Зичи, Михаил Александрович
Михай Зичи | |
---|---|
венг. Zichy Mihály | |
Имя при рождении | Zichy Mihály |
Дата рождения | 15 октября 1827(1827-10-15)[1][2][…] |
Место рождения |
|
Дата смерти | 28 февраля 1906(1906-02-28)[1][2][3](78 лет) |
Место смерти |
|
Страна |
|
Работы на Викискладе |
Михаил Александрович Зичи или Михай Зичи (венг. Zichy Mihály; 14 или 15 октября 1827, Зала, Королевство Венгрия — 28 февраля 1906, Санкт-Петербург, Российская империя) — венгерский рисовальщик и живописец из знатного рода Зичи, много работавший в России.
Содержание
1 Биография
2 Память
3 Галерея
4 Примечания
5 Ссылки
Биография |
Получил гимназическое и университетское образование в Будапеште, а потом изучал рисование и живопись сперва там же, у итальянского художника Маростони, а потом в Венской академии художеств, где его главным наставником был Ф. Г. Вальдмюллер. Заслужив уже некоторую известность выставленными в Вене картинами, такими как «Выздоравливающая девушка молится перед образом Богоматери», «Умирающий рыцарь» (1844), «Заколачивание гробика ребёнка» (находится в будапештском музее), «Распятие», запрестольный образ для Фюнфкирхенского собора (1845) и другие, был приглашен великой княгиней Еленой Павловной в преподаватели рисования и живописи к её дочери, великой княжне Екатерине Михайловне.
В Санкт-Петербург прибыл в 1847 году и, кроме занятий с её высочеством, получил уроки в некоторых аристократических петербургских домах. Через два года ему пришлось отказаться от учительства и изыскивать себе средства к жизни изготовлением рисунков для продажи и ретушированием светописных портретов. В эту трудную пору своей жизни Зичи нашёл некоторую поддержку в принце Александре Гессен-Дармштадтском. Улучшением своего положения Зичи обязан Теофилю Готье, посетившему в 1858 году Санкт-Петербург. В книге «Voyage en Russie» Готье посвятил Зичи целую главу, чем значительно поднял его репутацию у русской публики.
В 1859 году Зичи был назначен придворным живописцем, и в этом звании оставался до 1873 года. В этот 15-летний период своей деятельности, он исполнил множество рисунков, изображающих различные происшествия придворной жизни, сцены императорской охоты, карикатуры на людей, близких ко двору, и т. п. (находились в основном в императорских дворцах и альбомах высочайших особ).
Ещё перед этим, в 1856 году, им воспроизведены в акварелях главные этюды коронования императора Александра II, за которые Санкт-Петербургская академия художеств присудила ему звание академика. В 1869 году была устроена выставка его произведений. В 1874 году он уехал в Париж, где написал, в том числе, по заказу венгерского правительства, картину: «Австрийская императрица Елизавета возлагает венок на гроб Деака», и помещал свои рисунки в иллюстрированных изданиях.
М. А. Зичи в 1860 году нарисовал акварелью шуточную колоду игральных карт с натурными изображением Александра II и всех участников любимого развлечения императора — зимней охоты в окрестностях Петербурга.[4]
С 1880 года Зичи опять в России, на прежней должности, и трудился в качестве рисовальщика-хроникёра церемоний, развлечений и семейных событий высочайшего двора[5]. Из его произведений, помимо уже упомянутых, достойны внимания рисунки: «Мессия и Лютер в Вартбурге», «Человек между разумностью и глупостью», «Еврейские мученики», «Флорентийская оргия», «Смерть царя Кандавла», «Земля еси и в землю возвратишься», «Тамара и Демон» (на сюжет из поэмы Лермонтова), «Ростовщик», «Бернард Палисси», «Последние минуты Вертера», «Проект театрального занавеса для Аничковского дворца» и некоторые другие.
В творчестве Михая Зичи имеется немало рисунков откровенного порнографического содержания[6].
Память |
Имя Михаила Зичи носит улица в Тбилиси. В Парке 9 апреля ему установлен памятник[7].
Галерея |
Коронация императрицы Марии Александровны, 1857.
Портрет императрицы Марии Александровны, вдовствующей императрицы Александры Фёдоровны и великой княгини Александры Иосифовны,1857.
Портрет Великого Князя Николая Николаевича Старшего, 1852.
Портрет князя П. Р. Багратиона, 1852.
Примечания |
↑ 12 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P268"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837"></a>
↑ 12 Mihály Zichy<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17299517"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P650"></a>
↑ 12 Find a Grave — 1995. — ed. size: 165000000<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q63056"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q4752572"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P535"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P2025"></a>
↑ Российское карточное общество (неопр.). Г.А.Миролюбова. Игральные карты в жизни русского Двора. Проверено 30 сентября 2015.
↑ Слюнькова И. Н. Проекты оформления коронационных торжеств в России XIX века. — М.: БуксМарт, 2013. — С. 35,44,83,120,121,133,134,266,353,356-359. — 438 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-906190-9.
↑ Например, рисунки из альбома Zichy Michaly von. Liebe. 40 Heliogravüren.; Vierzig Zeichnungen. Leipzig, Privatdruck, 1911. Oblong Folio. 30 х 39,5 см. Title, 2 double-sided text leaves, and limitation leaf. В этом альбоме имеется Эротика в книжной графике Архивная копия от 1 мая 2013 на Wayback Machine: 40 листов иллюстраций с эротическими сюжетами, выполненными в технике гелиогравюры с затемнённой сепией. Альбом был издан в 1911 году в Лейпциге в количестве 300 экземпляров.
↑ Памятник Михаю Зичи
Ссылки |
- Зичи, Михаил Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Историк придворной жизни