Grumman A-6 Intruder




















































A-6 Intruder
Grumman A-6E Intruder from VA-34 in flight, circa in 1991.jpg
A-6E эскадрильи VA-34 Blue Blasters ВМС США в полёте
Тип
палубный штурмовик
Разработчик
Grumman
Производитель
Grumman Corporation
Первый полёт
19 апреля 1960 года
Начало эксплуатации
1963 год
Конец эксплуатации
1997 год
Статус
снят с вооружения
Эксплуатанты
ВМС США
КМП США

Годы производства
1962-1990
Единиц произведено
693
Варианты
EA-6 Prowler
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

«Интру́дер» (англ. Intruder — «вторженец, незваный гость», общевойсковой индекс — A-6) — американский всепогодный палубный штурмовик, спроектированный в конце 1950-х годов и состоявший на вооружении три с половиной десятилетия.




Содержание






  • 1 История создания


  • 2 Задействованные структуры


  • 3 Варианты


  • 4 Служба


  • 5 След в искусстве


  • 6 Особенности конструкции


  • 7 Тактико-технические характеристики


  • 8 Сравнение с аналогами


  • 9 Примечания


  • 10 Литература


  • 11 Ссылки





История создания |


По итогам войны в Корее стала очевидной необходимость замены штурмовика А-1 «Скайрейдер» в составе ВМС США современным реактивным самолётом, способным эффективно действовать в сложных климатических условиях и в ночное время. В феврале 1957 года Бюро авиации флота разработало комплекс требований к такому самолёту. Новый ударный самолёт, кроме всепогодности, должен был иметь скорость около 1000 км/ч, боевой радиус 560 км, укороченные взлёт и посадку, экипаж из двух человек. В декабре 1957 года требования были разосланы в восемь авиастроительных фирм: «Боинг», «Дуглас», «Воут», «Мартин», «Белл», «Локхид», «Норт Америкэн», «Грумман». На конкурсе было представлено в общей сложности 12 проектов (в том числе проект самолёта вертикального взлёта и посадки фирмы «Белл»). В апреле 1959 года победителем конкурса была объявлена фирма «Грумман» со своим проектом G-128, которая получила заказ общей суммой около $149.269.000 на изготовление восьми опытных прототипов. Впоследствии, после принятия самолёта на вооружение флота, компания «Грумман» была определена безальтернативным поставщиком[1]. Определённое влияние на победу «Грумман» оказало то, что эта фирма имела большой опыт в создании палубных самолётов и имела тесные связи с ВМС США.


Прототип нового самолёта, имевший обозначение A2F-1, совершил первый полёт 19 апреля 1960 года (лётчик-испытатель — Боб Смит). Всего было построено 8 опытных экземпляров, на которых были установлены поворотные сопла двигателей для обеспечения требуемых взлётных характеристик; позднее от поворотных сопел отказались, поскольку механизации крыла оказалось вполне достаточно. Приёмо-сдаточные испытания начались в октябре 1962 года, а предсерийные экземпляры испытывались в полярных условиях в Гренландии. Первые два серийных самолёта поступили на вооружение эскадрильи VA-42 в феврале 1963 года. Они получили индекс А-6А и словесное название «Интрудер» («вторгнувшийся»).



Задействованные структуры |


В разработке и производстве истребителей были задействованы следующие структуры:[2][3]



Генеральный подрядчик работ

  • Самолёт в целом — Grumman Aircraft Engineering Corp., Бетпейдж, Лонг-Айленд, Нью-Йорк.

Субподрядчики первой очереди


  • Электромеханические приводы основной системы управления полётом — Western Hydraulics, Ltd., Ван-Найс, Калифорния;


  • Шасси — Cleveland Pneumatic Tool Co., Кливленд, Огайо;


  • Аэродинамический тормоз — Aeronca Manufacturing Corp., Мидлтаун;

  • Головной обтекатель — Brunswick Corp., Марион, Виргиния;

  • Система регулирования температуры в кабине — United Aircraft Corp., Hamilton Standard Division, Виндзор-Локс, Коннектикут;


  • Катапультируемые кресла — Martin-Baker Aircraft Co., Мидлсекс, Лондон;

  • Привод управления катапультированием — Western Gear Corp., Precision Products Division, Лайнвуд, Калифорния.


Поставщики бортового оборудования по заказу генподрядчика (.mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}
CFE)



  • Стартер/Привод постоянных оборотов — Garrett Corp., AiResearch Manufacturing Co., Лос-Анджелес, Калифорния;


  • Система воздушных сигналов — Conrac Corp., Колдуэлл, Нью-Джерси;

  • Инерционная навигационная система AN/ASN-31, бортовая цифровая вычислительная машина AN/ASQ-61 — Litton Systems, Inc., Вудленд-Хиллз, Лос-Анджелес, Калифорния;

  • Бортовая радиолокационная станция обнаружения воздушных целей AN/APQ-92, радиолокационная станция сопровождения целей AN/APQ-88/112 — United Aircraft Corp., Norden Division, Милфорд/Норуолк, Коннектикут;

  • Система управления полётом AN/ASW-16, плановый навигационный прибор — Sperry Rand Corp., Sperry Gyro Division, Финикс, Аризона;


  • Командно-пилотажный прибор/корректор высоты AN/AVA-1 — Kaiser Industries, Inc. → Kaiser Aerospace & Electronics Corp., Electronic Division, Пало-Альто, Калифорния.


Поставщики бортового оборудования по госзаказам (
GFAE)



  • Авиадвигатель — United Aircraft Corp., Pratt & Whitney Division, Ист-Харфорд, Коннектикут;

  • Радиолокационный навигационный комплекс AN/APN-153 — Singer Corp., General Precision Laboratories, Плезантвиль, Нью-Йорк;


  • Станция предупреждения об облучении AN/ALR-15 — American Electronics Laboratories Inc., Кольмар, Пенсильвания;


  • Станция радиоэлектронного подавления AN/ALQ-41 — Sanders Associates, Inc., Нашуа, Нью-Гэмпшир;

  • Интегрированная система управления электронными средствами AN/ASQ-57 — Collins Radio Co., Сидар-Рапидс, Айова;

  • Станция радиоэлектронного подавления AN/ALQ-51 — Raytheon Co., Бедфорд, Массачусетс;


  • Радиовысотомер AN/APN-141 — Bendix Corp., Bendix-Pacific Division, Северный Голливуд, Калифорния; Laboratory for Electronics Corp., Бостон, Массачусетс.


  • Бортовое радиоэлектронное оборудование — Applied Technology Inc., Пало-Альто, Калифорния; Magnavox Corp., Форт-Уэйн, Индиана; United Telecontrol Electronics, Inc., Эшбери-Парк, Нью-Джерси.




Варианты |




A-6E в полёте




  • A2F-1 — обозначение опытных самолётов.


  • А-6А — первая серийная модификация. Выпущено 488 машин (включая 6 предсерийных).


  • А-6B — модификация, предназначенная для подавления ПВО противника. Несла противорадиолокационные ракеты AGM-45 «Шрайк» и AGM-78 «Стандарт ARM». В 1967—1970 годах переоборудовано 19 самолётов из А-6А. Позднее они были переоборудованы в А-6Е.


  • А-6C — создан специально для ударов по целям на «тропе Хо Ши Мина» в тёмное время суток. 12 самолётов переоборудованы в 1970 году; на них была установлена аппаратура для обнаружения наземных целей ночью. После войны все А-6С были переоборудованы в А-6Е.


  • А-6E — основная поздняя модификация А-6. Первый полёт совершён 27 февраля 1970 года. Всего ВМС получили 445 самолётов, в том числе около 240 были переоборудованы из более ранних модификаций. На А-6Е установлена многофункциональная РЛС AN/APQ-148 и новая навигационная система. На всех самолётах с 1979 года устанавливался лазерный целеуказатель, позволивший использовать бомбы с лазерным наведением.


  • А-6F «Интрудер II» — вариант радикальной модернизации А-6, предложенный в середине 1980-х годов. Первый полёт в августе 1987 года. Самолёт должен был иметь новые двигатели Дженерал Электрик F404, новую РЛС, цифровую авионику и возможность нести ракеты «воздух-воздух» AIM-120. ВМС отказались от этого варианта, предпочтя ему разрабатывавшийся по технологии «стелс» перспективный штурмовик А-12 «Эвенджер II» (программа А-12 была закрыта в 1991 году).


  • А-6G — более дешёвый вариант А-6F, сохранявший двигатели J52. Серийно не выпускался.


  • ЕА-6A — первая модификация «Интрудера», предназначенная для постановки радиоэлектронных помех. Первый полёт состоялся 26 апреля 1963 года. Выпущено и переоборудовано из А-6А 28 самолётов.


  • ЕА-6B «Праулер» — значительно улучшенный ЕА-6А с более мощной системой радиоэлектронной борьбы. Экипаж увеличен до 4 человек. Построено 170 самолётов.


  • КА-6D — «летающий танкер». В начале 1970-х годов в эту модификацию было переоборудовано около 90 «Интрудеров», распределённых между всеми боевыми эскадрильями А-6 для обеспечения дозаправок в воздухе.



Служба |




A-6E садится на палубу авианосца




Обломки американского A-6 Intruder, уничтоженного во время войны во Вьетнаме


Самолёты А-6 не поставлялись на экспорт. В США они состояли на вооружении эскадрилий ВМС и корпуса морской пехоты три с половиной десятилетия, получив признание экипажей, о котором свидетельствует многочисленность данных ему прозвищ — «Вдвойне уродливый» (Double Ugly), «Могучий Альфа-Шесть» (The Mighty Alpha Six), «Железный головастик» (Iron Tadpole), «Беременная гуппи» (Pregnant Guppy).
Несмотря на обозначение (литерой А в американской военной авиации обозначаются штурмовики), «Интрудер» не был штурмовиком в классическом понимании, по характеристикам являясь палубным бомбардировщиком — он имел значительную бомбовую нагрузку, большую дальность полёта, нёс оборудование, позволявшее производить очень точное бомбометание.


А-6 принимали участие во Вьетнамской войне с начала полномасштабного американского вмешательства в 1965 году и до его конца, причём в боевых действиях применялись все серийные модификации. Как правило, А-6 наносили удары по наиболее важным целям. Также они летали на «свободную охоту» над Северным Вьетнамом и Лаосом. «Интрудеры» морской пехоты базировались в Южном Вьетнаме и часто применялись для непосредственной поддержки наземных сил. Поначалу основное внимание уделялось максимальной бомбовой нагрузке, и возможности самолёта не использовались в полную силу. Однако при адекватном использовании А-6 достигали значительных результатов, например, в ходе успешного ночного удара по электростанции Уонгби в апреле 1966 года. Как сказал[4] пилот «Интрудера», комментируя один из вылетов: «Видимость была почти нулевой, что сделало погоду идеальной для наших А-6».


С февраля 1967 года А-6 выполняли минирование с воздуха рек в южной части Северного Вьетнама, а в мае 1972 года приняли участие в операции «Pocket Money» (минирование гавани Хайфона). Среди лётчиков военно-морской авиации получил определённую известность эпизод, произошедший в июле 1972 года, когда во время ночного вылета в результате попадания в кабину А-6 очереди зенитного пулемёта погиб штурман, однако лётчику удалось совершить успешную посадку на палубу авианосца[5].


В 1980-е годы «Интрудеры» участвовали в ряде небольших вооружённых акций США. В 1983 году они поддерживали высадку десанта на Гренаде.
В декабре того же года во время налёта на позиции сирийских войск в Ливане был сбит один А-6 (один пилот погиб, второй попал в сирийский плен и был освобождён через месяц).

В марте 1986 года «Интрудеры» при помощи противокорабельных ракет AGM-84 потопили два патрульных катера ВМС Ливии, а в ночь на 15 апреля в рамках операции «El Dorado Canyon» совершили налёт на военные объекты в пригородах Бенгази.


В апреле 1988 года A-6 участвовали в потоплении иранского фрегата «Саханд» (Операция «Богомол»).


Последним крупным эпизодом в боевой биографии А-6 было их участие в операции «Буря в пустыне» в 1991 году. Более сотни А-6Е использовались ВМС и КМП для нанесения ударов по военным и промышленным объектам Ирака, а также по иракским войскам.


Через два года А-6 приняли символическое участие в миротворческой операции ООН в Сомали.


Также они выполняли патрулирование неполётных зон над Ираком и Боснией.


Предложение фирмы Грумман провести коренную модернизацию парка самолётов А-6 было отвергнуто ВМС США в конце 1980-х годов. Хотя планировавшийся на замену «Интрудеру» штурмовик А-12 так и не был построен, А-6 всё же стали снимать с вооружения; окончательно этот процесс был завершён в начале 1997 года. Некоторое число самолётов было затоплено у берегов Флориды для создания так называемого «рифа „Интрудеров“».


Самолёты РЭБ ЕА-6В применялись в ходе военных операций против Югославии (1999) и Ирака (2003), и до сих пор состоят на вооружении. Предполагается заменить их новым самолётом радиолокационной борьбы ЕА-18G «Граулер».



След в искусстве |


В 1986 году Стивен Кунц, бывший пилот А-6 во время войны во Вьетнаме, написал ставший бестселлером роман «Полёт „Интрудера“» (Flight of the Intruder), сюжет которого развивается вокруг пилотов А-6, участвующих в боевых действиях. На основе романа в начале 1990-х был снят одноимённый фильм и создана компьютерная игра для ряда платформ. А-6 также присутствует в ряде других фильмов (например, «Top Gun», «Мы были солдатами») и компьютерных игр на разных платформах.



Особенности конструкции |


Самолёт A-6 представляет собой моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом (угол стреловидности — 25°), двумя двигателями и однокилевым хвостовым оперением. Два члена экипажа сидят рядом, лётчик слева, штурман справа. На рабочем месте штурмана нет органов управления самолётом. Крылья самолёта складываются при размещении в ангаре авианосца. Двигатели расположены в гондолах по бокам фюзеляжа. Шасси трёхстоечное, передняя стойка двухколёсная.



Тактико-технические характеристики |


Приведенные характеристики соответствуют модификации A-6E.
Источник данных: Jane's, 1975; Loftin L. K., Jr., 1985.


Технические характеристики



  • Экипаж: 2 пилота


  • Длина: 16,64 м

  • Размах крыла: 16,15 м

    • сложенного: 7,72 м



  • Высота: 4,93 м

  • Площадь крыла: 49,1 м²


  • Стреловидность по линии 1/4 хорд: 25°


  • Коэффициент удлинения крыла: 5,31


  • Профиль крыла: NACA 64A005.9 mod - законцовка, NACA 64A009 mod - корень крыла


  • Колея шасси: 3,32 м


  • Масса пустого: 11 625 кг


  • Максимальная масса без топлива: 20 166 кг


  • Максимальная взлётная масса:  


    • при взлёте с катапульты: 26 580 кг


    • при взлёте с аэродрома: 27 397 кг




  • Максимальная посадочная масса:


    • при посадке на авианосец: 16 329 кг


    • при посадке на аэродром: 20 411 кг



  • Силовая установка: 2 × ТРД Pratt & Whitney J52-P-8A


  • Тяга: 2 × 41,37 кН (4218 кгс)


  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0144


  • Эквивалентная площадь сопротивления: 0,71 м²


Лётные характеристики


  • Максимально допустимая скорость: 1285 км/ч

  • Максимальная скорость: 1043 км/ч


  • Крейсерская скорость: 776 км/ч

  • Скорость сваливания: 171 км/ч (с выпущенными закрылками)

  • Боевой радиус:  

    • с 1 × 944 кг ядерной бомбой Mk43 и 4 × 1135 л ПТБ: 1432 км

    • с 4670 кг боевой нагрузки и 2 × 1135 л ПТБ: 724 км



  • Практическая дальность: 3482 км (без подвесок)

    • с максимальной боевой нагрузкой: 1733 км


  • Перегоночная дальность: 5311 км


  • Практический потолок: 13 595 м


  • Скороподъёмность: 43,68 м/с

  • Нагрузка на крыло: 557,6 кг/м²


  • Тяговооружённость: 0,34

  • Длина разбега: 802 м

  • Длина пробега: 640 м 


  • Аэродинамическое качество: 15,2


Вооружение


  • Точки подвески: 5 (по 1633 кг нагрузки у каждого)

  • Боевая нагрузка: 7838 кг

  • Управляемые ракеты:  


    • ракеты «воздух-воздух»: AIM-9


    • ракеты «воздух-земля»: AGM-45, AGM-65, AGM-84, AGM-88, AGM-123




  • Неуправляемые ракеты: блоки с 70 мм или/и 127 мм ракетами


  • Бомбы:  


    • ядерные бомбы: B61


    • фугасные бомбы: 28 × Мк.81 или Мк.82, 13 × Мк.83, 5 × Мк.84, 20 × M-117


    • управляемые бомбы: AGM-62, GBU-10, GBU-12, GBU-16


    • кассетные бомбы: 28 × CBU-78 или Mk.20


    • зажигательные бомбы: Mk.77 (с напалмом)

    • мины




  • Подвесные топливные баки: до 5 × 1 135 л



Сравнение с аналогами |





























































Флаг СССР Су-17

Флаг СССР МиГ-27

Флаг США LTV A-7 Corsair II

Флаг США Grumman A-6 Intruder

Флаг Японии Mitsubishi F-1
Su-17 (12195124995).jpg MiG-27 (12142275523).jpg 188th Tactical Fighter Squadron A-7D Corsair II 75-0388.jpg US Navy 040906-N-4374S-005 An EA-6B Prowler conducts a flight mission over the Arabian Gulf.jpg
F-1 (13610307365).jpg
Первый полёт 2 августа 1966 года 17 ноября 1972 года 27 сентября 1965 года 19 апреля 1960 года 3 июня 1975 года
Принят на вооружение 1970 год 1975 год 1967 год 1963 год 1978 год
Годы производства 1969 — 1990 1973 — 1994 1965 — 1984 1962 — 1990 1977 — 1987
Единиц произведено 2 867 1 412 1 569 693 77
Статус Состоит на вооружении Состоит на вооружении Снят с вооружения в 2014 году Снят с вооружения в 1997 году Снят с вооружения в 2006 году




























































Флаг ФранцииФлаг Великобритании SEPECAT Jaguar

Флаг Франции Dassault-Breguet Super Étendard

Флаг Великобритании Hawker Siddeley Buccaneer

Флаг Югославии (1945—1991) СОКО J-22 Орао

Румыния IAR 93
Sepecat Jaguar GR1A, UK - Air Force AN1564286.jpg Super Etendard - RIAT 2012 (8458477490).jpg Hawker Siddeley Buccaneer S2C, UK - Air Force AN1396121.jpg J-22 Orao landing, Kecskemét, 2007.jpg
IAR 93 Bucharest 2012 17.jpg
Первый полёт 8 сентября 1968 года 28 октября 1974 года 30 апреля 1958 года 31 октября 1974 года 31 октября 1974 года
Принят на вооружение 1972 год 1978 год 1962 год 1978 год 1978 год
Годы производства 1968 — 1981 1977 — 1983 1961 — 1977 1978 — 1992 1976 — 1990
Единиц произведено 573 85 206 165 86
Статус Состоит на вооружении Состоит на вооружении Снят с вооружения в 1993 году Состоит на вооружении Снят с вооружения в 1998 году


Примечания |





  1. Contract Data—A-6A Intruder Procurement History. Written Statement by Arthur I. Mendolia, Assistant Secretary of Defense.  (англ.) / The Acquisition of Weapons Systems : Hearings, 93rd Congress, 1st Session. — Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1974. — Pt. 7 — P. 2758-2759.


  2. Statement of Rear. Adm. William I. Martin, Acting Deputy Chief of Naval Operations (Air).  (англ.) / Hearings on Military Posture, and H.R. 4016 : Hearings before the Committee on Armed Services, 89th Congress, 1st Session. — Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1965. — P.893 — 1556 p.


  3. Statement of Vice Adm. Thomas F. Connolly, U.S. Navy, Deputy Chief of Naval Operations (Air). / Hearings on Military Posture and an Act (S. 3293) to Authorize Appropriations, 90th Congress, 2nd Session. — Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1968. — P. 9336-9337.


  4. Kitty Hawk


  5. Bio, Bixel, Michael S




Литература |



  • Jane's All The World's Aircraft 1975-76 / Taylor, John W. R. ed.. — London: Macdonald and Jane's, 1975. — P. 346-348. — 830 p. — ISBN 0-354-00521-9.

  • Loftin L. K., Jr. Quest for performance: The evolution of modern aircraft. — Washington, D.C.: NASA Scientific and Technical Information Branch, 1985.

  • И. Кудрин. Самолеты А-6 "Интрудер" // "Зарубежное военное обозрение", № 8, 1986, стр.54-57.


  • Палубные штурмовики ВМС США, журнал Зарубежное военное обозрение, №10 1977



Ссылки |



  • A-6 на базе хранения 32°10′00,3″ с. ш. 110°51′56,45″ з. д.HGЯO

  • A-6 на сайте «Уголок неба»


  • Ассоциация пилотов А-6  (англ.)




Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск