Фридрих, Каспар Давид














































Каспар Давид Фридрих
Caspar David Friedrich
Каспар Давид Фридрих. Поздний автопортрет
Каспар Давид Фридрих. Поздний автопортрет
Дата рождения
5 сентября 1774(1774-09-05)
Место рождения
Грайфсвальд, Германия
Дата смерти
7 мая 1840(1840-05-07) (65 лет)
Место смерти
Дрезден, Германия
Страна
  • Германия[1]

Жанр
пейзаж
Учёба

  • Грайфсвальдский университет

  • Датская королевская академия изящных искусств


Стиль
романтизм
Подпись
Friedrich C D autograph.svg
Commons-logo.svg Работы на Викискладе

Каспар Давид Фридрих (нем. Caspar David Friedrich; 5 сентября 1774, Грайфсвальд — 7 мая 1840, Дрезден) — немецкий художник, один из крупнейших представителей романтического направления в живописи Германии (наряду с Филиппом Отто Рунге). Среди его последователей — классик норвежской живописи Юхан Кристиан Даль.




Содержание






  • 1 Биография и творчество


  • 2 Произведения


  • 3 Публикации на русском языке


  • 4 Библиография


  • 5 Примечания


  • 6 Ссылки





Биография и творчество |




К. Д. Фридрих. Ранний автопортрет


Каспар Давид Фридрих родился в семье мыловара. В молодости лишился большинства родственников — в 1781 г. умерла мать художника, затем скончались его две сестры и брат.


В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794 по 1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене.


После возвращения из Дании путешествовал по различным городам Германии, пока не обосновался в Дрездене. Сблизился с кружком романтиков, включавшим Л. Тика, Новалиса, Г. фон Клейста, а также Ф. О. Рунге; в 1810 познакомился с И. В. Гёте, а в 1821 — с В. А. Жуковским; был дружен и с натурфилософом и художником К. Г. Карусом. Находился в близких отношения с норвежским художником Юханом Далем, оказал большое влияние на его творчество. В поисках мотивов с 1801 неоднократно приезжал на остров Рюген в Балтийском море; любил путешествовать по Саксонской Швейцарии и Гарцу; часто бывал в родном Грайфсвальде.
До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. В 1810 г. к живописцу пришёл публичный успех.


Уже в ранних картинах («Могила великана в снегу» (1807); «Теченский алтарь», или «Крест в горах», 1808; обе работы — Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден; «Монах у моря», 1808—1810, Национальная галерея; «Аббатство в дубовом лесу», 1809—1810, Шарлоттенбург; «Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге)», 1810—1811, Национальная галерея; все три картины — Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешённо созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчёркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). История — и древнеязыческая, и средневековая — проступает в виде меланхолических мотивов (гробницы сказочных исполинов, руины храмов и монастырей), подчёркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой.




«Этапы жизни»


Каспар Давид Фридрих представлял собой художника-пейзажиста романтического направления.
По его словам, его пейзажи


« … не были точными изображениями воздуха, воды, скал и деревьев….но отражением души и эмоционального наполнения этих объектов».


Для Фридриха природа была носителем глубоких религиозных переживаний и часто приобретала символическое значение. Он использовал пейзаж как средство отобразить свои глубокие эмоциональные переживания, которые напоминали манеру письма его предшественника и земляка Альтдорфера, жившего тремя веками ранее.


Один из характерных для Фридриха приёмов — приём перенесения зрителя в пространство картины. Фигура часто изображается обращённой к ландшафту, заворожённо погружённой в созерцание, так что зритель получает здесь своеобразную «точку вхождения» в бесконечный мир.


В своём программном произведении «Этапы жизни» (Die Lebensstufen) Каспар Давид Фридрих изобразил человеческие фигуры четырёх возрастов на пустынном арктическом берегу и такое же количество судов, подходящих к берегу, но находящихся на разном расстоянии. Тем самым мастер сумел убедительно представить на полотне неумолимый ход времени. А сама сцена на фоне заката вызывает острое чувство меланхолической ностальгии.




«Северный Ледовитый океан» (Ранее называлась «Крушение надежды»)(1822 −1824)


Другая из наиболее популярных его картин, известная как «Крушение надежды», создаёт острое ощущение отчаяния и безнадёжности.


Среди других известных картин мастера — «Могила Гуттена» (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), «На паруснике» (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Странник над облаками» (1818, Кунстхалле, Гамбург), «Двое созерцающих луну» (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), «Восход луны над морем», «Женщина у окна» (обе работы — 1822, Национальная галерея, Берлин), «Замерзшее море» (1823, Кунстхалле, Гамбург). Ряд произведений содержит поэтические аллегории борьбы против наполеоновского нашествия (таков «Французский стрелок в еловом лесу», 1812, частное собрание, Германия; — с заблудившейся в зимнем лесу одинокой фигуркой). С годами мастер все чаще повторял полюбившиеся мотивы, натурные же созерцания порой сменялись у него образами-видениями с ангелами и храмами, парящими в небе. Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера («Отдых в день нового урожая», 1823, не сохранилась).


С 1824 был профессором дрезденской Академии художеств. Оставил афоризмы и наблюдения об искусстве, подчеркивающие необходимость сочетания верности натуре («душе природы») с внутренней духовной интуицией, которую считал «божественным глаголом» в сердце.


В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией.


Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене. На определённый период забытое, искусство Фридриха вновь привлекло внимание в 20 в., начиная с эпохи сюрреализма.



Произведения |



  • «Пейзаж с радугой», 1809, Государственное художественное собрание, Веймар;

  • «Возрасты», около 1815, Музей изобразительных искусств, Лейпциг;

  • «Парусник», 1815, Kunstsammlungen, Хемниц;

  • «Мужчина и женщина, созерцающие луну», около 1824, Национальная галерея, Берлин.

  • «Месса в готической руине», 1819, Национальная галерея, Берлин;

  • «Монастырское кладбище под снегом»,

  • «Гибель „Надежды“ во льдах»,




Публикации на русском языке |


  • [Стихотворения]/ Пер. С.Аверинцева // Поэзия немецких романтиков. М.: Художественная литература,1985, с. 250.


Библиография |




  • Азадовский К. М., Пейзаж в творчестве К. Д. Фридриха, в сборнике: Проблемы романтизма, вып. 2, М., 1971;

  • Норберт Вольф. Каспар Давид Фридрих. 1774-1840. Художник спокойствия. — Арт-родник, 2006. — 96 с.

  • Sumowski W., Caspar David Friedrich-Studien, Wiesbaden, 1970;

  • Werner Busch: Caspar David Friedrich. Ästhetik und Religion. CH Beck, München 2003, ISBN 3-406-50308-X

  • Herbert von Einem: Bildband über Caspar David Friedrich. 2. Auflage, Rembrandt-Verlag, Berlin 1938; 3. Auflage, Verlag Konrad Lemmer, Berlin (ohne Jahresangabe)

  • Helmut Börsch-Supan & Karl Wilhelm Jähnig: Caspar David Friedrich. Gemälde, Druckgraphik und bildmäßige Zeichnungen. Prestel Verlag, München 1973. (Werkeverzeichnis Friedrichs mit Biographie).

  • Helmut Börsch-Supan: Caspar David Friedrich. Prestel Verlag, München 2005, ISBN 3-7913-3333-X

  • Sabine Rewald (Herausgeberin): Caspar David Friedrich. Gemälde und Zeichnungen aus der UdSSR. Verlag Schirmer/Mosel München-Paris-London 1991, ISBN 3-88814-420-5 (120 Seiten, 28 Farbtafeln, 41 Abbildungen, übersetzter Austellungskatalog des Metropolitan Museum of Art in New York)



Примечания |





  1. LIBRIS — 2012.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P1182"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q1798125"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P5587"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P906"></a>





Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}











  • Работы онлайн (неопр.). Web Gallery of Art. Проверено 12 ноября 2017.

  • Работы в музеях мира (неопр.). Artcyclopedia. Проверено 12 ноября 2017.











Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Центральная группа войск

Троллейбус