Серафимы


























Серафимы
ивр. ‏שׂרף‏‎
Seraphim - Petites Heures de Jean de Berry.jpg
Серафимы, поддерживающие престол Бога
(миниатюра XIV века)
Толкование имени
«жечь», «испепелять»
Имя на других языках
лат. seraphi[m]
др.-греч. σεραφίμ
Атрибуты
огненный меч[источник не указан 1386 дней]
Характерные черты
шесть крыльев, обычно красного цвета; от одного до 16 ликов
Commons-logo.svg Файлы на Викискладе




«Шестикрылый серафим»
(М. А. Врубель, 1905 год)


Серафи́мы — в иудейской и христианской традиции высший ангельский чин, наиболее приближённый к Богу[1][прим. 1]




Содержание






  • 1 Этимология и интерпретация имени


  • 2 В Библии


  • 3 Дионисий Ареопагит


  • 4 Внешний вид


  • 5 В литературе и искусстве


  • 6 Упоминания в книгах


  • 7 См. также


  • 8 Примечания


  • 9 Источники





Этимология и интерпретация имени |


Древнееврейское слово «сараф» (ивр. ‏‏‎שָׂרָף, śārāf, множественное число — ‏‏‎שְׂרָפִים, śərāfîm) имеет несколько значений[2]: пылающий, огненный; змей, летающий змей, змееподобная молния; летающий дракон или грифон, управляемый с земли воздушный змей.


Эти значения используются в следующих местах Священного писания:




  • «И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ» (Чис. 21:6)


  • «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя» (Чис. 21:8)


  • «не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон» (Ис. 14:29)


  • «аспиды и летучие змеи» (Ис. 30:6)



В Библии |




Серафим. Изображение в Соборе Святой Софии, Стамбул


Согласно различным упоминаниям из апокрифических и канонических источников, серафимы есть ангелы, стоящие вокруг Бога[3]. Первое упоминание серафимов в Библии находится в Книге Пророка Исайи (Ветхий завет); они появляются в его рассказе о странном видении перед призывом в храм иерусалимский:







«

Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!


(Ис. 6:2-3)


»

Серафимы прикрывают крыльями лица, чтобы не видеть лица Бога[1]. Несколькими строфами ниже к пророку прилетает серафим, чтобы горячим углем очистить мужчину от скверны:


«Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.» (Ис. 6:6)


Второе упоминание о серафимах находится в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсис), ( I в. н. э. ) и дошедшие до нас на древнегреческом языке, эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время как иудаизм её не признает.


Гл.4:6-9:







«


И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.


И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.


И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.


([[|{{{2}}}. ]][[:s:#{{{3}}}|{{{3}}}]])


»


Дионисий Ареопагит |


Основываясь на отрывке из Книги Пророка Исайи Дионисий Ареопагит определяет серафимов как первых среди ангельских чинов и связывает их природу с пламенной, горящей любовью к свету и чистоте[3].


В своём сочинении «О небесной иерархии» он пишет, что серафимы находятся в постоянном движении вокруг божественного и озаряют все вокруг жаром от своей быстроты и бесконечности полёта, способны возвышать и уподоблять себе низших существ, воспламеняя их сердца, а также очищать их «подобно молнии и всепожирающему огню». Их образ световиден и обладает неприкрытостью и неугасимостью[4].



Внешний вид |


Из пояснений Исаии и Дионисия, художникам прошлого было крайне трудно вывести точный зрительный образ серафимов, который, по одной из версий, мог бы уходить корнями в облик существовавших ранее духовных существ родом из сирийских мифов, датировавшихся первым тысячелетием до н. э., или в изобразительное искусство Вавилона и Ассирии, откуда со всеми первыми представлениями об ангелах по одному из предположений мигрировал в Иудейский и Христианский мир[3]. Впрочем, единой точки зрения до сих пор нет.







Согласно толкованию Антония Великого, .mw-parser-output .ts-Цитата-container{margin:auto;border-collapse:collapse;display:flex;justify-content:center}.mw-parser-output .ts-Цитата-quote{font-style:italic}.mw-parser-output .ts-Цитата-container cite{display:block;float:right;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote,.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{width:30px;padding-right:10px}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote{vertical-align:top}.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{vertical-align:bottom}.mw-parser-output .ts-Цитата-container .ts-oq .NavFrame{padding:0.25em 0 0}






« Серафим, которого видел Пророк Иезекииль (Иез. 1:4. 9), есть образ верных душ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имел он шесть крыльев, преисполненных очами; имел также четыре лица, смотрящих на четыре стороны: одно лицо подобно лицу человека, другое — лицу тельца, третье — лицу льва, четвёртое — лицу орла. Первое лице Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мире, исполняют заповеди на них лежащия. Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжёлые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные. Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей. Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстьми и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественныя видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, подобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство.

Добротолюбие, Т1, Наставления Антония Великого[5]
»

В отличие от лазоревых, четырёхкрылых херувимов шестикрылые серафимы изображаются в иконографии, как правило, огненным, алым цветом.



В литературе и искусстве |





Серафимы
(Виктор Васнецов, 1885—1896 годы)




  • Известное стихотворение А. С. Пушкина «Пророк»[6] описывает встречу с серафимом.


  • Николай Гумилев упоминает серафима в своем стихотворении «О тебе»[7].

  • К серафиму обращается Борис Гребенщиков в песне «Бурлак».

  • Упоминается в стихотворении Э. По (неопр.). Архивировано 28 ноября 2012 года. Аль Аарааф » Перевод В. Я. Брюсова »

  • В песне группы «Агата Кристи» «Аусвайс на небо» происходит диалог между Серафимом и человеком.

  • В песне группы «Ундервуд» «Это судьба» так же упоминается Серафим.

  • В песне группы «Слот» «Ангел О. К.» «Серафим — шестикрылый гид, Ангел-предохранитель, мой сателлит…»

  • В песне группы «Наутилус Помпилиус» «Труби, Гавриил!».

  • В песне «Город золотой».

  • В песне группы «The Silent Comedy» «Bartholomew».

  • В песне исполнителя «TVETH» «Seraphim»








«

«Рассвирепевший серафим

Так дунул из последних сил,

Что небо дрогнуло над ним.»



»


  • Упоминается в стихотворении Э. По «Призрачный замок» (перевод Н. Вольпина).

  • Так же упоминается в серии книг Кассандры Клэр «Орудия смерти».

  • «Последний Серафим» — постапокалиптическая манга, написанная Такаей Кагами и проиллюстрированная Ямато Ямамото.



Упоминания в книгах |




  • Книга Еноха (апокриф);


  • Книга Юбилеев (апокриф);


  • Псевдо-Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии;



См. также |


  • Орден Серафимов


Примечания |


Примечания



  1. Макарий Преподобный, комментируя книгу «О небесной иерархии», отметил, что Псевдо-Дионисий описывал первую иерархию в обратном порядке, «восходя снизу вверх, ибо серафимы третьи, херувимы вторые, а престолы первые». Однако мнение необоснованно: следующие за первой триадой чины как в заголовках, так и в описаниях написаны в обычной очерёдности.


Сноски




  1. 12 Армстронг, История Бога, 2016, с. 53.


  2. Серафимы // Энциклопедия Кольера. — М.: Открытое общество, 2000. Архивировано 28 ноября 2012 года.


  3. 123 Rosa Giorgi. Angels and Demons in Art. — J. Paul Getty Museum, 2005. — С. 301. — 384 с. — ISBN 978-0892368303.


  4. Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника. — СПб: Олега Абышко, 2010. — С. 69. — 464 с. — ISBN 978-5-903525-30-0.


  5. Том 1. 3 изд. М.: 1895. - 638 с., Наставления Антония Великого
    , стр.51, Слово 59



  6. А. С. Пушкин. Пророк (неопр.). Архивировано 28 ноября 2012 года.


  7. Стихотворение на сайте World-Art (неопр.). Архивировано 28 ноября 2012 года.




Источники |


  • Карен Армстронг. История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе = A history of God. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2016. — 500 p. — 2000 экз. — ISBN 978-5-91671-541-5.

.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}























Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Центральная группа войск

Троллейбус