ATR 42
ATR 42 | |
---|---|
Тип | пассажирский самолёт |
Разработчик | / ATR |
Производитель | / ATR |
Первый полёт | 16 августа 1984 года |
Начало эксплуатации | 1985 год |
Статус | Эксплуатируется |
Эксплуатанты | FedEx (25) TRIP Linhas Aéreas (15) Aeromar (9) |
Годы производства | c 1984 года |
Единиц произведено | 436 (на декабрь 2014 года)[1] |
Варианты | ATR 72 |
Изображения на Викискладе |
ATR 42 — пассажирский двухмоторный турбовинтовой самолёт для среднемагистральных перелётов. Производитель — франко-итальянский концерн ATR. Самолет выпускается с 1984 года как во Франции, так и в Италии. Номер «42» в имени самолёта означает количество пассажирских мест, которое варьирует между 40 и 50. Рассчитан на дальность до 1500 км. На базе этого самолёта построен ATR 72.
Содержание
1 Аэродинамическая схема
2 Разработка
3 Варианты
3.1 ATR 42-300
3.2 ATR 42-320
3.3 ATR 42-500
3.4 ATR 42-600
4 Лётно-технические характеристики
5 Потери самолётов
6 Примечания
Аэродинамическая схема |
Двухмоторный турбовинтовой высокоплан с прямым крылом и однокилевым Т-образным оперением.
Разработка |
ATR 42 в его первой версии был анонсирован в 1981 году, совершил первый полёт 16 августа 1984 года, был сертифицирован в сентябре 1985 года. Первые коммерческие полёты данного типа ВС начались в декабре 1985 года.
Салон самолёта рассчитан на 46 пассажиров, крейсерская скорость составляет 540 км/ч. Дальность полёта при полной коммерческой загрузке составляет 1500 километров.
Варианты |
ATR 42-300 |
Оригинальный ATR 42, оснащённый двигателями Pratt & Whitney Canada PW-120 мощностью в 2000 л. с.
ATR 42-320 |
Усовершенствованная версия ATR 42-300 с двигателями PW121 (2100 л. с.).
ATR 42-500 |
Современная версия, идентичная по внешнему виду с более ранними, за исключением шестилопастных пропеллеров двигателей PW127E, мощностью в 2400 л. с. У этой версии увеличены крейсерская скорость и взлётный вес.
ATR 42-600 |
Модель, внешне схожая с ATR 42-500, но имеющая ещё более высокую техническую и лётную эффективность, надёжность, низкие топливные и эксплуатационные расходы. На этой модели будут установлены новые двигатели PW127M, которые будут на 5 % эффективнее показателей двигателей PW127E.
Лётно-технические характеристики |
Приведённые характеристики соответствуют модификации ATR 42-500.
Источник данных: Jane's [2]
- Технические характеристики
Экипаж: 2 пилота- Пассажировместимость: до 50 человек
Грузоподъёмность: 5450 кг
Длина: 22,67 м- Размах крыла: 24,57 м
Высота: 7,59 м- Площадь крыла: 54,5 м²
Коэффициент удлинения крыла: 11,1
База шасси: 8,78 м
Колея шасси: 4,1 м- Масса снаряжённого: 11 250 кг
Максимальная взлётная масса: 18 600 кг
Максимальная стояночная масса: 18 770 кг
Максимальная посадочная масса: 18 300 кг
Максимальная масса без топлива: 16 700 кг- Масса топлива во внутренних баках: 4500 кг
Объём топливных баков: 5736 л
Силовая установка: 2 × ТВД Pratt & Whitney Canada PW127E
Мощность двигателей: 2 × 2400 л. с. (2 × 1790 кВт)
Воздушный винт: Hamilton Standard 568F, 6-ти лопастной- Диаметр винта: 3,94 м
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 556 км/ч
- Практическая дальность: 1555 км (с 48 пассажирами)
- Перегоночная дальность: 2963 км
Практический потолок: 5485 м- Нагрузка на крыло: 341,3 кг/м²
Тяговооружённость: 192,3 Вт/кг (5,20 кг/кВт)- Длина разбега: 1163 м
- Длина пробега: 1040 м
Потери самолётов |
По данным на 1 ноября 2018 года в катастрофах и серьёзных происшествиях было потеряно 33 самолёта типа ATR 42[3].
Дата | Бортовой номер | Место | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
15.10.1987 | I-ATRH | Альпы | 37/37 | Малая скорость при наборе высоты в условиях обледенения, сваливание. |
17.06.1988 | F-WEGA | Тулуза | 0/3 | Тренировочный полёт с отключением двигателя, упал после взлёта. |
21.08.1994 | CN-CDT | Агадир | 44/44 | Предположительно, направлен в пике КВС. |
30.07.1997 | F-GPYE | Флоренция | 1/17 | Превышение посадочной скорости, выкат за пределы ВПП. |
20.01.1998 | EI-COC | Альгеро | 0/25 | Порыв бокового ветра при посадке, выкат за пределы ВПП. |
25.10.1998 | N143DD | Сан-Хуан | 0/27 | Не включён стояночный тормоз, столкновение с наземным оборудованием. |
16.03.1999 | PT-MFI | Мукури | 0/н. д. | Пожар двигателя. Смог сесть, но получил критические повреждения. |
11.10.1999 | A2-ABB | Габороне | 1/1 | Захват самолёта уволенным пилотом, намеренное столкновение с землёй. |
11.10.1999 | A2-AJD | Габороне | 0/0 | Повреждён на стоянке в результате падения захваченного самолёта. |
11.10.1999 | A2-ABC | Габороне | 0/0 | Повреждён на стоянке в результате падения захваченного самолёта. |
12.11.1999 | F-OHFV | Митровица | 24/24 | Столкнулся со склоном холма при заходе на посадку. |
26.12.1999 | F-WQJN | Динар | 0/0 | Повреждён на стоянке во время урагана. |
11.10.2000 | VP-BOF | Богота | 0/н. д. | Повреждён на стоянке в результате столкновения с Boeing 727. |
30.03.2001 | N37AE | Фрипорт | 0/0 | Повреждён на стоянке во время урагана. |
18.06.2001 | 4X-ATK | Тель-Авив | 0/н. д. | Аварийная посадка с невышедшей правой стойкой шасси. |
14.09.2002 | PT-MTS | Сан-Паулу | 2/2 | Грузовой рейс, разбился вскоре после набора высоты. |
06.03.2003 | I-ATRF | Рим | 0/45 | Во время руления подломилась левая стойка шасси. |
16.07.2007 | PT-MFK | Сан-Паулу | 0/25 | Выкат с ВПП при посадке, передняя стойка шасси подломилась. |
21.02.2008 | YV1449 | Мерида | 46/46 | Столкнулся со склоном горы вскоре после взлёта. |
08.05.2008 | N904FX | Гринсборо | 0/0 | Повреждён на стоянке во время урагана. |
08.05.2008 | N905FX | Гринсборо | 0/0 | Повреждён на стоянке во время урагана. |
27.01.2009 | N902FX | Лаббок | 0/2 | Грузовой рейс, посадка до торца ВПП. |
27.01.2009 | PK-YRP | Калимантан | 0/56 | Аварийная посадка после отказа обоих двигателей. Списан. |
13.09.2010 | YV1010 | Сьюдад-Гуаяна | 14/47 | Разбился при заходе на посадку из-за отказа техники. |
19.08.2011 | AI-9501 | Агатти | 0/н. д. | Выкатился с ВПП при посадке. |
09.06.2012 | OK-KFM | Прага | 0/0 | Пожар в ангаре. |
16.06.2012 | G-DRFC | Джерси | 0/43 | Поломка шасси на ВПП при посадке. Списан. |
31.08.2012 | AP-BHJ | Лахор | 0/46 | Выкатился с ВПП при посадке. Списан. |
19.10.2013 | P2-PXY | Маданг | 0/3 | Выкатился с ВПП при прерванном взлёте. Списан. |
12.02.2014 | EI-BYO | Дублин | 0/0 | Получил повреждения в аэропорту во время сильного шторма[4]. |
16.08.2015 | PK-YRN | Новая Гвинея | 54/54 | Столкнулся с горой[5]. |
16.08.2016 | 5H-PWD | Аруша | 0/н.д. | При посадке повредилась правая стойка шасси. |
07.12.2016 | AP-BHO | Хавелиан | 47/47 | За минуту до катастрофы экипаж сообщил о проблемах с двигателем. Врезался в холм[6]. |
04.05.2017 | C-GWEA | Саскачеван | 1/25 | Врезался в деревья при взлете, фюзеляж разломился надвое. |
Примечания |
↑ ATR: record year in terms of sales, deliveries, turnover and backlog
↑ Jane's All The World's Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane's Information Group, 2004. — P. 243-245. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2.
↑ Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > ASN Aviation Safety Database results
↑ Flights delayed, roads blocked and train services suspended
↑ СМИ: Все пассажиры индонезийского самолёта погибли при крушении
↑ Harro Ranter. ASN Aircraft accident ATR 42-500 AP-BHO Havelian (неизв.). aviation-safety.net. Проверено 10 декабря 2016.
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
ATR 42 на Викискладе |
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |