Ге, Николай Николаевич













































Николай Николаевич Ге
Портрет работы Николая Ярошенко
Портрет работы Николая Ярошенко
Дата рождения
15 (27) февраля 1831
Место рождения
Воронеж, Воронежская губерния
Дата смерти
1 (13) июня 1894 (63 года)
Место смерти
хутор Ивановский, Черниговская губерния
Страна
  • Flag of the Russian Empire (black-yellow-white).svg Российская империя

Жанр
историческая живопись
портрет

Учёба
  • Императорская Академия художеств

Звания
профессор ИАХ (1864)
Премии
пенсия ИАХ (1858)
Commons-logo.svg Работы на Викискладе

Никола́й Никола́евич Ге (15 [27] февраля 1831, Воронеж, Воронежская губерния — 1 [13] июня 1894, хутор Ивановский, Черниговская губерния) — русский живописец и рисовальщик, мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Изредка выполнял также скульптурные работы.




Содержание






  • 1 Биография


    • 1.1 Детские и юношеские годы


    • 1.2 Санкт-Петербург. Выбор призвания


    • 1.3 Пребывание в Европе


    • 1.4 Творческий успех и общественное признание


    • 1.5 Флорентийский период


    • 1.6 Возвращение в Россию. Петербургский период


    • 1.7 Черниговский период


    • 1.8 Дружба со Львом Толстым. Последний период творчества


    • 1.9 Семья




  • 2 Адреса в Санкт-Петербурге


  • 3 Коллекции


  • 4 Галерея


  • 5 В филателии


  • 6 Примечания


  • 7 Литература


  • 8 Ссылки





Биография |



Детские и юношеские годы |


Николай Ге родился в Воронеже, в семье помещика Николая Ге[1], старший брат драматурга Ивана Ге[2]. Дед художника эмигрировал из Франции в Россию в конце XVIII века, и по-французски его фамилия писалась Gay.


В 1831 году, когда родился Николай, в центральных губерниях Российской империи свирепствовала холера. Мать будущего художника скончалась от холеры спустя три месяца после рождения сына. По настоянию отца заботы о воспитании новорождённого взяла на себя няня, крепостная женщина[1]. Раннее детство Николая прошло в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию, где преподавателями уже были замечены способности Николая к рисунку и живописи и юноше предсказана будущность художника. Однако, по окончании гимназии Николай по совету отца поступил на физико-математический факультет Киевского университета[1]..



Санкт-Петербург. Выбор призвания |


В Санкт-Петербурге жил старший брат, к которому и переехал Николай, мечтавший, вопреки воле отца, об обучении в столичной Императорской Академии художеств. Поступить в Академию молодой человек не решился, и продолжил обучение на математическом факультете Петербургского университета. Обучаясь в университете в 1848—1849 годах, Николай упорно учится рисованию в стенах Эрмитажа.


В 1850 году Ге бросил университет и поступил в Академию художеств, где занимался под руководством академика, профессора живописи, известного петербургского художника Петра Басина. Ещё в юном возрасте, поражённый творчеством Карла Брюллова, Николай тщательно изучает и копирует стиль и живописные приемы любимого художника, что наложило определённый отпечаток на его собственную живописную манеру[1].. В Академии Николай Ге пробыл семь лет. За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» он в 1855 году получил Малую золотую медаль Академии. Работа «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 году принесла ему уже Большую золотую медаль, что давало право на поездку за границу за счёт Академии. Николай Ге «буквально бежал из царской России» в Европу[3]...



Пребывание в Европе |


Молодой художник посетил Германию, Швейцарию, Францию, Италию[3]..


В Париже на молодого художника сильное впечатление произвели два художественных события — Салон 1857 года и посмертная выставка произведений Поля Делароша. В Риме он познакомился с А. Ивановым, чьё творчество оказало «очень глубокое воздействие на Ге»[4]., заметное уже в эскизе «Возвращение с погребения Христа» (1859).


В этот период, как и в бытность свою в Академии, Николай Ге писал портреты. Так, здесь выполнен портретный этюд жены (1858)[4].. Помимо этого он выполнят эскизы — «Смерть Виргинии» (1857—1858), «Любовь Весталки» (1858) и «Разрушение Иерусалимского храма» (1858). Эскиз «Смерть Виргинии» весьма подражательная вещь и «своим драматизмом, выразительной пластикой жестов, композиционным приёмом… напоминает знаменитую картину Брюллова „Последний день Помпеи“»[3]. Ге остался недоволен этими эскизами. На некоторое время художник оставляет работы на исторические темы и пишет с натуры — совершает поездку в Неаполь, где пишет множество этюдов. В 1860 году он покидает Рим и переселяется во Флоренцию, где пытается писать эскиз «Смерть Ламбертации» (1860), но вскоре бросает эту работу.



Творческий успех и общественное признание |


В 1861 году Ге начал писать «Тайную вечерю», а в 1863 году привёз её в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств. Картина произвела на публику сильное впечатление. Официальная пресса усмотрела в картине «торжество материализма и нигилизма»[5], а цензура запретила воспроизводить эту картину в копиях. Тем не менее, «Тайная вечеря» кисти Николая Ге была приобретена российским императором в личную коллекцию[6].. Таким образом, творчество Ге получило общественное признание и несомненный успех у искушённой столичной публики. За «Тайную вечерю» Академия присвоила Николаю Ге звание профессора. И, минуя звание академика, он был избран также и Действительным членом Императорской Академии художеств[6].


Техника исполнения полотна была несколько необычной и весьма трудоёмкой. Первоначально художник выполнил скульптурный эскиз, чтобы выявить экспрессию пластической формы многофигурной композиции. Это позволило на полотне отказаться от локальной системы колорита; объёмность формы художник «лепит» светом. Предварительно были также выполнены живописные этюды. Так, голову апостола Иоанна написал со своей жены, апостола Петра — с самого себя. Прообразом Христа стала творческая переработка портретов А. И. Герцена и русского певца Г. П. Кондратьева. В подмалёвке картина была выполнена в течение недели и затем последовало несколько месяцев упорной и трудоёмкой работы. Классический сюжет получил в творчестве художника неожиданное и эмоционально сильное отображение.[источник не указан 956 дней]



Флорентийский период |




Портрет Герцена


После недолгого пребывания в России, в начале 1864 года Ге возвращается во Флоренцию, где пишет много эскизов на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др.), начинает новую большую картину «Вестники Воскресения». В это пребывание во Флоренции Ге знакомится и сближается с Герценом. Ге вспоминал: «Однажды, в конце 1866 года, неожиданно для нас пришёл к нам Герцен… Я онемел от радости, впившись в него глазами…»[7]. С разрешения Александра Герцена, художник пишет его портрет. Решение «писать Герцена» было чрезвычайно рискованным; Александр Герцен был «государственным преступником» и политическим эмигрантом — непримиримым противником крепостничества и русского самодержавия. Полотно было закончено очень быстро — за пять сеансов, и оставляет ощущение свежести и непосредственности. По мнению критиков, портрет Герцена — лучший в творческом наследии Николая Ге.


Художник пишет также много других портретов и деятельно работает с натуры. В 1867 году Ге оканчивает свою картину «Вестники Воскресения» и высылает её на выставку Академии Художеств, но его картину там не принимают. Друзья художника выставляют её в художественном клубе, но картина никакого успеха у публики не имеет. Та же участь постигает и новое его произведение, «Христос в Гефсиманском саду».



Возвращение в Россию. Петербургский период |


В конце 1869 года Николай Ге возвращается в Россию, где принимает горячее и деятельное участие в организации «Товарищества передвижных художественных выставок». Для Первой Передвижной выставки Ге написал картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (1871). Картина произвела сильное впечатление на современников и в дальнейшем была куплена известным меценатом и коллекционером Павлом Третьяковым для своей коллекции[8].


С 1869 по 1875 год Николай Ге живёт и работает в Петербурге. Здесь им написаны блестящие портреты известнейших интеллигентов России: писателя Ивана Тургенева, поэта Николая Некрасова, писателя-сатирика Михаила Салтыкова-Щедрина, историка Николая Костомарова, скульптора Михаила Антокольского и других.


Николай Ге в это время исполняет также скульптурный портрет русского критика В. Г. Белинского[9].


В «петербургский период» творчества Ге также написал картины на исторические темы: «Екатерина II у гроба Елизаветы» (1874) и «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском» (1875), которые однако уступают по мастерству исполнения «Допросу Петра I».


Ге пробует свои силы в различных жанрах портретном, историческом, религиозном… Творческая неудовлетворённость и материальные невзгоды заставляют Николая Ге покинуть столицу Российской Империи.



Черниговский период |


В 1875 году Ге навсегда покинул Петербург и переселился на Черниговщину. Ге купил небольшой хутор в Черниговской губернии, неподалёку от железнодорожной станции Плиски[10]. До 1879 года художник почти не работал. В его душе совершился серьёзный переворот: он на время отказался от искусства и занялся вопросами религии и морали. В своих записках Николай Ге пишет, что надо жить сельским трудом, что искусство не может служить средством к жизни, что им нельзя торговать.


Крайняя нужда, однако, заставила художника ради получения средств к существованию и выплаты накопившихся долгов писать много «заказных» портретов местных богачей, за которые Ге брался крайне неохотно. Так, им выполнены парные портреты крупного сахарозаводчика Терещенко и его супруги, портрет соседа по имению крепостного помещика И. Я. Петрункевича (1878) и другие[10].


Свидетельством духовного кризиса, по-видимому, можно считать картину «Милосердие» (1880), где Николай Ге нарушил все тогдашние каноны в изображении Иисуса Христа; его герой изображён в виде оборванного нищего. Работа подверглась уничтожающей критике и не была принята «в обществе». В порыве душевного волнения художник уничтожил это полотно[10]. Впоследствии специалисты Третьяковской галереи с помощью рентгенограммы обнаружили картину «Милосердие»: поверх неё и была написана маслом картина «Что есть истина?»[11].



Дружба со Львом Толстым. Последний период творчества |




Бюст Льва Толстого работы Ге (1890) — редкий пример скульптурной работы художника


В 1882 году Ге в Москве познакомился с Л. Н. Толстым, а в 1884 году написал его портрет[12].


Затем последовал новый ряд картин на религиозные сюжеты — «Выход с Тайной вечери» (1889), «Что есть истина?» (1890), «Иуда» (Совесть) (1891), «Суд Синедриона. „Повинен смерти“» (1892) и, наконец, «Распятие» в нескольких вариантах. В то же время он пишет портреты Лихачёвой, Костычева и других; делает рисунки к повести Л. Н. Толстого «Чем люди живы» и лепит бюст писателя.


В российских газетах разгорелась полемика по поводу последних произведений Ге. По мнению большинства критиков картина не соответствовала смыслу евангельского рассказа, что было главным критерием оценки произведения. Отношение к картине, высказанное в большей части газет и журналов было резко отрицательным. В то же время ряд критиков (среди которых был Даниил Мордовцев) выступили с защитой произведения Ге. В целом, можно сказать, что критика приобрела характер травли, что подготовило общественное мнение к официальному запрещению картины. 6 марта 1890 года К. П. Победоносцев в донесении Александру III охарактеризовал картину как «кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозное чувство, и притом несомненно тенденциозную» и предположил, что её публичный показ может привести к возникновению в народе «нареканий на правительство». Картину «Что есть истина?» сняли с выставки; один из поклонников Ге повёз её по Европе и в Америку, но там особого впечатления она не произвела[13]. Та же участь постигла «Суд Синедриона», а в 1894 году — и «Распятие»; последнюю картину ходили смотреть на частной квартире, где она была помещена после её удаления с выставки, затем её увезли в Лондон. Однако, Ге был доволен тем впечатлением, которое произвели эти его картины; — в них он «нашёл» себя, выработав как независимый взгляд на окружающую действительность, так и собственную виртуозную, по выразительности и внутренней экспрессии, манеру живописного письма.


За год до своей кончины художник пишет «Автопортрет» (1893, Холст, масло. Киевский национальный музей русского искусства). С холста предстаёт облик немолодого человека, который не утратил пристального взгляда на жизнь и творчество. «Автопортрет» признано считается одной из лучших работ художника[14].


Николай Николаевич Ге скончался на своём хуторе Ивановский 1 (13 июня) 1894 года[10].


Одной из главных заслуг Николая Ге, по мнению критиков, заключается в том, что он первым среди русских художников уловил новое реалистическое направление в библейских сюжетах.



Семья |


Жена: Анна Петровна Забела (Забелло-Ге; 1831—1891), киевлянка.


Сыновья:




  • Николай Николаевич (младший; 1857—1938), в 1895 году поселился в Алуште со своей двоюродной сестрой Зоей Григорьевной Рубан-Щуровской (1861—1942), участницей народовольческого движения.


  • Пётр Николаевич (1859—1939[15]), был женат на своей двоюродной сестре, Екатерине Ивановне Забеле, родной сестре певицы Надежды Ивановны Забелы-Врубель, ставшей женой художника М. А. Врубеля.



Адреса в Санкт-Петербурге |


  • 1871 год — дом Кастюриной — 7-я линия, 36.


Коллекции |


Коллекции работ Н. Н. Ге хранятся во многих музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее (Москва), Русском музее (Санкт-Петербург), Национальном музее «Киевская картинная галерея» (до марта 2017 года — Киевский музей русского искусства)[16].


В мае 2011 года Третьяковская галерея стала владельцем коллекции рисунков Н. Н. Ге. Коллекция состоит из 55 листов крупного формата; в неё входят этюды, эскизы и наброски к произведениям разных лет, иллюстрации[17][18].



Галерея |




В филателии |




Примечания |





  1. 1234 Николай Николаевич Ге. Альбом. Второе издание. Автор-составитель Т. Н. Горина. — Москва: Изобразительное искусство, Серия: Русские художники, 1977. — 56 с. — С. 6.


  2. Ге, Иван Николаевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.


  3. 123 Николай Николаевич Ге. Альбом. Второе издание. Автор-составитель Т. Н. Горина. — Москва: Изобразительное искусство, Серия: "Русские художники", 1977. — 56 с. — С. 7.


  4. 12 Николай Николаевич Ге. Альбом. Второе издание. Автор-составитель Т. Н. Горина. — Москва: Изобразительное искусство, Серия: "Русские художники", 1977. — 56 с. — С. 8.


  5. Николай Николаевич Ге. Альбом. Второе издание. Автор-составитель Т. Н. Горина. — Москва: Изобразительное искусство, Серия: Русские художники, 1977. — 56 с. — С. 9.


  6. 12 Николай Николаевич Ге. Альбом. Второе издание. Автор-составитель Т. Н. Горина. — Москва: Изобразительное искусство, Серия: "Русские художники", 1977. — 56 с. — С. 10.


  7. Николай Николаевич Ге. Альбом. Второе издание. Автор-составитель Т. Н. Горина. — Москва: Изобразительное искусство, Серия: "Русские художники", 1977. — 56 с. — С. 11.


  8. Николай Николаевич Ге. Альбом. Второе издание. Автор-составитель Т. Н. Горина. — Москва: Изобразительное искусство, Серия: "Русские художники", 1977. — 56 с. — С. 13.


  9. Николай Николаевич Ге. Альбом. Второе издание. Автор-составитель Т. Н. Горина. — Москва: Изобразительное искусство, Серия: "Русские художники", 1977. — 56 с. — С. 12.


  10. 1234 Николай Николаевич Ге. Альбом. Второе издание. Автор-составитель Т. Н. Горина. — Москва: Изобразительное искусство, Серия: "Русские художники", 1977. — 56 с. — С. 14.


  11. Сотрудники Третьяковки сделали сенсационное открытие (неопр.). vesti.ru. Проверено 20 января 2016.


  12. Николай Николаевич Ге. Альбом. Второе издание. Автор-составитель Т. Н. Горина. — Москва: Изобразительное искусство, Серия: Русские художники, 1977. — 56 с. — С. 15.


  13. Что есть истина? Фрагмент из книги «Жизнь и творчество Н.Н.Ге», вышедшей в Волгограде тиражом 1 000 экз. (рус.). Проверено 27 июня 2016.


  14. Николай Николаевич Ге. Альбом. Второе издание. Автор-составитель Т. Н. Горина. — Москва: Изобразительное искусство, Серия: "Русские художники", 1977. — 56 с. — С. 18.


  15. после 1927 года, Санкт-Петербург


  16. Библейский сюжет в русской живописи — Христианский Творческий Союз


  17. Брифинг в связи с поступлением в собрание Третьяковской галереи коллекции рисунков Н.Н.Ге (неопр.). ГТГ (20 июня 2011 года). Проверено 29 июня 2011. Архивировано 24 августа 2011 года.


  18. Возвращение: коллекция графики Николая Ге вернулась на Родину — Р. Р. Адагамов




Литература |



  • Ге, Николай Николаевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Горина Т. Н. [Творческая биография Николая Николаевича Ге. Краткий очерк — С. 5-18.] / Николай Ге. Альбом [чёрно-белых копий работ художника + Краткая биография]. Автор-составитель Татьяна Горина. — Москва: Изобразительное искусство, Серия: "Русские художники", 1977. — 56 с.

  • Дмитриев Вс. Николай Николаевич Ге // [Санкт-Петербург]. Аполлон. 1913. № 10.


  • Альбом художественных произведений Николай Николаевич Ге. — Москва — Санкт-Петербург: 1903—1904.

  • Лев Николаевич Толстой и Николай Николаевич Ге. Переписка. — Москва — Ленинград: Akademia, 1930.

  • Стасов В. В. Николай Николаевич Ге, его жизнь, произведения и переписка. — Москва: 1904.


  • Коваленская Н. Н. Н. Н. Ге // История русского искусства, т. 9, кн. 1. — Москва: 1965. — С. 217—259.


  • Зограф Н. Г. Николай Николаевич Ге. — Л.: Художник РСФСР, 1968. — 80 с. — (Народная библиотечка по искусству). (обл.)


  • Порудоминский В. И. Николай Ге. М., 1970.


  • Арбитман Э. Н. Жизнь и творчество Н. Н. Ге. Саратов, 1972.


  • Тарасов В. Ф. Николай Николаевич Ге, 1831—1894 / Оформление серии Д. М. Плаксина. — Л.: Художник РСФСР, 1989. — 96 с. — (Массовая библиотека по искусству). — 30 000 экз. — ISBN 5-7370-0027-3. (обл.)

  • Н. Н. Ге. 1831—1894. Выставка произведений. Каталог, (М., 1969).

  • Николай Ге. Вектор судьбы и творчества (Материалы Международной научной конференции к 180-летию со дня рождения художника. Науч. ред., сост. Т. Л. Карпова). М., Государственный институт искусствознания, 2014. — 400 стр. ISBN 978-5-98287-082-7

  • С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 46. — 454 с.



Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}





  • Николай Николаевич Ге. Виртуальная галерея работ

  • Ге Николай Николаевич. Биография и творчество художника на Artonline.ru


  • Ге, Николай Николаевич в библиотеке «Старатель»

  • Ольга Жбанкова. Николай Ге и Украина.

  • Володимир Панченко. Микола Ге. Великий митець наодинці з вічністю (1831—1894)


  • Володимир Панченко. Евангелие от Николая Ге. Окончание — «День» № 90, суббота, 3 июня 2006

  • История возвращения работ Ге и фоторепортаж подготовки работ художника к выставке в Третьяковской галерее

  • Ге Николай Николаевич. Аудиобиография, переписка и книги

  • Религиозные мотивы в творчестве Н. Н. Ге. Статьи и репродукции на сайте «Россия и Христианский Восток»


  • Татьяна Карпова. «Он прожил не улиточной жизнью» / Журнал «Третьяковская галерея», #3 2011 (32)


  • Татьяна Юденкова. Павел Михайлович Третьяков и Николай Николаевич Ге / Журнал «Третьяковская галерея», #3 2011 (32)


  • Эльмира Ахмерова. Иконография Н. Н. Ге. Образ художника в автопортретах и портретах современников / Журнал «Третьяковская галерея», #3 2011 (32)


  • Светлана Капырина. Родословие Николая Николаевича Ге. Новые материалы / Журнал «Третьяковская галерея», #3 2011 (32)


  • Летопись жизни и творчества Николая Николаевича Ге (Составители: Татьяна Карпова, Светлана Капырина) / Журнал «Третьяковская галерея», #3 2011 (32)


  • Нина Маркова. Момент истины / Журнал «Третьяковская галерея», #3 2011 (32)










Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск