Grumman E-2 Hawkeye








































E-2 Hawkeye
US Navy 090713-N-2798I-005 An E-2C Hawkeye assigned to the Greyhawks of Carrier Airborne Early Warning Squadron (VAW) 120 flies over Jacksonville, Fla.jpg
E-2C
Тип
ДРЛО (АВАКС)
Производитель
Grumman Aerospace Corporation
Northrop Grumman

Первый полёт
21 октября 1960 года
Начало эксплуатации
январь 1964 года
Эксплуатанты
ВМС США
Франция
Израиль
Япония

Единиц произведено
200[1]
Стоимость единицы
80 млн. долларов
Варианты
C-2 Greyhound
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

Грумман E-2 «Хокай» (англ. Grumman E-2 Hawkeye) — американский палубный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения. Первый полёт совершил 21 октября 1960 года. Поставлялся на экспорт в 7 стран мира, применялся в ряде вооружённых конфликтов. С 1970-х годов основным вариантом является E-2C; планируется замена его на E-2D «Адванст Хокай».




Содержание






  • 1 Общие сведения


  • 2 Задействованные структуры


  • 3 Назначение самолёта


  • 4 Боевое применение


  • 5 Эксплуатанты


  • 6 Тактико-технические характеристики


    • 6.1 Технические характеристики


    • 6.2 Лётные характеристики


    • 6.3 Ссылки




  • 7 Литература


  • 8 Примечания





Общие сведения |


Самолёт E-2 «Хокай» был принят на вооружение в 1964 году и предназначался для обеспечения ПВО ВМС США. Он имеет вращающуюся антенну РЛС, установленную в обтекателе в задней части фюзеляжа, и систему опознавания «свой-чужой». Всего было изготовлено 59 самолётов варианта E-2A, который был оснащен мощной РЛС APS-96, способной отслеживать множество целей. Большинство этих машин позднее были переоборудованы в вариант E-2B с центральной ЭВМ управления элементами систем и сняты с вооружения флота в середине 1980-х. Стандартным самолётом сейчас является вариант E-2C, первый полет которого состоялся 20 января 1971 года. E-2C имел РЛС APS-125 и усовершенствованную авионику. На протяжении ряда лет машины этой серии постоянно улучшались. Например, на них последовательно устанавливались РЛС APS-138, -139 (с 1989 года) и APS-145, которой были оснащены и более ранние «Хокаи». APS-145 обеспечивала лучшую защиту от воздействия электронных средств противника и имела большие возможности для ведения воздушной разведки. На самолётах также устанавливались системы связи и опознавания «свой-чужой». Всего ВМФ США получил 139 машин этого типа. В настоящее время ведётся разработка и испытание нового варианта самолёта E-2, получивший обозначение E-2D «Адванст Хокай». Предполагается, что новый самолёт будет оснащен полностью новой авионикой, включающую новый радар APY-9, радиостанцию, новый бортовой компьютер. Также самолёт будет оборудован улучшенными двигателями и системой дозаправки в воздухе.



Задействованные структуры |


В разработке и производстве самолётов E-2 были задействованы следующие структуры:[2]


Генеральный подрядчик работ

  • Самолёт в целом — Grumman Aircraft Engineering Corp., Бетпейдж, Лонг-Айленд, Нью-Йорк.





Субподрядчики


  • Хвостовая часть фюзеляжа — Rohr Corp., Чула-Виста, Калифорния;

  • Система приводов рулевых поверхностей самолёта — Kaman Aircraft Corp., Мусап, Плейнфилд, Коннектикут;


  • Шасси — Bendix Corp., Bendix Products Aerospace Division, Саут-Бенд, Индиана;


  • Стойки шасси — Hansen-Lyan Co., Inc., Бербанк, Калифорния.


  • Система кондиционирования воздуха, система герметизации и наддува кабины экипажа — AiResearch Manufacturing Co., Лос-Анджелес, Калифорния;

  • Кресла членов экипажа — Aircraft Mechanics, Inc., Колорадо-Спрингс, Колорадо.


Поставщики бортового оборудования по госзаказам (.mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}
GFE)



  • Авиадвигатели T-56-8, лопастные винты 441FN-24S — General Motors Corp., Allison Division, Индианаполис, Индиана;

  • Бортовой терминал обработки и отображения данных AN/ACQ-2 — Collins Radio Co., Microwave Radio Division, Даллас, Техас;


  • Встроенная электронная система управления AN/AFQ-58, командная радиолиния управления AN/ARC-80, ультракоротковолновой радиоприёмник AN/ARR-66, ультракоротковолновой радиопередатчик AN/ART-36 — Collins Radio Co., Сидар-Рапидс, Айова;

  • Радиолокационная установка AN/APX-7 — Transdyne Corp., Элбертсон, Нью-Йорк;




  • Радиолокационный навигационный комплекс AN/APN-153 — General Precision, Inc., GPL Division, Плезантвиль, Нью-Йорк;

  • Аппаратура управления полётом AN/ASW-14A — AEL Products, Inc., Кольмар, Пенсильвания;


Поставщики бортового оборудования по заказу генподрядчика (
CFE)



  • Авиационный комплекс радиообнаружения и наведения AN/APS-96, детектор CD-413 логического модуля AN/ASA-27, панель контрольно-проверочного оборудования интегрированной системы управления полётом AN/ASN-33 — General Electric Co., Ютика, Нью-Йорк;

  • Вращающаяся антенна радиолокационной станции дальнего обнаружения AN/APA-143 — Delmo Victor Co., Белмонт, Калифорния;


  • Система управления полётом AN/ASW-15 — Sperry Rand Corp., Sperry Phoenix Division, Финикс, Аризона;

  • Инерционная навигационная система AN/ASN-26 — Litton Industries, Inc., Guidance & Control Systems Division, Вудленд-Хиллз, Лос-Анджелес, Калифорния;


  • Бортовая цифровая вычислительная машина обработки воздушных параметров A/A 246-13 — General Controls Corp., Jersey Division, Колдуэлл, Нью-Джерси;

  • Бортовой ультравысокочастотный автоматический пеленгатор/радиокомпас — Collins Radio Co., Сидар-Рапидс, Айова;


  • Индикатор линии передачи данных AN/ASW-27 — Litton Systems, Inc., Data Systems Division, Канога-Парк, Лос-Анджелес, Калифорния.




Назначение самолёта |


Самолёт обеспечивает максимальное обнаружение целей на расстоянии около 540 км[1] (самолёты) и 258 км (крылатые ракеты)[источник не указан 2816 дней]. «Хокай» может также следить за надводными целями. Полученные сведения передаются в информационный оперативный центр, расположенный на флагмане авианосного соединения, а также истребителям, патрулирующим воздушное пространство. E-2C, использующийся в качестве командного пункта, способен обеспечивать наведение на цель истребителей, осуществлять раннее предупреждение о появлении самолётов противника и управлять истребителями сопровождения.



Боевое применение |



  • Операция «Медведка 19» (1982 г., Ливанская война)


Эксплуатанты |


Китайская РеспубликаFlag of the Republic of China.svg Китайская Республика


  • Китайская республика эксплуатирует 4 E-2T и 2 E-2K.[3]
    • 78 эскадрилья


ЕгипетFlag of Egypt.svg Египет

  • ВВС Египта

ФранцияFlag of France.svg Франция


  • Авиация ВМС Франции, так же как и ВМС США, использует E-2 на авианосцах.
    • 4 флотилия


ИзраильFlag of Israel.svg Израиль


  • ВВС Израиля эксплуатировали четыре самолёта до 1999 года. E-2 израильских ВВС первыми получили оборудование для дозаправки в полёте. В 2002 году после модернизации три самолёта были проданы Мексике, оставшийся передан в музей ВВС Израиля.
    • 192 эскадрилья


ЯпонияFlag of Japan.svg Япония


  • Воздушные силы самообороны Японии
    • 601 Hikotai


МексикаFlag of Mexico.svg Мексика


  • Авиация ВМС Мексики получили три E-2C из Израиля.

СингапурFlag of Singapore.svg Сингапур


  • ВВС Республики Сингапур
    • 111 Эскадрилья




Самолёты соединения VAW-115


СШАFlag of the United States.svg США


  • ВМС США


    • VAW-77 Ночные волки Night Wolfs


    • VAW-78 Fighting Escargot (расформирована)


    • VAW-88 Cottonpickers (расформирована)


    • VAW-110 Жар-птицы Firebirds (расформирована)


    • VAW-111 Graybirds (расформирована)


    • VAW-112 Золотые ястребы Golden Hawks


    • VAW-113 Чёрные орлы Black Eagles


    • VAW-114 Hormel Hawgs (расформирована)


    • VAW-115 Колокола свободы Liberty Bells


    • VAW-116 Короли солнца Sun Kings


    • VAW-117 Wallbangers


    • VAW-120 Серые ястребы Greyhawks


    • VAW-121 Голубые хвосты Bluetails


    • VAW-122 Steeljaws (расформирована)


    • VAW-123 Screwtops


    • VAW-124 Bear Aces


    • VAW-125 Tigertails


    • VAW-126 Морские ястребы Seahawks


    • VAW-127 морские летучие мыши Seabats (расформирована)




Тактико-технические характеристики |


E-2C Hawkeye 0014.svg

Приведённые данные соответствуют модификации E-2C[4].



Технические характеристики |




  • Экипаж: 5 человек (2 пилота, 3 офицера ВМС: офицер боевого информационного центра, офицер по контролю воздушного пространства и оператор РЛС)


  • Длина: 17,54 м


  • Размах крыла: 24,56 м


  • Высота: 5,58 м


  • Колея шасси: 5,93 м


  • База шасси: 7,06 м


  • Площадь крыла: 65,03 м²


  • Масса пустого: 17 265 кг


  • Масса максимальная взлётная: 23 556 кг


  • Запас топлива: 5624 кг


  • Двигатели: 2× ТВД Эллисон T56-A-425, 2×3661 кВт (2×4910 л.с.)



Лётные характеристики |




  • Максимальная скорость: 598 км/ч


  • Крейсерская скорость: 576 км/ч


  • Перегоночная дальность: 2583 км


  • Боевой радиус: 320 км (продолжительность патрулирования — 3—4 часа)


  • Практический потолок: 9390 м


  • Скороподъёмность у земли: 12,8 м/с (767 м/мин)


  • Длина разбега: 610 м


  • Длина пробега: 439 м


  • Нагрузка на крыло: 355 кг/м²


  • Тяговооружённость: 0,32 кВт/кг



Ссылки |


  • Подробно о вариантах РЛС Хоккай, а также его предшественниках


Литература |


  • Кедров С. Большой небесный глаз. Самолёт радиолокационного дозора США "Хокай" E-2 (рус.) // Крылья Родины. — М., 2000. — № 1. — С. 15-18. — ISSN 0130-2701.


Примечания |





  1. 12 http://www.as.northropgrumman.com/products/e2chawkeye/assets/E2_Hawkeye_Book.pdf


  2. Statement of Rear. Adm. William I. Martin, Acting Deputy Chief of Naval Operations (Air).  (англ.) / Hearings on Military Posture, and H.R. 4016 : Hearings before the Committee on Armed Services, 89th Congress, 1st Session. — Washington, D.C. : U.S. Government Printing Office, 1965. — P.902 — 1556 p.


  3. E-2T/K Taiwan


  4. Источник: Д. Дональд, Дж. Лейк. Энциклопедия военной авиации. — М.: Омега, 2003. — С. 187.










Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск