Авиационный комплекс радиообнаружения и наведения

Multi tool use
Авиационный комплекс радиообнаружения и наведения — электронная система разведки и управления, устанавливаемая на летательном средстве и предназначенная для дальнего обнаружения объектов противника (в воздухе, на земле, на воде), наведения на них средств поражения или перехвата, а также координации действий сил союзников и смежных задач. Подобные системы рассчитаны на использование в боевых действиях, однако могут быть использованы и для управления гражданским воздушным движением[источник не указан 1193 дня].
В русскоязычной литературе используется сокращение ДРЛОиУ («система дальнего радиолокационного обнаружения и управления»), в англоязычной — AEW&C (англ. Airborne early warning and control — «Раннее предупреждение и управление в воздухе»). Упрощённые системы, осуществляющие лишь обнаружение целей, но не управление, обозначаются как ДРЛО (AEW, англ. Airborne early warning) и отличаются качеством вспомогательной аппаратуры, систем связи, а также количеством операторов. Часто применяется термин AWACS (англ. Airborne Warning and Control System), ставший синонимом AEW&C, но первоначально обозначавший конкретную систему для самолётов Boeing E-3 Sentry[1][2].
Содержание
1 Описание
2 Авиационные комплексы радиообнаружения и наведения
3 Страны, использующие авиационные комплексы радиообнаружения и наведения
4 Ссылки
5 Литература
6 Примечания
Описание |
Структурно все авиационные комплексы радиообнаружения и наведения состоят из летательного аппарата (чаще всего самолёт, однако существуют серийные системы, базирующиеся на вертолётах[3] и даже на дирижаблях[4]), мощного радиолокатора, вспомогательной аппаратуры и средств связи.

Vickers Wellington Ic (Air Control of Interception)
Летательный аппарат выбирается с тем расчётом, чтобы в его фюзеляже хватило места для аппаратуры и операторов, а мощность электросистемы позволяла запитывать РЛС. Это обусловливает выбор в качестве носителей серийных транспортных самолётов или бомбардировщиков (хотя существуют и летательные аппараты, созданные специально под это применение — например, палубный E-2 «Хокай»).
Наиболее используемой сейчас является компоновка, впервые использованная в 1941 году на экспериментальном Vickers Wellington Ic, при которой антенна радиолокатора размещена над фюзеляжем, а комплект аппаратуры и персонал — в грузовом отсеке[5]. Позднее такая компоновка была применена в советском комплексе «Лиана» — самолёте ДРЛО Ту-126. Однако существуют и другие варианты размещения оборудования — использование продольных или вращающихся плоскостей ФАР; антенн, разнесённых по корпусу летательного аппарата.
Большая мощность радиолокатора даёт возможность проводить дальнее обнаружение и сопровождение целей, находясь вне зоны действия большинства комплексов стационарной ПВО и противовоздушных ракет истребительной авиации противника. Однако сам комплекс радиообнаружения хорошо заметен для противника (так как является источником мощного радиоволнового излучения, а также радио- и ИК-контрастен), небольшие скорости и неповоротливость самолётов-носителей делают их удобной мишенью, а высокая значимость и стоимость таких систем означает, что авиационные комплексы радиообнаружения являются высокоприоритетными целями. Всё это приводит к тому, что в реальных условиях комплексы радиообнаружения без прикрытия системами ПВО или истребительной авиацией не применяются.
Авиационные комплексы радиообнаружения и наведения |
Изображение |
Тип |
Система (ДРЛОиУ/ДРЛО) |
Статус |
||
---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||
![]() |
Embraer R-99 |
ДРЛОиУ |
Эксплуатируется |
||
![]() | |||||
Avro Shackleton AEW.2 |
ДРЛО |
Снят с эксплуатации |
|||
Vickers Wellington Ic | |||||
![]() |
Fairey Gannet AEW.3 |
ДРЛО |
Снят с эксплуатации |
||
![]() |
Hawker Siddely Nimrod AEW3 |
ДРЛО |
Снят с эксплуатации |
||
Westland AEW.2 / AEW.5 / ASaC.7 |
ДРЛОиУ / ДРЛО |
Эксплуатируется |
|||
![]() | |||||
![]() |
Gulfstream G500 SEMA |
ДРЛОиУ |
Эксплуатируется |
||
IAI G-550 CAEWS |
ДРЛОиУ |
Эксплуатируется |
|||
![]() |
IAI 707 Phalcon / Boeing 707 Cóndor |
ДРЛОиУ |
Эксплуатируется |
||
![]() | |||||
![]() |
Adnan 2 / Simorgh |
ДРЛОиУ |
|||
Baghdad 1 |
ДРЛОиУ |
||||
![]() | |||||
![]() |
EADS CASA C-295 AEW |
ДРЛОиУ |
Испытания |
||
![]() | |||||
![]() |
KJ-1 |
ДРЛО |
Проект закрыт |
||
![]() |
KJ-200 |
ДРЛО |
Эксплуатируется |
||
![]() |
KJ-2000 |
ДРЛОиУ |
Эксплуатируется |
||
ZDK-03 |
ДРЛОиУ |
Эксплуатируется |
|||
JZY-01 |
|||||
![]() ![]() | |||||
![]() |
А-50 |
ДРЛОиУ |
Эксплуатируется |
||
Без фото |
А-100 |
ДРЛОиУ |
|||
![]() |
Ан-71 |
ДРЛОиУ |
Проект закрыт |
||
Ан-72Р |
ДРЛОиУ |
||||
Ту-126 |
ДРЛОиУ |
Снят с эксплуатации |
|||
![]() |
Як-44 |
ДРЛОиУ |
Проект закрыт |
||
![]() |
Ка-31 |
ДРЛО |
Эксплуатируется |
||
![]() | |||||
![]() |
Boeing 737 AEW&C |
ДРЛОиУ |
Эксплуатируется |
||
![]() |
Boeing B-29 AEW |
ДРЛО |
Летающая лаборатория Снят с эксплуатации |
||
![]() |
Boeing E-3 Sentry |
ДРЛОиУ |
Эксплуатируется |
||
![]() |
Boeing E-767 |
ДРЛОиУ |
Эксплуатируется |
||
![]() |
Boeing PB-1W |
ДРЛО |
Снят с эксплуатации |
||
![]() |
Douglas AD-3 / AD-4W / EA-1E |
ДРЛО |
Снят с эксплуатации |
||
![]() |
Grumman AF-2W |
ДРЛО |
Снят с эксплуатации |
||
![]() |
Grumman E-1 |
ДРЛО |
Снят с эксплуатации |
||
Grumman E-2 |
ДРЛОиУ |
Эксплуатируется |
|||
![]() |
Grumman TBM-3W |
ДРЛО |
Снят с эксплуатации |
||
![]() |
Lockheed EC-121 Warning Star |
ДРЛОиУ |
Снят с эксплуатации |
||
![]() |
Lockheed EC-130V / NC-130H |
ДРЛОиУ |
|||
![]() |
Lockheed P-3 AEW&C / VXS-1 |
ДРЛОиУ |
Эксплуатируется |
||
![]() |
Sikorsky HR2S-1W |
ДРЛО |
Проект закрыт |
||
![]() | |||||
![]() |
Saab S100B Argus |
ДРЛОиУ |
Эксплуатируется |
- Иран
HESA IrAn-140 (проект)
Страны, использующие авиационные комплексы радиообнаружения и наведения |
Австралия
- 6 самолётов Boeing 737 AEW&C
- 6 самолётов Boeing 737 AEW&C
Бразилия
5 самолётов Embraer R-99A
Великобритания
- 7 самолётов E-3 Sentry на авиабазе Королевских ВВС Уоддингтон, округ Линкольншир, Великобритания
Греция
- Embraer R-99A
Израиль
Индия
- 3 самолёта А-50ЭИ[6]
- Embraer R-99A
- 3 самолёта А-50ЭИ[6]
КНР
- 5 самолётов KJ-2000
- KJ 200
- Опытный палубный самолёт ДРЛО на базе Y-7[7]
- 5 самолётов KJ-2000
Мексика
- Embraer R-99A
Пакистан
Россия
- ~3 вертолёта Ка-31 корабельного базирования
- 19 самолётов А-50, в том числе два А-50У[8][9][10]; А-100.
США[11]
- 32 самолёта E-3s, 10 E-3Cs, 22 E-3Bs, E-2C Hawkeyes на боевом дежурстве
Швеция
- 6 самолётов Saab 340B AEW / S 100B Argus, на авиабазе F-7 Сатенас, близ города Лидчёпинг, Швеция[12]
- 6 самолётов Saab 340B AEW / S 100B Argus, на авиабазе F-7 Сатенас, близ города Лидчёпинг, Швеция[12]
Саудовская Аравия
- 5 самолётов E-3 Sentry на авиабазе Принца Султана, Аль-Хардж, Саудовская Аравия[13]
- 5 самолётов E-3 Sentry на авиабазе Принца Султана, Аль-Хардж, Саудовская Аравия[13]
Таиланд
- 1 самолёт Saab S100B Argus + 1 заказан[14]
- 1 самолёт Saab S100B Argus + 1 заказан[14]
Турция
- 4 самолёта Boeing 737 AEW&C
- 4 самолёта Boeing 737 AEW&C
Франция
- 4 самолёта E-3 Sentry на авиабазе Авор, Франция
- 4 самолёта E-3 Sentry на авиабазе Авор, Франция
Чили
- 1 самолёт Boeing 707 Cóndor
- 1 самолёт Boeing 707 Cóndor
Республика Корея
- Boeing 737 AEW&C
Япония
- 4 самолёта E-767 на авиабазе Хамамацу, Япония[15]
- 4 самолёта E-767 на авиабазе Хамамацу, Япония[15]
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
![]() |
Авиационный комплекс радиообнаружения и наведения на Викискладе |
---|
Сирийская кампания и китайский опыт — ДРЛОиУ ВВС НОАК // НГ, 15 дек 2017
Литература |
- Евгений Климович, Михаил Никольский. Развитие и применение самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления // Авиация и космонавтика : журнал. — 2000. — № 2. — С. 18-31.
Примечания |
↑ AWACS to Bridge the Technological Gap (неопр.). Air University.
↑ Boeing Delivers First Two 767 AWACS, Introduces Newest Member of AEW&C Family (неопр.). Boeing Mediaroom.
↑ см. Ка-31
↑ Планы использования дирижаблей для обнаружения крылатых ракет
↑ Ian White. The history of the air intercept (AI) radar and the British night-fighter 1935-1959. — Barnsley: Pen & Sword Aviation, 2007. — 326 p. — ISBN 978-1844155323.
↑ Рособоронэкспорт завершает поставку в Индию трёх самолётов А-50ЭИ // AVIA.RU
↑ Летающий радар для китайского авианосца
↑ ВВС России вооружились новым летающим радаром // Lenta.ru, 31 октября 2011
↑ Первый модернизированный самолёт А-50У поставлен ВВС России
↑ Второй серийно модернизированный А-50У в полной окраске
↑ Самолётная система «Авакс» // Зарубежное военное обозрение №6 1975
↑ Radarspaningsflygplan typ S 100 B Argus Архивировано 12 августа 2011 года. Försvarsmakten (на шведском)
↑ Airborne Warning and Control System (AWACS) — Saudi E-3 AWACS Архивировано 29 октября 2012 года. BOEING.COM (на английском)
↑ Статья Saab модернизирует авианосец ВМС Таиланда на Aviation Explorer
↑ Japan moves on AWACS radar upgrade kits United Press International, Inc. (на английском)
hkAMUEGYsW2y1b6C fgGIBZ2cx