Ил-4




























































Ил-4 (ДБ-3Ф)
Ily-4.jpg
Ил-4
Тип
дальний бомбардировщик
Разработчик
Союз Советских Социалистических Республик ОКБ-240
Производитель
Союз Советских Социалистических Республик ВАСО
Главный конструктор
С. В. Ильюшин
Первый полёт
21 мая 1939 года (ДБ-3Ф)
Начало эксплуатации
начало 1940 года
Конец эксплуатации
1952 год
Статус
снят с эксплуатации
Эксплуатанты
Союз Советских Социалистических Республик ВВС СССР
Годы производства
1936 — 1940 годы (ДБ-3)
1939 — 1945 годы (Ил-4)
Единиц произведено
1 528 (ДБ-3),
5 256 (Ил-4)

Базовая модель
ДБ-3
Варианты
ДБ-3ТП
ДБ-4
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

ДБ-3Ф, с 26 марта 1942 года Ил-4 (обозначение НАТО: Bob) — двухмоторный дальний бомбардировщик времён Второй мировой войны, разработанный ОКБ-240 под руководством С. В. Ильюшина.


Дальнейшее развитие ДБ-3, с новой кабиной штурмана, новым фюзеляжем (под другую технологию производства, разработанную для Ли-2), крылом с новым лонжероном и пневматическим управлением уборкой шасси,


Наиболее известным достижением этих самолётов были бомбардировки Берлина в начале войны.[источник не указан 503 дня][1]




Содержание






  • 1 Варианты


  • 2 Боевое применение


  • 3 Герои Советского Союза, воевавшие на Ил-4


  • 4 Герои Российской Федерации, воевавшие на Ил-4


  • 5 Тактико-технические характеристики


    • 5.1 Технические характеристики


    • 5.2 Лётные характеристики


    • 5.3 Вооружение




  • 6 Памятники


  • 7 В фильмографии


  • 8 Примечания


  • 9 Ссылки





Варианты |




  • ДБ-3Т — торпедоносец, 1938.


  • ДБ-3ТП — торпедоносец поплавковый, 1938.


  • ЦКБ-54 — самолёт сопровождения, 1938.


  • Ил-4Т — торпедоносец, 1940.


  • Ил-4ТК — высотный вариант 1943 года с турбокомпрессорами и герметичной кабиной.


  • Ил-4 «аэрофото» — фоторазведчик, 1946.



Боевое применение |


По итогам первых двух лет эксплуатации самолёта ДБ-3 в декабре 1938 была проведена конференция по обмену опытом, где представители ВВС отмечали, что машина оказалась чрезвычайно сложной в эксплуатации и имела много производственных дефектов. Отмечались течи топлива, трещины бензобаков, отказы тормозов, разрушения основных опор шасси, низкая надёжность моторов М-87.

В числе прочих отмечен большой разбег (до 800—1000 м при взлётном весе 8500—9500 кг), тенденция к правому развороту и сложность выдерживания курса взлёта (поскольку самолёт имел традиционную для тех лет заднюю центровку, в полёте был неустойчив по всем трём осям и требовал постоянной работы ручкой и педалями).


Также, во время финской кампании финские лётчики быстро обнаружили у ДБ-3 «мёртвую зону» снизу-сзади, что потребовало установки нижней люковой установки.

Тем не менее, к началу Великой Отечественной войны далеко не все Ил-4 были оборудованы нижней огневой точкой, да и верхняя турель оставляла желать лучшего. Самолёты срочно дорабатывались, ввели четвёртого члена экипажа, что сместило центровку ещё более к хвосту и ухудшило устойчивость.

С эвакуацией промышленности в восточные регионы страны качество сборки самолётов также стало заметно хуже. Начали поступать самолёты с деревянными кабинами штурмана, которые просто отламывались при посадке.
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}




Автопилота на самолёте нет, а по своей природе Ил-4 неустойчив, каждую секунду норовит завалиться в крен, уйти с курса, задрать или опустить нос. Нужно беспрерывно крутить штурвал, чтобы самолёт летел в заданном режиме… Ил-4 даже без бомб днём при хорошей видимости непросто поднять в воздух. Взлёт считался одним из самых сложных элементов полёта..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}


— дважды Герой Советского Союза А. Молодчий





Ил-4 мне нравился — на нём можно было хорошо летать в простых и сложных условиях, и всё же он был очень капризным самолётом и многих лётчиков унёс на тот свет. Строгим он был при взлёте, и лётчики со средней подготовкой часто не могли выдержать направление взлёта. Особенно капризным был при посадке: если чересчур выбрать триммер, а потом потребуется чуть-чуть подтянуть, то при увеличении оборотов двигателей самолёт шёл на кабрирование. У нас один лётчик чуть мёртвую петлю не сделал. Самолёт сорвался, и он погиб.


— Пшёнко В. А.


Однако опытные экипажи, хорошо освоившие самолёт, вполне успешно справлялись с поставленными задачами. Из воспоминаний М. В. Борисова: «Для такого самолёта у него слабые моторы. На взлёте он был трудный… как только упустишь, не удержишь. А так… я привык. Летал потом на Б-25… Вроде хороший самолёт, моторы хорошие, три ноги — едешь как на такси… Второй пилот? … Мне он был не нужен!».


Из-за неправильной организации боевых вылетов, решение несвойственных задач в начальный период войны приводило к тяжелейшим потерям в авиачастях. Именно восемь Ил-4 212 одбап были сбиты во время бомбёжки переправ на реке Березина 30 июня 1941 года. Очевидцем этого боя был Константин Симонов, что нашло отражение в его военных дневниках[2] и романе Живые и мёртвые, правда в них тип самолёта был заменен на ТБ-3, которые на вооружении в этом полку не состояли[3].


Из-за сходства в профиль с немецким бомбардировщиком Хейнкель-111 были случаи ошибочной атаки на него советских истребителей. Только во вторую половину войны Ил-4 стали применяться по прямому предназначению, для бомбовых ударов в тылу противника, что существенно снизило боевые потери.


Теоретически на самолёт можно было подвесить до 2500 кг бомб, но на практике это случалось редко.


За годы производства было построено 6883 машины разных модификаций, абсолютное большинство из которых было потеряно в боевых вылетах или разбито в авариях и катастрофах.
Последние 4 самолёта Ил-4 были построены на заводе № 126 в 1946 году, а с 1947 года оставшиеся в строю самолёты стали списывать.



Герои Советского Союза, воевавшие на Ил-4 |




Ил-4 (1942)













































































































































































































































































































































































Hero of the Soviet Union medal.png Герои Советского Союза



Годы жизни
Боевых вылетов








Алейников, Сергей Петрович



1909-1983

240

Андреев Иван Фёдорович


1910—1992
???

Вязовский, Владимир Андреевич



1920 — 2005

263

Барашев, Дмитрий Иванович


1920—1943
181

Борисов, Владимир Иванович


1918—1974
302

Гастелло, Николай Францевич


1908—1941
3

Гаранин Алексей Дмитриевич


1921—1943
400

Гречишкин Василий Николаевич


1911—1943
152

Молодчий, Александр Игнатьевич


1920—2002
311

Решетников, Василий Васильевич


Род. 1919
307

Захаров, Сергей Иванович


1918—2007
251

Осипов, Василий Николаевич


1917—1991
420

Тихомолов, Борис Ермилович[1]


1913-1991
212

Тихонов Василий Гаврилович


1909—1976
???

Прокудин, Алексей Николаевич


1915—1989
364

Полежаев Семён Антонович


1918—1982
224

Радчук Павел Петрович


1909—1943
???

Романов, Пётр Иванович


1918—1945


Рощенко Владимир Фёдорович


1921—1990
???

Симаков, Иван Николаевич


1906—1953
299

Симонов Михаил Васильевич


1913—2004
278

Ситнов Валентин Егорович[4][5]



1918-1945

150

Чумаченко Дмитрий Васильевич


1909-1948
326

Алехнович, Антон Адамович


1914—1979
205

Васильев, Василий Васильевич


1915—1943
201

Даньщин, Сергей Петрович


1911—1943
201

Швец, Степан Иванович


1905—1998
267

Кот Алексей Николаевич


1914—1997
293

Кретов, Степан Иванович


1919—1975
400

Краснухин Александр Михайлович


1908—1982
248

Черниенко Георгий Георгиевич


1907—1977
155

Куликов Сергей Иванович


1913—1953
???

Минаков, Василий Иванович


1921— 2016
206

Несмашный Григорий Иванович


1914—1990
???

Паращенко, Феодосий Карпович



1919—1978

388

Левчук, Семён Лукьянович



1918 — 2005

172

Щелкунов Василий Иванович


1910—1974
???

Хрусталёв Павел Павлович


1917—1975
???


Герои Российской Федерации, воевавшие на Ил-4 |


Указом Президента Российской Федерации от 02.05.1996 г. № 635 :


За мужество и героизм,проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, присвоить звание
ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ[6]




























Герой Российской Федерации (1996 г., посмертно)
Звание Годы жизни
Маслов Александр Спиридонович капитан 1907 — 1941
Балашов Владимир Михайлович лейтенант ?? — 1941
Бейскбаев Бахтурас младший сержант ?? — 1941
Реутов Григорий Васильевич младший сержант ?? — 1941


Тактико-технические характеристики |



Технические характеристики |




Ил-4




  • Экипаж: 4 человека (лётчик-командир экипажа, штурман (стрелок передней установки), стрелок-радист средней установки (башенный стрелок), стрелок люковой установки)


  • Длина: 14,8 м


  • Размах крыла: 21,44 м


  • Высота: 4,10 м


  • Площадь крыла: 66,7 м²


  • Масса пустого: 5800 кг


  • Масса снаряженного: 10 055 кг


  • Масса максимальная взлётная: 12 120 кг


  • Двигатели:: 2× воздушного охлаждения М-88Б


  • Тяга: 2× 1100 л. с. (820 кВт)



Лётные характеристики |




  • Максимальная скорость:


    • на высоте: 430 км/ч


    • у земли: 332 км/ч




  • Дальность полёта: 3800 км (с 1000 кг бомб)


  • Скороподъёмность: 4,4 м/с (264 м/мин)


  • Практический потолок: 8900 м



Вооружение |



Оборонительное 




  • 2× 7,62 мм пулемёта ШКАС

  • 1× 12,7 мм пулемёт УБТ



Боевая нагрузка 





  • нормальная: 1000 кг бомб


  • максимальная: 2500 кг

  • 1× 940 кг торпеда 45-36-АН или 45-36-АВ



Памятники |





















Тип памятника Местонахождение Надписи Фото
Самолёт-памятник г. Североморск (Мурманская область)
фото
Памятный знак на месте гибели самолёта г. Севастополь, ул. Суворова Здесь 26.IX.1943 г. при выполнении боевого задания погиб экипаж самолета «Ил-4» 5 гвардейского минно-торпедного авиационного полка ВВС ЧФ. Гвардии ст. лейтенант Надеждин В. А., гвардии старшина Правдивый И. Ф., гвардии сержант Борисов А. П.
фото


В фильмографии |



  • Ил-4 показан в советских художественных фильмах «Валерий Чкалов» (1941) и «Торпедоносцы» (1983)


  • «Гром небесный». ДБ-3 (Ил-4) на YouTube


  • Оружие победы. Дальний бомбардировщик Ил-4 на YouTube



Примечания |





  1. Ко дню ВВС (неизв.). ko-dnu-vvs.mil.ru. Проверено 12 августа 2018.


  2. Симонов К. Разные дни войны. Дневник писателя. М.: Художественная литература, 1982. (Гл. 2)


  3. Евгений Стасенко. 212 дальнебомбардировочный авиационный полк. Карточка подразделения (неизв.). Победа 1945.


  4. Уфаркин Николай Васильевич. биография (неизв.). Герои страны.


  5. Вольнов Августин Александрович. Повесть о ровеснике. — Волго-Вятское книжное издательство, 1964. — 304 с.


  6. Указ Президента Российской Федерации от 02.05.1996 г. № 635




Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}






  • Первые самолёты-бомбардировщики ОКБ С. В. Ильюшина — B. Б. Шавров. История конструкций самолётов в СССР 1938—1950

  • Цветные профили ИЛ-4

  • Стальной характер советских соколов










Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Центральная группа войск

Троллейбус