Ил-4
Ил-4 (ДБ-3Ф) | |
---|---|
Ил-4 | |
Тип | дальний бомбардировщик |
Разработчик | ОКБ-240 |
Производитель | ВАСО |
Главный конструктор | С. В. Ильюшин |
Первый полёт | 21 мая 1939 года (ДБ-3Ф) |
Начало эксплуатации | начало 1940 года |
Конец эксплуатации | 1952 год |
Статус | снят с эксплуатации |
Эксплуатанты | ВВС СССР |
Годы производства | 1936 — 1940 годы (ДБ-3) 1939 — 1945 годы (Ил-4) |
Единиц произведено | 1 528 (ДБ-3), 5 256 (Ил-4) |
Базовая модель | ДБ-3 |
Варианты | ДБ-3ТП ДБ-4 |
Изображения на Викискладе |
ДБ-3Ф, с 26 марта 1942 года Ил-4 (обозначение НАТО: Bob) — двухмоторный дальний бомбардировщик времён Второй мировой войны, разработанный ОКБ-240 под руководством С. В. Ильюшина.
Дальнейшее развитие ДБ-3, с новой кабиной штурмана, новым фюзеляжем (под другую технологию производства, разработанную для Ли-2), крылом с новым лонжероном и пневматическим управлением уборкой шасси,
Наиболее известным достижением этих самолётов были бомбардировки Берлина в начале войны.[источник не указан 503 дня][1]
Содержание
1 Варианты
2 Боевое применение
3 Герои Советского Союза, воевавшие на Ил-4
4 Герои Российской Федерации, воевавшие на Ил-4
5 Тактико-технические характеристики
5.1 Технические характеристики
5.2 Лётные характеристики
5.3 Вооружение
6 Памятники
7 В фильмографии
8 Примечания
9 Ссылки
Варианты |
ДБ-3Т — торпедоносец, 1938.
ДБ-3ТП — торпедоносец поплавковый, 1938.
ЦКБ-54 — самолёт сопровождения, 1938.
Ил-4Т — торпедоносец, 1940.
Ил-4ТК — высотный вариант 1943 года с турбокомпрессорами и герметичной кабиной.
Ил-4 «аэрофото» — фоторазведчик, 1946.
Боевое применение |
По итогам первых двух лет эксплуатации самолёта ДБ-3 в декабре 1938 была проведена конференция по обмену опытом, где представители ВВС отмечали, что машина оказалась чрезвычайно сложной в эксплуатации и имела много производственных дефектов. Отмечались течи топлива, трещины бензобаков, отказы тормозов, разрушения основных опор шасси, низкая надёжность моторов М-87.
В числе прочих отмечен большой разбег (до 800—1000 м при взлётном весе 8500—9500 кг), тенденция к правому развороту и сложность выдерживания курса взлёта (поскольку самолёт имел традиционную для тех лет заднюю центровку, в полёте был неустойчив по всем трём осям и требовал постоянной работы ручкой и педалями).
Также, во время финской кампании финские лётчики быстро обнаружили у ДБ-3 «мёртвую зону» снизу-сзади, что потребовало установки нижней люковой установки.
Тем не менее, к началу Великой Отечественной войны далеко не все Ил-4 были оборудованы нижней огневой точкой, да и верхняя турель оставляла желать лучшего. Самолёты срочно дорабатывались, ввели четвёртого члена экипажа, что сместило центровку ещё более к хвосту и ухудшило устойчивость.
С эвакуацией промышленности в восточные регионы страны качество сборки самолётов также стало заметно хуже. Начали поступать самолёты с деревянными кабинами штурмана, которые просто отламывались при посадке.
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
Автопилота на самолёте нет, а по своей природе Ил-4 неустойчив, каждую секунду норовит завалиться в крен, уйти с курса, задрать или опустить нос. Нужно беспрерывно крутить штурвал, чтобы самолёт летел в заданном режиме… Ил-4 даже без бомб днём при хорошей видимости непросто поднять в воздух. Взлёт считался одним из самых сложных элементов полёта..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
— дважды Герой Советского Союза А. Молодчий
Ил-4 мне нравился — на нём можно было хорошо летать в простых и сложных условиях, и всё же он был очень капризным самолётом и многих лётчиков унёс на тот свет. Строгим он был при взлёте, и лётчики со средней подготовкой часто не могли выдержать направление взлёта. Особенно капризным был при посадке: если чересчур выбрать триммер, а потом потребуется чуть-чуть подтянуть, то при увеличении оборотов двигателей самолёт шёл на кабрирование. У нас один лётчик чуть мёртвую петлю не сделал. Самолёт сорвался, и он погиб.
— Пшёнко В. А.
Однако опытные экипажи, хорошо освоившие самолёт, вполне успешно справлялись с поставленными задачами. Из воспоминаний М. В. Борисова: «Для такого самолёта у него слабые моторы. На взлёте он был трудный… как только упустишь, не удержишь. А так… я привык. Летал потом на Б-25… Вроде хороший самолёт, моторы хорошие, три ноги — едешь как на такси… Второй пилот? … Мне он был не нужен!».
Из-за неправильной организации боевых вылетов, решение несвойственных задач в начальный период войны приводило к тяжелейшим потерям в авиачастях. Именно восемь Ил-4 212 одбап были сбиты во время бомбёжки переправ на реке Березина 30 июня 1941 года. Очевидцем этого боя был Константин Симонов, что нашло отражение в его военных дневниках[2] и романе Живые и мёртвые, правда в них тип самолёта был заменен на ТБ-3, которые на вооружении в этом полку не состояли[3].
Из-за сходства в профиль с немецким бомбардировщиком Хейнкель-111 были случаи ошибочной атаки на него советских истребителей. Только во вторую половину войны Ил-4 стали применяться по прямому предназначению, для бомбовых ударов в тылу противника, что существенно снизило боевые потери.
Теоретически на самолёт можно было подвесить до 2500 кг бомб, но на практике это случалось редко.
За годы производства было построено 6883 машины разных модификаций, абсолютное большинство из которых было потеряно в боевых вылетах или разбито в авариях и катастрофах.
Последние 4 самолёта Ил-4 были построены на заводе № 126 в 1946 году, а с 1947 года оставшиеся в строю самолёты стали списывать.
Герои Советского Союза, воевавшие на Ил-4 |
Герои Советского Союза | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Годы жизни | Боевых вылетов | |||||
Алейников, Сергей Петрович | 1909-1983 | 240 | ||||
Андреев Иван Фёдорович | 1910—1992 | ??? | ||||
Вязовский, Владимир Андреевич | 1920 — 2005 | 263 | ||||
Барашев, Дмитрий Иванович | 1920—1943 | 181 | ||||
Борисов, Владимир Иванович | 1918—1974 | 302 | ||||
Гастелло, Николай Францевич | 1908—1941 | 3 | ||||
Гаранин Алексей Дмитриевич | 1921—1943 | 400 | ||||
Гречишкин Василий Николаевич | 1911—1943 | 152 | ||||
Молодчий, Александр Игнатьевич | 1920—2002 | 311 | ||||
Решетников, Василий Васильевич | Род. 1919 | 307 | ||||
Захаров, Сергей Иванович | 1918—2007 | 251 | ||||
Осипов, Василий Николаевич | 1917—1991 | 420 | ||||
Тихомолов, Борис Ермилович[1] | 1913-1991 | 212 | ||||
Тихонов Василий Гаврилович | 1909—1976 | ??? | ||||
Прокудин, Алексей Николаевич | 1915—1989 | 364 | ||||
Полежаев Семён Антонович | 1918—1982 | 224 | ||||
Радчук Павел Петрович | 1909—1943 | ??? | ||||
Романов, Пётр Иванович | 1918—1945 | |||||
Рощенко Владимир Фёдорович | 1921—1990 | ??? | ||||
Симаков, Иван Николаевич | 1906—1953 | 299 | ||||
Симонов Михаил Васильевич | 1913—2004 | 278 | ||||
Ситнов Валентин Егорович[4][5] | 1918-1945 | 150 | ||||
Чумаченко Дмитрий Васильевич | 1909-1948 | 326 | ||||
Алехнович, Антон Адамович | 1914—1979 | 205 | ||||
Васильев, Василий Васильевич | 1915—1943 | 201 | ||||
Даньщин, Сергей Петрович | 1911—1943 | 201 | ||||
Швец, Степан Иванович | 1905—1998 | 267 | ||||
Кот Алексей Николаевич | 1914—1997 | 293 | ||||
Кретов, Степан Иванович | 1919—1975 | 400 | ||||
Краснухин Александр Михайлович | 1908—1982 | 248 | ||||
Черниенко Георгий Георгиевич | 1907—1977 | 155 | ||||
Куликов Сергей Иванович | 1913—1953 | ??? | ||||
Минаков, Василий Иванович | 1921— 2016 | 206 | ||||
Несмашный Григорий Иванович | 1914—1990 | ??? | ||||
Паращенко, Феодосий Карпович | 1919—1978 | 388 | ||||
Левчук, Семён Лукьянович | 1918 — 2005 | 172 | ||||
Щелкунов Василий Иванович | 1910—1974 | ??? | ||||
Хрусталёв Павел Павлович | 1917—1975 | ??? |
Герои Российской Федерации, воевавшие на Ил-4 |
Указом Президента Российской Федерации от 02.05.1996 г. № 635 :
За мужество и героизм,проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, присвоить звание
ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ[6]
Герой Российской Федерации (1996 г., посмертно) | ||
---|---|---|
Звание | Годы жизни | |
Маслов Александр Спиридонович | капитан | 1907 — 1941 |
Балашов Владимир Михайлович | лейтенант | ?? — 1941 |
Бейскбаев Бахтурас | младший сержант | ?? — 1941 |
Реутов Григорий Васильевич | младший сержант | ?? — 1941 |
Тактико-технические характеристики |
Технические характеристики |
Экипаж: 4 человека (лётчик-командир экипажа, штурман (стрелок передней установки), стрелок-радист средней установки (башенный стрелок), стрелок люковой установки)
Длина: 14,8 м
Размах крыла: 21,44 м
Высота: 4,10 м
Площадь крыла: 66,7 м²
Масса пустого: 5800 кг
Масса снаряженного: 10 055 кг
Масса максимальная взлётная: 12 120 кг
Двигатели:: 2× воздушного охлаждения М-88Б
Тяга: 2× 1100 л. с. (820 кВт)
Лётные характеристики |
Максимальная скорость:
на высоте: 430 км/ч
у земли: 332 км/ч
Дальность полёта: 3800 км (с 1000 кг бомб)
Скороподъёмность: 4,4 м/с (264 м/мин)
Практический потолок: 8900 м
Вооружение |
- Оборонительное
- 2× 7,62 мм пулемёта ШКАС
- 1× 12,7 мм пулемёт УБТ
- Боевая нагрузка
нормальная: 1000 кг бомб
максимальная: 2500 кг- 1× 940 кг торпеда 45-36-АН или 45-36-АВ
Памятники |
Тип памятника | Местонахождение | Надписи | Фото |
---|---|---|---|
Самолёт-памятник | г. Североморск (Мурманская область) | фото | |
Памятный знак на месте гибели самолёта | г. Севастополь, ул. Суворова | Здесь 26.IX.1943 г. при выполнении боевого задания погиб экипаж самолета «Ил-4» 5 гвардейского минно-торпедного авиационного полка ВВС ЧФ. Гвардии ст. лейтенант Надеждин В. А., гвардии старшина Правдивый И. Ф., гвардии сержант Борисов А. П. | фото |
В фильмографии |
- Ил-4 показан в советских художественных фильмах «Валерий Чкалов» (1941) и «Торпедоносцы» (1983)
«Гром небесный». ДБ-3 (Ил-4) на YouTube
Оружие победы. Дальний бомбардировщик Ил-4 на YouTube
Примечания |
↑ Ко дню ВВС (неизв.). ko-dnu-vvs.mil.ru. Проверено 12 августа 2018.
↑ Симонов К. Разные дни войны. Дневник писателя. М.: Художественная литература, 1982. (Гл. 2)
↑ Евгений Стасенко. 212 дальнебомбардировочный авиационный полк. Карточка подразделения (неизв.). Победа 1945.
↑ Уфаркин Николай Васильевич. биография (неизв.). Герои страны.
↑ Вольнов Августин Александрович. Повесть о ровеснике. — Волго-Вятское книжное издательство, 1964. — 304 с.
↑ Указ Президента Российской Федерации от 02.05.1996 г. № 635
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Ил-4 на Викискладе |
Первые самолёты-бомбардировщики ОКБ С. В. Ильюшина — B. Б. Шавров. История конструкций самолётов в СССР 1938—1950- Цветные профили ИЛ-4
- Стальной характер советских соколов