Западно-Сибирская железная дорога
Западно-Сибирская ордена Ленина железная дорога | |
---|---|
Полное название | Филиал ОАО РЖД — Западно-Сибирская железная дорога |
Годы работы | с 9 мая 1961 |
Страна | СССР, Россия |
Город управления | Новосибирск |
Состояние | действующая |
Подчинение | ОАО РЖД |
Числовой код | 83 |
Награды | |
Протяжённость | 6 000 км |
Сайт | zszd.rzd.ru |
Западно-Сибирская железная дорога на Викискладе |
Внешние изображения | |
---|---|
Схема Западно-Сибирской железной дороги на сайте РЖД |
Западно-Сиби́рская железная дорога (З-СибЖД) — один из 16 филиалов-дорог ОАО «Российские железные дороги», включающий часть железнодорожной сети страны располагающийся на участке Транссибирской магистрали.
Железнодорожная сеть дороги пролегает в основном по территории Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края Российской Федерации, а также частично по территории Казахстана. Протяженность дороги на 2009 год — 6000 км. Управление дороги находится в Новосибирске. Начальник дороги — Александр Валерьевич Грицай (с мая 2018[1]). Награждена орденом Ленина (1966).
Содержание
1 История дороги
2 Характеристика дороги
3 Искусственные сооружения на дороге
3.1 Основные показатели за 2009 год
4 Структура Западно-Сибирской железной дороги
4.1 Регионы дороги (бывшие отделения)
4.2 Эксплуатационные локомотивные депо
4.3 Ремонтные локомотивные депо
4.4 Мотор-вагонные эксплуатационные депо
4.5 Акционерные предприятия
4.6 Эксплуатационные вагонные депо
4.7 Ремонтные вагонные депо
4.8 Пассажирские вагонные депо
4.9 Дистанции пути
4.10 Дистанции электроснабжения
4.11 Дистанции сигнализации и связи
5 Примечания
6 Литература
7 Ссылки
История дороги |
Дорога построена в период 1892—1896 за счет средств казны. Основные линии: Челябинск — Курган (1893), Курган — Омск (1894), Омск — река Обь (1895)[2]. Проходила по территории Оренбургской, Тобольской, Томской, Иркутской губерний, Акмолинской области. Протяженность дороги на 1899 год — 1408 км. В 1896 году на Путиловском заводе был построен вагон-храм для работы на Западно-Сибирской и Средне-Сибирской железных дорогах.
Дорога находилась в ведении Министерства путей сообщения, управление дороги находилось в Челябинске. 1 января 1900 года вместе со Среднесибирской железной дорогой вошла в состав Сибирской железной дороги[3].
В 1913 году из состава Сибирской железной дороги выделена Омская железная дорога (участок от Челябинска до Оби). В 1915 году при ликвидации Сибирской железной дороги образована Томская железная дорога.
В соответствии с приказом НКПС СССР № 424Ц от 3 марта 1934 года часть Томской железной дороги передана в состав образованной Восточно-Сибирской железной дороги.
20 октября 1940 года на основании Приказа НКПС СССР № 267Ц из состава Омской железной дороги выделена Карагандинская железная дорога (г. Акмолинск).
9 мая 1961 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 406 от 06.05.1961 г. части Омской и Томской железных дорог объединены в Западно-Сибирскую железную дорогу.
17 января 1979 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 1091 от 28.12.1978 г. из состава дороги выделена Кемеровская железная дорога, которая в 1996 году присоединена обратно.
1 октября 2003 года дорога стала филиалом ОАО «Российские железные дороги». Здание управления построено в 1936 году по проекту архитекторов Ширяева и Венгерова.
Характеристика дороги |
Развёрнутая длина главных путей магистрали составляет 8 985,6 км, эксплуатационная длина — 6 000 км. В состав дороги входит часть Транссиба и часть Южсиба.
Искусственные сооружения на дороге |
На дороге возведено три тоннеля. Первым в 1930-х годах был возведен тоннель на 516 км ветки Новокузнецк — Таштагол (длина — 100 метров). Вторым в 1951 году был сооружен тоннель на 159 км ветки Алтайская — Артышта (длина — 990 метров). В 1967 г. в эксплуатацию был сдан самый протяженный тоннель на дороге — Томусинский, его протяженность составляет 1157 м, он расположен на 106—107 км участка Артышта — Томусинская.
Основные показатели за 2009 год |
Численность сотрудников — 63363 человека. Средняя заработная плата — 23890 рублей. Перевезено грузов — 246,9 млн тонн
Перевезено пассажиров в дальнем сообщении — 10,1 млн человек, перевезено пассажиров в пригородном сообщении — 61,8 млн человек.
В структуре погрузки Западно-Сибирской железной дороги основную долю занимает уголь — 70,8 %, строительные материалы — 5,5 %, нефтепродукты — 4,5 %, чёрные металлы — 3,8 %.
Структура Западно-Сибирской железной дороги |
Регионы дороги (бывшие отделения) |
- ТЕР-1 Омское отделение Западно-Сибирской железной дороги[4] (Омск)
- ТЕР-2 Новосибирское отделение Западно-Сибирской железной дороги[5] (Новосибирск)
- ТЕР-3 Кузбасское отделение Западно-Сибирской железной дороги[6] (Кемерово)
- ТЕР-4 Алтайское отделение Западно-Сибирской железной дороги (Барнаул)
Эксплуатационные локомотивные депо |
- ТЧэ-2 Омск
- ТЧэ-3 Барабинск
- ТЧэ-4 Новосибирск
- ТЧэ-7 Барнаул
- ТЧэ-10 Карасук
- ТЧэ-12 Тайга
- ТЧэ-14 Белово
- ТЧэ-15 Новокузнецк
- ТЧэ-19 Топки
Ремонтные локомотивные депо |
- СЛД Московка (ООО «СТМ-СЕРВИС»)
- СЛД Инская (ООО «СТМ-СЕРВИС»)
- СЛД Инская (ООО «ЛокоТех-Сервис»)
- СЛД Барабинск (ООО «ЛокоТех-Сервис»)
- СЛД Карасук (ООО «ЛокоТех-Сервис»)
- СЛД Тайга (ООО «СТМ-СЕРВИС»)
- СЛД Топки (ООО «ЛокоТех-Сервис»)
- СЛД Белово (ООО «СТМ-СЕРВИС»)
- СЛД Барнаул (ООО «ЛокоТех-Сервис»)
Мотор-вагонные эксплуатационные депо |
- ТЧПРИГ-31 Омск
- ТЧПРИГ-32 Новосибирск
- ТЧПРИГ-33 Новокузнецк
- ТЧПРИГ-34 Алтайская
Акционерные предприятия |
- Алтай-пригород
- Кузбасс-пригород
- Омск-пригород
- Экспресс-пригород
Эксплуатационные вагонные депо |
- ВЧДэ-6 Инская
- ВЧДэ-11 Алтайская
- ВЧДэ-12 Входная
- ВЧДэ-23 Белово
- ВЧДэ-25 Новокузнецк-северный
- ВЧДэ-27 Тайга
Ремонтные вагонные депо |
- ВЧДр-2 Омск ВРК-1
- ВЧДр-3 Московка ВРК-2
- ВЧДр-5 Барабинск ВРК-3
- ВЧДр-8 Инская ВРК-1
- ВЧДр-17 Тайга ВРК-1
- ВЧДр-19 Топки ВРК-3
- ВЧДр-Рубцовск ВРК 3
- ВЧДр-Ленинск-Кузнецк 1 ВРК-1
- ВЧДр-Новокузнецк-сортировочный ВРК-2
- ВЧДр-Белово ВРК-2
- ВЧДр-Кемерово ВРК-3
- ВЧДр-Болотная ВРК-3
Пассажирские вагонные депо |
- ЛВЧД-1 Омск
- ЛВЧД-7 Новосибирск-главный
- ЛВЧД-12 Кемерово
- ЛВЧД-13 Барнаул
- ЛВЧД-20 Томск-2
- ЛВЧД-26 Новокузнецк-пассажирский
Дистанции пути |
- ПЧ-2 Входная
- ПЧ-3 Омск
- ПЧ-4 Калачинская
- ПЧ-5 Называевская
- ПЧ-6 Иртышское
- ПЧ-7 Татарская
- ПЧ-8 Барабинск
- ПЧ-10 Чулымская
- ПЧ-11 Новосибирск
- ПЧ-12 Болотное
- ПЧ-13 Инская
- ПЧ-14 Тогучин
- ПЧ-16 Алтайская
- ПЧ-17 Барнаул
- ПЧ-18 Рубцовск
- ПЧ-19 Заринская
- ПЧ-22 Кулунда
- ПЧ-24 Карасук
- ПЧ-25 Камень-на-Оби
- ПЧ-26 Сузун
- ПЧ-27 Тайга
- ПЧ-28 Анжерская
- ПЧ-29 Томск
- ПЧ-31 Белово
- ПЧ-32 Прокопьевск
- ПЧ-33 Новокузнецк
- ПЧ-35 Полосухино
- ПЧ-38 Кемерово
Дистанции электроснабжения |
- ЭЧ-1 Входная
- ЭЧ-2 Омск
- ЭЧ-5 Барабинск
- ЭЧ-6 Новосибирск
- ЭЧ-8 Инская
- ЭЧ-7 Тайга
- ЭЧ-9 Алтайская
- ЭЧ-10 Барнаул
- ЭЧ-13 Камень-на-Оби
- ЭЧ-14 Карасук
- ЭЧ-16 Кемерово
- ЭЧ-17 Белово
- ЭЧ-18 Новокузнецк
Дистанции сигнализации и связи |
- ШЧ-1 Входная
- ШЧ-2 Омск
- ШЧ-5 Барабинск
- ШЧ-6 Новосибирск
- ШЧ-8 Инская
- ШЧ-10 Алтайская
- ШЧ-11 Барнаул
- ШЧ-14 Карасук
- ШЧ-15 Камень-на-Оби
- ШЧ-17 Тайга
- ШЧ-18 Кемерово-пассажирский (расформирована в 2017 году)
- ШЧ-20 Белово
- ШЧ-21 Новокузнецк
Примечания |
↑ На Западно-Сибирской железной дороге сменилось руководство
↑ http://xn--d1abacdejqdwcjba3a.xn--p1ai/. История Западно-Сибирской железной дороги (неопр.). xn--d1abacdejqdwcjba3a.xn--p1ai. Проверено 23 июня 2017.
↑ История Западно-Сибирской магистрали (неопр.). rail-zsib.blogspot.ru. Проверено 23 июня 2017.
↑ Омское отделение Западно-Сибирской железной дороги. Фоторепортаж
↑ Новосибирское отделение Западно-Сибирской железной дороги. Фоторепортаж
↑ Кузбасское отделение Западно-Сибирской железной дороги. Фоторепортаж
Литература |
Дмитрiев-Мамонов А. И., Здзярский А. Ф. Путеводитель по Великой Сибирской желѣзной дорогѣ. Изданiе Министерства путей сообщенiя (с 2 фототипiями, 360 фототипогравюрами, 4 картами Сибири, 3 планами городовѣ) // СПб: Товарищество художественной печати. — 1900. — 600 с.
Ссылки |
- Западно-Сибирская железная дорога. Официальный сайт
- Западно-Сибирская ЖД на сайте ОАО «Российские железные дороги»
- Электропоезда
- Западно-Сибирская железная дорога. Неофициальный сайт
- Локомотивное эксплуатационное депо Новокузнецк. Неофициальный сайт
Тоннели Западно-Сибирской железной дороги. Виртуальный музей истории Западно-Сибирской железной дороги