Dassault-Breguet Super Étendard
Dassault Super-Étendard | |
---|---|
Супер-Этендар из состава 11 флотилии Авиации ВМС Франции готовится к старту с авианосца Р 91 «Шарль де Голь», июнь 2007 года | |
Тип | штурмовик |
Разработчик | Dassault Aviation |
Производитель | Dassault Aviation |
Первый полёт | 28 октября 1974 года[1] |
Начало эксплуатации | сентябрь 1978 года[2] |
Конец эксплуатации | 13 июля 2016 года [3] |
Статус | снят с вооружения |
Эксплуатанты | Авиация ВМС Франции Авиация ВМС Аргентины ВВС Ирака |
Годы производства | 1977 - 1983 |
Единиц произведено | 85 |
Базовая модель | Dassault Étendard IV |
Изображения на Викискладе |
Дассо́ Супе́р-Этендар (фр. Dassault Super-Étendard) — французский сверхзвуковой палубный штурмовик. Разработан на базе самолёта «Этендар» IVM. Совершил первый полёт 28 октября 1974 года. Построено 85 самолётов.
Поставлялся на экспорт в Аргентину, несколько машин недолгое время эксплуатировались ВВС Ирака. Самолёт получил большую известность во время Фолклендской войны, в ходе которой аргентинские «Супер Этендары», применив противокорабельные ракеты (ПКР) Exocet, потопили два британских корабля: эсминец УРО «Шеффилд» и контейнеровоз «Атлантик конвейр». использовавшийся в качестве авиатранспорта, не понеся потерь.
В ВМС Франции самолёты этого типа снимаются с вооружения, к 2015 году их планируется полностью заменить многоцелевыми истребителями Dassault Rafale.
13 июля 2016 года самолет этого типа торжественно совершил последний полет на базе в городе Ландивизьо на побережье Атлантики после чего военно-морские силы Франции отказались от дальнейшей эксплуатации.
Содержание
1 История создания
2 Боевое применение
2.1 Фолклендская война 1982 год
2.2 Удары по ИГИЛ
3 На вооружении
4 Технические характеристики[4]
4.1 Технические характеристики
4.2 Лётные характеристики
4.3 Вооружение[источник не указан 114 дней]
5 Сравнение с аналогами
6 Примечания
7 Ссылки
История создания |
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Тактический истребитель «Дассо Этендар», разработанный в середине 50-х годов для участия в тендере, проигранном итальянскому «G.91 Фиат», продемонстрировал столь выдающиеся качества, что французский военно-морской флот немедленно заключил контракт на его поставку. Флоту был нужен ударный самолёт, способный также выполнять функции высотного перехватчика.
Боевое применение |
Фолклендская война 1982 год |
Этот раздел статьи ещё не написан. |
ВМС Аргентины применяли данные самолеты против кораблей британского флота. В частности эсминец Sheffield и контейнеровоз «Атлантик Конвейр» были потоплены ракетами Exocet, выпущенными с самолетов Super Etendard. Сообщалось о повреждении бомбами авианосца «Инвинсибл», но независимые источники это не подтверждают.
Удары по ИГИЛ |
Восемь штурмовиков базировались на авианосце «Шарль де Голль», который в 2015 году дважды привлекался к операциям по борьбе с группировкой «Исламское государство» в Ираке и Сирии.
На вооружении |
Франция
- Авиация ВМС Франции
Аргентина
- Авиация ВМС Аргентины
Ирак
- Военно-воздушные силы Ирака
Технические характеристики[4] |
Технические характеристики |
Экипаж: 1 человек
Длина: 14,31 м
Размах крыла: 9,60 м
Высота: 3,86 м
Площадь крыла: 28,40 м²
Колея шасси: 3,50 м
База шасси: 4,80 м
Масса пустого: 6500 кг
Масса нормальная взлётная: 9450 кг
Масса максимальная взлётная: 12 000 кг
Ёмкость внутренних топливных баков: 3270 л
Двигатель: 1× SNECMA «Atar» 8K-50 (49,03 кН)
Лётные характеристики |
Максимальная скорость на высоте 11 000 м: 1380 км/ч
Максимальная скорость у земли: 1180 км/ч
Боевой радиус действия: 650 км
Перегоночная дальность:2100 км
Практический потолок: более 13 700 м
Скороподъёмность у земли: 100 м/с (6000 м/мин)
Вооружение[источник не указан 114 дней] |
- 2100 кг (по некоторым[каким?] источникам в перегрузочное варианте до 4500 кг,топливо при этом естественно полностью не заправляется) боевой нагрузки на 5 пилонах, УР «Экзосет», ПРЛР АРМАТ,УР AS-30l с лазерным наведением, НАР, бомбы 250 и 450 кг, две УР «воздух—воздух» «Мажик» или Сайдуиндер
- способен нести ракету ASMP с ядерной боеголовкой (вариант 1000 кг, масса боеголовки 300 кг, 100 ктн, дальность пуска 100 км), бомбу AN52 массой 455 кг и мощностью 15 ктн
- 2 встроенные пушки DEFA552 (30 мм по 125 снарядов)
- Подвесные топливные баки 625 л и 1100 л, а также систему заправки топливом в полете (способен заправлять другие самолёты)
- Встречается информация о возможности использования планирующей бомбы АПАЧ, имеющей моноблочную или кассетную боевую часть(?)
- Аргентинские самолёты пытались приспособить для применения ракет Мартин-пескадор с дальностью пуска 9 км. Для их наведения в самолётах устанавливался специальный джойстик (рычажок).
Сравнение с аналогами |
Су-17 | МиГ-27 | LTV A-7 Corsair II | Grumman A-6 Intruder | Mitsubishi F-1 | |
---|---|---|---|---|---|
Первый полёт | 2 августа 1966 года | 17 ноября 1972 года | 27 сентября 1965 года | 19 апреля 1960 года | 3 июня 1975 года |
Принят на вооружение | 1970 год | 1975 год | 1967 год | 1963 год | 1978 год |
Годы производства | 1969 — 1990 | 1973 — 1994 | 1965 — 1984 | 1962 — 1990 | 1977 — 1987 |
Единиц произведено | 2 867 | 1 412 | 1 569 | 693 | 77 |
Статус | Состоит на вооружении | Состоит на вооружении | Снят с вооружения в 2014 году | Снят с вооружения в 1997 году | Снят с вооружения в 2006 году |
SEPECAT Jaguar | Dassault-Breguet Super Étendard | Hawker Siddeley Buccaneer | СОКО J-22 Орао | IAR 93 | |
---|---|---|---|---|---|
Первый полёт | 8 сентября 1968 года | 28 октября 1974 года | 30 апреля 1958 года | 31 октября 1974 года | 31 октября 1974 года |
Принят на вооружение | 1972 год | 1978 год | 1962 год | 1978 год | 1978 год |
Годы производства | 1968 — 1981 | 1977 — 1983 | 1961 — 1977 | 1978 — 1992 | 1976 — 1990 |
Единиц произведено | 573 | 85 | 206 | 165 | 86 |
Статус | Состоит на вооружении | Состоит на вооружении | Снят с вооружения в 1993 году | Состоит на вооружении | Снят с вооружения в 1998 году |
Примечания |
↑ Origins and prototypes Архивировано 25 июля 2009 года.
↑ Production and operational experience Архивировано 25 июля 2009 года.
↑ Палубный штурмовик "Супер Этендар" ВМС Франции совершил последний полет
↑ Источник: Д. Дональд, Дж. Лейк. Энциклопедия военной авиации. — М.: Омега, 2003. — С. 142.
Ссылки |
«Супер-Этендард» на странице Дассо Авиасьон (англ.)
«Супер-Этендард» на странице Авиации ВМС Франции (фр.) (англ.)
Это заготовка статьи о военном летательном аппарате. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |