Пименов, Николай Степанович













































Николай Степанович Пименов
Изображение
Дата рождения
24 ноября (6 декабря) 1812
Место рождения
Санкт-Петербург
Дата смерти
5 (17) декабря 1864 (52 года)
Место смерти
Санкт-Петербург
Страна
Российская империя Российская империя
Учёба
  • Императорская Академия художеств (1836)

Награды
(1836)
Звания
академик ИАХ (1842)
профессор ИАХ (1854)
Премии
пенсия ИАХ
Commons-logo.svg Работы на Викискладе

Никола́й Степа́нович Пи́менов (24 ноября (6 декабря) 1812 — 5 (17) декабря 1864) — русский скульптор, сын С. С. Пименова.




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Творчество


  • 3 Примечания


  • 4 Литература


  • 5 Ссылки





Биография |


Родился в Петербурге. Учился в петербургской Академии художеств в 1824—1833 годах у отца и С. И. Гальберга (1787—1839). Во время учёбы получал медали Академии: малая серебряная (1829), малая серебряная (1830), большая серебряная (1831), большая серебряная (1832) за барельеф «Юпитер и Меркурий посещают Филемона и Бавкиду в виде странников» малая золотая (1833) за программу «Гектор упрекает Париса за то, что он, оставшись с Еленою, не участвовал в сражении против греков под Троей». Получил аттестат на звание классного художника (1833).[1] Был пенсионером при Академии в 1833—1836 годах.


В 1836 году на очередной выставке в Петербургской академии художеств появились две превосходно выполненные статуи необычной тематики для скульптуры того времени: «Юноша, играющий в бабки» и «Юноша, играющий в свайку». Их исполнили недавние выпускники академии Николай Пименов и Александр Логановский. Работа молодых скульпторов получила большую золотую медаль и была воспета Пушкиным.


В 1837 году Николай Пименов, как получивший большую золотую медаль, был отправлен за казённый счет за границу. В этом же году, посетив некоторые города Германии, он отправился в Италию. В Риме и во Флоренции он изучал классическое искусство, много занимаясь лепкой с натуры. Здесь он познакомился с деятельностью ряда скульпторов того времени.


В 1842 году Пименов создаёт статую «Мальчик, просящий милостыню». Статую отметил и живший в то время в Риме художник Александр Иванов. В 1844 году за это произведение Пименову присваивается звание академика.


Осенью 1850 года Пименов вернулся на родину. В Петербурге он работал над скульптурными композициями «Воскресение» и «Преображение». Отлив из бронзы, их поместили в аттиках малых иконостасов внутри Исаакиевского собора. За исполнение этих композиций Пименову в 1854 году присвоили звание профессора. Вскоре он был назначен на должность штатного профессора скульптуры 2-й степени Академии художеств, а также членом Совета Академии[2]. Преподавал в Академии художеств в 1856—1864 годах. Имел чин коллежского советника[2].


Умер в Петербурге. Был похоронен рядом с отцом на Смоленском православном кладбище. В 1936 году Н. С. и С. С. Пименовы были перезахоронены в Некрополь мастеров искусств на Тихвинское кладбище Александро-Невской Лавры. К этому моменту надгробие Н. С. Пименова, представшее собой мраморную стелу с бронзовым бюстом (1867 г., скульптор Н. И. Подозеров), было уже утрачено. В 1939 году Музеем городской скульптуры было установлено новое надгробие с использованием гранитного жертвенника работы неизвестного мастера 1830-х гг.[3]




Творчество |





















Images.png Внешние изображения
Image-silk.png
Скульптура «Парень, играющий в бабки»
Image-silk.png
Композиция «Воскресение»
Image-silk.png
Композиция «Преображение»
Image-silk.png
Скульптура «Гостомысл»

Как представитель позднего классицизма Н. Пименов в своих произведениях (преимущественно станковые композиции, портреты, памятники) стремился внести в классицистическую скульптуру национальные и жанровые мотивы.


Николай Степанович был учителем многих известных скульпторов: М. М. Антокольского, М. А. Чижова, М. В. Харламова, Ф. Ф. Каменского, М. П. Попова, И. И. Подозерова, Н. А. Лаверецкого.


Кроме ваяния, Николай Степанович Пименов занимался (преимущественно во время пребывания своего в Италии) и живописью. В музее Академии художеств имеются две его картины — «Христос» и «Голова итальянца-монаха».



Примечания |





  1. Справочник Императорской Академии художеств, 1915, с. 266—267.


  2. 12 Члены совета: // Импер. академия художеств: // Министерство императорского двора // Адрес-календарь. Общая роспись всех чиновных особ в государстве, на 1862 — 1863 год. Часть I. Власти и места центрального управления и ведомства их. — СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1862. — Стб. 64


  3. См. информацию на сайте lavraspb.ru




Литература |



  • Пименов Николай Степанович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

  • С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 266—267. — 454 с.



Ссылки |



  • НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ПИМЕНОВ (1812—1864)

  • Николай Степанович Пименов









Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск