Киевская духовная академия




































Киевская духовная академия
(КДА)
Kiev Theological Academy.jpg
Оригинальное название
Київська духовна академія
Международное название
Kiev Theological Academy
Прежние названия

Киево-братская школа (1615—1631)

Киево-Могилянская коллегия (1631—1701)


Киево-Могилянская академия (1659—1817)
Год основания
1819
Год закрытия
1919
Тип
закрытое конфессиональное учебное заведение
Расположение
Киев
Commons-logo.svg Изображения по теме на Викискладе



Академическая церковь Киевской духовной академии


Ки́евская духо́вная акаде́мия (укр. Київська духовна академія) — старейшее высшее учебное заведение Украинской православной церкви, находящееся в Киеве. История восходит к началу XVII века, когда Киевская митрополия была в юрисдикции Константинопольского патриархата. Её преподаватели сыграли ключевую роль в становлении высшего образования в России в середине XVII века.




Содержание






  • 1 История


    • 1.1 Киево-братская школа (1615—1631)


    • 1.2 Киево-Могилянская коллегия (1631—1701)


    • 1.3 Киево-Могилянская академия (1701—1817)


    • 1.4 Киевская духовная академия (1819—1919)


    • 1.5 Закрытие в годы советской власти




  • 2 Современная жизнь


    • 2.1 Киевская духовная академия (УПЦ МП)


    • 2.2 Киевская православная богословская академия (УПЦ КП)




  • 3 Ректоры


  • 4 Инспекторы


  • 5 Примечания


  • 6 Литература


  • 7 См. также


  • 8 Ссылки





История |



Киево-братская школа (1615—1631) |


Первоначально, в 1615, архимандритом Елисеем Плетенецким в Богоявленском монастыре была учреждена Киево-братская школа, предназначенная для изучения классических языков, риторики, богословия и некоторых предметов элементарного образования.


Киевский митрополит Пётр Могила объединил эту школу с основанным им училищем; заведение получило впоследствии звание высшего учебного заведения, известного под названием Киево-Могилянской коллегии (1631—1701).



Киево-Могилянская коллегия (1631—1701) |


По своему основному характеру коллегия напоминала иностранные коллегии и академии, в которых обучался сам Могила. Здесь преподавались: языки (славянский, греческий и латинский), пение и элементарная теория музыки (по европейскому образцу), катехизис, арифметика, поэзия, риторика, философия и богословие; ученики делились на восемь классов: аналогия, или фара, инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия и богословие. Кроме изучения этих предметов, воспитанники каждую субботу упражнялись в диспутах. Начальствующими лицами были: ректор, префект (инспектор и эконом) и суперинтендант (надзиратель за благочинием воспитанников); из числа деятелей этой коллегии пользуются наибольшею известностью: Иннокентий Гизель, Иоасаф Кроковский, Лазарь Баранович, Иоанникий Голятовский, Антоний Радзивиловский, Гавриил Домецкий, Варлаам Ясинский, св. Димитрий (Туптало), Стефан Яворский, Феофилакт Лопатинский, Феофан Прокопович, св. Иннокентий Кульчинский и Гавриил Буянинский.



Киево-Могилянская академия (1701—1817) |


В 1701 году коллегия переименована в академию, и круг наук расширен: введены языки французский, немецкий и еврейский, естественная история, география, математика; некоторое время преподавались также архитектура и живопись, высшее красноречие, сельская и домашняя экономия, медицина и русская риторика.


Число преподавателей к концу XVIII доходило до 20 и более; в академической библиотеке было более 10000 книг. Богословие с 1759 преподавалось по системе Феофана Прокоповича, риторика — по руководству к красноречию Ломоносова, остальные предметы, главным образом, — по иностранным руководствам.


Внешнее благосостояние академии на первых порах было незавидно. Студенты, число которых доходило до 500, отчасти содержались на монастырские средства, отчасти сами собирали по городу пожертвование деньгами, пищей и дровами; расходились по городам и селам Киевской и Черниговской губерний для сбора подаяний, причём пели священные стихи перед окнами домов. Перед праздниками Рождества Христова и Пасхой ходили со звездой, вертепом и райком. В летнее время собирались в странствующие группы и рассеивались по разным местностям для того, чтобы пением кантов, представлением драм, трагедий и комедий, произнесением стихов и речей, отправлением служб в приходских церквах добывать себе пропитание. Пожертвование от Двора, духовных особ, вельмож и гетманов несколько облегчали участь бедняков. С конца XVIII в. правительство стало ассигновать особые суммы на содержание академии. Киевская академия имеет важное значение в истории русского просвещения XVIII в.


Из неё вышло значительное число деятелей на разных поприщах общественного служения: воспитанники её становились учителями в московской Славяно-греко-латинской академии, петербургской Александро-Невской семинарии и Казанской академии; они устроили вновь многие семинарии.


С появлением Московского университета (1755) и Харьковского университета (1805) значение Киево-Могилянской академии падало. По распоряжению правительства и указом Синода от 14 августа 1817 года она была закрыта. Одновременно в Киеве учреждалась Киевская духовная семинария.



Киевская духовная академия (1819—1919) |


Киевская духовная академия была открыта «в новом её устройстве» 28 сентября 1819 года на своём историческом месте, в Братском Богоявленском училищном монастыре[1].


Деятельности Киевской духовной академии и выдающимся учёным-историкам профессорам КДА, проживавшим на Андреевском спуске: Афанасию Булгакову, Степану Голубеву, Петру Кудрявцеву, Фёдору Титову, Александру Глаголеву и другим посвящено несколько музейных витрин киевского Музея одной улицы.


В научной среде ведутся споры о том, можно ли считать Киевскую духовную академию правопреемницей Киево-Могилянской академии, так как после реформы 1819 года полностью изменился учебный процесс и из числа старого преподавательского состава был оставлен только один человек.



Закрытие в годы советской власти |


В 1919 году Киевская духовная академия была официально закрыта советской властью. В советское время на её территории располагалось военно-морское политическое училище[2]. Однако ещё несколько лет занятия продолжались в новосозданной Православной Богословской академии, которую возглавил последний ректор КДА протоиерей Александр Глаголев, а преподавателями были оставшиеся в Киеве профессора. Эта академия не имела определённого помещения, занятия проводились на частных квартирах. Сохранились сведения о том, что она существовала ещё в 1925 году[3].



Современная жизнь |


После распада СССР и образования независимой Украины, в 1992 году Украинской православной церковью (УПЦ) и Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП) независимо было образовано два учебных заведения под названием «Киевская духовная академия», про каждое из которых было объявлено, что оно является правопреемником Киевской духовной академии, закрытой советской властью в 1919 году. Впоследствии Киевская духовная академия УПЦ КП была названа «Киевской православной богословской академией».



Киевская духовная академия (УПЦ МП) |


Расположена на территории Киево-Печерской лавры.


Ректором академии с 31 мая 2007 года по 21 декабря 2017 года являлся Антоний (Паканич), митрополит Броварской, управляющий делами Украинской православной церкви.


21 декабря 2017 года ректором Киевской духовной академии и семинарии назначен Сильвестр (Стойчев), епископ Белогородский.


Печатные издания: Труды Киевской духовной академии и студенческий журнал Академический летописец.



Киевская православная богословская академия (УПЦ КП) |


Расположена на территории Михайловского Златоверхого монастыря.


Ректором академии в настоящее время является митрополит Переяслав-Хмельницкий и Бориспольский Епифаний (Думенко). С 6 июля 2000 года по 27 июля 2010 года ректором был митрополит Димитрий (Рудюк).



Ректоры |





  • Моисей (Антипов-Богданов) (1819—1823)


  • Мелетий (Леонтович) (1824—1826)


  • Кирилл (Куницкий) (1827—1828)


  • Платон (Березин) (1828)


  • Смарагд (Крыжановский) (1828—1830)


  • Иннокентий (Борисов) (1830—1839)


  • Иеремия (Соловьёв) (1839—1841)


  • Димитрий (Муретов) (1841—1850)


  • Антоний (Амфитеатров) (1851—1858)


  • Израиль (Лукин) (1858—1859)


  • Иоанникий (Руднев) (1859—1860)


  • Филарет (Филаретов) (1860—1877)


  • Михаил (Лузин) (1877—1883)


  • Сильвестр (Малеванский) (1883—1898)


  • Димитрий (Ковальницкий) (1898—1902)


  • Платон (Рождественский) (1902—1907)


  • Феодосий (Олтаржевский) (1907—1910)


  • Иннокентий (Ястребов) (1910—1914)


  • Василий (Богдашевский) (1914—1917)






  • Пётр Влодек (1988—1991)


  • Александр Кубелиус (1992)


  • Николай Забуга (1994 — 31 мая 2007)


  • Антоний (Паканич) (31 мая 2007 — 21 декабря 2017)


  • Сильвестр (Стойчев) (c 21 декабря 2017)




Инспекторы |









  • Нил (Исакович) (1828—1830)


  • Иеремия (Соловьёв) (1830—1834?)


  • Григорий (Миткевич) (1838)


  • Димитрий (Муретов) (1838—1841)


  • Иоанникий (Горский) (1841—1846)


  • Иоанникий (Руднев) (1856—1858)

  • Корольков, Иван Николаевич


  • Димитрий (Ковальницкий) (1895—1898)


  • Василий (Богдашевский) (1909—1913)




Примечания |





  1. Из Киева, от 9 Октября. // Северная почта. — 1819. — № 88.


  2. Сайт выпускников Киевского высшего военно-морского политического училища


  3. Киевской Духовной Академии — 300 лет :: Киевская Русь




Литература |



  • Духовно-учебные заведения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Барсов Н. И.,. Академии духовные православные // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Макарий (Булгаков), иером. История Киевской духовной академии. — СПб., 1843.

  • Аскоченский В.И. Киев с древнейшим его училищем академией. — К., 1856. — ч. 1, 2.

  • Аскоченский В.И. История Киевской духовной академии по преобразовании её в 1819 году. — СПб., 1863.

  • Малышевский И.И. Историческая записка о состоянии Киевской духовной академии в минувшее пятидесятилетие // ТКДА. — 1869. — № 4.

  • Петров Н.И. О словесных науках и литературных занятиях в Киевской духовной академии от начала её до преобразования в 1819 г. // ТКДА. — 1866—1868 гг. — № 4.

  • Линчевский М. Педагогия древних братских школ и преимущественно древней Киевской академии // ТКДА. — 1870.

  • Голубев С.Т. История Киевской духовной академии, вып. 1; период домогилянский. — К., 1886.

  • Голубев С.Т. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Опыт исторического исследования. — К., 1883. — Т. 1; К., 1898. — Т. 2.

  • Голубев С.Т. Киево-Могилянская коллегия при жизни своего фундатора киевского митрополита Петра Могилы. — К., 1890.

  • Петров Н.И. Киевская академия во второй половине XVII в. — К., 1895.

  • Петров Н.И. Киевская академия в гетьманство Кирилла Разумовского. — К., 1905.

  • Вишневский Д. Киевская академия в первой половине XVIII в. — К., 1903.

  • Серебренников В. Киевская академия с половины XVIII в. до преобразования её в 1819 г. — К., 1896—1897.

  • Петров Н.И. Акты и документы, относящиеся к истории Киевской академии. — К., 1904—1907. —. — Т. 1—5.

  • Титов Ф.I. Стара вища освіта в Київській Україні кінця XVI — поч. XIX в. — К., 1924.

  • Титов Ф.I. Императорская Киевская духовная академия. 1615—1915. (Репринт). — К., 2003.

  • Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии. 1819—1920-е гг. Т.1: А-Й. Киев, 2014. 576 с.

  • Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии. 1819—1920-е гг. Т.2: К-П. Киев, 2015. 624 с.



См. также |



  • Национальный университет «Киево-Могилянская академия»

  • Список руководителей Киево-Могилянской академии



Ссылки |



  • Официальный сайт Киевской Духовной Академии и Семинарии Украинской Православной Церкви

  • Официальный сайт Киевской Православной богословской академии Украинской Православной Церкви (Киевский Патриархат) (укр.)

  • Выпускники Киевской духовной академии











Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск