Магический реализм





Магический реали́зм — художественный метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира[1][2].


В современном значении этот термин скорее описательный, чем точный. Первоначально термин «магический реализм» использовался немецким критиком Францем Рохом для описания «новой вещественности» — жанра живописи.




Содержание






  • 1 Истоки магического реализма


  • 2 Магический реализм в литературе


    • 2.1 Русскоязычные авторы — представители магического реализма


    • 2.2 Элементы магического реализма




  • 3 Магический реализм в изобразительном искусстве


    • 3.1 Художники — представители магического реализма




  • 4 Магический реализм в кинематографе


  • 5 Примечания


  • 6 Литература


  • 7 Ссылки





Истоки магического реализма |


Основами латиноамериканского магического реализма являются литература, верования, мышление доколумбовых индейских цивилизаций, таких как: ацтеки, майя, чибча, инки. Уже в произведениях, имеющих индейские корни, будь то написанные самими индейцами, будь то испанскими или португальскими писателями — историками, священниками, солдатами, сразу после конкисты, встречаются все составляющие чудесной реальности. Наиболее значимыми авторами являлись:




  • Авила, Франсиско де — перуанский священник, писавший на языке кечуа и собравший богатый этнографический материал народов кечуа.


  • Симон, Педро — разработчик мифа об Эльдорадо.


  • Бартоломе Арсанс де Орсуа-и-Вела — житель крупнейшего мегаполиса Старого и Нового Света — Потоси, разработавший соединение истории и мифа.


  • Жозе ди Аншиета — бразильский священник, родом из Канарских островов, известный как автор первой грамматики языка Тупи



Магический реализм в литературе |


Термин «магический реализм» применительно к литературе впервые был предложен французским критиком Эдмоном Жалу в 1931 году. Вот что он писал:


«Роль магического реализма состоит в отыскании в реальности того, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического — тех элементов, благодаря которым повседневная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическим и даже символическим преображениям»[1].


Позже этот же термин был использован венесуэльцем Артуро Услар-Пьетри для описания работ некоторых латиноамериканских писателей. Кубинский писатель Алехо Карпентьер (друг Услара-Пьетри) использовал термин «lo real maravilloso» (приблизительный перевод — «чудесная реальность») в предисловии к своей повести «Царство земное» (1949). Идея Карпентьера заключалась в описании своего рода обостренной реальности, в которой могут появляться выглядящие странно элементы чудесного. Произведения Карпентьера, а также Хорхе Луиса Борхеса, Габриэля Гарсия Маркеса, Хулио Кортасара, Мигеля Анхеля Астуриаса, Мариу ди Андради, Жуана Убалду Рибейру[3] оказали сильное влияние на европейский бум жанра, который начался в 60-е годы XX века.


Одно из наиболее известных произведений магического реализма — роман Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» (1967).


В дальнейшем традиции магического реализма получили развитие не только в латиноамериканской, но и в европейской литературе. Видный его представитель — сербский прозаик Милорад Павич, автор романов «Хазарский словарь» (1984), «Пейзаж, нарисованный чаем» (1988), «Последняя любовь в Константинополе» (1994) и др.


В современной европейской литературе представителями магического реализма можно назвать Джонатана Кэрролла, Одри Ниффенеггер, Марка Хелприна[3] и Горана Петровича.



Русскоязычные авторы — представители магического реализма |




  • Николай Гоголь

  • Владимир Орлов

  • Виктор Пелевин

  • Николай Байтов

  • Борис Хазанов

  • Юлия Кисина

  • Павел Крусанов

  • Павел Пепперштейн

  • Ольга Славникова

  • Наталья Макеева

  • Виктор Ерофеев

  • Ольга Ильницкая

  • Андрей Лазарчук

  • Андрей Минин

  • Александр Житинский

  • Дмитрий Липскеров

  • Андрей Тавров

  • Леонид Гиршович

  • Анатолий Кудрявицкий

  • Феликс Розинер

  • Андрей Столяров

  • Мариам Петросян

  • Михаил Гаёхо

  • Мария Галина

  • Лора Белоиван




Элементы магического реализма |



  • Фантастические элементы могут быть внутренне непротиворечивыми, но никогда не объясняются.

  • Действующие лица принимают и не оспаривают логику магических элементов.

  • Многочисленные детали сенсорного восприятия.

  • Часто используются символы и образы.

  • Эмоции и душевные порывы человека как социального существа часто описаны очень подробно.

  • Искажается течение времени, так что оно циклично или кажется отсутствующим. Ещё один приём состоит в коллапсе времени, когда настоящее повторяет или напоминает прошлое.

  • Меняются местами причина и следствие — например, персонаж может страдать до трагических событий.

  • Содержатся элементы фольклора и/или легенд.

  • События представляются с альтернативных точек зрения, то есть голос рассказчика переключается с третьего на первое лицо, часты переходы между точками зрения разных персонажей и внутренним монологом относительно общих взаимоотношений и воспоминаний.

  • Прошлое контрастирует с настоящим, астральное с физическим, персонажи друг с другом.

  • Открытый финал произведения позволяет читателю определить самому, что же было более правдивым и соответствующим строению мира — фантастическое или повседневное.



Магический реализм в изобразительном искусстве |


Магический реализм — это стиль изобразительного искусства, который использует реализм в сочетании с некоторой кажущейся аберрацией зрения художника при изображении повседневных сюжетов. В живописи этот термин иногда взаимозаменяем с постэкспрессионизмом. В 1925 году критик Франц Рох использовал этот термин для описания картины, которая положила начало возвращения к реализму после экстравагантности экспрессионистов, которые изменяли внешний вид объектов для проявления их внутренней сущности. Согласно определению Роха, другие важные аспекты магического реализма в живописи включают:



  • Возвращение к повседневным объектам в противоположность фантастическим

  • Наложение движения вперёд с ощущением расстояния, в противоположность экспрессионистской тенденции укорачивания объекта

  • Использование миниатюрных деталей даже в очень больших картинах, например, больших ландшафтах.



Художники — представители магического реализма |




  • Микалоюс Чюрлёнис

  • Марк Шагал

  • Карел Виллинк

  • Педро Ипинья

  • Пол Кадмюс

  • Алекс Колвил

  • Майкл Паркес

  • Джордж Тукер

  • Джонатан Кэрролл

  • Айвен Олбрайт

  • Вим Шумахер

  • Филип Эвергуд

  • Эндрю Уайет

  • Рене Магритт

  • Стенли Спенсер

  • Георг Шримпф

  • Роб Гонсалвес

  • Ремедиос Варо

  • Фрида Кало




Магический реализм в кинематографе |


Хотя термин редко употребляется в теории кинематографии, многие фильмы следуют канонам магического реализма. Например в фильме Тима Бёртона «Крупная рыба» история близка к реальности и только истории и воспоминания содержат магические элементы, которые, в большинстве случаев, могли бы произойти в реальности[2][4][5]. Другими классическими примерами магического реализма в киноискусстве могут служить многие фильмы Терри Гиллиама, а также «Лабиринт фавна»[4], «Загадочная история Бенджамина Баттона»[2][6], «Запределье»[2][6], «Зелёная миля»[2], «Быть Джоном Малковичем»[2][6], «День сурка»[2][4], а также аниме Хаяо Миядзаки — «Порко Россо».


В кино, как в остальных жанрах искусства, можно проследить связь магического реализма с экспрессионизмом.



Примечания |





  1. 12 Шаршун С. Магический реализм. — Числа. 1932, № 6. С. 229.


  2. 1234567 О жизни и о чуде. Магический реализм: философские притчи в кино. — Мир фантастики № 135, ноябрь 2014


  3. 12 Борис Невский Иллюзорный камуфляж. Магический реализм


  4. 123 20 Great Magical Realism Movies That Are Worth Your Time by Taste of Cinema


  5. Five magical-realism movies in the spirit of the late Gabriel García Márquez by Noel Murray


  6. 123 40 films that manage to get magical realism right where 'Winter’s Tale' failed. And why this matters in terms of storytelling. By Drew McWeeny




Литература |



  • Калита И. В. Магические реминисценции в творчестве Дмитрия Липскерова. М.: Дикси Пресс, 2015. ISBN 978-5-905490-30-9, 272 с.

  • Кислицын К. Н. Магический реализм // Знание. Понимание. Умение. — 2011. — № 1. — С. 274–277.


  • Топоров Виктор. Любовь во время холеры // Частный Корреспондент. — 5 апреля 2010 года.

  • Zamora, Lois Parkinson; & Wendy B. Faris (Eds.) (2003). Magical Realism: Theory, History, Community (4th ed.) Durham & London: Duke University Press. ISBN 0-8223-1640-4.



Ссылки |



  • Российский короткий рассказ в духе магического реализма

  • Е. В. Жаринов. Магический реализм (статья)

  • Статья о Гарсии Маркесе и магическом реализме в журнале «Рефлексия абсурда»









Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск