Водонос







С. И. Грибков «Водовоз» (1873)


Водоно́с (также водово́з, продаве́ц воды́) — профессия, существовавшая до появления централизованного водоснабжения[1]. Водонос набирал воду в источнике (реке, колодце, из водокачки и т. п.) и разносил или развозил ёмкости с водой по домам. После строительства индивидуального водопровода профессия водоноса становится ненужной и исчезает[2].


В позднецинском Чэнду водоносами работало около тысячи человек, причём они не только занимались своими непосредственными обязанностями, но ещё и помогали по хозяйству старикам и больным, которые не могли о себе заботиться[3]. Чэндуские водоносы ещё в 1940-х годах ходили босиком, подчёркивая этим, что они заходят глубоко в реку, чтобы набрать самой чистой воды[3].


Наличие водопровода как такового не уничтожало профессию. Лондонские водоносы, к примеру, продолжали набирать воду из реки до XIV века, несмотря на наличие водопровода[4]. В Санкт-Петербурге в середине XIX века работало 37 водокачек; от них воду в вёдрах по городу распространяли водоносы[5].




Содержание






  • 1 Статус


  • 2 См. также


  • 3 Примечания


  • 4 Литература





Статус |





Парижский водонос в 1841 году




Автомобиль-водовоз на базе ЗиЛ-130 в Будапеште


Профессия водоноса требует большой физической силы и выносливости, из-за чего считается тяжёлой и преимущественно мужской. Евгений Марков в «Очерках Кавказа» сообщал, что в Тбилиси воду носят персы, отмечая тяжесть этой работы применительно к городу, где источник воды отделён обрывом[6]. Несмотря на это, в Гане воду разносят в основном женщины и дети, зачастую из бедных семей[7].


Водоносы обычно многочисленны, из-за чего их гильдии зачастую имели большое влияние[1][8]. Так, в Бухаре в конце XIX века цех водоносов был одним из самых крупных в городе. У него имелось что-то вроде профсоюза: избираемый староста цеха следил за соблюдением правил и защищал интересы всех водоносов, подчиняющихся ему, и контролировал работников, чтобы они, например, не ставили бурдюки на землю[9].


Древнеегипетские водоносы вдобавок к основной деятельности подрабатывали курьерами, перенося вместе с водой посылки. Они были свободными людьми и могли иметь собственность[10]. В исламских странах, в особенности в Таджикистане, водовозы наряду с дровосеками считались представителями наиболее «чистых» и почитаемых профессий[11]. В западнобенгальском Каримпуре, где существует деление на касты, водоносы являются каминами, т. е. «низшими», в отличие от джаджманов, «высших». Водоносы считаются равными джатам-мусульманам и чамарам[5]. В Гане данная профессия также считается непрестижной, хотя женщин-водоносов уважают за физическую силу[7].


Профессиональным праздником парижских водоносов (вместе с угольщиками и прачками) считался карнавал Ми-Карем[fr][12].



См. также |


  • Автоцистерна


Примечания |





  1. 12 Ангелакис, 2012.


  2. Рахимов, 2009.


  3. 12 Ван, 2003.


  4. Магнуссон, 2003.


  5. 12 Юхнева, 2013.


  6. Марков.


  7. 12 Ирит, 2008.


  8. Мензе, 1876—1878.


  9. Садриддин.


  10. Богословский, 1983.


  11. Улуг-заде, 1986.


  12. Общество, 2012.




Литература |



  • Садриддин А. Воспоминания Садриддин Айни. — С. 557. — ISBN 9785458550413.

  • Богословский Е.С. Древнеегипетские мастера: по материалам из Дер эль-Медина. — Изд-во «Наука», Глав. ред. восточной лит-ры, 1983. — (Akademija nauk SSSR).

  • Марков Е. Очерки Кавказа. — С. 387. — ISBN 9785424190865.

  • Екатерина Юхнева. Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта. — Litres, 2013. — С. 127, 205. — ISBN 9785457237322.

  • Рахимов Р.Р., Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Центральная Азия: традиция в условиях перемен. — Наука, 2009. — С. 365. — (Центральная Азия: традиция в условиях перемен).

  • Улуг-заде Е. С., Амонов Р., Тилавов В., Капранов В. А. Опыт количественного анализа таджикского фольклора. — Дониш, 1986.

  • Irit Eguavoen. The Political Ecology of Household Water in Northern Ghana. — Lit, 2008. — С. 173—175. — (ZEF development studies). — ISBN 9783825816131.

  • Angelakis A.N., Mays L.W., Koutsoyiannis D. Evolution of Water Supply Through the Millennia. — IWA Publishing, 2012. — С. 209. — ISBN 9781843395409.

  • Roberta J. Magnusson. Water Technology in the Middle Ages: Cities, Monasteries, and Waterworks after the Roman Empire. — JHU Press, 2003. — ISBN 9780801872839.

  • Di Wang. Street Culture in Chengdu: Public Space, Urban Commoners, and Local Politics, 1870-1930. — Stanford University Press, 2003. — С. 75—76. — ISBN 9780804747783.

  • Paris Societe d’Economie Sociale. Les Ouvriers Des Deux Mondes. — Nabu Press, 2012. — 334 с. — ISBN 9781273310966.

  • Joseph Mainzer. porteur d’eau. — 1876—1878. — С. 226—227.




Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Центральная группа войск

Троллейбус