Японцы
Японцы | |
---|---|
Современное самоназвание | (яп. 日本人 нихондзин/ниппондзин, 日本民族 нихон-миндзоку) |
Численность и ареал | |
Всего: 130 миллионов | |
Япония: 127 000 000 Россия: 2000 [31] | |
Язык | японский |
Религия | синтоизм, буддизм (часто японцы исповедуют одновременно две религии), существует христианское меньшинство |
Родственные народы | рюкюсцы |
Япо́нцы (яп. 日本人 нихондзин/ниппондзин, 日本民族 нихон-миндзоку) — народ, основное (более 98 %) население Японии. Говорят на японском языке.
Содержание
1 Численность и расселение
2 Язык
3 Государство
4 Происхождение
5 Быт, обычаи, культура
6 Хозяйство
7 Ссылки
8 Примечания
9 Литература
Численность и расселение |
Численность — 130 миллионов человек, в самой Японии — 127 миллионов. Японцы живут также в США (1,2 млн чел.), главным образом в штате Калифорния и на Гавайских островах, в Бразилии (1,5 млн чел.), в Канаде (99 тыс. чел.) и других странах Америки, в Европе, Азии и Австралии.
Язык |
Японский язык относится к языкам японо-рюкюской семьи, генетические связи которой до конца не выяснены.
Японская письменность сложная, частично заимствованная (кандзи), частично созданная самими японцами (две дополняющие слоговые азбуки — каны: хирагана и катакана). Также постепенно набирает популярность латинизация письменности — ромадзи и повсеместное использование арабских цифр. Но на сегодняшний день ромадзи имеет лишь сугубо вспомогательное значение.
Государство |
Большинство японцев проживает в собственном национальном государстве Япония (Ниппо́н, Нихо́н), расположенном на Японских островах.
Старое название Японская империя «Дай Ниппон» (大日本) в буквальном смысле слова означает «Великая Япония» или «Великая Страна Восходящего Солнца».
Оригинальное название первого древнеяпонского государства — Ямато.
Происхождение |
Старейшее название японского народа, записанное в древних письменных китайских памятниках, — Ва.
Долгое время считалось, что предположительно предки японцев, так называемые протояпонские («пуёские») племена, в 1 тысячелетии до н. э. (а по некоторым сведениям и ранее) отдельными группами переселялись на Японский архипелаг с Корейского полуострова[1].
При этом древнее коренное население Японии айны-эмиси (племена европеоидной внешности и неизвестного происхождения) и австронезийские племена на юге кумасо и хаято, постепенно были вытеснены и ассимилированы протояпонскими племенами, язык которых (принадлежащий алтайской языковой семье) возобладал, восприняв элементы австронезийского субстрата. Предположительно в IV веке (точно неизвестно) появляется первое общеяпонское государство — Ямато.
Однако имеющиеся данные не подтверждают настолько массовых переселений с континента в указанный период. Хотя сам факт переселения на острова отдельных пуёских и родственных им племён несомненен, как и их культурная роль, но разбросанные по островам и весьма ограниченные численно на первом этапе они просто терялись среди племён-автохтонов (австронезийских и древнеайнских). Так что ни о какой массовой ассимиляции в тот период речи идти просто не может. Несмотря даже на предположительно важную роль этих племён в становлении древнеяпонского государства Ямато (Ва).
Что касается государства, то имеются свидетельства, что его образование относится даже к более ранним периодам. Согласно японским хроникам — к VII веку до нашей эры. И само его название предположительно местного происхождения (Ямато/Яматаи из языка древних айнов). К тому же на первом этапе оно соседствовало с другими государственными образованиями и родоплеменными союзами. И фактически лишь к VI веку нашей эры овладело наиболее развитой и густонаселённой частью архипелага. «Варварские» же территории юга Кюсю, севера Хонсю и Хоккайдо поглощались и осваивались уже позднее и довольно постепенно.
Не стоит также путать современных японцам айнов с древним коренным населением Японских островов. Хотя и несомненно, что культурно (особенно в плане языка), да во многом и генетически, они ближе к айноидным протоплеменам эпохи Дзёмон, чем современные японцы (влияние на которых пришлого монголоидного элемента куда сильнее). Но точно так же как и сами японцы, являются позднейшим производным, пройдя путь столь же длительной эволюции через ряд культур, эпох, этнических и генетических изменений и заимствований.
Судя по всему уже древние племена, населявшие японские острова в эпоху Дзёмон, и состоявшие преимущественно из айноидов (племена австралоидно-европеоидной внешности и неизвестного происхождения) и в меньшей степени австронезийцев, являли собой смесь генотипа и культур. При этом раскиданные по островам отдельные племена новых пришельцев с континента (преимущественно «пуёские» (прото-японско-корейские) и родственные им племена, относящиеся к восточно-азиатской ветви монголоидной расы), были длительное время в очевидном меньшинстве, теряясь среди коренных племён. Представляется вполне очевидным, что пришельцы оказали значительное культурное влияние, способствуя распространению поливного земледелия и становлению культуры нового типа (получившей распространение в Период Яёй). Но даже на этапе становления на Японских островах первых государственных образований, эта роль была скорее культурной, чем собственно ассимиляционной. Вытеснить или сходу ассимилировать коренное население для них просто не представлялось возможным в силу малочисленности (даже в более поздние времена, вплоть до средних веков, большую часть Японских островов (все северные территории) всё ещё заселяли преимущественно айнские племена). Процесс взаимной ассимиляции был весьма постепенным и длительным и окончательно завершился на всей территории Японских островов лишь только к XIX — первой половине XX века[2][неавторитетный источник?]. Только по мере развития древнеяпонского государства, по мере увеличения численности и распространения на островах пуёских и родственных им племён, усиления китайской миграции с континента, по мере активизации смешения монголоидного, айноидного и австронезийского расового типов, этот новый элемент смог оказать не только значительное культурное но и расовое влияние на коренное население японских островов, что и сформировало постепенно современный смешанный генотип и этнос японцев[3][4].
На развитие японской культуры большое влияние оказали Китай, а также Корея, через которую собственно и шло в основном культурное китайское влияние. И, опосредованно, Индия.
Правителями Японии и духовными лидерами нации во все исторические времена являлись императоры (микадо), непрерывно ведущие свой род в течение 124 поколений, начиная с VII века до нашей эры (времена первого легендарного императора и основания японского государства согласно японским хроникам). Они обожествлялись, считаясь потомками богини солнца Аматэрасу. В 1192 году власть захватили феодалы. И императоры стали лишь сугубо сакральной, номинальной фигурой, которая царствует, но не правит. Реальной же властью обладал сёгун — военный правитель страны. Этот период продолжался до 1868 года. Когда в результате свержения сёгуната, власть императора была восстановлена. Что повлекло серьёзные политико-экономические преобразования, известные как Революция Мэйдзи. Только после капитуляции Японской империи в 1945 году и принятия новой конституции, императорская власть была передана парламенту и правительству, трансформировавшись в современную конституционную монархию.
Династия японских императоров является самой древней из сохранившихся на сегодняшний день на Земле королевских династий. С 1989 года император и «символ государства и единства народа» — Акихито.
Несмотря на относительно высокую культурную цельность современного японского этноса, в его рамках всё ещё выделяются отдельные этнические группы, со своими обычаями и диалектами обязательными для каждой местности. Существует и родственный японцам народ — рюкюсцы[5]. В средние века рюкюсцы имели свою государственность, формально ликвидированную лишь в 1879 году. Сейчас они составляют 99 процентов жителей префектуры Окинава, преобладая также на островах Амами.
Специфическое явление — «эта», официально называемые «токусю буракумин» («жители особых поселков»). Это потомки людей «нечистых» профессий, зачастую связанных со смертью — забой скота, выделка кож, мусорщики и т. п.. Антропологически они ничем от остальных японцев не отличаются, официально имеют все гражданские права, но в быту их дискриминация сохраняется.
Полностью самостоятельный этнически народ айны, не относящийся к японцам, имевший свои расовые и культурные особенности, свой язык, вытесненный с Хонсю, но ещё в XIX веке населявший Хоккайдо и северные острова, был окончательно ассимилирован японцами в первой половине XX века. Антропологически айны восходят к айноидным протоплеменам эпох Дзёмон, и позднее к племенам Эмиси, ассимилированных японцами в средние века на Хонсю, но оставивших огромный след в их генотипе, языке и культуре.
Быт, обычаи, культура |
Селения имеют линейную планировку. Традиционный дом — каркасно-столбовой, обычно в 1—2 этажа. Характерны раздвижные стены из рам, оклеенных вощёной бумагой или картоном. Пол приподнят на небольших сваях. Почти полностью он покрыт циновками. Столы, стулья, кресла ставятся только в гостиных. Столы низкие, сидят японцы обычно на коленях, на подушечках. Кроватей нет, спят на циновке, под голову кладут не подушку, а дощечку. Дом обязательно украшен своеобразными картинами, на которых может быть изображение, рисунок, или же надпись (афоризм, цитата). Они называются какэмоно.
Из ремесел популярны изготовление кукол из дерева или бумаги, плетение корзин, ваз, вееров. Характерны своеобразные виды искусства: изготовление из бумаги фигур (оригами), аранжировка цветочных букетов (икэбана).
В изобразительном искусстве японцы достигли большого мастерства в гравюре (классическая японская гравюра).
Национальная одежда японцев называется кимоно (着物) — это общий вид верхней одежды, мужской и женский. На нижнюю рубаху — дзюбан (襦袢) надевается основное кимоно нагаги (長着), подгоняется по росту и закрепляется узким пояском, поверх которого завязывается широкий декоративный пояс оби. На ноги надевают белые носки — таби c отдельным большим пальцем. Летнее повседневное кимоно без подкладки называется юката. Обуви два вида: дзори (草履) (сандалии, изготовляемые из соломы, кожи, резины и др.) и гэта — обувь из дерева на двух подставках. В настоящее время японцы в быту носят европейскую одежду. Кимоно можно увидеть на новый год, день совершеннолетия и на японских свадьбах.
Женское кимоно отличается от мужского покроем рукавов. У женщин рукава служат своеобразными карманами.
Известно, что с глубокой древности японцами практиковалась двустадийная погребальная обрядность, и первой стадией был «Обряд воздушного погребения». Данная обрядность была вытеснена обрядами буддизма[6][7].
Хозяйство |
Традиционными отраслями хозяйства являются пашенное и поливное рисосеяние. Выращивают также чай, овощи, цитрусовые, развито шелководство и рыболовство. В настоящее время Япония — высокоразвитая индустриальная страна. Не имея своих ресурсов, только на привозном сырье, японцы сумели развить сложные и тонкие отрасли промышленности: машиностроение, электронику и др., — и очень быстро вышли на мировой уровень, создав одну из передовых производящих, технологичных экономик мира.
Ссылки |
- Фотокаталог Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
- Самая вежливая страна в мире. Как им это удается?
Примечания |
↑
Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы. Этнографические очерки. — М: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. — 270 с. — 20 000 экз.
↑ Айнский язык на сайте Игоря Гаршина. Айну, дзёмон, этногенез айнов
↑ Таксами Ч. М., Косарев В. Д. Кто вы, айны? Очерк истории и культуры.. — М: «Мысль», 1990. — 318 с.
↑ Косарев В. Д. Из единого истока: Происхождение айнов и японцев
↑ Анучин А. Д. Япония и японцы. — М., 1907.
Сапронов В. А. Остров, куда не вернулся мир. Очерки об Окинаве. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1981.
↑ Погребальная обрядность Японии
↑ Двустадийная погребальная обрядность Японии и Окинавы как культурная модель
Литература |
- Энциклопедия «Народы и религии мира», под ред. В. А. Тишкова. — М., 1989.
- Энциклопедия «Мифы народов мира» в 2 т. — М., 1980.
Токарев С. А. Религии в истории народов мира. — М., 1976.- Японские блюда. — М., Минск: АСТ Харвест, 2006.
- Литература о японцах
Сахоко Кадзи, Норико Хама, Джонатан Райс. Эти странные японцы.
Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы: Этнографические очерки / Отв. ред. С. А. Арутюнов. — М.: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1983. — 272 с. — 20 000 экз. (в пер.)
Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы (этнопсихологические очерки). — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1985. — 348 с. — 20 000 экз. (в пер.)
Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы (этнопсихологические очерки). — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: ВиМ, 1996. — 400 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-87839-003-5. (в пер.)
Боченкова А., Горбатько В. Кодекс БУСИДО. Хагакуре (Сокрытое в листве). — М.: ЭКСМО, 2008.
Чижова М. Ю. Вокруг Света (Япония) // Вокруг света, 2009.
Дэлби Л. Гейша. — М.: Амфора, 2010.