Ярославский вокзал
Памятник истории и архитектуры | |||
Ярославский вокзал | |||
---|---|---|---|
Главный фасад здания Ярославского вокзала
| |||
55°46′35″ с. ш. 37°39′26″ в. д.HGЯOL | |||
Страна | Россия | ||
Местоположение | Москва, Комсомольская площадь, 5 | ||
Тип здания | вокзал железнодорожный | ||
Архитектурный стиль | модерн | ||
Автор проекта | Роман Кузьмин, Фёдор Шехтель, | ||
Строительство | 1880—1882 годы | ||
Основные даты | |||
1862 — строительство первого здания вокзала 1902—1904 — реконструкция по проекту Фёдора Шехтеля | |||
Статус | Охраняется государством | ||
Состояние | действующий | ||
Сайт | Официальный сайт | ||
Ярославский вокзал на Викискладе |
Яросла́вский вокза́л (с 1862 по 1870 год — Троицкий, с 1922 по 1955 год — Северный[1]) — пассажирский терминал, расположенный в Москве на Комсомольской площади. Обслуживает станцию Москва-Пассажирская-Ярославская и относится к Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов[2]. Является одним из девяти вокзалов столицы и считается крупнейшим из них по объёму перевозок[3][4][5].
Содержание
1 История
1.1 Территория вокзала
1.2 Строительство и использование
1.3 Современный вид
1.4 Реконструкция
2 Современность
3 Архитектурные особенности
4 Пассажирское движение
4.1 Направления, перевозчики и расписание
4.2 Ускоренное движение
4.3 Наземный общественный транспорт (Комсомольская площадь)
5 Примечания
6 Литература
7 Ссылки
Первое здание вокзала было построено по проекту архитектора Романа Кузьмина в 1862 году для обслуживания железной дороги Москва — Сергиево. К 1870-му линию продлили до Ярославля, а также решили расширить и реконструировать вокзал по проекту Фёдора Шехтеля[6][2]. Новое строение было выполнено в неорусском стиле с элементами северного модерна[7][8].
История |
Территория вокзала |
Предположительно, территория близ Красного пруда в XIV веке относилась к вотчине Василия I. Однако первые достоверные упоминания об этом участке относятся к 1462 году, позднее он перешёл по наследству к Ивану III, получив название Красносельская дворцовая слобода. Тем не менее берега водоёма долгое время не застраивались и использовались только для выпаса скота. К началу XVIII века места от Земляного вала до Красного пруда представляли собой обширное поле. Южная его часть была заболочена, а в северо-западной располагался путевой дворец Алексея Михайловича. Над зданием возвышалась каланча, в честь которой пустырь и получил название Каланчёвская площадь. После возведения Камер-Коллежского вала участок вошёл в состав Москвы и начал постепенно застраиваться. Так, через площадь проходила дорога во Владимирскую землю, у северной границы возвели Артиллерийский полевой двор, где хранились боеприпасы и устраивались военные учения[9][10]. Во время пожара 1812 года из-за взрыва артиллерийских запасов склад сгорел, повредив при этом окрестные постройки. Двор решили не восстанавливать, а часть его территории в 1844—1849 годах использовали для строительства Николаевского вокзала[11][8][12].
Строительство и использование |
Во второй половине XIX века началось строительство железной дороги между Москвой и Сергиевым. Изначально её длина составляла 64 версты. Магистраль облегчила путь для паломников Троице-Сергиевой лавры, однако считалась роскошью и не могла нести высокой транспортной нагрузки, поэтому вскоре было решено продлить полотно до Ярославля. Место для конечной станции в Москве выбирали долго, существовали предложения о создании вокзала рядом с Сухаревой башней на 1-й Мещанской улице или у Крестовской заставы[8][13]. Рассматривался также вариант подведения железнодорожного полотна к Николаевскому вокзалу, но в итоге выбрали пустовавшее рядом с ним место на Каланчёвской площади[14][5].
Изначально за проектирование нового здания отвечал архитектор М. Ю. Левестам. Однако его план не удовлетворил правление железной дороги и работы перепоручили Роману Кузьмину. По некоторым данным, ему также помогал Смарагд Шустов[8]. Они создали небольшое двухэтажное здание со строгими архитектурными формами. Строение представляло собой двухэтажный п-образный павильон, ведущий к платформам. Крышу вокзала украшал флагшток со знаменем ведомства путей сообщения. Левый корпус занимали правление железной дороги, зал ожидания и багажное отделение, правый — залы для разных классов пассажиров[10][15][16]. Вокзал имел тупиковую организацию и получил название Троицкий. Для освещения нового сооружения 18 августа 1862 года пригласили митрополита Филарета, о чём в московских газетах появилось сообщение:
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
Правление Московско-Ярославской железной дороги извещает, что с 18 числа августа открывается ежедневное движение от Москвы до Сергиева Посада, на первое время по два раза в день. Впрочем, в случае большого стечения желающих ехать, через три четверти часа после обыкновенных поездов могут быть отправлены случайные поезды. Правление Московско-Ярославской железной дороги извещает господ акционеров, что в субботу, 18 августа, в 11 ч утра будет освящение дороги и станции[15]..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
Священнослужитель первый раз столкнулся с железнодорожным транспортом, поэтому специально для него провели демонстрацию на территории станции. Несмотря на убеждение во вредности новшества для паломников, он освятил вокзал[13][14]. Однако после первого путешествия железнодорожным транспортом с членами правления дороги митрополит Филарет переменил своё мнение:.mw-parser-output .ts-Цитата-container{margin:auto;border-collapse:collapse;display:flex;justify-content:center}.mw-parser-output .ts-Цитата-quote{font-style:italic}.mw-parser-output .ts-Цитата-container cite{display:block;float:right;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote,.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{width:30px;padding-right:10px}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote{vertical-align:top}.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{vertical-align:bottom}.mw-parser-output .ts-Цитата-container .ts-oq .NavFrame{padding:0.25em 0 0}
Рекомендую железную дорогу. Сколько употреблено искусства, усилий и средств, чтобы вместо пяти часов ехать полтора[8]. |
К 1870 году окончилось строительство железнодорожной магистрали до Ярославля, в связи с чем увеличился пассажиропоток, а вокзал переименовали в Ярославский[10][8][6]. В августе 1897 года прибывавший на перрон поезд разогнался слишком сильно и врезался в здание. Газеты того времени так описывали происшествие:
30 августа на Московской пассажирской станции Ярославской дороги потерпел крушение пассажирский поезд № 9‑бис, прибывающий из Сергиева в 10 часов утра. <…> Катастрофа произошла вследствие того, что поезд подходил к вокзалу таким быстрым ходом, какой допускается только в пути. Поезд следовал в составе 13 вагонов, снабженных автотормозами Вестингауза, которые по неизвестной причине в данный момент не действовали. Тогда машинист начал давать тревожные свистки для поездной прислуги, чтобы пустить в ход ручные тормоза, что ими тут же было исполнено. Но так как это было слишком поздно, уже в конце платформы вокзала, то удержать поезд не было никакой возможности — он с силой ударился в стоявший в конце пути, у отбойного бруса, порожний багажный вагон. Причем паровоз вошел в него наполовину и разрушил упорный брус, укрепленный довольно прочно на нескольких рельсах. Затем вся эта масса устремилась через деревянный переход в здание пассажирского вокзала и ударилась в оконный переплет. Багажным вагоном была разбита стена вокзала до потолка в помещении конторы, где, к счастью, никого не было в это время. Следующие за паровозом вагоны стали напирать, багажный вагон взгромоздился на тендер, который ударил о стену здания Правления дороги[8].
Современный вид |
Так как здание не справлялось с возросшим количеством пассажиров, его решили реконструировать. Изначально, работы поручили главному архитектору домостроительного общества Льву Кекушеву. Под его руководством в 1895—1897 годах перестроили восточное крыло вокзала, а также приступили к возведению водонапорной башни. Вскоре после начала реконструкции глава общества Московско-Ярославской дороги Савва Мамонтов, покровительствовавший архитектору, был обвинён в хищении средств и новое правление предпочло выбрать более экономичный проект[10][17][18]. В 1900 году здание вокзала расширили за счёт двух флигелей, однако это не решило проблему[19][8][20]. Автором нового архитектурного замысла стал Фёдор Шехтель. Начальник Ярославской железной дороги Н. Казаков заказал архитектору здание в «северорусском стиле с некоторым монастырским оттенком»[2][13]. Сам Шехтель так описывал свою идею:
... я изобразил уголок моих построек в Глазго [павильон Международной выставки в Глазго 1901 года]. Эти постройки, в которых я старался придать русскому стилю суровость и стройность северных построек, мне милы более других произведений. Для меня это мой девиз[19]. |
Задумка архитектора получила единогласное одобрение заказчиков, а также понравилась Николаю II. Шехтель сохранил часть корпуса Кузьмина, расширив только пассажирскую зону за счёт двух боковых корпусов со стороны Каланчёвской площади и одного у заднего фасада. Он использовал новые для того времени материалы: железобетон и металлоконструкции, что значительно удешевило и облегчило строительство. Работы начались весной 1902-го, а завершились через два года[21][8][6]. Однако отдельные исследователи указывают, что реконструкция продолжалась вплоть до 1906 года[7][2][22].
Новое здание превосходило старое по площади более чем в три раза. Правую часть строения занимали служебные и парадные помещения, левую — залы ожидания. Второй этаж отвели под кабинеты членов правления дороги, там же обустроили зал заседаний. Планировка обновлённого вокзала была схожа с прежней, однако Шехтелю удалось умело организовать пространство и разместить большой вестибюль с кассами, просторные залы для пассажиров, а также оборудовать удобные выходы к платформам[8]. Согласно некоторым данным, в 1910 году под руководством Льва Кекушева возвели перрон вокзала, однако отдельные исследователи полагают, что он был создан ещё в конце XIX века. По задумке архитектора над правой посадочной зоной нависали верхние этажи строения, поддерживаемые рядом толстых колонн[15][2][6].
Реконструкция |
В 1918 году группа архитекторов под руководством Алексея Щусева предложила проект реконструкции Москвы, согласно которому Николаевский и Ярославский вокзалы должны были объединить дебаркадером, однако позднее от этой идеи отказались[11]. В 1922-м вокзал переименовали в Северный. По некоторым данным, это решение приняли, так как топоним напоминал о Ярославском мятеже[5][1][13]. 20 июня 1929 года с Северного вокзала отправился первый электрический поезд[7]. В этот период здание не справлялось с увеличившимся пассажиропотоком и через два года его реконструировали. Железнодорожные пути отодвинули, увеличив внутреннюю часть строения. За счёт этого колонны над северо-восточным перроном, возведённые по проекту Кекушева, оказались в центре зала ожидания. Созданные по эскизам Шехтеля светильники сняли, деревянную облицовку стен, скамьи и продовольственные ларьки демонтировали[23].
В послевоенные годы «жутковатые и тревожные» интерьеры Шехтеля перестроили под руководством архитектора Алексея Душкина и скульптора Ивана Ефимова. Верхнюю часть стен между полуколоннами вестибюля заполнили рельефами, изображавшими рыбную ловлю и охоту, а прежние картины Константина Коровина переместили в запасники Третьяковской галереи, однако некоторые исследователи полагают, что их отдали на хранение ещё в 1930-х годах. Название Ярославский вокзал вернули только в 1955-м[24][19][15].
Во время реконструкции 1965—1966 годов железнодорожные пути отодвинули и между крыльями старого здания возвели двухэтажную пристройку со стеклянной стеной и железобетонными сводами. По задумке архитекторов А. Кулагина и Г. Матохина такое решение помогло создать образ, соответствовавший «духу времени». При этом в проектной документации отмечалось, что строение «не представляет из себя единого композиционного замысла. Крылья здания вокзала, выполненные в стиле модерн с витиеватым грузным карнизом, со случайно расположенными проемами — безвкусны»[23]. Осенью 1961-го дирекция Ярославского вокзала первой в городе приняла решение решение взимать плату за проход провожатых к вагонам для уменьшения толчеи на перронах. В дальнейшем правило отменяли и возобновляли. В 1995 году планировку вокзала сильно изменили, что позволило увеличить пропускную способность объекта в два раза. Кроме того, были отреставрированы колонный и гербовый залы. В том же году на территории вокзала обустроили гостиницу из списанных вагонов, однако вскоре её закрыли из-за участившихся краж[2][15][5].
Современность |
В 2005 году архитектурное бюро Тимура Башкаева осуществило проект очередной масштабной реконструкции Ярославского вокзала[10]. Во время работ изменили расположение касс, увеличили площадь залов ожидания на 1800 м², что позволило создать дополнительные окна пригородных касс и зоны отдыха пассажиров. Реставраторы восстановили зал ожидания для пассажиров первого класса, дверные проёмы в галерее между вестибюлем и кассами, а также комнату за расписанием поездов, замурованную после революции. Изначально предполагалось снять серп и молот, установленные на фасаде при советском правительстве, однако от этой идеи отказались[5][15]. В 2014 году на здании установили архитектурную подсветку. Всего было использовано около 500 светильников тёплого и холодного освещения[25].
26 июля 2015 года на перроне вокзала прошла торжественная встреча «Евразийского поезда дружбы». После чего было подписано соглашение, в соответствии с которым Ярославский и вокзал Сеула признавались побратимами[26]. В этом же году Центральный банк России выпустил серебряную монету, изображавшую вокзал после перестройки Шехтелем[27]. В 2018-м началось строительство дополнительного пути и островной платформы. Полный комплекс работ на Ярославском направлении предполагалось окончить к 2025 году[28].
Архитектурные особенности |
Здание Ярославского вокзала считается одним из выдающихся творений Фёдора Шехтеля. Он сумел совместить элементы древнерусского зодчества с декором в стиле модерн. Особую схожесть с теремом строение приобретает за счёт соединения разных архитектурных объёмов. Благодаря такому приёму с разных точек обзора формируются уникальные образы строения, единым компонентом которых является левая башня. По задумке архитектора она и вестибюль стали основными вертикальными осями Ярославского вокзала[6][7][2]. Их значимость подчёркивает форма кровель: над вестибюлем возвышается гребневидная крыша, а башню венчает высокий шатёр[29][30].
Так как при возведении нового здания Шехтель частично использовал старое строение, фасады сохранили отдельные элементы творения Кузьмина. Так, в левой части главного фасада виден монотонный ряд небольших окон, а левый боковой фасад почти не перестраивался[15].
Массивный объём вестибюля выделен ризалитом и призван олицетворять «городские ворота», ведущие в просторный сводчатый зал ожидания. Над входом архитектор расположил гербы главных городов Ярославской железной дороги — Москвы, Архангельска и Ярославля. Эту часть строения украшают полукруглые пилоны и высокая кровля с подзором, что создаёт причудливое очертание строения[7][2]. Внешнее убранство вокзала вызывает ассоциации с древним искусством Ярославской и Архангельской губерний, а также с мотивами русского севера. Вокзал опоясывает широкий керамический фриз с растительным узором бирюзового цвета. Он был выполнен по эскизам Шехтеля в Абрамцевской мастерской Саввы Мамонтова[31]. Над крышей вестибюля возвышаются кованые украшения, напоминающие северные орнаменты[21][30][32].
Изначально интерьеры вокзала были сходны с мотивами внешнего убранства. Помещения украшали картины Константина Коровина, посвящённые быту людей на севере страны. Среди них: «Лодки поморов в море», «Съёмка жира с кита», «Охота на моржей», «Базар в приморском становище», «Прокладка железной дороги» «Северное сияние», «Оленья упряжка» и другие[7][19].
Пассажирское движение |
По состоянию на 2017 год вокзал занимает первое место по объёму пассажиропотока в стране. При этом основная доля перевозок приходится на поезда пригородного сообщения — более 6 миллионов человек в месяц, в то время как маршрутами дальнего следования в месяц пользуется только чуть более 500 тысяч человек[4]. По оценкам экспертов, к 2020 году объём перевозок по направлению Москва-Пассажирская-Ярославская-Мытищи должен составить 52 — 55 тысяч человек в сутки. Планируется, что строительство дополнительного пути от Ярославского вокзала поможет ввести 53 дополнительных поезда и увеличит пропускную способность вокзала на 24 %. Это должно увеличить пропускную способность станции до 270 в сутки к 2025 году[28].
По состоянию на июль 2018 года с Ярославского вокзала отправляются пригородные электропоезда по следующим направлениям: Александров I, Балакирево, Болшево, Зелёный Бор, Красноармейск, Монино, Мытищи, Пушкино, Сергиев Посад, Софрино, Фрязево,Фрязино-Пассажирская, Щёлково.
Вокзал служит отправной точкой транссибирской магистрали, «нулевой километр» которой располагается между третьим и четвёртым перронами[10][7]. По состоянию на июль 2018 года с вокзала отправляются следующие поезда дальнего следования:
Направления, перевозчики и расписание |
Перевозчик | Дистанция | Расписание и направления |
---|---|---|
Российские железные дороги | Дальнее следование | Яндекс |
Китайские железные дороги | ||
Монгольские железные дороги | ||
Министерство железных дорог КНДР | ||
ТрансКлассСервис | ||
Центральная пригородная пассажирская компания | Межрегиональное и пригородное сообщение | ЦППК |
Ускоренное движение |
Дистанция | Трасса следования | Протяжённость | Время в пути | Тип поезда | Вагонов | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Москва Ярославский вокзал | |||||||
Межрегиональное ускоренное движение | |||||||
↔ | Александров | Пушкино, Сергиев Посад | 112 км. | 1 ч. 37 мин. | ЭД4М «Экспресс» | 10 | |
Пригородное ускоренное движение | |||||||
↔ | Болшево | Лосиноостровская, Мытищи | 25 км | 0 ч. 28 мин. | ЭД4М «Экспресс» РЭКС | 11 | |
↔ | Пушкино | Лосиноостровская, Мытищи | 30 км | 0 ч. 30 мин. | |||
↔ | Монино | Лосиноостровская, Мытищи, Подлипки-Дачные, Болшево, Загорянская, Воронок, Чкаловская, Бахчиванджи | 49 км | 1 ч. 02 мин. |
Наземный общественный транспорт (Комсомольская площадь) |
Список маршрутов наземного общественного транспорта | |||||
---|---|---|---|---|---|
Номер | Маршрут | Трасса следования | |||
Регулярные маршруты автобуса | |||||
| Уссурийская ул. Гольяново | ↔ | Китай-город Славянская площадь | Уральская ул., Щёлковская, 3-я Парковая ул., Первомайская, Первомайская ул., Измайловское шоссе, Партизанская, Ткацкая ул., Вельяминовская ул., Большая Семёновская ул., Электрозаводский мост, Бакунинская ул., Бауманская, Нижняя Красносельская ул., Краснопрудная ул., Комсомольская пл., Каланчевская ул., Орликов пер., Садовое кольцо, Покровка ул., Маросейка ул., Лубянка, Новая пл. | |
| Дворец спорта Сокольники Сокольники | ↔ | Завод Красный путь Новорогожская ул. | Сокольнический Вал ул., 1-я Рыбинская ул., 3-я Рыбинская ул., Лобачика ул., Шумкина ул., Маленковская улица, Русаковская ул., Красносельская, Комсомольская площадь, Рязанский пр., Новорязанская ул., Спартаковская ул., Старая Басманная ул., Садовое Кольцо, Курский вокзал, Верхняя Сыромятническая ул., Костомаровский пер., Сергия Родонежского ул., Площадь Ильича, Римская, Рабочая ул. | |
| Дворец спорта Сокольники Сокольники | ↔ | Лубянка Лубянская площадь | Сокольнический Вал ул., 1-я Рыбинская ул., 3-я Рыбинская ул., Лобачика ул., Шумкина ул., Маленковская улица, Русаковская ул., Русаковская эстакада, Красносельская, Комсомольская площадь, Каланчевская ул., Орликов пер., Мясницкая ул. | |
Регулярные маршруты троллейбуса | |||||
| Платформа Северянин Ростокино | ↔ | Электрозаводский мост Большая Семёновская ул. | Проспект Мира, ВДНХ, Алексеевская, Крестовский мост, Орлово-Давыдовский пер., Большая Перяславская ул., Каланчевская ул., Комсомольская пл., Краснопрудная ул., Красносельская, Русаковская ул., Сокольники, Стромынка ул., Преображенская ул., Электрозаводская ул. | |
| Уссурийская ул. Гольяново | ↔ | Комсомольская пл. Комсомольская | Хабаровская ул., Щёлковское шоссе, Щёлковская, Щёлковский путепровод, Большая Черкизовская ул., Черкизовская, Преображенская пл., Преображенская площадь, Стромынка ул., Сокольники, Русаковская ул., Красносельская, Краснопрудная ул. | |
Регулярные маршруты трамвая | |||||
| Бульвар Рокоссовского Ивантеевская ул. | ↔ | Тверская Застава Белорусский вокзал | Игральная улица, Погонный проезд, Богородское, 1-я Прогонная улица, Мосгорсуд, Преображенская площадь, Театр Романа Виктюка, Сокольники, Маленковская улица, Красносельская, Комсомольская площадь, Каланчевская улица, Проспект Мира, Улица Гиляровского, Театр зверей имени Дурова, Самотечная улица, Улица Достоевского, Новослободская улица, Лесная улица | |
| Детский санаторий Метрогородок | ↔ | Каланчевская ул. Комсомольская | Открытое шоссе, Бульвар Рокоссовского, Халтуринский пр., Халтуринская ул., Большая Черкизовская ул., Преображенская площадь, Стромынка ул., Сокольники, Русаковская ул., Красносельская, Краснопрудная ул. Комсомольская площадь | |
| Новогиреево 2-й просп. Новогиреева | ↔ | Каланчевская ул. Комсомольская | Алексея Дикого ул., Зелёный проспект, Новогиреево, 3-я Владимирская ул., Шоссе Энтузиастов, Шоссе Энтузиастов, Авиамоторная, Авиамоторный пр., Красноказарменная ул., Лефортовский мост, Улица Радио, Бауманская ул., Ольховская ул., Нижняя Красносельская ул., Красносельская, Краснопрудная ул., Комсомольская площадь | |
| Проезд Энтузиастов Дангауэровка | ↔ | Каланчевская ул. Комсомольская | Шоссе Энтузиастов, Авиамоторная, Авиамоторный пр., Красноказарменная ул., Лефортовский мост, Улица Радио, Бауманская ул., Ольховская ул., Нижняя Красносельская ул., Красносельская, Краснопрудная ул., Комсомольская площадь |
Комментарий: к — кольцевой; 902 — экспресс; 454 477 Б — муниципальный автобус; 91 — частный автобус; 34к — троллейбус, 42 — электробус; Б — трамвай; 1011 — маршрутное такси.[33][34][35]
См. также: Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве
Примечания |
↑ 12
Все московские вокзалы, кроме Павелецкого, носят "не свои" названия (неопр.). Вести.Ру (10 июля 2009). Проверено 28 июня 2018.
↑ 12345678 Мясников, 2012.
↑
Структурные подразделения (неопр.). Дирекция Железнодорожных Вокзалов (2018). Проверено 8 июля 2018.
↑ 12
Статистика. Пассажиропоток на жд вокзалах России (неопр.). ЖД Медиа (2018). Проверено 8 июля 2018.
↑ 12345
Евгений Кузнецов. Хроники московских вокзалов: 9 известных и 1 невидимый (неопр.). Городской информационный канал m24.ru (17 июня 2016). Проверено 8 июля 2018.
↑ 12345 Сутормин, 2016.
↑ 1234567 Слука, 2015, с. 72—73.
↑ 12345678910 Васькин А. А., 2018.
↑
Площадь трех вокзалов (неопр.). Культура.РФ (2017). Проверено 8 июля 2018.
↑ 123456
Азбука СЖД от А до Я: Троицкий (Ярославский) вокзал (неопр.). Комсомольская правда (16 апреля 2018). Проверено 28 июня 2018.
↑ 12
Здесь будет дом заложен (неопр.). Центральный Дом Культуры Железнодорожников (2017). Проверено 28 июня 2018.
↑ Романюк С. К., 1998, с. 285.
↑ 1234
Ярославский вокзал (неопр.). Узнай Москву (2014). Проверено 28 июня 2018.
↑ 12 Романюк, 1998, с. 104—108.
↑ 1234567 Васькин А. А. Ярославский вокзал в Москве. История строительства // Современные гуманитарные исследования. — 2008.
↑ Петухова, 2005, с. 52—54.
↑ Мария Нащокина. Жизнь и судьба архитектора Льва Кекушева // Наше наследие. — 2012.
↑ Мотрошилова, 2010, с. 225.
↑ 1234 Соколова, 2014.
↑ Никологородская, 2009, с. 261.
↑ 12 Кириченко, 1978, с. 245.
↑ Петухова, 2005, с. 79.
↑ 12 Гонсалес Е. Непослушная архитектура. Ярославский вокзал // журнал "Проект классика". — 2005.
↑ Баранова, 2014.
↑
Валерий Бузовкин. Сочетание теплого и холодного света, позволило эффектно выделить «силуэт здания». (неопр.). Вечерняя Москва (17 июля 2014). Проверено 8 июля 2018.
↑
Юлия Кузьмина. На Ярославский вокзал прибыл «Евразийский поезд дружбы» (неопр.). Вечерняя Москва (26 июля 2015). Проверено 28 июня 2018.
↑
Банк России выпустил в обращение три памятные монеты (неопр.). Федеральное агентство новостей (2 февраля 2015). Проверено 28 июня 2018.
↑ 12
Казанцева Светлана. Новые платформы и дополнительные поезда: что ждет пассажиров Ярославского направления (неопр.). Городской информационный канал m24.ru (28 мая 2018). Проверено 8 июля 2018.
↑ Кириченко, 1978, с. 226, 245.
↑ 12 Гурина М. Ярославский вокзал // журнал “Искусство”. — 2005.
↑ Савина, 2009, с. 47—49.
↑ Кириллов, 1979, с. 100—102.
↑ Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве
↑ Часть 2 Реестра смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью
↑ Реестр смежных межрегиональных и межмуниципальных маршрутов Московской области
Литература |
- Архитектурное наследие Фёдора Шехтеля в Москве / Савина И. А. — Москва: Издательский дом Руденцовых, 2009. — 137 с.
- Баранова С. И. Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы. — Москва: АСТ, 2014. — 608 с. — ISBN 978-5-17-080060-5.
- Васькин А. А. Узнай Москву. Исторические портреты московских достопримечательностей. — Москва: Этерна, 2018. — 504 с. — ISBN 978-5-480-00348-2.
- Кириллов В. В. Архитектура русского модерна (опыт формологического анализа). — Москва: Издательство Московского университета, 1979. — 212 с.
- Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-19010-х годов. — Москва: Искусство, 1978. — 399 с.
- Мотрошилова Н. В. , Парамонов А. А., Петровская Е. В. Север и северо-запад Европейской России // Материалы Международной конференции "Мераб Мамардашвили: вклад в развитие философии и культуры". — 2010. — С. 225.
- Мясников А. Л. 100 великих достопримечательностей Москвы. — Москва: Вече, 2012. — 510 с. — ISBN 978-5-9533-6097-5.
- Никологородская О. А. Картины истории России. — Москва: Белый город, 2009. — 312 с. — ISBN 978-5-7793-1581-4.
- Петухова Н. Г. Площадь Трех вокзалов. Архитектурная биография. — Москва: Остров, 2005. — 156 с. — ISBN 5-94500-028-0.
- Романюк С. Каланчёвка Красное // Наука и жизнь. — 1998. — С. 104—108.
- Романюк С. К. По землям московских сел и слобод: Между Садовым кольцом и Камер-коллежским валом. — Моква: ЗАО "Сварог и К", 1998. — 640 с. — ISBN 5-93070-004-4.
- Слука И. М. Самые красивые дворцы и замки России. — Москва: Эксмо, 2015. — 252 с. — ISBN 978-5-699-77129-5.
- Соколова Л. А. Московский модерн в лицах и судьбах. — Москва: Центрполиграф, 2014. — 352 с. — ISBN 978-5-227-05115-8.
- Сутормин В. Н. По обе стороны Арбата, или Три дома Маргариты. — Москва: Центрполиграф, 2016. — 543 с. — ISBN 978-5-227-05863-8.
Ссылки |
Официальный сайт Ярославского вокзала города Москвы
Виртуальный тур по Казанскому, Ленинградскому и Ярославскому вокзалам Москвы