ATR 42

















































ATR 42
ATR 42-500 Hop! (HOP) F-GPYK - MSN 537 (10276128103).jpg
Тип
пассажирский самолёт
Разработчик
Франция / Италия ATR
Производитель
Франция / Италия ATR
Первый полёт
16 августа 1984 года
Начало эксплуатации
1985 год
Статус
Эксплуатируется
Эксплуатанты
Соединённые Штаты Америки FedEx (25)
Бразилия TRIP Linhas Aéreas (15)
Мексика Aeromar (9)

Годы производства
c 1984 года
Единиц произведено
436 (на декабрь 2014 года)[1]
Варианты
ATR 72
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

ATR 42 — пассажирский двухмоторный турбовинтовой самолёт для среднемагистральных перелётов. Производитель — франко-итальянский концерн ATR. Самолет выпускается с 1984 года как во Франции, так и в Италии. Номер «42» в имени самолёта означает количество пассажирских мест, которое варьирует между 40 и 50. Рассчитан на дальность до 1500 км. На базе этого самолёта построен ATR 72.




Содержание






  • 1 Аэродинамическая схема


  • 2 Разработка


  • 3 Варианты


    • 3.1 ATR 42-300


    • 3.2 ATR 42-320


    • 3.3 ATR 42-500


    • 3.4 ATR 42-600




  • 4 Лётно-технические характеристики


  • 5 Потери самолётов


  • 6 Примечания





Аэродинамическая схема |


Двухмоторный турбовинтовой высокоплан с прямым крылом и однокилевым Т-образным оперением.



Разработка |




Семейство ATR в трёх проекциях


ATR 42 в его первой версии был анонсирован в 1981 году, совершил первый полёт 16 августа 1984 года, был сертифицирован в сентябре 1985 года. Первые коммерческие полёты данного типа ВС начались в декабре 1985 года.


Салон самолёта рассчитан на 46 пассажиров, крейсерская скорость составляет 540 км/ч. Дальность полёта при полной коммерческой загрузке составляет 1500 километров.



Варианты |



ATR 42-300 |




ATR 42-200F авиакомпании FedEx


Оригинальный ATR 42, оснащённый двигателями Pratt & Whitney Canada PW-120 мощностью в 2000 л. с.



ATR 42-320 |




ATR 42-320 авиакомпании Aeromar


Усовершенствованная версия ATR 42-300 с двигателями PW121 (2100 л. с.).



ATR 42-500 |




ATR 42-500 авиакомпании Air Littoral


Современная версия, идентичная по внешнему виду с более ранними, за исключением шестилопастных пропеллеров двигателей PW127E, мощностью в 2400 л. с. У этой версии увеличены крейсерская скорость и взлётный вес.



ATR 42-600 |


Модель, внешне схожая с ATR 42-500, но имеющая ещё более высокую техническую и лётную эффективность, надёжность, низкие топливные и эксплуатационные расходы. На этой модели будут установлены новые двигатели PW127M, которые будут на 5 % эффективнее показателей двигателей PW127E.



Лётно-технические характеристики |


Приведённые характеристики соответствуют модификации ATR 42-500.
Источник данных: Jane's [2]


Технические характеристики



  • Экипаж: 2 пилота

  • Пассажировместимость: до 50 человек


  • Грузоподъёмность: 5450 кг


  • Длина: 22,67 м

  • Размах крыла: 24,57 м




  • Высота: 7,59 м

  • Площадь крыла: 54,5 м²


  • Коэффициент удлинения крыла: 11,1


  • База шасси: 8,78 м


  • Колея шасси: 4,1 м

  • Масса снаряжённого: 11 250 кг


  • Максимальная взлётная масса: 18 600 кг


  • Максимальная стояночная масса: 18 770 кг


  • Максимальная посадочная масса: 18 300 кг


  • Максимальная масса без топлива: 16 700 кг

  • Масса топлива во внутренних баках: 4500 кг


  • Объём топливных баков: 5736 л


  • Силовая установка: 2 × ТВД Pratt & Whitney Canada PW127E


  • Мощность двигателей: 2 × 2400 л. с. (2 × 1790 кВт)


  • Воздушный винт: Hamilton Standard 568F, 6-ти лопастной

  • Диаметр винта: 3,94 м


Лётные характеристики


  • Максимальная скорость: 556 км/ч

  • Практическая дальность: 1555 км (с 48 пассажирами)

  • Перегоночная дальность: 2963 км


  • Практический потолок: 5485 м

  • Нагрузка на крыло: 341,3 кг/м²


  • Тяговооружённость: 192,3 Вт/кг (5,20 кг/кВт)

  • Длина разбега: 1163 м

  • Длина пробега: 1040 м





Потери самолётов |


По данным на 1 ноября 2018 года в катастрофах и серьёзных происшествиях было потеряно 33 самолёта типа ATR 42[3].
























































































































































































































































Дата
Бортовой номер
Место
Жертвы
Краткое описание
15.10.1987

Италия I-ATRH

Италия Альпы
37/37
Малая скорость при наборе высоты в условиях обледенения, сваливание.
17.06.1988

Франция F-WEGA

Франция Тулуза
0/3
Тренировочный полёт с отключением двигателя, упал после взлёта.
21.08.1994

Марокко CN-CDT

Марокко Агадир
44/44
Предположительно, направлен в пике КВС.
30.07.1997

Франция F-GPYE

Италия Флоренция
1/17
Превышение посадочной скорости, выкат за пределы ВПП.
20.01.1998

Италия EI-COC

Италия Альгеро
0/25
Порыв бокового ветра при посадке, выкат за пределы ВПП.
25.10.1998

Соединённые Штаты Америки N143DD

Соединённые Штаты Америки Сан-Хуан
0/27
Не включён стояночный тормоз, столкновение с наземным оборудованием.
16.03.1999

Бразилия PT-MFI

Бразилия Мукури
0/н. д.
Пожар двигателя. Смог сесть, но получил критические повреждения.
11.10.1999

Ботсвана A2-ABB

Ботсвана Габороне
1/1
Захват самолёта уволенным пилотом, намеренное столкновение с землёй.
11.10.1999

Ботсвана A2-AJD

Ботсвана Габороне
0/0
Повреждён на стоянке в результате падения захваченного самолёта.
11.10.1999

Ботсвана A2-ABC

Ботсвана Габороне
0/0
Повреждён на стоянке в результате падения захваченного самолёта.
12.11.1999

Италия F-OHFV

Сербия Митровица
24/24
Столкнулся со склоном холма при заходе на посадку.
26.12.1999

Франция F-WQJN

Франция Динар
0/0
Повреждён на стоянке во время урагана.
11.10.2000

Колумбия VP-BOF

Колумбия Богота
0/н. д.
Повреждён на стоянке в результате столкновения с Boeing 727.
30.03.2001

Соединённые Штаты Америки N37AE

Багамские Острова Фрипорт
0/0
Повреждён на стоянке во время урагана.
18.06.2001

Израиль 4X-ATK

Израиль Тель-Авив
0/н. д.
Аварийная посадка с невышедшей правой стойкой шасси.
14.09.2002

Бразилия PT-MTS

Бразилия Сан-Паулу
2/2
Грузовой рейс, разбился вскоре после набора высоты.
06.03.2003

Италия I-ATRF

Италия Рим
0/45
Во время руления подломилась левая стойка шасси.
16.07.2007

Бразилия PT-MFK

Бразилия Сан-Паулу
0/25
Выкат с ВПП при посадке, передняя стойка шасси подломилась.

21.02.2008

Венесуэла YV1449

Венесуэла Мерида
46/46
Столкнулся со склоном горы вскоре после взлёта.
08.05.2008

Соединённые Штаты Америки N904FX

Соединённые Штаты Америки Гринсборо
0/0
Повреждён на стоянке во время урагана.
08.05.2008

Соединённые Штаты Америки N905FX

Соединённые Штаты Америки Гринсборо
0/0
Повреждён на стоянке во время урагана.
27.01.2009

Соединённые Штаты Америки N902FX

Соединённые Штаты Америки Лаббок
0/2
Грузовой рейс, посадка до торца ВПП.
27.01.2009

Индонезия PK-YRP

Индонезия Калимантан
0/56
Аварийная посадка после отказа обоих двигателей. Списан.
13.09.2010

Венесуэла YV1010

Венесуэла Сьюдад-Гуаяна
14/47
Разбился при заходе на посадку из-за отказа техники.
19.08.2011

Индия AI-9501

Индия Агатти
0/н. д.
Выкатился с ВПП при посадке.
09.06.2012

Чехия OK-KFM

Чехия Прага
0/0
Пожар в ангаре.
16.06.2012

Великобритания G-DRFC

Великобритания Джерси
0/43
Поломка шасси на ВПП при посадке. Списан.
31.08.2012

Пакистан AP-BHJ

Пакистан Лахор
0/46
Выкатился с ВПП при посадке. Списан.
19.10.2013

Папуа — Новая Гвинея P2-PXY

Папуа — Новая Гвинея Маданг
0/3
Выкатился с ВПП при прерванном взлёте. Списан.
12.02.2014

Ирландия EI-BYO

Ирландия Дублин
0/0
Получил повреждения в аэропорту во время сильного шторма[4].

16.08.2015

Индонезия PK-YRN

Индонезия Новая Гвинея
54/54
Столкнулся с горой[5].
16.08.2016

Намибия 5H-PWD

Намибия Аруша
0/н.д.
При посадке повредилась правая стойка шасси.

07.12.2016

Пакистан AP-BHO

Пакистан Хавелиан
47/47
За минуту до катастрофы экипаж сообщил о проблемах с двигателем. Врезался в холм[6].
04.05.2017

Канада C-GWEA

Канада Саскачеван
1/25
Врезался в деревья при взлете, фюзеляж разломился надвое.


Примечания |





  1. ATR: record year in terms of sales, deliveries, turnover and backlog


  2. Jane's All The World's Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane's Information Group, 2004. — P. 243-245. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2.


  3. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > ASN Aviation Safety Database results


  4. Flights delayed, roads blocked and train services suspended


  5. СМИ: Все пассажиры индонезийского самолёта погибли при крушении


  6. Harro Ranter. ASN Aircraft accident ATR 42-500 AP-BHO Havelian (неизв.). aviation-safety.net. Проверено 10 декабря 2016.



.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}















Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Центральная группа войск

Троллейбус