Авиационный комплекс радиообнаружения и наведения




Авиационный комплекс радиообнаружения и наведения — электронная система разведки и управления, устанавливаемая на летательном средстве и предназначенная для дальнего обнаружения объектов противника (в воздухе, на земле, на воде), наведения на них средств поражения или перехвата, а также координации действий сил союзников и смежных задач. Подобные системы рассчитаны на использование в боевых действиях, однако могут быть использованы и для управления гражданским воздушным движением[источник не указан 1193 дня].


В русскоязычной литературе используется сокращение ДРЛОиУ («система дальнего радиолокационного обнаружения и управления»), в англоязычной — AEW&C (англ. Airborne early warning and control — «Раннее предупреждение и управление в воздухе»). Упрощённые системы, осуществляющие лишь обнаружение целей, но не управление, обозначаются как ДРЛО (AEW, англ. Airborne early warning) и отличаются качеством вспомогательной аппаратуры, систем связи, а также количеством операторов. Часто применяется термин AWACS (англ. Airborne Warning and Control System), ставший синонимом AEW&C, но первоначально обозначавший конкретную систему для самолётов Boeing E-3 Sentry[1][2].




Содержание






  • 1 Описание


  • 2 Авиационные комплексы радиообнаружения и наведения


  • 3 Страны, использующие авиационные комплексы радиообнаружения и наведения


  • 4 Ссылки


  • 5 Литература


  • 6 Примечания





Описание |


Структурно все авиационные комплексы радиообнаружения и наведения состоят из летательного аппарата (чаще всего самолёт, однако существуют серийные системы, базирующиеся на вертолётах[3] и даже на дирижаблях[4]), мощного радиолокатора, вспомогательной аппаратуры и средств связи.




Vickers Wellington Ic (Air Control of Interception)


Летательный аппарат выбирается с тем расчётом, чтобы в его фюзеляже хватило места для аппаратуры и операторов, а мощность электросистемы позволяла запитывать РЛС. Это обусловливает выбор в качестве носителей серийных транспортных самолётов или бомбардировщиков (хотя существуют и летательные аппараты, созданные специально под это применение — например, палубный E-2 «Хокай»).


Наиболее используемой сейчас является компоновка, впервые использованная в 1941 году на экспериментальном Vickers Wellington Ic, при которой антенна радиолокатора размещена над фюзеляжем, а комплект аппаратуры и персонал — в грузовом отсеке[5]. Позднее такая компоновка была применена в советском комплексе «Лиана» — самолёте ДРЛО Ту-126. Однако существуют и другие варианты размещения оборудования — использование продольных или вращающихся плоскостей ФАР; антенн, разнесённых по корпусу летательного аппарата.


Большая мощность радиолокатора даёт возможность проводить дальнее обнаружение и сопровождение целей, находясь вне зоны действия большинства комплексов стационарной ПВО и противовоздушных ракет истребительной авиации противника. Однако сам комплекс радиообнаружения хорошо заметен для противника (так как является источником мощного радиоволнового излучения, а также радио- и ИК-контрастен), небольшие скорости и неповоротливость самолётов-носителей делают их удобной мишенью, а высокая значимость и стоимость таких систем означает, что авиационные комплексы радиообнаружения являются высокоприоритетными целями. Всё это приводит к тому, что в реальных условиях комплексы радиообнаружения без прикрытия системами ПВО или истребительной авиацией не применяются.



Авиационные комплексы радиообнаружения и наведения |




























































































































































































































































Изображение
Тип
Система (ДРЛОиУ/ДРЛО)
Статус

БразилияFlag of Brazil.svg Бразилия

R-99a-fab6704.jpg

Embraer R-99
ДРЛОиУ
Эксплуатируется

ВеликобританияFlag of the United Kingdom.svg Великобритания

Manchester MOSI Avro Shackleton 18-10-2009 12-45-29.JPG

Avro Shackleton AEW.2
ДРЛО
Снят с эксплуатации
Vickers Wellington Ic

XL472-Gannet.jpg

Fairey Gannet AEW.3
ДРЛО
Снят с эксплуатации

Nimrod-XZ286-130.jpg

Hawker Siddely Nimrod AEW3 (англ.)
ДРЛО
Снят с эксплуатации

SeaKing AEW 849Sqn CVN-73 1998.JPEG

Westland AEW.2 / AEW.5 / ASaC.7
ДРЛОиУ / ДРЛО
Эксплуатируется

ИзраильFlag of Israel.svg Израиль

Gulfstream-sahvit.jpg

Gulfstream G500 SEMA
ДРЛОиУ
Эксплуатируется

111 Sqn G550 CAEW.JPG

IAI G-550 CAEWS
ДРЛОиУ
Эксплуатируется

S5033138a1.jpg

IAI 707 Phalcon / Boeing 707 Cóndor
ДРЛОиУ
Эксплуатируется

ИракFlag of Iraq.svg Ирак

Ilyushin Il-76MD Adnan 2 (aka Simorgh).jpg

Adnan 2 / Simorgh
ДРЛОиУ


Ilyushin Il-76MD Baghdad 1.jpg


Baghdad 1
ДРЛОиУ


ИспанияFlag of Spain.svg Испания

Airbus Military CASA C-295AEW.jpg

EADS CASA C-295 AEW
ДРЛОиУ
Испытания

КНРFlag of the People's Republic of China.svg КНР

Tupolev Tu-4, China Aviation Museum.jpg

KJ-1
ДРЛО
Проект закрыт

PLAAF Shaanxi Y-8 - KJ200.jpg

KJ-200
ДРЛО
Эксплуатируется

Kongyu 2000, People's Liberation Army Air Force, China.jpg

KJ-2000
ДРЛОиУ
Эксплуатируется


ZDK-03
ДРЛОиУ
Эксплуатируется


JZY-01



СССРFlag of the Soviet Union.svg СССР / РоссияFlag of Russia.svg Россия

Beriev A-50EI Mainstay2009.jpg

А-50
ДРЛОиУ
Эксплуатируется

Без фото

А-100
ДРЛОиУ


Pair of Antonov An-71s in 1994.jpg

Ан-71
ДРЛОиУ
Проект закрыт


Ан-72Р (укр.)
ДРЛОиУ


Tupolev Tu-126, Zokniai, Šiauliai, Lithuanian SSR.jpg


Ту-126
ДРЛОиУ
Снят с эксплуатации

Yak-44.jpg

Як-44
ДРЛОиУ
Проект закрыт

Russian Navy Kamov Ka-31.jpg

Ка-31
ДРЛО
Эксплуатируется

СШАFlag of the United States.svg США

RAAF Wedgetail Ryabtsev.jpg

Boeing 737 AEW&C
ДРЛОиУ
Эксплуатируется

Boeing B-29 AEW 1951.jpg

Boeing B-29 AEW
ДРЛО
Летающая лаборатория
Снят с эксплуатации

Usaf.e3sentry.750pix.jpg

Boeing E-3 Sentry
ДРЛОиУ
Эксплуатируется

E-767 Japan AWACS 112010 view.jpg

Boeing E-767
ДРЛОиУ
Эксплуатируется

US Navy PB-1W.jpg

Boeing PB-1W
ДРЛО
Снят с эксплуатации

AD-3W Skyraider in flight ca 1950.jpg

Douglas AD-3 / AD-4W / EA-1E
ДРЛО
Снят с эксплуатации

Grumman AF-2W in flight 1950.jpg

Grumman AF-2W
ДРЛО
Снят с эксплуатации

E-1B VAW-121 CVW-6 CVA-42.jpg

Grumman E-1
ДРЛО
Снят с эксплуатации

E2C Hawkeye french navy.JPG

Grumman E-2
ДРЛОиУ
Эксплуатируется

TBM-3W VC-12 on USS Palau (CVE-122).jpeg

Grumman TBM-3W
ДРЛО
Снят с эксплуатации

WC-121N 1967.jpg

Lockheed EC-121 Warning Star
ДРЛОиУ
Снят с эксплуатации

US Navy 021028-N-0000X-001 An NC-130H provides an in-flight test bed for a Radar Modernization Program (RMP).jpg

Lockheed EC-130V / NC-130H
ДРЛОиУ


CBP P-3 Orion.jpg

Lockheed P-3 AEW&C / VXS-1
ДРЛОиУ
Эксплуатируется

Sikorsky HR2S-1W in flight.jpg

Sikorsky HR2S-1W
ДРЛО
Проект закрыт

ШвецияFlag of Sweden.svg Швеция

Saab 2000 Erieye.jpg

Saab S100B Argus
ДРЛОиУ
Эксплуатируется

Иран


  • HESA IrAn-140 (проект)


Страны, использующие авиационные комплексы радиообнаружения и наведения |



  • АвстралияFlag of Australia.svg Австралия

  • 6 самолётов Boeing 737 AEW&C


  • БразилияFlag of Brazil.svg Бразилия


  • 5 самолётов Embraer R-99A


  • ВеликобританияFlag of the United Kingdom.svg Великобритания

  • 7 самолётов E-3 Sentry на авиабазе Королевских ВВС Уоддингтон, округ Линкольншир, Великобритания


  • ГрецияFlag of Greece.svg Греция

  • Embraer R-99A



  • ИзраильFlag of Israel.svg Израиль


  • ИндияFlag of India.svg Индия



  • 3 самолёта А-50ЭИ[6]

  • Embraer R-99A



  • КНРFlag of the People's Republic of China.svg КНР


  • 5 самолётов KJ-2000

  • KJ 200

  • Опытный палубный самолёт ДРЛО на базе Y-7[7]



  • МексикаFlag of Mexico.svg Мексика

  • Embraer R-99A



  • ПакистанFlag of Pakistan.svg Пакистан


  • РоссияFlag of Russia.svg Россия



  • ~3 вертолёта Ка-31 корабельного базирования

  • 19 самолётов А-50, в том числе два А-50У[8][9][10]; А-100.



  • СШАFlag of the United States.svg США[11]

  • 32 самолёта E-3s, 10 E-3Cs, 22 E-3Bs, E-2C Hawkeyes на боевом дежурстве


  • ШвецияFlag of Sweden.svg Швеция

  • 6 самолётов Saab 340B AEW / S 100B Argus, на авиабазе F-7 Сатенас, близ города Лидчёпинг, Швеция[12]


  • Саудовская АравияFlag of Saudi Arabia.svg Саудовская Аравия

  • 5 самолётов E-3 Sentry на авиабазе Принца Султана, Аль-Хардж, Саудовская Аравия[13]


  • ТаиландFlag of Thailand.svg Таиланд

  • 1 самолёт Saab S100B Argus + 1 заказан[14]


  • ТурцияFlag of Turkey.svg Турция

  • 4 самолёта Boeing 737 AEW&C


  • ФранцияFlag of France.svg Франция

  • 4 самолёта E-3 Sentry на авиабазе Авор, Франция


  • ЧилиFlag of Chile.svg Чили

  • 1 самолёт Boeing 707 Cóndor


  • Республика КореяFlag of South Korea.svg Республика Корея

  • Boeing 737 AEW&C


  • ЯпонияFlag of Japan.svg Япония

  • 4 самолёта E-767 на авиабазе Хамамацу, Япония[15]


Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}





  • Сирийская кампания и китайский опыт — ДРЛОиУ ВВС НОАК // НГ, 15 дек 2017


Литература |


  • Евгений Климович, Михаил Никольский. Развитие и применение самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления // Авиация и космонавтика : журнал. — 2000. — № 2. — С. 18-31.


Примечания |





  1. AWACS to Bridge the Technological Gap (неопр.). Air University.


  2. Boeing Delivers First Two 767 AWACS, Introduces Newest Member of AEW&C Family (неопр.). Boeing Mediaroom.


  3. см. Ка-31


  4. Планы использования дирижаблей для обнаружения крылатых ракет


  5. Ian White. The history of the air intercept (AI) radar and the British night-fighter 1935-1959. — Barnsley: Pen & Sword Aviation, 2007. — 326 p. — ISBN 978-1844155323.


  6. Рособоронэкспорт завершает поставку в Индию трёх самолётов А-50ЭИ // AVIA.RU


  7. Летающий радар для китайского авианосца


  8. ВВС России вооружились новым летающим радаром // Lenta.ru, 31 октября 2011


  9. Первый модернизированный самолёт А-50У поставлен ВВС России


  10. Второй серийно модернизированный А-50У в полной окраске


  11. Самолётная система «Авакс» // Зарубежное военное обозрение №6 1975


  12. Radarspaningsflygplan typ S 100 B Argus Архивировано 12 августа 2011 года. Försvarsmakten (на шведском)


  13. Airborne Warning and Control System (AWACS) — Saudi E-3 AWACS Архивировано 29 октября 2012 года. BOEING.COM (на английском)


  14. Статья Saab модернизирует авианосец ВМС Таиланда на Aviation Explorer


  15. Japan moves on AWACS radar upgrade kits United Press International, Inc. (на английском)









Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск