бортовой номер
CCCP-11215
Дата выпуска
3 февраля 1961 года
Пассажиры
115
Экипаж
7
Выживших
0


























Coat of arms of Kharkiv.svg


История Харькова

Харьков ·
Герб ·
Флаг



XVII—XVIII века



Харько ·
Происхождение названия ·
Крепость ·
Казацкий полк ·
Наместничество ·
Губернаторство ·
Коллегиум



XIX — начало XX веков



Губерния ·
Университет ·
Политехнический институт ·
Крушение царского поезда ·
Русское собрание ·
Городская дума



В годы Гражданской войны



Советы ·
ДКР ·
Немцы и Гетманат ·
ГубЧК ·
Генерал Харьков ·
Армия Деникина ·
ОСВАГ ·
Область ВСЮР ·
Городская дума при Деникине



В годы Великой Отечественной войны



1941 · 1942 · 1943 · Оккупация ·
Освобождение



Харьков в советское время



Первая столица ·
Казни польских офицеров (1940) ·
Падение Ан-10 (1972)



История культуры



Литература ·
Музыка ·
Кино ·
Наука и образование ·
Религия ·
Филателия ·
«Металлист» ·
Зоопарк



Военная история



Уланский полк ·
3-й Корниловский полк ·
Военный округ ·
Т-34



История транспорта



Конка ·
Трамвай ·
Троллейбус ·
Метрополитен ·
Ж/д ·
Детская ж/д ·
Речной транспорт



Известные харьковчане



Архитекторы ·
Профессора Университета ·
Почётные граждане ·
Уроженцы



Харьковский Портал



Проект «Харьков»




Катастрофа Ан-10 под Харьковом — крупная авиационная катастрофа, произошедшая 18 мая 1972 года. Авиалайнер Ан-10А авиакомпании «Аэрофлот» выполнял рейс SU-1491 по маршруту Москва—Харьков, но при заходе на посадку разрушился на части и рухнул на землю близ села Русская Лозовая в Дергачёвском районе Харьковской области неподалёку от областного центра, в 24 километрах от аэропорта Харькова. Погибли все находившиеся на его борту 122 человека — 115 пассажиров и 7 членов экипажа.


Это крупнейшая, а также последняя катастрофа самолёта Ан-10, эксплуатация которого была вскоре прекращена.




Содержание






  • 1 Самолёт


  • 2 Экипаж и пассажиры


  • 3 Катастрофа


  • 4 Расследование


  • 5 Последствия катастрофы


  • 6 См. также


  • 7 Примечания


  • 8 Ссылки





Самолёт |


Ан-10А (регистрационный номер СССР-11215, заводской 0402502, серийный 25-02) был выпущен Воронежским авиазаводом 3 февраля 1961 года. Через 4 дня был передан авиакомпании «Аэрофлот» (Украинское УГА, Харьковский ОАО). Оснащён четырьмя винтовыми двигателями АИ-20 ЗМКБ «Прогресс» им. А. Г. Ивченко. На день катастрофы совершил 11 105 циклов «взлёт-посадка» и налетал 15 483 часа.



Экипаж и пассажиры |


Самолётом управлял опытный экипаж из 87-го лётного отряда (Харьковский объединённый авиаотряд), его состав был таким:




  • Командир воздушного судна (КВС) — Владимир Афанасьевич Васильцов.


  • Второй пилот — Андрей Ефимович Бурковский.


  • Штурман — Александр Стефанович Гришко.


  • Бортинженер — Владимир Сергеевич Щёкин.


  • Бортрадист — Константин Владимирович Пересечанский.


В салоне самолёта работали две стюардессы:



  • Лидия Сидоровна Даншина,

  • Людмила Демьяновна Кулешова.


Также на борту находился сопровождающий МВД Иван Леонтьевич Медведюк.


Среди пассажиров на борту самолёта находились:




  • Виктор Чистяков, известный артист-пародист.


  • Нина Сазонова, журналистка газеты «Известия»[1],

  • Борис Рышковский, бывший муж актрисы Виктории Лепко[2].



Катастрофа |


В 10:39 EET рейс 1491 вылетел из аэропорта Внуково. Полёт проходил при благоприятных метеоусловиях (ясная погода). В 11:44 на подлёте к аэропорту Харькова экипаж подтвердил диспетчеру полученное указание на снижение до высоты 1500 метров в район 3-го разворота, посадочный курс 263°, и это был последний сеанс связи с самолётом. В 11:53 метка самолёта исчезла с экрана радара.


Во время снижения с высоты 4500 до 1500 метров на высоте 1700 метров лайнер рассыпался на части и рухнул на землю. Обломки самолёта были обнаружены в 24 километрах от аэропорта Харькова, в районе между сёлами Борщевая и Русская Лозовая Дергачёвского района Харьковской области. Все 122 человека (115 пассажиров и 7 членов экипажа) погибли.



Расследование |


Во время работы в аэропорту Харьков Правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы было установлено, что причиной катастрофы стало разрушение центроплана крыла в воздухе из-за разрыва нижней панели центроплана, вызванного усталостными трещинами стрингеров и обшивки.


Согласно заключению Правительственной комиссии, аварийная ситуация на борту возникла за минуту до начала разрушения. Трещина, начавшаяся в усталостной зоне между 6-м и 7-м стрингерами нижней панели центроплана, продвинулась в обе стороны и стала переходить на лонжероны. В этот момент разрушилась нулевая нервюра, которая соединяла приклёпанные к панели стрингеры. В результате консоли крыла самолёта сложились вверх.


Из заключения:



— Первым отделился от левой плоскости двигатель № 1.


Примерно через две секунды отделился от правой плоскости двигатель № 4.

Примерно через три секунды после отделения двигат. № 1 от фюзеляжа отделилась левая плоскость.

Правая плоскость отделилась от фюзеляжа последней, примерно через четыре секунды с момента начала видимых разрушений (отделения двигат. № 1).


Общая продолжительность видимых разрушений составила 4 сек. Удаление от начала падения до точки падения — 3400 метр. Самолёт Ан-10А бортовой номер СССР-11215, заводской номер 0402502 выпущен Воронежским авиационным заводом 3 февр. 1961 г. К моменту происшествия налетал 15 435 часов, совершил 11 106 посадок, прошел три заводских ремонта — последний 2 февр. 1971 г. на заводе № 412 гражданской авиации. После ремонта налетал 2291 час, выполнил 1516 посадок. Самолёт имел общетехнический ресурс 20 000 часов налёта, 12 000 посадок.




Последствия катастрофы |


Авиакатастрофа под Харьковом была не первой катастрофой Ан-10; кроме того, случались и авиапроисшествия из-за недостатков конструкции (причиной катастрофы Ан-10А около Ворошиловграда также было разрушение крыла; в аэропорту Курумоч отломилось крыло у Ан-10 во время буксировки).


После проведенного расследования и установления причин авиакатастрофы под Харьковом было принято решение о приостановке эксплуатации Ан-10 и Ан-10А. Вскоре вышел приказ по «Аэрофлоту» о списании основного парка Ан-10 и Ан-10А за исключением небольшого количества самолётов самых последних серий с незначительным налётом (они после техосмотра были переданы транспортным подразделениям Министерства авиационной промышленности для перевозки срочных грузов). Один из Ан-10 на полигоне Витшток (16-я воздушная армия Группы советских войск в Германии) использовался в роли цели типа «Самолёт АВАКС» на поле, имитировавшем вражеский аэродром. 11 самолетов типа Ан-10 и Ан-10А были установлены в различных городах СССР в качестве авиапамятников, детских кафе, тиров. До наших дней сохранился лишь один Ан-10 — он находится в музее ВВС в Монино.



См. также |



  • Катастрофа Ан-10 под Ворошиловградом — также разрушение крыла в полёте


Примечания |





  1. Эдуард Пасютин. «Известиада».


  2. Виктория Лепко, краткая биография и фильмография




Ссылки |




  • Мороз С. Г., Буцкий Е. З. Герой своего времени. История самолёта Ан-10 // Наука и техника, №6-7, 2008 года

  • Катастрофа Ан-10А Украинского УГА в районе Харькова (неопр.). airdisaster.ru. Проверено 4 ноября 2012. Архивировано 20 ноября 2012 года.









Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск