Крёстный отец (фильм)












































































Крёстный отец
Mario Puzo's The Godfather
Постер фильма
Жанр
эпическая гангстерская драма
Режиссёр
Френсис Форд Коппола
Продюсер
Альберт Радди[en]
Автор
сценария

Марио Пьюзо
Френсис Форд Коппола

В главных
ролях

Марлон Брандо
Аль Пачино
Джеймс Каан

Оператор
Гордон Уиллис
Композитор
Нино Рота
Кинокомпания
Paramount Pictures
Длительность
175 мин.
Бюджет
6 млн долл.[1][2]
Сборы
268,5 млн долл.[2]
Страна
СШАFlag of the United States.svg США
ИталияFlag of Italy.svg Италия

Язык
английский, итальянский
Год
1972
Следующий фильм
Крёстный отец 2
IMDb
ID 0068646
Официальный сайт

«Крёстный оте́ц» (англ.  Mario Puzo's The Godfather) — эпическая гангстерская драма режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы. Экранизация одноимённого романа Марио Пьюзо, изданного в 1969 году. Слоган: «Предложение, от которого невозможно отказаться». Главные роли исполняют Аль Пачино, Марлон Брандо и Джеймс Каан.


Считается величайшим гангстерским фильмом по мнению Американского института киноискусства и одним из лучших фильмов в истории кинематографа[3]. Стабильно входит в первую пятёрку 250 лучших фильмов по версии веб-сайта IMDb.


Фильм получил три премии «Оскар»: как лучший фильм года, за лучший адаптированный сценарий Пьюзо и Копполы, актёрскую работу Брандо — и ещё 19 различных наград и 17 номинаций. Также занимает вторую строчку в списке лучших фильмов за всю историю американского кинематографа («100 лет… 100 фильмов (10-я юбилейная редакция)» (англ. AFI’s 100 Years… 100 Movies (10th Anniversary Edition)), ежегодно издаваемого Американским институтом киноискусства), уступая лишь киноленте «Гражданин Кейн»[4].


Съёмки фильма проходили в течение четырёх месяцев в середине 1971 года. Премьера состоялась в марте 1972 года (11[5] или 15[1][6] марта). При небольшом бюджете в 6 миллионов долларов фильм собрал в прокате 268,5 миллиона.





Содержание






  • 1 Сюжет


  • 2 Отличия от романа


  • 3 В ролях


  • 4 Создание


  • 5 Мнения


    • 5.1 Положительные


    • 5.2 Отрицательные




  • 6 Награды и номинации


  • 7 Релиз


  • 8 Примечания


  • 9 Ссылки





Сюжет |


Фильм «Крёстный отец» — криминальная сага, повествующая о нью-йоркской сицилийской мафиозной семье Корлеоне. Фильм охватывает период 1945—1950 годов.


Действие картины начинает разворачиваться летом 1945 года во время праздничного приёма в доме дона Вито Корлеоне (Марлон Брандо) в честь свадьбы его дочери Конни (Талия Шайр) и Карло Рицци (Джанни Руссо). В это время дон Вито — глава мафиозного клана Корлеоне, известный всем как «Крёстный отец», — и личный юрист семейства и консильери Том Хэген (Роберт Дюваль) принимают поздравления и слушают просьбы от друзей и партнёров, которые те высказывают, зная, что «ни один сицилиец не сможет отказать в просьбе в день свадьбы своей дочери». Тем временем любимый младший сын дона Майкл (Аль Пачино), герой Второй мировой войны, честно рассказывает своей подруге Кей Адамс (Дайан Китон) истории о «специфической» профессии своего отца и его окружающих, однако заверяет её, что «это его семья, но не он сам».


Один из просящих — известный певец Джонни Фонтэйн (Аль Мартино), крестник Корлеоне, прибывший из Голливуда, просит дона Вито помочь получить роль в фильме, которая оживит его затухающую славу. Дон посылает Хэгена в Калифорнию устранить проблему. Глава киностудии Джек Вольц говорит, что ни за что не даст роль Фонтейну, потому что тот отбил любовницу у Вольца — восходящую кинозвезду. На следующее утро Вольц в ужасе обнаруживает у себя в постели отрубленную голову племенного скакуна, приобретённого за 600 000 долларов[7]. Фонтейн получает роль.


Семья Корлеоне за долгие годы упорной работы практически монополизировала связи, обеспечивающие политическое прикрытие сицилийским преступным кланам. Такое положение дел совсем не устраивает остальные кланы, ведь с каждым годом клан Корлеоне становится всё более богатым и влиятельным. Реализуя тщательно спланированный и продуманный план, они начинают наступление на клан Корлеоне. Операция начинается с просьбы Вёрджила «Турка» Солоццо (Эл Леттери), поддерживаемого кланом Татталья. Солоццо просит дона Корлеоне оказать политическое и юридическое прикрытие в новом направлении бизнеса — торговле наркотиками. Взамен Солоццо предлагает возможность частично финансировать наркоторговлю и долю в 30 %. Дон Корлеоне отказывается, объясняя это тем, что его политическое влияние было бы дискредитировано причастностью к торговле наркотиками. Дон Корлеоне понимает, что без политического прикрытия, которое может обеспечить только его клан, бизнес Солоццо обойтись всё-таки не может. Отказав Солоццо и отказавшись участвовать в сверхприбыльном наркотическом бизнесе, семья Корлеоне ослабляет свои позиции и вынуждает Солоццо и тех, кто стоит за ним, устранять преграду. Желая предупредить следующие действия конкурирующих кланов и Солоццо, Вито, не желая ждать их следующего хода, посылает своего лучшего бойца Луку Брази (Ленни Монтана) войти в доверие Солоццо и клану Татталья. Однако враждебный клан безошибочно угадывает ход Корлеоне и убивает Луку. Война фактически объявлена.


Накануне Рождества дона Корлеоне расстреливают из 2 револьверов, он получает пять пуль. Заменяющий внезапно заболевшего охранника средний сын Фредо (Джон Казале) не смог защитить отца. Уверенные в смерти Вито Корлеоне, Солоццо и Татталья похищают Хэгена, чтобы передать через него предложение для старшего сына Корлеоне, Сонни (Джеймс Каан). Однако Вито Корлеоне выжил после покушения. Взбешённый покушением на отца, Сонни отказывается вести переговоры и ставит клану Татталья ультиматум — либо они выдают для расправы Солоццо, либо семья Корлеоне объявляет войну всем. Сонни до сих пор не понимает, что дело совсем не в Солоццо, а война уже давно объявлена.


Клан Корлеоне собирается на совет. Майкл отстранённо наблюдает за первыми распоряжениями Сонни в качестве главы семьи. Первыми распоряжениями Сонни являются приказ убить охранника дона, который оказался больным в день покушения, и найти куда-то пропавшего Луку Брази. Татталья отказываются выдать Солоццо и посылают Корлеоне доказательство смерти Луки Брази — дохлую рыбу, завёрнутую в бронежилет Луки.


Майкл навещает своего отца в больнице и с ужасом обнаруживает, что охрана из полицейских кем-то снята и дона никто не охраняет. Понимая, что на отца прямо сейчас будет совершено повторное покушение, он перемещает его в другую палату, предупреждает по телефону Сонни о беззащитности отца, а сам становится перед входом в больницу, изображая охранника. С помощью подошедшего пекаря Энцо, который чувствует себя обязанным дону, он вводит в заблуждение людей Солоццо, которые подъезжают к больнице, чтобы добить Корлеоне. Люди Солоццо уезжают, решив, что дона всё-таки охраняют. Вскоре подъезжают люди Корлеоне, и опасность уходит.


Тессио сообщает Майклу, что они убили Бруно Татталья, сына главы семейства, и разрушительная война группировок началась. Майкл понимает, что вспыльчивый и склонный к непродуманным действиям Сонни не способен успешно противостоять объединённым вражеским кланам и вынужден включиться в борьбу.


Солоццо понимает, что атака провалилась, дон Корлеоне жив, а клан Корлеоне уже оправился от вероломного нападения и вскоре обрушит всю свою военную и политическую мощь на своих обидчиков. Однако дон Корлеоне без сознания и в любую минуту может умереть. Солоццо ищет возможности немедленно обсудить ситуацию и предложить новые, более выгодные условия клану Корлеоне. Солоццо предлагает использовать для переговоров Майкла, так как он не участвует в семейном бизнесе клана Корлеоне. Майкл неожиданно предлагает эффективный способ нанести ощутимый удар врагам и изменить расстановку сил — лично убить Солоццо и МакКласки на этой встрече. Это поначалу веселит Сонни и Клеменца (Ричард Кастеллано), однако Майкл убеждает их в серьёзности и хладнокровности своих намерений и заявляет в ответ: «Ничего личного. Это только бизнес».


Во время встречи с Солоццо в закусочной Майкл выходит в туалет, где достаёт из тайника заранее спрятанный там револьвер и стреляет в голову Солоццо и МакКласки, после чего прячется на Сицилии. Война семьи Корлеоне с объединившимися против них «пятью семействами» в самом разгаре.




Семья Корлеоне: Майкл, дон Вито, Сонни, Фредо


В Нью-Йорке дон Корлеоне возвращается домой из больницы и с удивлением узнаёт о последних событиях и что именно Майкл убил Солоццо и МакКласки. Он очень огорчён этим известием, так как не хотел компрометировать Майкла участием в семейном бизнесе. Возможность легальной карьеры Майкла навсегда разрушена, а сам Майкл находится за границей в бегах. Резиденция семьи Корлеоне превращена в крепость, и враждебные кланы, неся ощутимые потери, ищут возможности подобраться к непримиримому Сантино.


Несколько месяцев спустя, в 1948 году, Сонни начинает замечать неладное в семейных отношениях своей сестры Конни. Её муж Карло Рицци последовательно унижает и избивает Конни. Скорый на расправу Сонни жёстко избивает Карло за это и предупреждает, что если такое повторится, он его убьёт. Несмотря на это, Карло вновь избивает Конни. Разъярённый Сонни без охраны мчится к сестре, но попадает в подготовленную засаду, и его расстреливают вражеские боевики.


На Сицилии Майкл влюбляется и женится на местной девушке Аполлонии Вителли (Симонетта Стефанелли), которая погибает во время попытки завести автомобиль, в который была заложена бомба, предназначавшаяся для Майкла.


Дон Корлеоне ещё не оправился от ранений, но, лишившись преемника и старшего сына и узнав о покушении на Майкла, вынужден вернуться к делам и спасать положение. Он организует встречу глав «пяти семейств» с целью положить конец войне. За причину беспрепятственного окончания войны он принимает то, что его сын и сын Татталья мертвы (семья Корлеоне отмщена). На встрече дон Корлеоне говорит, что продолжение войны не только приведёт всех к разорению, но и также что её окончание — это единственная возможность для Майкла безопасно вернуться домой. Изменив ради этого своим принципам, дон соглашается поддержать дело Татталья относительно импорта наркотиков, при условии, что оно будет управляемо и наркотики не будут продаваться детям. Вторым его условием является требование гарантии безопасного возвращения Майкла. После обсуждения различных вопросов на встрече глав кланов и оценке поведения и реакций участников, дон говорит Хэгену, что организатором атаки на семью на самом деле были не Солоццо и клан Татталья, а клан Барзини.


Майкл возвращается с Сицилии. Дон Корлеоне готовит Майкла к вступлению в должность. Майкл встречается со своей прежней подругой Кей и предлагает ей выйти за него замуж. После смерти Сонни дон практически удаляется от дел, средний брат Фредо совершенно не способен к управлению, и Майкл фактически становится главой всего преступного синдиката, но он обещает Кей сделать бизнес своего отца полностью легальным в течение пяти лет.


В расстановке сил клана Корлеоне происходят перемены: все дела ведёт Майкл, отец берёт на себя обязанности консильери (советника), а Том Хэген, который не справился с ситуацией после покушения на дона Корлеоне, отстраняется от дел и становится адвокатом клана. Хэген высказывает дону недовольство относительно своего нынешнего положения и политики Майкла, но Вито подтверждает: теперь всё решает Майкл.


Связанный обещанием отца не вести враждебных действий против вражеских кланов, Майкл не может бездействовать, глядя, как враги прибирают к рукам бизнес семьи. Майкл применяет революционную стратегию (позднее она попадёт в учебники по бизнесу) и переводит бизнес семьи на другую территорию, в Неваду. В Лас-Вегасе Майкл встречается с крупным владельцем сети гостиниц и казино Мо Грином (Алекс Рокко), достаточно жёстко ставит его перед фактом, что клан Корлеоне решил перевести свой бизнес в Неваду, и предлагает выкупить долю Мо Грина в казино. Мо не соглашается принять предложение и ставит себя под удар. Искать причину вины Мо Грина долго не пришлось — выясняется, что Мо Грин позволил себе ударить Фредо на публике. Фредо пытается сгладить ситуацию, выгораживая Мо, однако Майкл непреклонен.


Майкл возвращается в Нью-Йорк. Дон Вито говорит Майку, что после его смерти Барзини вызовет Майкла на встречу, во время которой Майкла убьют. Человек, который передаст предложение, — предатель. Так в будущем и произошло: на похоронах Тессио передаёт Майклу предложение о встрече от Барзини.


Майкл соглашается быть крёстным отцом сына Карло и Конни. Во время церемонии крещения его люди уничтожают всех до единого главарей пяти враждебных семейств:



  • Дон Кунео расстрелян во вращающейся двери руками Вилли Чиччи.

  • Дон Страччи застрелен Клеменца в лифте.

  • Дон Татталья застрелен Рокко Лампоне в постели вместе с проституткой.

  • Дон Барзини застрелен Альбертом Нери, который для этого надел свою старую полицейскую форму.

  • Мо Грин также застрелен убийцей во время сеанса массажа.


Тессио понимает, что заговор раскрыт. Он говорит Хэгену, что его поступок — это «всего лишь бизнес», робко просит о прощении, но Хэген ему отказывает. Тессио уезжает с людьми Майкла навстречу своей смерти. Майкл обещает Карло, что если тот признаётся в соучастии в убийстве Сонни, он не будет делать вдовой свою сестру. Карло верит Майклу и признаётся в том, кто его нанял. Майкл даёт Карло билет на самолёт до Лас-Вегаса. Карло садится в машину, чтобы ехать в аэропорт, но тут же погибает от удавки Клеменца.


Конни во всеуслышание обвиняет Майкла в убийстве мужа и связывает его со всеми смертями, о которых пишут в газетах. Кей расспрашивает его относительно смерти Карло, но Майкл отказывается ей отвечать. Она настаивает, Майкл сдаётся и даёт право на единственный вопрос относительно его дел, она повторяет вопрос, и тогда он отвечает, что «это неправда». Кей, поверив ему, успокаивается.


Фильм заканчивается тем, что Кей, только что заверенная мужем в непричастности последнего к смерти Карло и других, видит через дверной проём кабинета, как Клеменца целует руку Майкла, приветствуя его, как нового дона Корлеоне. Дверь в кабинет закрывается.



Отличия от романа |


Одним из основных отличий романа от фильма является ретроспектива ранней жизни Дона Корлеоне, включающая в себя обстоятельства его эмиграции в Америку, описание жизни его семьи, убийство Дона Фануччи, развитие карьеры в мире мафии. Всё это было использовано позже в продолжении к первой части «Крёстный отец 2».


Также при экранизации было вырезано много эпизодов из жизни других героев. Например, в фильме не были показаны неудачи Джонни Фонтэйна с женщинами и его проблемы с голосом; история любовной связи Сантино и Люси Манчини, а также его уличные хулиганства, совершаемые в подростковом возрасте; полностью отсутствует линия доктора Джулиуса Сегала, который следил за восстановлением лицевых костей Майкла, повреждённых ударом МакКласки; наличие склонности к педофилии у Джека Вольца.


Фильм начинается сценой, где гробовщик Америго Бонасера ищет справедливости у Дона. За помощью далее приходит пекарь Назорин, затем Лука Брази и Джонни Фонтейн. В книге же порядок следующий: пекарь, Лука, гробовщик, Фонтейн.


В фильме продюсер Джек Вольц показан как влиятельный и богатый представитель шоу-бизнеса. В книге также упоминается о возможных широких связях этого человека в правительстве — он является советником президента США по вопросам кино, а также утверждает о своей дружбе с директором ФБР, что, вероятно, является лишь хвастовством.


Согласно книге, Майкл объясняет свою решимость Сонни словами: «Они сделали это личным, стреляя на улице. Насилие — это не бизнес, это личное», но в кинофильме он отвечает девизом отца: «Ничего личного. Это только бизнес».


В сцене возле больницы, когда к схваченному Майклу подоспевают верные семье люди, в фильме Том Хэген забирает сына дона и объясняет капитану полиции, что теперь за Вито Корлеоне будут присматривать частные детективы. В книге же на помощь Майклу подоспел адвокат Клеменцы, а Тома он видит лишь спустя время, очнувшись в больнице.


В романе Кей узнаёт о возвращении Майкла с Сицилии случайно, позвонив его матери, и сама приезжает в Лонг-Бич, где встречается с Майком. В кинофильме Майкл находит Кей сам.


В фильме были значительно уменьшены характерные линии некоторых героев. До минимума были сведены роли: Джонни Фонтейна, Люси Манчини, Рокко Лампоне и Альберта Нери (последние два не произносят в фильме ни слова). Полностью удалены из фильма доктор Джулиус Сегал, Нино Валенти и доктор Тацци из Сицилии. Также в книге Майкл и Кей имеют двух сыновей, но в фильме у них сын и дочь.


По книге, Фабрицио (один из телохранителей Майкла в Сицилии) убит наряду с другими во время сцены крещения.


Окончание книги отличается от конца кинофильма: фильм заканчивается на 31 главе, когда Кей сама понимает, что Майкл стал подобен своей семье, а книга заканчивается 32 главой, в которой Хэген рассказывает обо всех делах её мужа.


Во время «сцены крещения» в фильме все главы четырёх семейств были убиты. В романе были убиты только Барзини и Татталья, а также приближенные к ним — заплечные мастера, букмекеры.


Марио Пьюзо сам писал сценарий для всей кинотрилогии, поэтому был в курсе всех расхождений. Между тем существует раритетный телевизионный сериал «Крёстный отец: Сага», выпущенный в 1977 году. Сериал перемонтирован в «правильном» хронологическом порядке, относительно истории семьи Корлеоне (ретроспектива с Де Ниро показана в начале, далее события первой части и т. д.), с добавлением удалённых из полнометражных фильмов эпизодов: эпизод с намёком на педофилию Джека Вольца, убийство Фабрицио путём взрыва его автомобиля (происходит одновременно с событиями «Крёстный отец 2») и прочие. Всего добавленные сцены составляют около 60 минут экранного времени. Позже «Сага» была дополнена материалом третьей части и выпущена на видео под названием «Крёстный отец. Трилогия. 1901—1980».



В ролях |







































































































Актёр
Роль

Аль Пачино

Майкл КорлеонеМладший сын в семье Корлеоне. Его метаморфоза из скромного молодого человека в безжалостного и хладнокровного босса мафии — ключевая сюжетная линия фильма. Майкл КорлеонеМладший сын в семье Корлеоне. Его метаморфоза из скромного молодого человека в безжалостного и хладнокровного босса мафии — ключевая сюжетная линия фильма.

Марлон Брандо

Дон Вито КорлеонеГлава мафиозного клана Корлеоне, известный всем как «Крёстный отец». Отец Сонни, Фредо, Майкла и Конни; приёмный отец Тома Хэгена. Муж Кармеллы Корлеоне. Дон Вито КорлеонеГлава мафиозного клана Корлеоне, известный всем как «Крёстный отец». Отец Сонни, Фредо, Майкла и Конни; приёмный отец Тома Хэгена. Муж Кармеллы Корлеоне.

Джеймс Каан

Сантино «Сонни» КорлеонеСтарший сын дона Вито. Считается преемником Вито. Горяч, импульсивен и скор на расправу. Сантино «Сонни» КорлеонеСтарший сын дона Вито. Считается преемником Вито. Горяч, импульсивен и скор на расправу.

Роберт Дюваль

Том ХэгенПриёмный сын дона Вито. Адвокат. Исполняющий обязанности консильери. Хороший юрист, однако в сложной ситуации не справляется должным образом с ролью консильери, в результате чего отстраняется от дел Майклом. Том ХэгенПриёмный сын дона Вито. Адвокат. Исполняющий обязанности консильери. Хороший юрист, однако в сложной ситуации не справляется должным образом с ролью консильери, в результате чего отстраняется от дел Майклом.

Джон Казале

Фредерико «Фредо» КорлеонеСредний сын дона Вито. Из всех братьев кажется самой невзрачной и слабой в характерном плане фигурой. Не может даже защитить отца во время покушения: когда в Вито стреляют, Фредо роняет пистолет, а потом рыдает от бессилия. Фредерико «Фредо» КорлеонеСредний сын дона Вито. Из всех братьев кажется самой невзрачной и слабой в характерном плане фигурой. Не может даже защитить отца во время покушения: когда в Вито стреляют, Фредо роняет пистолет, а потом рыдает от бессилия.

Талия Шайр

Констанция «Конни» Корлеоне-РицциЕдинственная дочь Дона Вито. Замужем за Карло Рицци. Констанция «Конни» Корлеоне-РицциЕдинственная дочь Дона Вито. Замужем за Карло Рицци.

Дайан Китон

Кей АдамсПодруга Майкла, а впоследствии вторая жена и мать его детей. Кей АдамсПодруга Майкла, а впоследствии вторая жена и мать его детей.

Ричард Кастеллано

Питер КлеменцаКапореджиме клана Корлеоне. Питер КлеменцаКапореджиме клана Корлеоне.

Эйб Вигода

Сальваторе ТессиоКапореджиме клана Корлеоне. Сальваторе ТессиоКапореджиме клана Корлеоне.

Аль Леттьери

Вёрджил «Турок» СоллоццоДилер, занимающийся импортом наркотиков. Связан с семейством Татталья. Вёрджил «Турок» СоллоццоДилер, занимающийся импортом наркотиков. Связан с семейством Татталья.

Джанни Руссо

Карло РицциМуж Конни. Становится партнёром семейства Корлеоне и впоследствии предаёт Сонни. Карло РицциМуж Конни. Становится партнёром семейства Корлеоне и впоследствии предаёт Сонни.

Стерлинг Хэйден

капитан Марк МаккласкиКоррумпированный капитан полиции Нью-Йорка, сотрудничающий с Солоццо. капитан Марк МаккласкиКоррумпированный капитан полиции Нью-Йорка, сотрудничающий с Солоццо.

Ленни Монтана

Лука Брази[en]Наёмный убийца, нанятый доном Вито. Лука Брази[en]Наёмный убийца, нанятый доном Вито.

Ричард Конте

Дон Эмилио БарзиниГлава семейства Барзини. Дон Эмилио БарзиниГлава семейства Барзини.

Аль Мартино

Джонни ФонтэйнЗнаменитый певец. Крестник дона Вито. Джонни ФонтэйнЗнаменитый певец. Крестник дона Вито.

Джон Марли

Джек ВольцГлава киностудии в Голливуде. Джек ВольцГлава киностудии в Голливуде.

Алекс Рокко

Мо ГринДавний партнёр семьи Корлеоне. Имеет сеть гостиниц и казино в Лас-Вегасе. Мо ГринДавний партнёр семьи Корлеоне. Имеет сеть гостиниц и казино в Лас-Вегасе.

Моргана Кинг

Кармелла КорлеонеЖена дона Вито. Мать Сонни, Фредо, Майкла и Конни, а также приёмная мать Тома Хагена. Кармелла КорлеонеЖена дона Вито. Мать Сонни, Фредо, Майкла и Конни, а также приёмная мать Тома Хагена.

Коррадо Гайпа

Дон ТоммазиноСтарый друг Вито Корлеоне, укрывший Майкла во время его бегства на Сицилию. Дон ТоммазиноСтарый друг Вито Корлеоне, укрывший Майкла во время его бегства на Сицилию.

Виктор Рендина

Дон Филипп ТаттальяГлава семейства Татталья. Дон Филипп ТаттальяГлава семейства Татталья.

Симонетта Стефанелли

Аполлония Вителли-КорлеонеПервая жена Майкла, с которой он познакомился на Сицилии. Аполлония Вителли-КорлеонеПервая жена Майкла, с которой он познакомился на Сицилии.

Том Роски

Рокко ЛампонеБоевик под началом Клеменца, занявший в семействе место убитого предателя Полли Гато. Будущий капореджиме семейства Корлеоне. Рокко ЛампонеБоевик под началом Клеменца, занявший в семействе место убитого предателя Полли Гато. Будущий капореджиме семейства Корлеоне.

Джо Спинелл

Уилли ЧиччиБоевик семейства Корлеоне. Уилли ЧиччиБоевик семейства Корлеоне.

Ричард Брайт

Аль НериТелохранитель Майкла. Позже становится капореджиме семьи Корлеоне. Аль НериТелохранитель Майкла. Позже становится капореджиме семьи Корлеоне.


Создание |


Фрэнсис Форд Коппола загорелся идеей снять фильм после прочтения книги. По его словам, если бы он пришёл с этой идеей к кинокомпании «Парамаунт» на 4 месяца позже, то ему бы не доверили съёмки этого фильма. Кинокомпания изначально отнеслась к проекту как к небольшой гангстерской драме и не ожидала большого успеха. Спустя полгода книга Марио Пьюзо обрела большую популярность, а фильм стал ожидаемым проектом. Кинокомпания не решилась менять режиссёра посреди съёмок.


Место режиссёра фильма было сначала предложено Серджо Леоне, но тот отказался. Впоследствии Леоне сожалел о своём решении и в качестве своеобразного реванша снял в 1984 году столь же масштабный гангстерский фильм «Однажды в Америке».


При утверждении кинопроекта кинокомпания «Парамаунт» выдвинула требование не привлекать к съёмкам Марлона Брандо. К тому времени он был известен своими выходками на съёмочной площадке, а также проблемами с алкоголем. На роль крестного отца пробовалось несколько актёров, но лучшую игру показал именно Брандо. Студия вынуждена была согласиться с этим фактом. Кинокомпания до начала съёмок хотела отобрать проект у Копполы и передать его режиссёру Элии Казану, но Брандо сказал, что тоже уйдёт, если уволят Копполу.




Верховный суд Нью-Йорка, на лестнице которого был расстрелян в финале ленты дон Барзини









Images.png Внешние изображения
Image-silk.png
Кадр из знаменитой сцены

Во время съёмок Брандо носил специальную капу, чтобы его челюсть выглядела как челюсть бульдога. Актёр Ленни Монтана, игравший Луку Брази, так трепетал при его виде, что постоянно путал текст. Копполе понравилась такая натуральная нервозность, и он вставил в фильм сцену прямо со спутанным текстом.


Кошка на руках Вито Корлеоне в сцене, где он принимает посетителей на свадьбе своей дочери, оказалась на съёмочной площадке случайно и её появление в кадре не было запланированным[8][9]. Идея задействовать четвероногое в фильме является импровизацией со стороны Копполы, создающей яркий контраст между суровым образом «отца сицилийской мафии» и безобидным животным.


Фильм снимался в классической по своей простоте манере. «Из технических „наворотов“ почти ничего не было, никаких вертолётных съёмок или объективов с переменным фокусным расстоянием, — рассказывал оператор Гордон Уиллис. — С операторской точки зрения „Крёстный отец“ снимался как „живая картина“ — актёры входили в кадр и выходили из него, всё очень прямолинейно. Этим мы ещё раз подчёркивали время действия». Сам режиссёр вспоминал: «Мы много думали, как обозначить на экране контраст между добром и злом, светом и тьмой. Как на чёрном холсте писать картину в ярком свете. Определились и с работой камеры, решили, что камера будет статичной, а движение будет начинаться только при перемещении в кадре людей».


На разные роли в фильме рассматривалось неимоверное количество звёзд первой величины: Уоррен Битти, Ален Делон, Бёрт Рейнольдс, Роберт Редфорд, Дастин Хоффман, Джек Николсон, Лоренс Оливье и другие. Но Коппола отверг все эти кандидатуры.


Продюсеры всеми силами пытались заставить Копполу уволить Аль Пачино со съёмок «Крёстного отца». Просматривая отснятый материал, они постоянно задавали режиссёру один и тот же вопрос: «Когда же он, наконец, начнёт ИГРАТЬ?» Только увидев сцену, в которой Майкл Корлеоне убивает Солоццо и капитана полиции, они поняли режиссёрскую прозорливость Копполы.


По словам Марио Пьюзо, персонаж Джонни Фонтейна был основан на слухе о Фрэнке Синатре, по которой он получил роль в фильме Фреда Циннеманна «Отныне и во веки веков» вследствие давления на продюсера картины со стороны мафии. Но впоследствии это стало стереотипом, неоднократно опровергаемым биографами Фрэнка Синатры.


Ключевая музыкальная тема фильма, прославившаяся на весь мир — Speak Softly Love. Композитор Нино Рота был номинирован на «Оскар» за лучшую музыку к фильму, но номинацию отменили, когда выяснилось, что он не писал для фильма целиком новую музыку, а переработал отрывки из старой (из фильма «Фортунелла», 1958).


Слово «коппола» (итал. coppola) обозначает традиционную сицилийскую шляпу, такие шляпы можно увидеть в некоторых «итальянских» сценах фильма. А Корлеоне (итал. Corleone) — это название горной сицилийской деревушки, многие годы служившей убежищем для мафиози.



Мнения |



Положительные |


Этот фильм был признан значительным в США и во всём мире[4]. Режиссура Копполы, в сочетании с игрой выдающихся актёров и прекрасным сценарием, обеспечила фильму успех и среди кинокритиков, и среди простых зрителей. Можно сказать, что в фильме присутствует много насилия, однако в данном случае это лишь художественное средство для отражения режиссёрского видения и для создания соответствующей атмосферы в фильме.


Основной же драматизм фильма заключается в трагедии Майкла Корлеоне — молодого человека, героя войны, жизнь и даже душа которого оказывается сломлена под давлением собственной ответственности, власти и интересов семьи. Его превращение в жестокого и коварного босса являет собой одну из самых искусно показанных метаморфоз в истории мирового кинематографа.


Образ дона Корлеоне стал прототипом для Кармайна Фальконе из вселенной DC Comics, врага Бэтмена.



Отрицательные |


Тем не менее, фильм критиковался за романтизацию криминала и демифологизацию[10][11][12]. Протоиерей Алексий Уминский в своей книге «Человек и Церковь. Путь свободы и любви» отмечал:






« И такие замечательные фильмы, как «Однажды в Америке» или «Крёстный отец», по сути, продолжают тему романтизации зла. Ведь как бы оно ни выглядело на экране, очевидно, что реальность совсем иная. И не дай Бог в настоящей жизни попасть в одну из тех ситуаций, что показаны в этих фильмах. Никакой романтики в изрешечённых пулями телах родных и близких нет. »


Награды и номинации |


Премия «Оскар» 1973[13]




Лучший фильм — продюсер: Альберт Радди[en](награда)


Лучший актёр — Марлон Брандо (награда, отказался от награды)[14]


Лучший адаптированный сценарий — Марио Пьюзо, Фрэнсис Форд Коппола (награда)


Лучший режиссёр — Фрэнсис Форд Коппола (номинация)


Лучший актёр второго плана — Джеймс Каан (номинация)

Лучший актёр второго плана — Роберт Дюваль (номинация)

Лучший актёр второго плана — Аль Пачино (номинация)[15]


Лучший дизайн костюмов — Анна Хилл Джонстон (номинация)


Лучший звук — Чарльз Гренцбах, Ричард Портман, Кристофер Ньюман (номинация)


Лучший монтаж — Уильям Рейнольдс, Петер Циннер (номинация)


Лучшая музыка к фильму — Нино Рота (снят с номинации)[16]


Премия «Золотой глобус»-1973[17]




Лучший фильм (драма) (награда)


Лучшая режиссёрская работа — Фрэнсис Форд Коппола (награда)


Лучший сценарий — Марио Пьюзо, Фрэнсис Форд Коппола (награда)


Лучший саундтрек — Нино Рота (награда)


Лучший актёр (драма) — Марлон Брандо (награда)

Лучший актёр (драма) — Аль Пачино (номинация)


Лучший актёр второго плана — Джеймс Каан (номинация)


Премия BAFTA 1973[18]




Премия имени Энтони Эскуита за лучшую музыку к фильму — Нино Рота (награда)


Лучший актёр — Марлон Брандо (номинация)


Лучший актёр второго плана — Роберт Дюваль (номинация)


Лучший дизайн костюмов — Анна Хилл Джонстон (номинация)

Самый многообещающий дебютант в главной роли — Аль Пачино (номинация)


Также


  • 1973 — премия «Грэмми» за лучшую музыку к фильму (Нино Рота)

  • 1973 — 2 премии «Давид ди Донателло»: лучший иностранный фильм (Альберт С. Радди), специальная премия (Аль Пачино)

  • 1973 — премия Гильдии режиссёров США за лучшую режиссуру художественного фильма (Фрэнсис Форд Коппола)

  • 1973 — премия Гильдии сценаристов США за лучший адаптированный сценарий — драма (Марио Пьюзо, Фрэнсис Форд Коппола)

  • 1972 — премия Национального совета кинокритиков США за лучшую мужскую роль второго плана (Аль Пачино), а также попадание в десятку лучших фильмов года


В 1990 году «Крёстный отец» был включён в Национальный реестр фильмов



Релиз |


Является самым популярным фильмом 1972 года в кинопрокате Финляндии.
В США с 1977 года фильм выпущен видеокомпанией «Paramount Home Video» на VHS. В СССР в конце 1970-х, в 1980-х и в России в 1990-е фильм распространялся на «пиратских» кассетах в переводах Алексея Михалёва, Леонида Володарского и других.
В других странах фильм с дубляжами выпущен на VHS компанией «CIC Video».
В конце 1980-х в США фильм перевыпущен компанией «Paramount Home Video» на VHS и видеодисках LaserVision с собственными заставками.
В 1997 году он впервые выпущен на DVD. В России выпускается с начала 2000-х годов с разными многоголосыми закадровыми переводами.



Примечания |





  1. 12 «The Godfather» (англ.) на сайте Box Office Mojo


  2. 12 The Godfather, Box Office Information (неопр.). The Numbers. Проверено 21 января 2012. Архивировано 5 февраля 2012 года.


  3. Джордан Хоффман. Best Movie Ever: The Godfather (англ.). Ugo (9 февраля 2011). Проверено 31 августа 2012.


  4. 12 AFI's 100 Years... 100 Movies (10th Anniversary Edition) (англ.). Проверено 7 января 2009. Архивировано 24 августа 2011 года.


  5. The Godfather Reviews, Ratings, Credits, and More at Metacritic


  6. Release dates — IMDb


  7. С учетом инфляции, соответствует 8,3 млн долларов в 2018 году.


  8. Знаменитая кошка Дона Корлеоне из «Крёстного отца» забрела на съёмочную площадку случайно.


  9. 40 ранее неизвестных фактов о «Крёстном отце».


  10. Как трилогия «Крёстный отец» изменила лицо криминальной братии


  11. [1]


  12. [2]


  13. Oscars.org. The 45th Academy Awards (1973)


  14. Марлон Брандо отказался от присуждённого ему «Оскара». На церемонии вручения он отправил на сцену вместо себя Сашин Лёгкое Перо, представительницу индейского племени апачи, которая тоже не приняла премию. Таким образом актёр хотел высказать протест против дискриминации коренного населения Америки Самые откровенные и нелепые эпизоды «Оскара» (неопр.). — фрагмент церемонии награждения. Проверено 19 марта 2009. Архивировано 5 февраля 2012 года..


  15. Аль Пачино бойкотировал церемонию награждения, выразив недоумение, почему он был номинирован в категории «лучший актёр второго плана», тогда как его коллега по фильму Марлон Брандо, имеющий гораздо меньше экранного времени, был номинирован в категории «лучший актёр главной роли»


  16. Данная номинация была снята после того, как выяснилось, что одна из музыкальных тем саундтрека ранее звучала в итальянской картине 1958 года «Фортунелла». Было проведено повторное голосование, и в результате пятым номинантом в данной категории стал Джон Эддисон за саундтрек к фильму «Игра на вылет»


  17. Goldenglobes.com. Winners & Nominees: Godfather, The


  18. BAFTA Awards Search: The Godfather 1973




Ссылки |



Wikiquote-logo.svg
В Викицитатнике есть страница по теме
Крёстный отец (фильм)



  • «„Крёстный отец“» (англ.) на сайте Internet Movie Database (англ.) 9,2 из 10 звёзд  (Проверено 27 ноября 2012)

  • All Photos from The Godfather (англ.). Проверено 28 мая 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.


  • Трилогия «Крёстный отец» (англ.)














Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск