Миниатюра
Миниатюра (от лат. minium — красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) — в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.
Содержание
1 История
2 Галерея изображений
3 См. также
4 Примечания
5 Литература
6 Ссылки
История |
Миниатюры возникли в искусстве средневековой рукописной книги: художники-иллюминаторы стремились особым образом выделить первые строки и заглавные буквы (инициалы)[1]. Со временем красочные инициалы с элементами орнамента развились в отдельные композиции, тем или иным образом иллюстрировавшие текст. Выполнялись они акварелью либо гуашью с использованием листового золота[1].
Книжная миниатюра достигла большого совершенства в Византии и в странах Западной Европы в период Средневековья[2]. Изначально в книжной миниатюристике преобладали библейские сюжеты, в эпоху развитого Средневековья к ним прибавляются портреты государственных, военных и церковных деятелей, а также донаторов — заказчиков рукописей, позднее — важнейшие исторические события, государственно-церемониальные, праздничные, религиозные, батальные и бытовые сцены.
Среди западноевропейских книжных миниатюр раннего периода выделяются иллюстрации к англо-ирландским манускриптам VII-IX вв., а также иллюминированным рукописям «Каролингского возрождения» IX-X вв., создававшиеся, главным образом, на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов.
Со временем библейские сюжеты, а также события древней и раннесредневековой истории, античной мифологии, западноевропейского средневекового эпоса стали изображаться в культурно-бытовых реалиях, современных художникам-иллюминаторам, которые, таким образом, отражали в своих произведениях реалии собственной эпохи.
Миниатюры некоторых книжных манускриптов развитого и позднего средневековья, например, «Библии Мациевского» (сер. XIII в.), Манесского кодекса (около 1300 г.), Холкхемской Библии (1320-е гг.), «Вигилий на смерть короля Карла VII» (1477-1483), а также сочинений известных историков, таких как Жан Фруассар (вторая пол. XIV в.), Томас Уолсингэм, Ангерран де Монстреле (первая пол. XV в.), Жан де Ваврин, Себастьена Мамро, Пьер ле Бу (вторая пол. XV в.), «Больших Французских хроник» (XI-XV в.), швейцарских иллюстрированных хроник Бенедикта Чахтлана и Диболда Шиллинга (вторая пол. XV в.) и др., несмотря на свою условность, являются ценными историческими источниками, особенно для военных историков, оружиеведов, исследователей средневекового быта, архитектуры, костюма и моды, а также специалистов в области геральдики, вексиллологии и истории церкви.
Среди французских художников-миниатюристов XV столетия прославились Бартелеми д’Эйк, украсивший, в частности, рукописи сочинений короля Рене Анжуйского, в том числе «Книгу турниров» (1460), «Книгу любви» (1460-1467) и др., Жан Фуке, проиллюстрировавший, помимо одной из рукописей «Больших французских хроник», известный «Часослов Этьена Шевалье» (1452-1460), Симон Мармион, создавший миниатюры к другой рукописи «Хроник» (1457 г.), и Жан Коломб, иллюминировавший вместе с братьями Лимбургами такой шедевр, как «Великолепный часослов герцога Беррийского» (1480-е гг.).
Миниатюрная живопись распространена была также на Востоке, например, в средневековом Иране. В Индии во времена империи Великих Моголов получила распространение раджастханская миниатюра. Она явилась синтезом совместного творчества индийских и персидских мастеров.
С развитием книгопечатания живописная миниатюра постепенно вытесняется ксилографией, однако искусство миниатюры продолжает развиваться в иных формах[1]. В эпоху Возрождения возникает портретная миниатюра, которая выполняется вначале на пергамене или слоновой кости в виде вставок в кулоны и медальоны; позднее, в XVIII веке, в моду входят миниатюрные портреты на эмали и фарфоре. Со временем специфика жанра окончательно нивелировалась, и миниатюрой стали называть любую картину небольшого размера[1].
Галерея изображений |
Страсти Господни. Евангелие Рабулы. Сирия, 586 г.
Евангелист Матфей. Линдисфарнское евангелие. Кон. VII — нач. VIII в.
Притча о богаче и Лазаре. «Золотой кодекс» из Эхтернаха. 1030-1050 гг.
Ярополк Изяславич с женой Кунигундой и матерью Гертрудой перед апостолом Петром. Молитвенник Гертруды. XI в.
Поход Олега на Царьград. Радзивилловская летопись. Нач. XIII в.
Свидание Фархада и Ширин. Рукопись поэмы Низами «Хосров и Ширин». 1405-1410 гг.
Поклонение волхвов. «Великолепный часослов герцога Беррийского». Братья Лимбурги, нач. XV в.
Битва при Азенкуре. Рукопись «Хроник Сент-Олбанса» Томаса Уолсингема. Около 1422 г.
Осада Багдада монголами (1258). «Сборник летописей» Рашид-ад-Дина. Около 1430 г.
Эпизод «Песни о Роланде». Рукопись «Больших французских хроник». Симон Мармион, 1457 г.
Геракл, побеждающий Немейского льва. «Собрание повествований о Трое» Рауля Лефевра, 1464 г.
Битва при Моргартене. «Бернская хроника» Диболда Шиллинга. Около 1483 г.
Карл VI и Изабелла Баварская. Хроника Ангеррана де Монстреле. Кон. XV в.
Дмитрий Донской на пути к Куликову полю. Лицевой летописный свод. XVI в.
Кришна, танцующий с саблей. Амбер, Раджастхан. 1780 г.
См. также |
- Живопись
- Персидская живопись
- Тебризская школа миниатюры
- Армянская миниатюра
- Микроминиатюра
- Кодикология
- Иллюминированная рукопись
- Братья Лимбурги
- Бартелеми д'Эйк
- Жан Фуке
- Симон Мармион
- Жан Коломб
- Робине Тестар
Примечания |
↑ 1234 Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства, 2006.
↑ Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир. — Беларусь, 1999. — С. 143.
Литература |
- Власов В. Г. Миниатюра // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. — СПб: Азбука-классика, 2006. — Т. 5. — С. 507—511.
Поспелов Антон. Книжная миниатюра Древней Руси // Православие.ру.
Столярова Л. В. Миниатюра книжная // Древняя Русь в средневековом мире. Энциклопедия / Под ред. Е. А. Мельниковой, В. Я. Петрухина. — 2-е изд. — М.: Ладомир, 2017. — С. 492-494.
Ссылки |
- Миниатюра // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Это заготовка статьи по искусству. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |