Башкирский троллейбусный завод
ПАО «БТЗ» | |
---|---|
Тип | Публичное акционерное общество |
Основание | 1964 |
Упразднена | 2017 |
Причина упразднения | банкротство |
Прежние названия | Уфимский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод (до 1999 года) |
Расположение | СССР → Россия: Уфа, Соединительное шоссе, д.11 |
Ключевые фигуры | Нечипоренко Игорь Николаевич (генеральный директор) |
Отрасль | Автомобилестроение |
Продукция | Троллейбусы |
Оборот | ▼ 4,1 млн. руб. (2011 год, МСФО) |
Чистая прибыль | ▼ - 2,7 млн. руб.(2011 год, МСФО) |
ПАО «Башкирский троллейбусный завод» (до 1999 года — Уфимский Ремонтный Трамвайно-Троллейбусный Завод (УРТТЗ)) — уфимское предприятие по производству троллейбусов и их капитально-восстановительному ремонту (как троллейбусов своего производства, так и продукции фирмы Тролза).
Троллейбусы марки БТЗ эксплуатируются более чем в 50 городах России и стран СНГ.
Содержание
1 История
2 Продукция
3 См. также
4 Примечания
5 Ссылки
История |
В 1964 году состоялся пуск Уфимского ремонтного трамвайно-троллейбусного завода, входившего в состав производственного объединения «Росремэлектротранс». В то время одни заводы были ориентированы на производство транспорта, а другие — на ремонт и выпуск запасных частей.
В период своего расцвета завод выпускал по 250—270 капитально отремонтированных троллейбусов в год. Кроме того, предприятие выпускало специализированный транспорт для геологических экспедиций, нефтяных буровых установок, энергоучастков и т. п.
В годы перестройки УРТТЗ пришёл в упадок.
В 1999 году Уфимский Ремонтный Трамвайно-Троллейбусный Завод был акционирован и поменял название на ОАО «Башкирский троллейбусный завод», а ещё годом ранее начал выпуск троллейбусов, увеличивая его год от года.
В 2009 году завод был признан лучшим предприятием Республики Башкортостан.
В 2010 году на БТЗ было выпущено 119 троллейбусов, это — 32 % от общего объёма их производства в стране.[1].
В 2011 году сказалось несвоевременное проведение аукционов и сокращение государственного софинансирования закупок муниципального транспорта. За первое полугодие было собрано всего 20 троллейбусов, и производство было приостановлено[2].
С января 2012 года БТЗ возобновил производство — за год было выпущено всего 26 троллейбусов моделей БТЗ-52763 и БТЗ-52768.
После 2013 года производство на заводе практически остановилось, дальнейшая судьба предприятия туманна. В частности, последняя новость на официальном сайте завода датирована июлем 2013 года. В конце 2013 года собрана последняя партия (10 штук) низкопольных троллейбусов БТЗ-52763А для Уфы.
В 2014 году производство троллейбусов почти остановилось. За 12 месяцев собрано 6 троллейбусов БТЗ-52768Р для Чувашской Республики (4 троллейбуса для Новочебоксарска и два для Чебоксар). Также выпущено 6 недособранных кузовов БТЗ-52768Т для Уфы, которые были в январе - феврале 2015 года отправлены в троллейбусное депо №2 для дальнейшей сборки (собран один троллейбус БТЗ-52768Т №2052, дособирается №1092, который должен выйти на линию в ноябре - декабре 2016 года, начата сборка третьего троллейбуса в троллейбусном депо №2, остальные три троллейбуса медленно собираются из-за сложного финансового положения).
В марте 2016 года начата процедура банкротства троллейбусного завода[3].
Всего с середины 1990-х завод выпустил, с учётом КВР, не менее 1675 троллейбусов.
В 2017 году завод официально закрыт.
Продукция |
К 2012 году ОАО «БТЗ» серийно выпускал троллейбусы трёх моделей, а также другие мелкие партии (например, сочленённые) под заказ.
Как правило, каждая модель имеет три модификации: Р — с традиционным реостатно-контакторным (РКСУ-электронные контакторы) и А, Т — с тиристорно-импульсным (ТИСУ-IGBT) электроуправлением, в том числе А — с асинхронным приводом.
В начале производства троллейбусов использовались кузова, аналогичные основной в стране модели ЗиУ-9. В дальнейшем кузова троллейбусов БТЗ всё более и более отличались от этого прототипа. В последние годы созданы практически полностью оригинальные кузова, а также троллейбусы на базе кузова автобуса соседнего предприятия НефАЗ и сочленённые модели особо большого класса.
В 2013 года на Башкирском троллейбусном заводе планировалось начать выпуск трамваев на базе кузова 71-623 и электробусов на базе кузова БТЗ-52763А, однако этого так и не произошло.
Хронология моделей завода:
БТЗ-5201 — аналог ЗиУ-9
БТЗ-52011 — аналог ЗиУ-9, с вынесением электрооборудования на крышу
БТЗ-5276-01 (до сертификации — БТЗ-52011, БТЗ-5201-01, БТЗ-5201-02, БТЗ-5201-03) — часть электрооборудования вынесена на крышу, новые двери, обновлён салон (выпущен 131 экземпляр)
БТЗ-5276-04 — существенно обновлён внешний вид. Самая массовая модель в модельном ряде БТЗ (выпущено 285 экземпляров)
БТЗ-52763 — полностью низкопольный
БТЗ-5276-05 — переходная модель к БТЗ-52761Р (выпущен один экземпляр, отправленный в Москву). По сравнению с БТЗ-5276-04, электрооборудование находится на задней частью крыши, изменена передняя часть
БТЗ-52761 — первая модель с системой дверей 2+2+2
БТЗ-52764Р (до пересертификации в 2009 году — БТЗ-52761Р) — существенно обновлён внешний и внутренний вид
БТЗ-52764Т (до пересертификации в 2009 году — БТЗ-52761Т) — существенно обновлён внешний и внутренний вид (все экземпляры эксплуатируются в Уфе)
БТЗ-52767 — то же, новая передняя маска и другие комплектующие (первый экземпляр выпущен в декабре 2009 г. Некоторые экземпляры оснащены подъёмниками для инвалидов)
БТЗ-52768А (до пересертификации в 2012 году — БТЗ-52767А) — существенно обновлен внешний и внутренний вид
БТЗ-52768Р (до пересертификации в 2012 году — БТЗ-52767Р) — существенно обновлен внешний и внутренний вид
БТЗ-52768Т — специальная модификация БТЗ-52768 с тиристорно-импульсной (IGBT) системой управления (эксплуатируются в Коврове (2), Санкт-Петербурге (7) и Уфе (собран один троллейбус силами уфимского троллейбусного депо, дособирается ещё один троллейбус, в ожидании сборки ещё 4 кузова))
БТЗ-52761А — выпущено 7 троллейбусов (1 в Уфе (списан в 2015 году), остальные в Ижевске)
БТЗ-52761Н (БТЗ-100) — пониженный уровень пола, выпущено 2 экземпляра (1 эксплуатировался в Уфе (находится в нерабочем состоянии с 2012 года из-за проблем с э/о), 1 эксплуатируется в Москве)
БТЗ-6227 — сочленённый, ни одного экземпляра для штатной эксплуатации не выпущено
БТЗ-6227М — проект сочлененного троллейбуса на базе кузова БТЗ-52768, ни одного экземпляра не выпущено
ЗиУ-6205М — то же, обозначение КР ЗиУ-10 на БТЗ со сменой кузова на базе БТЗ-52761Т (выпущено 15 троллейбусов (12 троллейбусов для Стерлитамака, 3 троллейбуса для Уфы с 2004 по 2008 год)
НефАЗ-БТЗ-52765— троллейбус на базе кузова полунизкопольного автобуса НефАЗ-5299Т с асинхронной системой управления. Все троллейбусы этой модели эксплуатируются в Стерлитамаке и Уфе.
НефАЗ-БТЗ-52765— троллейбус на базе кузова полунизкопольного автобуса НефАЗ-5299Т с реостатно-контакторной системой управления (все троллейбусы этой модификации эксплуатируются в Уфе)
БТЗ-52763А — троллейбус на базе низкопольного автобуса НефАЗ-5299, пошёл в серию в июле 2012 года. Первоначально эксплуатировался только в Стерлитамаке и Уфе. В течение мая-июня 2013 года 10 экземпляров данной модели прибыли в Альметьевск[4].
См. также |
- Трамвайно-троллейбусный завод (Алма-Ата)
- Нефтекамский автозавод
- ВРТТЗ
Примечания |
↑ Уфа заняла второе место в России по выпуску троллейбусов // Башинформ, 22.03.2011
↑ Троллейбусы не пользуются спросом // «Коммерсантъ-Online», 06.07.2011
↑ Ъ-Уфа - БТЗ доехал до банкротства
↑ Альметьевск, БТЗ-52763А — Список подвижного состава — TransPhoto
Ссылки |
Башкирский Троллейбусный Завод (БТЗ, УРТТЗ, Trobus) на сайте Общественный транспорт России.
54°51′32″ с. ш. 56°06′24″ в. д.HGЯOL