Тушемлинская культура
























Тушемлинская культура
Железный век
Географический регион
Средняя и Северная Белоруссия, Смоленская область
Датировка
III-VI в. н.э.
Носители
Днепровские балты?
Преемственность






Днепро-двинская
Культура штрихованной
Киевская








Карта балтийских и славянских археологических культур V—VI вв.




Диахроническая карта миграций во время античности ок. 250—750 н. э.


Тушемлинская (банцеровская) культура (Тушемлинская-банцеровская культура[1]) — восточнобалтская культура[2] железного века IV-VII веков, располагавшаяся на территории средней и северной Белоруссии, а также Смоленской области России. Тушемлинская культура выделена П. Н. Третьяковым и Е. А. Шмидтом в 1950-х годах. В 1960-х годах А. Г. Митрофановым был сделан вывод, что территория средней и северной Белоруссии вместе со Смоленщиной составляет единый культурно-археологический массив.




Содержание






  • 1 География


  • 2 Генетические связи


  • 3 Этимология названия


  • 4 Жилища


  • 5 Артефакты


  • 6 Хозяйство


  • 7 Языковые данные


  • 8 Примечания


  • 9 Литература





География |


Смоленская область России, а также Витебская, Минская (Банцеровское городище) и Могилёвская области Белоруссии.



Генетические связи |


Непосредственно предшествовала расселению славян-кривичей на этой территории[3]. Тушемлинские древности сложились на основе более ранних днепро-двинской культуры и культуры штрихованной керамики в результате метисации с носителями киевской культуры.



Этимология названия |


Название произошло от реки Тушемля и расположенного на её берегу близ деревни Мокрядино (Починковский район Смоленской области) одноимённого городища и от белорусской деревни Банцеровщина, расположенной близ Минска.



Жилища |


Помимо сёл тушемлинцы строили посёлки-убежища, которые были уничтожены огнём в конце существования их культуры. Тушемлинское городище представляет собой овальную площадку размером около 800 м², расположенную на мысу, ограниченном двумя оврагами. По периметру его защищали два земляных вала с деревянными оградами по верху. С напольной стороны были устроены еще три вала с такой же бревенчатой оградой. С внутренней стороны городища к стенам вплотную примыкала длинная бревенчатая постройка с двускатным перекрытием шириной 4-4,5 м, разделённая перегородками на семь или восемь помещений, в середине некоторых из них имелись очаги, выложенные камнями, остальные использовались для хозяйственных нужд. В пределах Тушемлинского городища в конце «двора» находилось языческое святилище. В центре мысовой части городища располагалась круглая площадка со столбами по краю и большим столбом в центре, предположительно для главного кумира[4]. Святилище относится в средней фазе существования городища (III—IV века), в верхней культурной фазе святилище отсутствует[5]. Ближайшим аналогом святилищ в пределах городища является святилище, описанное в X веке Ибн Фадланом[6].



Артефакты |


Было развито кузнечное производство. На поселениях занимались получением железа и изготовлением из него орудий труда. Для тушемлинских племен характерны многочисленные железные орудия труда, серпы разновидных форм с крючком, узколезвийные топоры, ножи с прямой спинкой, удила, трехлопастные наконечники стрел, листовидные наконечники копий и др[7].



Хозяйство |


Население занималось земледелием и скотоводством.



Языковые данные |


По новейшим данным сравнительной лингвистики, восточно-великорусские говоры в верховьях Днепра и Угры (наиболее компактно на территории мощинской культуры) входят в четвёртую акцентную группу. Согласно выводам лингвистов, «диалекты этой группы ввиду сугубой архаичности их акцентной системы не могут быть объяснены как результат вторичного развития какой-либо из известных акцентологических систем, а должны рассматриваться как наиболее раннее ответвление от праславянского; этнос носитель этого диалекта, представляет, по-видимому, наиболее ранний восточный колонизационный поток славян»[8].



Примечания |





  1. Банцеровская культура (недоступная ссылка)


  2. Тарасов И.М. Балты в миграциях Великого переселения народов. Ч. I. Галинды, с. 97.


  3. Шмидт Е. А. О Тушемлинской культуре IV—VII веков в Верхнем Поднепровье и Подвинье


  4. К истории градообразования на территории Древней Руси, VI — первая половина XI века / М. А. Сагайдак (при участии В. В. Мурашевой, В. Я. Петрухина) // История русского искусства: в 22 т. ; отв. ред. А. И. Комеч. — М.: Сев. паломник, 2007. — Т. 1: Искусство Киевской Руси. — С. 81-108.


  5. Третьяков П. Н., Шмидт Е. А. Древние городища Смоленщины.


  6. П. Н. Третьяков. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. М., Л., «Наука», 1966, с 276.


  7. Седин А. А. Раннесредневековые памятники Могилевщины и современная молодежь (недоступная ссылка)


  8. Дыбо В. А., Замятина Г. И., Николаев С. Л. Основы славянской акцентологии. — М., 1990. — С. 157-158.




Литература |




  • Митрофанов А. Г. Железный век средней Белоруссии (VII—VI вв. до н. э. — VIII в. н. э.). Мн., 1978.


  • Митрофанов А. Г. Археологические памятники восточных балтов на территории Белоруссии в эпоху железа (VIII в. до н. э. — IX в. н. э.) // Из древнейшей истории балтских народов: (по данным археологии и антропологии). Рига, 1980.

  • Шмидт Е. А. Верхнее Поднепровье и Подвинье в III—VII вв. н. э. Тушемлинская культура / Отв. ред. Ф. Э. Модестов. — Смоленск: [б. и.], 2003. — 295 с. — 200 экз. — ISBN 5-88018-336-X.















Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск